АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международная амнистия – всемирная организация активистов-добровольцев, работающиx в сфере прав человека. Новости, правовая библиотека, акции и кампании. 7 страница

Читайте также:
  1. Company Name Организация
  2. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 1 страница
  3. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 2 страница
  4. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 3 страница
  5. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 4 страница
  6. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 5 страница
  7. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 6 страница
  8. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 7 страница
  9. I. Перевести текст. 1 страница
  10. I. Перевести текст. 10 страница
  11. I. Перевести текст. 11 страница
  12. I. Перевести текст. 2 страница

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – изменение политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу. М.П. характеризуется: 1) созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов; 2) территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической ак­тивности; 3) постоянным расширением включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов; 4) возникновением и быстрым увеличением рациональной политической бюрократии; 5) ослаблением традиционных элит и их легитимации; заменой традиционных элит модернизаторскими и др. В политической литературе выделяются следующие типы модернизации: 1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада): охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. 2) «вторичная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.): ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры. Политическая модернизация, как и модернизация вообще, наталкивается на свои препятствия и ловушки. Наиболее распространенными из них являются: националистическая политика, крайности технократизма, игнорирующего социальные нужды общества и популизма, приносящего в жертву социальной политике эффективность экономического развития; неспособность или нежелание политической власти распространить импульс модернизации (и плоды ее)с элитарного на массовый уровень; неглубокое, механическое восприятие современных политических ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры.

МОНИТОРИНГ – (лат. monitor - надзирающий, напоминающий) - постоянное, непрерывное отслеживание и оценка политической ситуации, какого-либо процесса с целью выявления его динамики и соответствия желаемому результату.

МОНДИАЛИЗМ (мир) – движение за объединение мира и его отдельных регионов – Европы, США и др. на федеративной основе с общим всемирным правительством. В конце ХХ в. движение угасло, частью перевоплотилось в различные антивоенные и прогрессистские движения и практические действия, в частности, в интеграционные процессы в Западной Европе. Развитие международных связей и организаций под эгидой ООН сделало М. менее привлекательной идеей.

МОНАРХИЯ – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования. Различают абсолютную и конституционную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением законодательной, исполнительной и судебной властей. В настоящее время существует в Саудовской Аравии, Катаре и Омане.

Для конституционной монархии характерно существование наряду с монархом института парламента. Конституционная М. подразделяется на дуалистическую и парламентскую.

При дуалистической монархии законодательная власть формально принадлежит парламенту. Однако монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. Правительство формируется монархом и остается политически ответственным перед ним (Иордания, Марокко). В парламентской монархии основные прерогативы принадлежат парламенту, который формирует правительство и перед которым оно несет политическую ответственность. Институт же монархии в основном выполняет символические функции (Великобритания, Испания, Швеция).

МОСКА Гаэтано (1853—1941) — итал. экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии. М. принадлежит заслуга создания и разработки концепции «господствующего политического класса», которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского правления», а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы поли­тической науки» [т. 1 (1896); т. 2 (1923)]. Изучая как историю, так и современное ему общество, М. пришел к выводу, что власть в обществе осуществляется особым организованным меньшинством. Это организованное меньшинство он называл политическим классом. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа сохранения и воспроизводства политического класса. М. выделяет три таких способа: наследование власти, выбор политического руководства и кооптацию. Любой политический класс, считал М., стремится к сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования. В то же самое время в обществе всегда есть др. политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов.

МОТИВ ВЛАСТИ – психологическая потребность, определяющая стремление к власти. М.В. сводится к потребности в доминировании, влиянии, в ощущении своего могущества и превосходства. Д. Мак-Клелланд выделял два типа мотива власти: социоцентрическую мотивацию и эгоцентрическую. В первом случае мотив власти направлен на удовлетворение социально значимых интересов и достижение социально значимых целей. Лица с доминирующим социоцентрическим мотивом власти охотно вступают в контакты с другими, участвуют в деятельности различных организаций, при осуществлении власти могут выражать сомнения относительно собственных принимаемых решений. Во втором случае — М.В. связан с удовлетворением собственных потребностей (материальных, в безопасности, самоутверждении, самовыражении, контроле над событиями и людьми) субъекта власти. В структуре потребностей политических лидеров ни один из мотивов не играет такой роли как «воля к власти». Своеобразными критериями властной мотивации служат: нежелание субъекта власти с кем-либо разделять потенциальную или реальную власть, отсутствие желания получать советы и прислушиваться к ним, нежелание информировать кого-либо относительно своих действий и намерений, ярко выраженное желание навязывать свой контроль другим лицам и органам.

