АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель и смысл жизни человека

Читайте также:
  1. D. Центроверсия и стадии жизни
  2. I. Неблагоприятные условия для жизни бактерий создаются при
  3. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  4. I. Философия жизни.
  5. II ЛЮДИ В МОЕЙ ЖИЗНИ – БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
  6. III. ДРУГИЕ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
  7. III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
  8. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  9. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  10. SALVATOR - это переход физического явления в семантико-нейронный алгоритм (инструкцию) освобождения человека от негативных последствий этого явления.
  11. V. Основы здорового образа жизни.
  12. V3: Перестройка социально-политической жизни государства и ее последствия.

Человек в отличие от животных осознает конечность своего

существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что

он смертен, и о том, что же он оставит на Земле после себя. Часто

мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека

сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть

чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некото­

рые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце

концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не

проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев смятение,

человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще

предстоит сделать. Никто не знает, когда придет его последний

час, однако каждый нормальный человек стремится достичь опре­

деленных результатов к концу своего жизненного пути. Таким

образом, знание о грядущей смерти становится основополагаю­

щим в последующем духовном развитии человека, в определении

цели и смысла жизни.1.5. Цель и смысл жизни человека 35

Размышления над смыслом жизни становятся для многих лю­

дей основой в определении главной цели жизненного пути, пове­

дения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой лич­

ности неразрывно связаны с социальными явлениями, определяю­

щими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в кото­

ром человек живет, человечества как единого целого. Но при этом

каждый решает для себя сам, какими средствами можно достигать

намеченных целей, а какими — нельзя. Здесь проявляются такие

нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, спра­

ведливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо

другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях,

жить для себя? Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бед­

ных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение

этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском

учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценно­

стях», создающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле своего существования, человек начина­

ет вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Буду­

чи важной для каждого человека, эта проблема занимает цент­



ральное место во всей культуре человечества. Человечество неод­

нократно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа,

осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постула­

том о загробном мире, истинной жизни после физической смерти.

Согласно этим взглядам поступки человека в земной жизни долж­

ны определять его место в потустороннем мире. Если человек тво­

рил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет —

в ад (рис. 2).

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поис­

ка смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того,

что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для

этого собственные духовные усилия и критически анализируя пред­

шествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физиче­

ское бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали

эликсир жизни, но безуспешно. В наши дни ученые и не пытают­

ся этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продле­

ния жизни (здоровое питание, занятия спортом и т. д.). Возраст­

ные пределы жизни человека составляют в среднем 70 — 75 лет.

Долгожители, достигшие девяноста, ста и более лет, встречают­

ся редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве

от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в36 Глава 1. Человек

t*

Рис. 2. Нестеров М.А. Явление отроку Варфоломею

определенную группу, является частью общества и, в широком

смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек

может добиваться поставленных перед собой личных целей, но

никогда не достигнет целей своей общности, народа, человече­

ства. Такое положение содержит в себе побудительные силы твор­

ческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, за­

дача всякого человека — всесторонне развивать свои способно­

сти, вносить личный вклад в историю, в эволюцию общества, его

‡агрузка...

культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной лично­

сти, который реализуется через общество. Таков же и смысл жиз­

ни общества, человечества в целом, реализуемый посредством жиз­

ней отдельных индивидов.

Соотношение личного и общественного было неодинаковым в

разные исторические периоды и определялось ценностью челове­

ческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения

человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не счита­

ется ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то

большего, подавляемый обществом и государством. И напротив, в

демократическом обществе, где признается индивидуальность че­1.5. Цель и смысл жизни человека 37

