АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации

Читайте также:
  1. I. Рвота, причины рвоты. Особенности ухода при рвоте: пациент без сознания, в сознании, ослабленный. Возможные осложнения.
  2. SALVATOR создает Знания-Образы, когнитивные имитационные модели сознания, расширяющие человеческие возможности и защитные функции.
  3. Базовые знания, умения, навыки необходимые для изучения темы
  4. Выполняя курсовую работу, учащийся получает навыки пользования справочной литературой для экономического обоснования работы и выполнения отдельных экономических расчетов.
  5. Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
  6. Вязание спицами в технике энтерлак.
  7. Глава 18. О некоторых недоразумениях
  8. ГЛАВА III ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  9. Д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.
  10. Двигательные навыки
  11. Двигательные навыки и двигательные качества
  12. Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям. Перенос навыков

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Лепка. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

Рисование. Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).

Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Аппликация. Детей младших возрастов учат наклеиванию готовых геометрических фигур и изображений, правильно применяя приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу, прижимая плотно наклеиваемое изображение салфеткой.

Начиная с 4—4,5 лет детей учат правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В вырезывании участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги, правая действует ножницами.

Дети овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов, вырезывание округлых форм, вырезывание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое, силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники создают в аппликации предметные, сюжетные и декоративные композиции.

13. Организация и проведение занятий по обучению и развитию изобразительного творчества на занятиях

Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя. К подготовке материала относится следующее:

1. Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования и аппликации. При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходятся сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской или по другой причине.

2. Подбор красок и приготовление оттенков, необходимых для данного занятия. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется залить водой (1ч.л. воды) и размешать щетинной кистью до тех пор, пока не получится ровная однородная масса консистенции жидкой сметаны.

3. Проверка наличия и состояния кистей, карандашей, салфеток, клеенок, банок для воды. Воду в банки наливают в день занятия, примерно на 3-4 см. ниже верхнего края горла банки.

4. Подбор и нарезка цветной бумаги для аппликации. Вырезывание правильных геометрических фигур и декоративных элементов нужного размера, изготовление шаблонов, трафаретов.

5. Приготовление и разлив по чашечкам клея из пшеничной муки.

6. Приготовление и скатывание исходной формы из пластилина. Утром в день занятия следует положить пластилин в теплое место, чтобы к моменту работы он был достаточно мягок и пластичен.

7. Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить: а) подбор натуры или модели; б) приготовление образца; в) материал для показа приемов рисования, вырезывания или лепки.

Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен. Заготовка материала к таким занятиям, как аппликация или рисование требует много времени, поэтому готовить его нужно накануне, а иногда и еще раньше. На утро можно оставить мелкие дела, такие как подписывание листов бумаги, скатывание исходной формы из пластилина, варка клея для аппликации, разлив приготовленных красок в чашечки.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина - наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей или подготовительной группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив, обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны. С древних времен ангобом люди расписывали глиняные изделия. В настоящее время ангоб широко используют для росписи керамической посуды.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.

Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.

Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной. В старшей и подготовительной к школе группах вместо досок можно пользоваться настольными станками с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать свою работу. Для демонстрации модели в старшей и подготовительной группах хорошо применять высокие подставки с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах, где занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны.

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу - белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.

Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. Если нужных оттенков цвета нет, бумагу можно окрасить. Эту работу лучше проводить не со всей группой, а с несколькими ребятами вне занятий.

К занятиям должны быть тщательно подготовлены формы. Геометрические формы должны точно соответствовать друг другу по размерам, что дает возможность составить из них единый узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне квадрата или ромба и т. д.). Для наклеивания предметов в младшей группе нужно подготовить силуэтные изображения или части предмета.

Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.

Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.

При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте. Во всех случаях, как при наклеивании готовых форм, так и при вырезывании, следует иметь большее количество материала, чем это необходимо для выполнения задания.
Клей готовят из картофельного крахмала, так как после его высыхания на бумаге не остается следов, что очень важно для сохранения аккуратного вида работы.

Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы. Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться. Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.

Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.
Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной.

Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д.

Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

14. Эстетические требования к оформлению детского сада

В художественном воспитании эстетике быта принадлежит такая же важная роль, как и произведениям искусства. Поэтому большое значение придается оформлению детского сада. Требования к художественному оформлению детского сада определяются педагогической целесообразностью, содержанием воспитательной работы, задачами художественного развития. Эти задачи тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Оформление детского сада должно быть выдержано в современном стиле. Какие же черты отличают современный интерьер?

Стремление к простоте форм, к комфорту и удобству без роскоши за счет продуманности, экономичности решений. Больше света и воздуха — это не только требование гигиены, но и эстетический принцип современного интерьера. При создании интерьера надо учитывать взаимоподчиненность вещей, взаимосвязь между частями убранства жилища.

Художественную сторону оформления помещений детского сада характеризуют гармонические соотношения отдельных элементов, подчинение их целому.

Большое значение в создании гармонии интерьера имеет цвет, но важны не столько те или иные цвета сами по себе, сколько цветовые сочетания. Единству цветового восприятия интерьера помогает распределение цвета в зависимости от размеров окрашенных частей, т. е. большие поверхности (пол, стены, потолок) окрашены в мягкие тона, меньшие площади — в яркие. Особенно большое значение приобретает соотношение цвета стен и пола. Найдя правильное решение этих основных компонентов, значительно легче решать вопросы о цвете более мелких бытовых предметов.

В помещениях, освещенных солнцем, дают холодную цветовую гамму, в северных или затемненных комнатах, наоборот, можно создать иллюзию солнечного света контрастными отношениями теплых тонов. Стены помещений детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый, салатный, голубоватый и т. д.). Большое значение имеет и цвет пола. Полы покрываются либо линолеумом, либо специальными материалами, которые окрашиваются в красивые светлые тона, гармонирующие с цветом стен.

Каждая групповая комната может быть решена в разной цветовой гамме.

Стиль архитектуры и декоративного искусства нашего времени во многом определяется свойствами новых материалов. Мебель, выполненная с применением синтетических материалов, часто становится тем основным декоративным элементом, который определяет художественное решение всего помещения. Красивая, чистая поверхность, богатство красочной палитры, разнообразие фактур различных видов пластических масс создают большие возможности для художественных решений; отпадает необходимость в дополнительной отделке и декорировке.

Мебель делается в соответствии с пропорциями тела ребенка-дошкольника — это одно из условий его правильного физического развития. Прямые мягкие линии, гармоническое соотношение частей, простая, четкая конструкция — вот характерные особенности мебели.

Расположение игрушек на большом ковре отнимает много места и не содействует развертыванию игр. Целесообразнее хранить игрушки в стенных шкафах. Все группы игрушек должны располагаться в определенной системе, в соответствии с их назначением. Для этого можно использовать секционные шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками, дверцами, то застекленными, то глухими. Удобно хранить игрушки в специально сделанных каталках, ящиках на колесиках.

При размещении растений в помещении детского сада надо стремиться к гармонии с общим характером интерьера. Не следует перегружать групповые комнаты растениями и цветами, при отборе нужно учитывать их цвет, фактуру, форму и строение. Традесканция, пальма, аспарагус, комнатный виноград, плющ особенно красивы при оформлении помещений: легкие, кружевные, они придают комнатам нарядный, привлекательный вид. Керамика (кашпо, различного вида вазы) хорошо сочетается с зеленью.

Интерьер детского сада не должен быть статичным: нужно время от времени менять расположение мебели, вносить новые детали оформления. При этом условии дети реагируют на окружающую обстановку активно, она радует их и интересует.

Произведения искусства занимают особое место в оформлении детского сада. Они должны быть не только украшением, но и помогать решению воспитательных задач. Групповые комнаты лучше украшать эстампами и печатными репродукциями рисунков, акварелей, гравюр. Эстампы и репродукции оформляются под стеклом, но без рамы, простой узкой окантовкой, вешаются на стену без наклона.

В оформлении используется также скульптура малых форм: выразительность человеческих фигурок в сочетании с яркостью колорита делает ее хорошим украшением детского сада.

Из произведений декоративного искусства используются керамические и деревянные изделия, ковры, занавеси. Ткани, употребляемые для занавесей, стали легче, пластичнее, подвижнее.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)