МУНИЦИПАЛИТЕТ (< нем. munizipalitat, лат. municipium самоуправляющаяся община) – выборный орган местного самоуправления, может контролироваться назначенными из центра представителями администрации, располагающими значительными полномочиями, вплоть до отмены решений М.

В большинстве стран различают государственную и местную (муниципальную) власть. Местным управлением именуется управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы, и их административным аппаратом. В ряде стран муниципальным именуется лишь городское управление (например, в США и Великобритании). Отличительными чертами органов этого управления являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать налоги, издавать нормативные акты). Выборные члены муниципальных советов, как правило, не связаны наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед ними (право отзыва выборных должностных лиц муниципалитета существует в 26 штатах США и Японии). Численность муниципальных советов разнообразна: в США — от 5 до 22 человек (в большинстве городов — 5—9 человек) и, как исключение, до 50 человек, в коммунах Франции — от 9 до 69 (в Париже —163, Марселе — 101), в Ита­лии — от 15 до 80, в ФРГ — от 5 до 80, в Японии — от 12 до 100 человек (в Токио — 120). В большинстве стран муниципальные советы по закону возглавляют муниципальный аппарат управления. К его ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных актов и др. Исполнительный аппарат муниципального управления состоит из административных органов общей компетенции (коллегиальные исполнительные органы, мэры, управляющие) и органов отраслевой и специальной компетенции (департаменты, комитеты, бюро, инспектуры и т.д.). В городах США действуют три основных типа руководящих исполнительных органов: I. Система «мэр-совет» (разновидность — «мэр-совет-администратор») существует в большинстве городов с населением свыше 5 миллионов человек. При этом различаются муниципалитеты со «слабым» и «сильным» мэром: а) «слабый» мэр избирается муниципальным советом, председательствует в нем, осуществляет представительские и контрольные функции, назначает лишь мелких чиновников; при «слабом» мэре действует «сильный» совет, который назначает высших пред­ставителей городской администрации; управление муниципальными делами совет обычно осуществляет через систему отраслевых комитетов, «слабый» мэр избирается на 2 года; б) «сильный» мэр избирается непосредственно населением, он единолично назначает и смещает высших представителей городской администрации, ведает составом и исполнением бюджета, имеет право налагать вето на акты совета; «сильный» мэр избирается на 4 года (в Нью-Йорке и Филадельфии наряду с «сильным» мэром нанимается в качестве главы администрации высокооплачиваемый менеджер); II. Система «совет-администратор» (в городах с населением свыше 25 тысяч человек). В этой системе мэр, избираемый советом, не пользуется реальной властью, выполняет председательские и церемониальные функции, полнота исполнительской власти концентрируется в руках администратора, назначаемого специальной комиссией муниципального совета, администратор нанимает и увольняет руководителей всех отделов и служб, дает совету рекомендации (эта система существует также в Швеции, Ирландии, ФРГ); III. Наименее распространенная система «комиссионного» управления, когда население избирает небольшой (5 человек) «совет комиссионеров», каждый из которых возглавляет определенную отрасль местного управления. Главная особенность этой системы — соединение в одном органе нормотворческой и исполнительской власти. Опыт многих стран свидетельствует, что эффективное функционирование системы местного управления обеспечивается следующими условиями: 1) в законодательном порядке четко определены полномочия всех органов; 2) в пределах своих полномочий местные органы полностью самостоятельны; 3) они функционируют на твердой финансовой базе.

МЭР (от франц. maire - большой, старший) – глава муни­ципалитета, администрации местного самоуправления в ряде стран, например, в Англии, США, во Франции и др. В Российской Федерации М. имеются в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

МЭРИЯ –муниципальное управление, а также здание муниципального управления. М. существуют в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России с 1990 г.