ловека, смысл жизни отдельно взятого человека и общества все

более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни

связано с пониманием социальной природы человека. Поведение

личности определяется социально-нравственными нормами. По­

этому неправильно искать смысл жизни человека в его биологи­

ческой природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко

бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек про­

ходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Снача­

ла он учится, стремясь получить необходимые знания. Но знания

важны не сами по себе, а потому что их можно применить на

практике. Более глубокие знания, полученные в институте, дип­

лом с отличием служат залогом получения престижного рабочего

места, а успешное выполнение служебных обязанностей способ­

ствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают,

что их жизненный путь будет похож. Один человек может остано­

виться на достигнутом и не будет стремиться идти дальше, другой

ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать

семью, воспитать детей. Во многих случаях дети становятся смыс­

лом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребен­

ка, дать ему образование, научить жизни. Если цель достигается,

дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существо­

вания людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей,

близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творче­

ством, политикой, спортом, стремясь выделиться из массы других

людей. Но заботиться о своей известности любой ценой недопус­

тимо. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Ар­

темиды (одно из семи чудес света), чтобы сохранить свое имя в

истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать толь­

ко деятельность на пользу общества в сочетании с удовлетворени­

ем личных интересов и потребностей.

Как писал Николай Островский, жизнь прожить нужно так,

«чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от

того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил постав­

ленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени,

чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории нема­

ло примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших,38 Глава 1. Человек

но тем не менее оставшихся в памяти человечества. А сколько они

могли бы сделать, прожив еще пять, десять, пятнадцать лет? Та­

кой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продле­

ния человеческой жизни.

Проблема продления человеческой жизни может ставиться как

научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это

необходимо. С точки зрения гуманизма жизнь сама по себе пред­

ставляет высшую ценность. В этом смысле увеличение ее социаль­

ной продолжительности становится прогрессивным шагом в отно­

шении и отдельных людей, и общества в целом.

Однако эта же проблема имеет и биологический аспект. Современная

наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения

различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема

замедления механизмов старения человеческого организма современной

наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять

свойственные ему функции, и человек испытывает физические страда­

ния. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека

по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг уже

не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка вопроса означает, что задачей медицины

должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение

его умственной и физической дееспособности. Несомненно, челове­

ку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных

условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продле­

ние индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и

самого человека, а именно: развитие богатства человеческой приро­

ды, степень участия личности в коллективной жизни человечества.

Наряду с вопросом о цели и смысле жизни люди всегда задава­

лись вопросом о конечности своего бытия. Проблема смерти вста­

ла перед человечеством еще в те времена, когда человек впервые

осознал временные пределы своего существования. Отношение к

смерти было различным у разных народов и проявлялось в пер­

вую очередь в религиозных воззрениях.

Смерть — это, несомненно, прекращение бытия человека. Осо­

знание человеком того, что его не станет, что он не будет чувство­

вать, мыслить, не увидит будущего, может явиться источником

страха и отчаяния. Если же оценивать смерть как переход в иную

форму бытия, «вечную жизнь», то факт смерти уже не представ­

ляется столь трагичным. Жизнь в этом случае видится как подго­

товка к смерти, к переходу в иной мир. Именно таково содержа­

ние религиозного взгляда на проблему смерти.

Еще в древних языческих культах смерть представлялась как

гибель телесного при продолжении существования души. У мно-1.5. Цель и смысл жизни человека 39

г их народов был распространен обряд кремации, т.е. сожжения

тела умершего. Считалось, что с уничтожением тела душа вместе

с дымом быстрее поднимется на небеса. Чтобы задобрить богов,

родственники умершего собирались на поминальную трапезу. За­

пах от приготовленных блюд, поднимаясь к небесам, должен был

быть пищей богов, а кушанья доставались людям.

Проблема взаимосвязи души и тела проявилась в традиции муми­

фикации. В Древнем Египте существовало поверье, что душа, вы­

ходя из тела, обязательно должна туда вернуться. Подтверждени­

ем этому считался сон, во время которого душа якобы покидает

тело, летает где-то, а затем возвращается в телесную оболочку. Сны,

таким образом, являются воспоминаниями о путешествиях души.

Поэтому в Египте тело умершего старались сохранить: удаляли

внутренности, пропитывали различными составами, укладывали в

каменные саркофаги. Искусство мумификации в Египте достигло

такого мастерства, что некоторые мумии сохранились и по сей день

(рис. 3).

