АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И рецидивистов

Читайте также:
  1. Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения
  2. Глава III
  3. Глава III. Присяжные и уголовные суды
  4. Какие факторы способствуют личному развитию, а какие препятствуют?
  5. Лекция №3 Уголовные правонарушения против личности (4 часа)
  6. Личность и поведение
  7. Личность преступника – совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.
  8. Лишение свободы на определенный срок, как вид основного наказания. Порядок и условия назначения. Отличие от ограничения свободы.
  9. МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ МАВРОВ И МОРИСКОВ
  10. МОРИСКИ КОРОЛЕВСТВА ВАЛЕНСИИ
  11. О СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ В ТРИБУНАЛАХ ПРЕЖНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ

Профессиональная преступность обычно связывается с получением постоянного противоправного дохода. Однако профессиональную преступность следует связывать не только с понятием «доход», но и с социально-психологическим понятием профессиональность, понимаемым как устойчивое, постоянное занятие, осуществляемое хорошо отработанными, стереотипизированными способами. Профессионализм имеет социально отработанные механизмы воспроизводства. Когда воровство, например, становится профессией, с ним происходит то же, что и со всякой профессией – возникает разделение труда, профессия становится образом жизни. Профессиональный преступник, работая как мастер, хорошо знает свое дело и подчиняет ему весь образ жизни.

Преступник-профессионал – это, как правило, рецидивист. Рецидивистом, как известно, считается лицо, совершившее новое преступление до снятия или погашения судимости за ранее совершенное преступление. В психологическом же отношении рецидивист – устойчивый преступник, лицо, привычное к наиболее общественно опасной форме поведения.

Различаются специальный рецидив (лицо после осуждения совершает новое однородное преступление) и общий рецидив (совершение ряда неоднородных преступлений). При определенных условиях виновный признается по приговору суда особо опасным рецидивистом, если ранее осуждался к лишению свободы за особо опасное государственное преступление – тяжкое преступление и вновь совершил преступление подобного рода. Во всех этих случаях рецидив – проявление преступной специализации.

Наиболее высокая доля рецидивистов отмечается среди корыстных и корыстно-насильственных преступников. Большинство рецидивистов – соучастники групповых преступлений. Специализируясь в основном на имущественных преступлениях, рецидивисты превращают эти преступления в устойчивый источник своих доходов.

Праздность, пьянство, ограничение круга общения криминализированной средой, текущими примитивными желаниями, ситуативная зависимость крайне ограничивают кругозор рецидивиста, уровень его психического развития. Бытовая неустроенность, социально-ролевая дезадаптированность закрепляют антисоциальный образ его жизни. В жестоких драках и дебошах реализуется социально не реализованная личность.

У значительной части рецидивистов отмечаются психические расстройства и аномалии. Эти расстройства подвергаются умышленной аггравации – демонстративному утрированию. Поведение рецидивиста отличается подчеркнутой распущенностью, вспыльчивостью, хамоватостью, враждебностью к окружающим людям. Крайне неблагоприятные условия жизни «на свободе», привычность к «зоне» способствуют утрате у него страха перед наказанием. Новое преступление совершается рецидивистом на привычном уровне – в силу установки на предпочтительность преступного типа поведения. А жизнь в местах лишения свободы, где ему обычно обеспечен наивысший статус, привилегированное положение, не только не страшит, а даже привлекает его.

Рецидивная преступность – это проявление устойчивых антисоциальных, социально-психологических качеств индивида, криминального образа его поведения. В криминальном поведении рецидивиста проявляются особенности взаимодействия его сознательных и подсознательных механизмов саморегуляции. Дефекты саморегуляции в сочетании с антисоциальными ценностными ориентациями, ситуативно-средовая зависимость – основные психологические характеристики рецидивиста. Поведение рецидивиста нередко противоречит здравому смыслу, собственным его интересам. Часто цели не соответствуют средствам, принимаемые им решения нетранзитивны – его поведение лишено элементарной осмотрительности, ослаблено предвидение ближайших последствий. Так, Е., уже имевший две судимости за умышленное убийство и кражу, после освобождения устроился на работу, женился, имел нормальные условия жизни. Однако после случайной встречи с Т., с которым он отбывал наказание, в нетрезвом состоянии ограбил свою соседку, нанеся ей телесные повреждения. На другой день Е. явился с повинной и был осужден за групповой разбой к 8 годам лишения свободы, признан особо опасным рецидивистом.