 

Н

НАРОД – 1) население государства, страны; 2)политический субъект и объект истории, совокупность классов и социальных групп, участвующих в политической жизни. В силу общности деятельности Н. является носителем коллективного политического опыта (культура, традиции, навыки и умения и т.д.). Необходимость выделения Н. в качестве объекта исследования определяется его решающей ролью в политическом развитии. Н. является главным субъектом, движущей силой политических.

НАСИЛИЯ ТЕОРИЯ – политологическая теория, согласно которой война является главной, если не единственной движущей силой истории, определяет весь ее ход, а общественное неравенство вызвано насилием одних людей над другими. Бесчисленные войны и кровавые перевороты в жизни общества создали иллюзию решающей роли насилия в истории. Наибольшее распространение теория насилия получила в XIX в. на Западе. Е. Дюринг связывал появление классов с насилием части общества над другой (внутреннее насилие); австрийский социолог Л. Гумплович, а также К. Каутский решающей причиной возникновения классов, государств считали порабощение сильными племенами более слабых (внешнее насилие). Теория насилия, и в особенности война, настойчиво пропагандировалась немецкими философами Ф. Ницше, О. Шпенглером и др. Диалектико-материалистическая философия выступает против положения о решающей роли насилия в общественной жизни, утверждая, что определяющей основой развития общества является материальное производство. Вместе с тем она не отрицает роли насилия в истории; насилие оказывает существенное влияние на форму реализации исторической необходимости, особенно в эпохи социальных революций. При этом диалектико-материалистическая философия руководствуется идеалами гуманизма, отрицает понимание насилия исключительно как разрушающего и принижающего человека воздействия.

НАТО – Организация Североатлантического договора (аббревиатура расшифровывается как North Atlantic Treaty Organization). Это военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4.04.1949 в Вашингтоне. В соответствии со Статьей 4 Североатлантического договора НАТО служит "трансатлантическим форумом" для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность, и обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Образование НАТО. В 1952 к НАТО присоединились Турция и Греция, в 1955 ФРГ, в 1982 Испания. В НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 из военной организации НАТО вышла Франция, в 1974 Греция (в 1980 вернулась в организацию); в военную организацию не входит Испания. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19. После принятия 9 апреля 2008 г. в члены НАТО Албании и Хорватии количество государтв-членов Северо-Атлантического блока достигло 28: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония.

Структура НАТО. Высший орган – сессия Совета НАТО. Деятельность альянса НАТО опирается на сложную военную и гражданскую структуру, в которую входит аппарат, занимающийся административными, бюджетными и плановыми вопросами, и учреждения, созданных странами-членами Североатлантического альянса для координации работы в специализированных областях, например, в налаживании систем связи, способствующих проведению политических консультаций, а также управлению войсками и службой материально-технического обеспечения войск.

Генеральный секретарь

– организует и направляет процесс консультаций и принятия решений в рамках Североатлантического альянса.

– является председателем Североатлантического совета, комитета военного планирования и группы ядерного планирования,

– является номинальным председателем других главных комитетов.
имеет право предлагать вопросы для обсуждения и принятия решений

– обладает особыми полномочиями по урегулированию споров между странами-членами

– несет ответственность за руководство деятельностью Международного секретариата

– является основным представителем Североатлантического альянса в межправительственных отношениях и в отношениях со средствами массовой информации.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – определение народом своей воли в отношении национального и государственного устройства. Вопрос национального самоопределения стоит в государствах, включающих разные национально-государственные образования. Существуют две концепции по этой проблеме. Первую обосновал В. И. Ленин (1870-1924) с учетом принципов интернационализма и демократических прав само­определения. Вторую выдвинул О. Бауэр (1882-1938). Он доказывал объективную неизбежность «разбегания» наций друг от друга, основываясь на том, что прогресс человечества уравнивает только материальные стороны, а духовные различия сохраняются.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание, оценка представителями нации своего знания, интересов, идеалов и мотивов деятельности, целостная оценка себя как субъекта общественного развития. Н. с. существует как на личностном уровне; так и на уровне наций, народностей. В национальном самосознании люди выделяют себя из окружающего мира, знают свое место и интересы в социальном развитии.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, политика и психология в национальном вопросе, заключающаяся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражды. Н. трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармоничное целое с одинаковым интересами всех составляющих ее социальных слоев. При этом за общенациональные интересы зачастую выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития каждого конкретного общества. На этом этапе Н. выступает в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной обособленности. Н., как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для слоев и партий с мелкобуржуазной идеологией.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ – (понятие «Н.И.» введено в политологический лексикон Г.Моргентау) совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, социальной, международной, военной, экологической и др. сферах.

