АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Готическое искусство

Читайте также:
  1. I. Является ли любовь искусством?
  2. II. Искусство Древней Греции.
  3. III. Искусство Древнего Рима.
  4. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  5. Актерское искусство второй половины XIX века
  6. Английское искусство XVIII века.
  7. Архитектура и искусство Древнего Египта
  8. Архитектура и искусство.
  9. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  10. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  11. Византийское искусство 6 века
  12. Византийское искусство 7 - 8 веков

В конце XII в. на смену романскому искусству пришел новый стиль – готический. Названия «готическое искусство», «готика» (от итал. gotico, буквально – готский, т. е., относящийся к германскому племени готов) возникли в Италии в эпоху Возрождения. Первоначально этим термином именовали все средневековое искусство, считая его порождением варварского племени готов, которое некогда разрушило Рим. В настоящее время готическим называют искусство главным образом Западной Европы конца XII–XIV в.

В эпоху готики появляются новые культурные центры средневековья – города. Появление их во многом изменило жизнь общества. В городах зародилась наука, расцвели художественное ремесло, рыцарская поэзия и народная сатира. Борьба городов встречала поддержку со стороны центральной королевской власти, стремившейся к объединению разрозненных феодальных владений в единое государство.

Готическое искусство, сменившее романский стиль, оставалось культовым по назначению и религиозным в своих основах. Оно было соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной и сводом знаний о ней стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, весь художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой системой их соподчинения, выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Готический собор – это целый мир.

Представление о мрачности готических соборов сильно преувеличено. Ни снаружи, ни внутри они не кажутся подавляющими: живописные, динамические, они воплощают собой Небесный град на земле, устремлённостью вверх они ещё раз напоминают человеку о том, к чему он должен стремиться, что цель его существования – обретение Града Небесного.

Собор был и главным средоточием готического искусства – скульптуры и живописи (преимущественно витражей). В готической скульптуре застылость романских статуй сменилась подвижностью фигур, динамичной открытостью пластики, в которой переплелись лиризм и трагическая аффектация, возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск и сатирическая образность.

Соборы возводили мастера-каменщики на центральных площадях городов на средства горожан. Храм был не только культовым сооружением, но нередко центром общественной жизни. Перед собором устраивались городские сходки, в самом здании совершались важные государственные акты, читались лекции студентам университетов.

Зодчие готических соборов были искуснее романских строителей. Они сумели выделить в здании его строительный каркас, облегчить конструкцию, добиться того, что стена перестала быть основной несущей конструкцией. Аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки, нервюры, пинакли, вимперги и другие детали – новые конструктивные элементы, применяемые в архитектуре, позволявшие избежать массивных стен, и готические архитекторы смело прорезали высокие окна и легкие арки, устремленные вверх, да и сами здания стали значительно выше.

Колыбелью готического искусства является Франция. Красивые соборы построены в городах Шартре (1145–1220), Париже (1163–1230), Амьене (1220–1269), но самый совершенный среди них – собор Нотр-Дам в Реймсе (1211–1311).

Огромный по своим размерам Реймсский соборпоражает своей величественностью. Его длина составляет 138 метров, а высота превышает 40 метров. Главное внимание зодчие уделили сооружению и обработке западного фасада здания. В едином неудержимом порыве он устремляется ввысь. В центре движение постепенно затухает, зато по бокам стрельчатые арки и окна как бы взлетают к двум венчающим собор башням. Чем выше поднимается взгляд, тем более легким становится здание, тоньше и ажурнее каменная резьба. Создавалось впечатление, что камень потерял свои тяжесть и хрупкость, и сплетается в затейливые кружева в центральном круглом окне – розе, в переплетах окон, в резных башенках.

Интерьеры собора не менее впечатляющие. Высокие стройные столбы, окруженные тонкими полуколоннами, легко поднимаются вверх к окнам, которые мерцают в глубине храма разноцветными витражами. Проникая сквозь цветные стекла, свет красочными бликами играет на полу, колоннах и арках.

Готические храмы щедро украшались произведениями скульптуры. В готических статуях ваятели пытались передать душевные движения персонажей, стремились сделать позы и жесты фигур выразительными и одухотворенными. Святые начинают утрачивать былую строгость, наделяются чертами земных людей.

