АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

Читайте также:
  1. II РЕСЕНТИМЕНТ И МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
  2. Ill ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ И РЕСЕНТИМЕНТ
  3. IV РЕСЕНТИМЕНТ И СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ
  4. Вектор электрического смещения ( электрической индукции) D. Обобщение теоремы Гаусса для вещества.
  5. Закон Вина (закон смещения)
  6. Индивид, индивидуальность, личность. Ценностные ориентации личности.
  7. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ РЕСЕНТИМЕНТА
  8. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ РЕСЕНТИМЕНТА
  9. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ РЕСЕНТИМЕНТА
  10. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ РЕСЕНТИМЕНТА
  11. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ РЕСЕНТИМЕНТА
  12. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ РЕСЕНТИМЕНТА

==159

только то, что создано собственным трудом), — учение о нравственном равенстве всех людей. Согласно этому учению, между людьми не существует никаких нравственно-ценностных различий, которые бы не зависели от их индивидуальной нравственной самодеятельности, — ни перед Богом и его милостью, ни по причине изначальной разницы в «природной одаренности» индивидов, рас, народов, наконец человечества в целом по сравнению с животным царством, ни как данных в наследии и традиции. Эти различия признавал греческий мир, их признавало и христианство: первый — в греко-римском учении о «естественности» рабства, второе — в учении о нравственном значении Божией милости и в учении о том, что люди по-разному одарены природой в нравственном отношении.

Современное учение о равенстве — выступает ли оно как констатация факта, как моральное «требование» или как то и другое вместе, — несомненно, порождение ресентимента^. Ибо за безвредным на первый взгляд требованием равенства, о каком бы равенстве ни шла речь — равенстве ли в собственности, нравственном, социальном, политическом или церковном, — всегда скрывается желание унизить того, кто стоит выше, являясь носителем более высоких ценностей, до уровня того, кто стоит

' Едва ли надо говорить о том, что и общая психология, и криминальная психология в настоящее время потерпели полный крах с учением о равенстве нравственных задатков. Тем не менее все институты школы и права, вышедшие из либералистского движения, все еще исходят из этого давно опровергнутого наукой допущения. См. интересный материал в книге Карла Рата «О наследовании предрасположенностей к преступлению» (Rath С. Über die Vererbung von Dispositionen zum Verbrechen. Stuttgart, 1914).


 

К оглавлению

==160

МАКС ШЕЛЕР

(в зависимости от ценностного масштаба) ниже. Ведь тот, кто чувствует в себе природную мощь или дар Божий, в ком играют силы, равенства не требует! Его требует в качестве всеобщего принципа лишь тот, кто боится проиграть. Требование равенства — всегда спекуляция à baisse! ι40 В этом как раз и состоит закон, согласно которому равенство между людьми — в той мере, в какой оно существует, — возможно только по самым низким в ценностном отношении признакам. Если бы идея «равенства» была чисто рациональной, она никогда не смогла бы привести в движение волю, желания и аффекты. На это способен только ресентимент, скрывший в требовании «равенства» свою природу: человек ресентимента не может с радостью взирать на более высокие ценности! Его подспудное желание — лишить высшего ценностного уровня носителей более высоких ценностей, так его раздражающих! ι

Тезис об изначальном человеческом равенстве в отношении духовных способностей как о констатации факта говорит о том, что все существующие виды неравенства сводятся лишь к разной мере труда и опыта, или — если они к ним несводимы — основаны якобы на искусственных, «несправедливых» учреждениях, в стремлении ликвидировать которые и заключается пафос современной эпохи.

ι Идея «справедливости» как таковая требует не равенства, а только равноценного отношения при одинаковом с ценностной точки зрения положении вещей. Когда В. Ратенау в своих «Рефлексиях» говорит: «Идея справедливости основана на зависти», то его утверждение относится только к фальсифицированной ресентиментом идее «справедливости», а не к ее подлинному ядру.


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

==161

00.htm - glava09


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)