I. Национальные интересы личности состоят в:

– реализации конституционных прав и свобод;

– обеспечении личной безопасности;

– повышение качества и уровня жизни.

II. Национальные интересы общества:

– упрочение демократии, создание правового государства;

– создание социального государства;

– поддержание общественного согласия;

– духовное обновление общества.

III. Национальные интересы государства:

– поддержание суверенитета и территориальной целостности России;

– обеспечение законности и правопорядка, конституционного строя;

– развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

НЕГАТИВНЫЕ права – права, которыми определяется сфера ничем не ограниченной свободы человека, – сфера, в которую государство заведомо не должно вторгаться. Реализация Н.п. не зависит от уровня социально-экономического развития государства, его возможностей. Они основаны на «негативном» понимании свободы.

НЕОКОРПОРАТИВИЗМ – особая система организации, выражения и реализации интересов, участники которой наделяются государством монополией на представительство интересов в своей области в обмен на контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований. В современной политической науке Н. рассматривается как демократическая система согласования интересов крупных социальных институтов, основными субъектами которой являются государство, ассоциации предпринимателей и наемных работников. Государство навязывает участникам «переговорного» процесса приоритеты и ценности, выводимые из общенациональных интересов. Выработка соглашения порождает взаимную ответственность сторон за его реализацию и выполнение взятых на себя обязательств. Неокорпоративистские тенденции проявились в стра­нах, где имелись влиятельные социал-демократические партии, сохранились устойчивые электоральные предпочтения и существовала культурная и этнолингвистическая однородность.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ – течение современной западной политической мысли, сочетающее трезвый реализм в оценке внутренних международных реалий с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.

НЕОМАРКСИЗМ – собирательное наименование ряда течений в западной общественной мысли, в той или иной мере опирающихся на теоретическое наследие К. Маркса и интерпретирующих его в русле иных идейных традиций – неогегельянства, философии жизни, экзистенциализма, неофрейдизма, структурализма, философской герменевтики и т.д.

НЕОФАШИЗМ – идеология и деятельность крайне правых течений популистского движения, выступающих с антисемитских, националистических и даже расистских позиций.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – немногочисленные по количеству членов, самодеятельные общественно-политические образова­ния, которые не имеют официального статуса, выборных или назначаемых руководителей, четких планов деятельности и других признаков «формальных» организаций. Это одна из форм воплощения альтернативных подходов людей к жизненным проблемам, реализации принципа плюрализма. По своим целям, составу, содержанию и способам действия неформаль­ные образования чрезвычайно многообразны. Изменения в. политической сфере в нашей стране породили различные не­формальные группы политического характера, некоторые из которых имеют признаки политических партий. При благо­приятном развитии неформальные группы могут стать одной из форм непосредственной демократии, одним из средств саморазвития политической системы общества, одним из факторов развития самоуправления народа.

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — выдающийся рус. философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей рус. либерализма. Будучи приверженцем идеи правового государства, Н. боролся с позитивистскими трактовками права (утверждавшими право производным от государства), обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека. В соответствии с этой идеей происходит становление права, связующего государственную власть. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоя­щей над государством, — одно из важнейших положений философии права Новгородцева, выдвинутое им в противовес позитивистскому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, воспроизводимых государством. Эту позицию Н. называл «философией легального деспотизма». Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство, Н. тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Н. подчеркивал, что в основе правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом, именно нравственность оказывалась началом, связу­ющим государство. Однако появившиеся в то время настроения разочарования относительно правового государства, которые Н. усматривал в произведениях Брайса, Острогорского, Принса и др., а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма, побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом правосознания». Суть этого кризиса Н. сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государство — это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис — это кризис старых понятий, старой веры, кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности же, — считал Н., — цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Н. свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы» или «свободного универсализма», в котором во­площаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения». Но этот общественный идеал находит свое выражение не в каких-то конкретных воплощениях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества.