Наряду с храмами в эпоху готики большое внимание уделялось строительству светских зданий. В городах постепенно выделились две главные площади – соборная и рыночная. Вокруг рынка располагались торговые ряды, здесь находилась дозорная башня с часами и городской колодец. На рыночной площади появились первые ратуши – здания магистрата, городского самоуправления. Помимо этого, возводились городские укрепления, больницы, каменные дома богатых горожан.

Вслед за Францией готический стиль получил развитие в Германии, Англии, Польше и других странах.

В Германии замечательные готические здания находятся в Кёльне, Фрейбурге, Магдебурге, Марбурге. В Германии сложились типы зальной церкви и однобашенного кафедрального собора. Готическая скульптура выделяется жизненной конкретностью и монументальностью образов, пластической экспрессией. Среди работ средневековых немецких скульпторов, работавших в это время, особое место занимают 12 статуй донаторов – меценатов, пожертвовавших средства на строительство храма. Эти статуи установлены в городском соборе Наумбурга (1210–1240). Мастера, сделавшие статуи, никогда не видели этих людей, но каждую статую безвестные скульпторы наделили ярким и индивидуальным характером.

В готической архитектуре Англии строгая геометрическая простота объёмов компенсируется богатством и сложностью резного декора на сводах и фасадах. Таковы соборы в Солсбери, Кентербери, Линкольне. Воздвигнутые часто вне городских кварталов, в монастырях, они хорошо видны издали. Скульптура в английских соборах незначительна. Высокого развития в эпоху готики достигло искусство книжной миниатюры.

В Польше много замечательных памятников готического искусства
сохранилось в бывшей древней столице этого государства – Кракове. Они украшают в Кракове территорию королевского Вавельского замкаи
рыночную площадь. Здесь высится костел Девы Марии, в котором можно увидеть замечательное произведение – большой алтарь (1477–1489),
вырезанный из дерева – который создал выдающийся скульптор – Вит Ствош (1455–1533). Он имеет 11 метров в длину и 13 в высоту. Это самый большой готический алтарь Европы. Он включает восемнадцать рельефов на створках – сцены из жизни Марии и Иисуса Христа, большую скульптурную группу Марии с апостолами в центре открытого алтаря и декоративные фигуры на обрамлениях. Алтарь выполнен из дерева с полихромной окраской, благодаря чему скульптура и живопись объединяются в единое целое. Образы алтаря драматичны, одухотворенны и возвышенны.

Большого расцвета в эпоху готики достигли книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство: ювелирное дело и резьба по слоновой кости. Наряду с изображениями на религиозные темы здесь часто встречаются изображения на светские сюжеты.

В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для возникновения культуры Возрождения, на протяжении XVI в. почти повсеместно вытеснившей искусство готики.

В эпоху средневековья формируются основные категории эстетики. Так, красота в средневековом мире понимается как разумная соразмерность частей, гармония, порядок, пропорциональность, ясность, чистота. Материальная красота трактуется как символ невидимой божественной красоты. Прекрасное и безобразное определяются через субъективно-объективные отношения: прекрасное – это нечто невидимое, становящееся видимым. Созерцание прекрасного доставляет наслаждение само по себе, вне практического использования вещи, и в то же время прекрасное – это объективные «пропорции и блеск», гармония, упорядоченность, соразмерность, мера в цвете и размере; безобразное то, что вызывает отвращение.

Назначение искусства в средневековом понимании заключалось в воплощении сверхчувственной идеи божественного архетипа в чувственных образах, выраженных условной символикой. Творчество Бога беспредельно, совершенно и абсолютно. Творчество человека относительно, ограничено и поэтому должно быть подчинено воле Бога. Вне Бога творчества быть не может. Художник, творец является ни чем иным, как проводником, исполнителем, средством реализации воли Бога. Именно поэтому средневековое искусство в большинстве своем безымянно. Главная тема в искусстве – Иисус Христос и его учение.

Все вышесказанное свидетельствует, что эпоха средневековья не может рассматриваться как период провала или своеобразного застоя в развитии западноевропейской культуры от античности к новому времени. При всей противоречивости культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества.

Однако в завершении эпохи средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации, прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей. Усилился интерес к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно отчетливо эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)