Наиболее распространенным способом погребения у многих

народов было предание тела земле. Видимо, изначально этот об-

Рис. 3. Древнеегипетская мумия40 Глава 1. Человек

ряд был связан с намерением уберечь тело умершего сородича от

поедания его дикими зверями. Со временем такой обряд принял

религиозную окраску: тело предавалось земле, тогда как душа

отправлялась в иной мир.

Интересен взгляд на проблему смерти в учении о реинкарна­

ции (переселении душ), наиболее распространенном среди инду­

сов. Согласно этому учению со смертью человека его душа пересе­

ляется в тело другого человека, в животное или даже в неодушев­

ленный предмет. Вопрос о том, в какую именно оболочку пересе­

лится душа, разрешался в зависимости от праведности жизни. Если

человек жил достойно, помогал ближним, совершал добрые по­

ступки, то его душа после физической смерти могла переселиться

в тело другого человека, может быть, даже занимающего более

высокое положение в обществе. Если же, наоборот, человек при­

носил зло другим, душе грозило переселиться в животное, насе­

комое, червяка или даже в придорожный камень, который будет

лежать на своем месте сотни лет.

Во многих религиях наступление смерти связывается с перехо­

дом в иной, потусторонний, загробный мир. В христианстве душа

умершего попадает в рай или ад в зависимости от того, сколько

хорошего и плохого совершил человек при жизни.

В верованиях многих древних народов считалось, что человек в за­

гробном мире останется таким же, каким он был при жизни, и ему пона­

добится все то, чем он пользовался до кончины. Поэтому в могилы клали

украшения, оружие, предметы быта. Для погребения египетских фарао­

нов строились пирамиды, в которые помещали все необходимые в жизни

царской особы предметы. Стены внутренних помещений расписывались

сценами из жизни фараона, увековечивающими его деяния. Широко из­

вестны захоронения скифов — народа, жившего в древние времена в

Северном Причерноморье. В могилы знати скифы клали оружие и раз­

нообразные украшения из драгоценных металлов. В Китае археологами

была найдена гробница, в которой кроме останков усопшего обнаружили

разнообразные предметы быта, оружие, колесницы и — самое удиви­

тельное — несколько десятков глиняных статуй воинов. Уникальность

находки состояла в том, что ни одна статуя не была похожа на другую.

Видимо, их лепили с реальных людей (рис. 4).

У некоторых народов было принято в могилу вместе с умершими

вождями и императорами помещать их жен, слуг, телохранителей, лоша­

дей, собак, которых специально умерщвляли, чтобы похоронить вместе с

хозяином. Считалось, что и в потустороннем мире они будут верно слу­

жить ему, как и при жизни.

Проблема смерти во все времена касалась не только вопроса

возможного существования в потустороннем мире, но и того, как

человек примет смерть. Конечно, есть разница между смертью в1.5. Цель и смысл жизни человека 41

Рис. 4. Терракотовая армия правителя Циня Шихуанди

расцвете сил и смертью в глубокой старости, между смертью ради

жизни других людей и смертью преступника на эшафоте. Поэто­

му независимо от исторической эпохи вопрос, как принять смерть,

был весьма актуальным. Смерть на поле брани всегда считалась

почетной. Люди шли на смерть ради свободы, защищая свою Ро­

дину, своих жен и детей. Из летописи известны слова князя Свя­

тослава, сказанные им накануне решающей битвы с византийцами

в 971 году: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми —

ибо мертвые сраму не имут! Если же убежим — срам будет нам».

В русской истории таких примеров немало. Русские солдаты шли

в бой за Веру, Царя и Отечество. И это были не пустые слова.

Защита Родины от иноземных захватчиков являлась важнейшей

целью, ради достижения которой можно было отдать свою жизнь.