Многочисленные факты подобного рода показывают, что сознание преступника-рецидивиста не является единственной детерминантой его поведения; здесь имеет место нарушенность всей личностной саморегуляции: дезиерархизация ценностных ориентаций, подавление доводов рассудка привычными устремлениями. Криминальные побуждения рецидивиста как бы прорываются сквозь заслоны разума – возникает феномен асоциально неконтролируемого поведения.

Рецидивист – антисоциальный тип личности с криминально ориентированным сверхсознанием: его преступные деяния совершаются вопреки даже собственному рассудку, он становится рабом устойчивых криминально направленных побуждений, его правосознание приобретает черты аномии, его поведение получает санкцию полного самооправдания.

Стойкая антисоциальная ориентация личности преступника-рецидивиста проявляется в его устойчивой готовности к разрешению трудностей и конфликтов насильственными способами. Особая активность проявляется у рецидивистов в групповых эксцессах криминализированной среды.

Одним из распространенных психических дефектов многих рецидивистов является их равнодушие к угрозе наказания, общественному осуждению. Рецидивная преступность высоко коррелирует с психическими аномалиями – легкой степенью олигофрении, психопатии, акцентуациями характера, алкогольной деградацией и др. У женщин рецидивность коррелирует с истерическими состояниями и алкоголизацией – они чаще, чем мужчины, совершают преступления в состоянии невротических и психотических срывов.

«По-видимому, по мере социального отчуждения неоднократно судимых лиц их психическое здоровье ухудшается и структурно низшая мотивация преступного поведения занимает все более заметное место»12. Социально-нравственная деградация преступников-рецидивистов усугубляется в процессе длительного пребывания в местах лишения свободы. Невротизм, психопатизация, акцентуированность характера, неадекватность поведения, устойчивая склонность к агрессивным проявлениям, социально-ролевая деформация – таковы обычные последствия не только преступного образа жизни, но и продолжительного пребывания в местах лишения свободы.

Придерживаясь психологической типизации, предложенной еще в 20-х годах известным психологом и психиатром А.Ф. Лазурским13 преступника-рецидивиста следует отнести к извращенному типу личности, а разновидности этого типа следует определять по различным характериологическим отклонениям. А.Ф. Лазурский подразделял устойчивых преступников на рассудочных, слабовольных, импульсивных и эмоциональных. Так, слабовольные рецидивисты совершают преступления в силу неприспособленности к жизни, социальной дезадаптированности, крайне неблагополучных жизненных обстоятельств, бытовой неустроенности. Они, как правило, совершают разнородные преступления. Это ситуативно зависимые индивиды.

Импульсивные рецидивисты – эксплозивные (взрывные) типы – индивиды, не прогнозирующие последствий своего поведения, лица с ослабленными тормозными процессами. Они проявляют бурные реакции по ничтожным поводам. Тяжесть совершенных преступлений, как правило, не соответствует их поводам. Они рабы своих установок, стереотипов, привычек. Их желания (особенно в состоянии алкогольного опьянения) немедленно перерастают в энергичные антисоциальные действия. Их стихия – хулиганство, насильственные деяния. Они обычно отягощены неврозами, алкогольной деградацией, умственной недостаточностью, инфантилизмом.