НОРМЫ ПОЛИТИКИ (от лат. norma - руководящее начало, принцип, образец) – исторически сложившиеся правила, традиции ведения общественных или государственных дел; средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. С помощью Н. п. общество предъявляет своим представителям (лидерам, депутатам) требования, которым должно удовлетворять их поведение. Н. п. вырабатываются с учетом социаль­ной структуры общества, политических интересов классов, партий, происходящих политических процессов и представле­нии членов общества о должном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном, приемлемом или нежелательном, неприемлемом в политике. Н. п. выполняют функции интегра­ции, упорядочения, поддержания процессов функционирования политической системы, всей политической сферы. С помощью Н. п. требования и установления общества, политических, институтов переводятся в эталоны, модели, стандарты морального, должного поведения личности. Их усвоение и использование является условием политической социализации, человека как представителя социальной группы, политической организации. В условиях происходящих политических реформ, особое внимание вызывают такие Н. п., как политическая ответственность, равенство, свобода слова, печати, гласность, строгое соблюдение прав человека.

 

О

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория – учение о возникновении государства в результате добровольного и осознанного отчуж­дения населением части своих прав в пользу всего общества для обеспечения индивидуальной безопасности, охраны собст­венности и личных прав, наиболее рационального управления общностью и урегулирования спорных вопросов между члена­ми ассоциации.

В своем развитии идея О. д. восходит к работам Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы и основывается на концепции «естественного права» (отчуждаемого или нет), предполагаю­щего наличие у людей до заключения О. д. определенных прав и неограниченной личной свободы, которые он может на взаимных условиях ограничить или передать какому-либо другому субъекту для более полного удовлетворения собст­венных потребностей. В соответствии с теорией О. д. может быть расторжимым (вследствие управления обществом не «должным образом» (Руссо) или нерасторжимым, выступающим в этом случае не единовременным актом, а постоянно.воспроизводимой особой социальной связью. Однако всегда легитимность государственной или политической власти в та­ком обществе основывается на соглашении, подтверждаемым или расторгаемым обществом на каждом конкретном этапе его исторического развития. Именно в таком виде О. д. т. вошла одной из существенных составляющих в концепцию гражданского общества, возникающего всякий раз на доста­точно высоком уровне развития той или иной общности, само­стоятельно осознающей самую себя.

Ограниченность О. д. т. заключается в рассмотрении госу­дарства исключительно как следствия развития общественного сознания при игнорировании экономических, демографиче­ских, культурных и прочих факторов, реально отражающихся на процессе возникновения и развития государственности в различных уголках мира.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ – совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены:

1) общей целью – изменить свой социальный статус;

2) общими ценностями (революционными, демократическими, консервативными, разрушительными или позитив­ными, конструктивными)

3) общей системой норм, регули­рующих и регламентирующих поведение его участников;

4) неформальным лидером;

5) специфическими способами символизации своих ценностей в политической идеологии.

Возникновение О. д. связано с появлением в обществе, конфликтов, дезорганизации, недовольства, эррозии прежней системы ценностей, побуждающих определенную часть людей искать формы решения назревших проблем.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – один из способов существования и проявления массового сознания, заключающий в себе отно­шение (скрытое или явное) различных социальных групп и слоев населения к фактам, событиям, проблемам действитель­ности, представляющим для них интерес, затрагивающий, их потребности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях, т. е. занимает определенную позицию, дает совет, выносит решение по тем или иным вопросам, регулирует поведение людей, социальных групп и слоев, учреждений, поддерживая либо отвергая те или иные ценности, нормы, представления. В зависимости от содержания высказываний оно выражается в оценочных, ана­литических и конструктивных суждениях, а в зависимости от знака высказываний - в виде позитивных или негативных суждений. В качестве субъекта-носителя О. м. выступают классы, социальные слои и социально-политические группы и т. п. Оно может быть единодушным и плюралистичным. Фор­мирование О. м. может протекать стихийно, но чаще всего оно является результатом целенаправленной деятельности госу­дарства, партий, средств массовой информации. О. м. может быть в большей или меньшей степени адекватным (истинным) дали иллюзорным (ложным). В связи с выходом на арену исторической деятельности широких народных масс роль общественного мнения в современных условиях постоянно возрастает.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)