Во время Великой Отечественной войны наши отцы и деды шли в

атаку, бросались с гранатами под танки, закрывали собой амбра­

зуры дотов со словами «За Родину!», а уже затем — «За Стали­

на!», так как жить без вождя можно, вожди приходят и уходят, а

Родина одна, и никакая другая страна ее не заменит. Тем более

что истинный патриот не будет мириться с порабощением своей

Родины иноземцами.42 Глава 1. Человек

В настоящее время проблема смерти стала актуальна как ни­

когда. В соответствии с демократическими идеалами, все более

завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью.

В странах Евросоюза смертная казнь отменена. В статье 20 Кон­

ституции Российской Федерации провозглашено право каждого

человека на жизнь. Там же определена перспектива отмены смерт­

ной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не

применяется.

Этические и нравственные аспекты проблемы смерти привле­

кают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских

исследований, в частности в области реаниматологии, занимаю­

щейся вопросами возвращения к жизни людей.

Наряду с безоговорочным признанием права человека на жизнь

в наши дни всерьез обсуждается его право на смерть. Одни наста­

ивают на неограниченной свободе человека в решении этого во­

проса, другие — на отказе в праве на смерть, исходя из гумани­

тарных, общественных и государственных интересов. Человече­

ство всегда боролось за право на жизнь. Все остальные права че­

ловека рассматривались как его производные, поскольку каждое

из них так или иначе отражало одно из проявлений жизни, необ­

ходимость удовлетворения каких-либо жизненных потребностей,

интересов, устремлений.

Самоубийство как добровольный уход из жизни во все времена

осуждалось обществом и Церковью. Самоубийц даже не хоронили

на кладбищах. Исключение составили случаи, связанные с неже­

ланием людей попасть в плен к врагу.

В настоящее время вопрос о жизни и смерти становится вопро­

сом выбора, причем не только самого человека, которого этот во­

прос касается. Возникает проблема: может ли общество сохранять

жизнь человека вопреки его воле? При этом речь идет не о само­

убийце, а об умирающем человеке, которому искусственно задер­

живают наступление смерти. Неслучайно вопрос о разрешении

или запрете эвтаназии — безболезненной искусственной кончине

страдающего неизлечимой болезнью человека — стал предметом

острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащит­

ников, политиков.

Проблемы жизни и смерти поднимают медицинские, правовые,

моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осозна­

ние смертности не должно стать поводом для отчаяния. Наоборот,

нужно понять, что людям отводится не так уж и много времени

для реализации своего жизненного потенциала и надо использо­

вать это время с пользой и для себя, и для общества.1.5. Цель и смысл жизни человека 43

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко­

нечности своего существования и определением им цели и смысла

своей жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще­

ства?

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен­

ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необхо­

димо ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы це­

лей и смысла жизни, времени, требующегося для реализации этих

целей.

8. Как рассматривалась проблема смерти в культуре разных народов?

9. Как взгляды на проблему смерти влияли на обряд погребения?

10. Почему у многих народов возникло понятие о душе? Как это про­

явилось в религиозных верованиях?

И. Охарактеризуйте учение о реинкарнации. Где и почему возникло

это учение?

12. В чем состоит вопрос: как принять смерть? Как с ним было связа­

но поведение людей?

13. Чем объяснить проявления самопожертвования и героизма? При­

ведите примеры.

14. В чем состоит актуальность проблемы смерти в современном мире?

15. В чем состоят нравственные проблемы смерти? Что понимают под

словами «право на смерть»?

16. В чем состоит взаимосвязь проблемы смерти и проблемы смысла

жизни?

1. Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого:

Человек может рассматривать себя как животное среди животных, жи­

вущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена

семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже

непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум)

рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бес­

конечное время. И потому разумный человек должен был сделать и все­

гда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих44 Глава 1. Человек

влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирова­

ние, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни,

свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству

миру, понимая его как одно целое. <...> Понимать, что жизнь есть глу­

пая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одевать­

ся, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвра­

тительно... Я умру так же, как и все <...> но моя жизнь и смерть будут

иметь смысл для меня и для всех <...> человек умер, но его отношение

к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни,

а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и

любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекра­

щаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем писатель видит смысл жизни.

2. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смыс­

ла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.052 сек.)