Аффективные рецидивисты отличаются крайней эмоциональной неустойчивостью. Они форсируют аффективное состояние даже в несложных конфликтных ситуациях, отличаются повышенным уровнем тревожности, низкой толерантностью (неспособностью переносить трудности), слабостью тормозных процессов. Подобные недостатки они пытаются компенсировать повышенной агрессивностью, общим повышенным энергетизмом поведения. Они постоянно склонны к посягательствам на жизнь и здоровье граждан, порче и разрушению имущества, злостному хулиганству и экстремизму. Рецидив этих преступников обычно состоит из однородных или сходных преступлений. Эмоциональный тип рецидивиста может отличаться каким-то стойким, доминирующим эмоционально негативным состоянием (гипертрофированным чувством обиды, мести, ревности). Устойчивая злобность, мстительность, жестокость, завистливость побуждают его длительно вынашивать преступный умысел, тщательно продумывать средства и способы достижения преступной цели. Исполнение преступного умысла обычно совершается им с особой жестокостью и изощренностью. Его стихия – злостное хулиганство, истязание, изнасилование, убийство. Они отличаются бесчувственностью, неспособностью к состраданию, жестокостью и садизмом. Рецидивисты этого типа обычно отягощены психопатиями, легкими степенями деградации, алкоголизации. В силу своей экспрессивности они оказывают повышенное влияние на членов преступной группы и часто становятся их главарями.

Среди личностных черт этой категории преступников выделяется доминантность – всемерное утверждение своего превосходства над окружающими, решимость идти на риск, самолюбование ложным героизмом, самохвальство, позирование. В преступной среде они проявляют властность, жестокость, крайнюю грубость, насилие, шантаж и угрозы.

Общественная опасность преступников-рецидивистов возрастает в силу их антисоциального влияния на морально неустойчивых лиц, особенно из среды подростков и молодежи. Имея опыт противодействия расследованию, преступники-рецидивисты более тщательно скрывают свои преступления.

Специальный рецидив (повторение аналогичного преступления) связан с возрастанием преступной «специализации», совершенствованием способов преступного деяния. Один из признаков особо опасного рецидива – квалифицированный способ совершения преступления. Длительная преступная деятельность.связана с созданием определенных стабильных условий – подысканием «надежных» соучастников, организацией сбыта добытых преступным путем вещей, ценностей и в большинстве случаев – созданием преступной группы.

Возрастание однородного рецидива свидетельствует о профессионализации преступников, углублении их антисоциальной направленности, повышенной криминально заражающей деятельности. Преступники-рецидивисты – ядро преступного мира, блюстители криминальной субкультуры, разработчики ухищренных способов совершения преступлений и их маскировки. Наиболее высока доля специального рецидива в тех видах преступлений, которые требуют особых навыков специализации, криминального интеллектуализма (мошенничество), а также особой наглости и бесстыдства (корыстно-насильст-венные преступления).

Особенно устойчивыми оказываются вооруженные объединения рецидивистов – банды. Срастаясь в некоторых регионах с властными структурами, они приобретают наивысшую общественную опасность. Ведя преступный образ жизни в условиях криминально групповой защищенности, идеализируя и романтизируя преступный мир, личность преступника-рецидивиста подвергается все более глубокой социальной деградации.

Некоторая часть рецидивистов может быть отнесена к деклассированной группе преступников (бродяги, наркоманы). Однако часть преступников-реци-дивистов характеризуется социально-психологической организованностью и некоторыми развитыми психическими возможностями. Способ совершения деяния коррелирует с физическими и функциональными возможностями индивида. Для каждого преступления существует свой системный «набор» комплексов действий, связанный со специфическим подключением к ним определенных внешних обстоятельств. Каждый преступник-рецидивист имеет индивидуальный «почерк» в использовании условий и средств действия. Развитость криминально-операциональных механизмов рецидивиста, их «навязанность» личности рецидивиста позволяет использовать способ совершения преступления рецидивистом как средство его идентификации.

Чем усовершенствованнее криминальная квалификация рецидивиста, тем интенсивнее его преступная деятельность. Ловкость карманного вора позволяет ему успешно совершать повторные кражи. Квалификация квартирных воров также отличается стереотипизированностью способов криминальных действий и зависит от накопления опыта.

Квартирные воры, как правило, проводят предварительную, подготовительную работу – осуществляют воровскую разведку по выявлению имеющихся в квартире ценностей, распорядка жизни жильцов, времени их отсутствия (обращая внимание на работу электросчетчиков, наполненности почтового ящика и т.п.), изучают пути отхода, подыскивают возможных скупщиков и т.д. Существуют преступники, специализирующиеся только на продаже соответствующей информации («наводки»).

Отдельные корпорации рецидивистов специализируются на хищении культурных ценностей из музеев, частных коллекций, Скупке предметов религиозного культа. Широко используются оценщики, посредники, имеющие доступ на международный рынок, «боевики», обеспечивающие охрану преступников и Гарантирующие выплату долгов, и т.п. Преступники этой категории обычно имеют широкие связи с соответствующими государственными учреждениями, легализованную «крышу». Они нередко обладают определенными искусствоведческими познаниями, каталогами, планами расположения музеев и т.п.

Особой изобретательностью, утонченностью отличаются рецидивисты-мошенники. (Существует около сорока видов уголовно-наказуемого обмана.)

Среди карточных мошенников имеются специалисты по вовлечению граждан в азартную игру, психологическому воздействию на жертву во время игры, ведению разведки и обеспечению безопасности во время игры и др. В последнее время распространилось мошенничество посредством игры в рулетку, кости, наперсток. При этом широко используются рекламно-обманные приемы, имитирующие выигрыш, рассчитанные на доверчивость малокритичных личностей.

Отдельные группы мошенников специализируются в подмене продаваемых вещей и денег специально изготовленными муляжами – «куклами». Особенно широко используются денежные «куклы» при купле-продаже автомашин вне комиссионных магазинов, в условиях определенной психической напряженности. К этой категории мошенников примыкают «специалисты по доставанию» автомашин, квартир, дач и т.п.

Преступники-рецидивисты корыстно-насильственного типа (разбой, грабеж, вымогательство) менее изобретательны. Однако и они отличаются узкой специализацией – захват денежных средств на объектах финансовой системы, завладение автомашинами путем открытого нападения на их владельцев, открытое похищение имущества в жилищах граждан. Все эти преступления, как правило, совершаются в составе хорошо подготовленной преступной группы с использованием оружия и технических средств, с широким использованием средств маскировки14. Наемные убийцы (киллеры) тщательно изучают образ жизни своей жертвы; предпочитают «свалить» ее «случайными» обстоятельствами.

В связи с развитием предпринимательской деятельности широкое распространение получило вымогательство (рэкет). Используются угроза жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству граждан, похищение их детей и родственников. Профессиональные вымогатели тщательно анализируют образ жизни намеченной жертвы, ее доходы, компрометирующие сведения. От обычного вымогательства рэкет отличается длящимся характером – жертва обычно облагается постоянной данью. Рэкет сопровождается борьбой соперничающих групп за сферы влияния.

В заключение отметим, что наряду с ростом преступной профессионализации в последнее время наблюдается и тенденция к преступной универсализации. (Криминальная универсализация в значительной мере связана со стремлением преступников уйти от уголовной регистрации.) Отмечается повышение образовательного ценза и интеллектуального потенциала преступников-рецидивистов. Все меньше совершается преступлений методом «проб и ошибок», все больший удельный вес приобретает специальная криминальная подготовка.

В преступном мире тщательно разрабатываются специальные программы действий применительно к различным криминальным ситуациям (вплоть до использования современных методов «деловых игр», литературы по криминалистике, судебной психологии и судебной медицине). Тщательно анализируются ошибки, приводящие к раскрытию преступлений. Многие преступники-рецидивисты обладают знанием основ ведения предварительного следствия и судебного разбирательства. Они часто используют утонченные формы противодействия правосудию.

В настоящее время расширяется организованная взаимопомощь преступников-рецидивистов. Создаются общие денежные фонды («общаки»), предназначенные для поддержания лидеров уголовной среды в местах лишения свободы, их семей, для подкупа должностных лиц, выплат адвокатам и юридическим консультантам. За отказ от внесения взносов и нарушение финансовой дисциплины назначаются суровые санкции.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)