АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ранние экономические учения

Читайте также:
  1. B. Неэкономические блага
  2. II. Годы учения
  3. II. Экономические институты и системы
  4. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  5. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  6. IV. Заочная форма обучения (среднепрофессиональное образование)
  7. IV. ОЖОГИ ОТ СВЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
  8. TEDUSUBJ (тар.предметы обучения)
  9. VI. Темы семинарских занятий для очной формы обучения
  10. Актуальность изучения дисциплины. Режимы обеспечения безопасности жизнедеятельности
  11. Алгоритм получения дополнительного k-разрядного кода отрицательного числа
  12. Анализ и проектирование содержания производственного обучения студентов по профессии и специальности СПО.

Экономическая теория имеет длительную историю своего становления и развития. Первые дошедшие до нас древние рукописи, в которых так или иначе рассматривались экономические проблемы, относятся еще к 22 веку до н.э. (Древний Египет). Однако как самостоятельная наука экономика стала формироваться лишь, начиная с 4 века до н.э.

Термин «экономика» был введен в научный оборот греческим мыслителем Ксенофонтом (430-355 до н.э.). В переводе на русский язык он означает науку о законах ведения хозяйства. Примерно в то же время, в 4 веке до н.э., в Китае был составлен трактат «Гуань-Цзы», излагающий правила управления хозяйством, а в Индии написана книга под названием «Артхашастра» («наука о выгоде»), в которой рассматривались вопросы формирования и преумножения богатства государства[1].

Хотя изначально под предметом экономической науки и понимались законы, или правила, ведения хозяйства, ученые-экономисты в своих исследованиях выходили за эти рамки. Они ставили вопросы о сущности экономических отношений и законах их функционирования и развития и пытались дать на них ответы.

Так, мыслителями Древней Греции (Ксенофонт, Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.)) была установлена взаимосвязь развития общественного разделения труда и рыночных отношений; выделены две стороны товара: потребительная стоимость и меновая стоимость; поставлен вопрос о субстанции, делающей товары соизмеримыми в обмене, т.е. о субстанции стоимости; сформулированы основные функции денег и показано их происхождение из процесса развития товарного обмена. Если авторы «Гуань-Цзы» пришли к выводу о том, что источником богатства является труд; то в «Артхашастре» была выдвинута идея о том, что стоимость товара измеряется количеством дней работы, которое требуется для его изготовления, причем действительная (трудовая) стоимость товара может не совпадать с его рыночной ценой. Таким образом, уже в те давние времена появились зачатки трудовой теории стоимости, получившей развитие в 18-19 вв. и являющейся в настоящее время одной из основных фундаментальных концепций экономической науки.

Для экономической мысли того периода было характерно понимание богатства как совокупности материальных благ, а земледелия – как основной отрасли, где это богатство создается, что соответствовало тогдашнему уровню развития производительных сил. Купеческая и ростовщическая деятельность оценивались негативно. Аристотелем даже было введено специальное понятие «хрематистика» – для обозначения деятельности, направленной на увеличение денежного богатства (т.е. купеческой и ростовщической), которую он считал противоречащей природе человека и не относящейся к экономике. Под экономикой же Аристотель понимал деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей, т.е. производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Представления, характерные для ранних экономических учений, сохранялись на протяжении многих веков, вплоть до конца 14 в., хотя в них и вносились некоторые дополнения и изменения.

Среди авторов, внесших определенный вклад в развитие ранних учений, выделяются итальянец по происхождению, теолог Фома Аквинский (1225/26-1274) и арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406).

Фома Аквинский, – в отличие от более ранних толкователей христианского учения, осуждавших купеческую прибыль, – обосновывал ее необходимость – для возмещения торговых издержек и обеспечения средств существования торговца, а также считал, что «справедливая цена» означает «равенство пользы» для продавца и покупателя. Идея о «равенстве пользы» значительно позднее, в 18-19 веках, получила развитие в теории предельной полезности.

Ибн Хальдун сделал существенный шаг в разработке идеи о труде как основании стоимости и взаимосвязи цены и стоимости товаров, но главная его заслуга состоит в том, что он впервые поставил вопрос об объективных закономерностях общественного прогресса. Он считал, что общество в своем развитии проходит две стадии: примитивность и цивилизацию. На первой стадии производительность труда людей низка, и они производят только необходимые для их жизни средства. Для этой стадии характерно, что основными занятиями людей являются земледелие и скотоводство, и между ними нет сословного неравенства. С ростом же производительности труда, по мысли Ибн Хальдуна, люди начинают создавать избыточный продукт, сверх необходимого для их жизни. Здесь появляются ремесла, торговля, наука, искусство, возникает сословное неравенство, отношения господства и подчинения, борьба за власть, дающую возможность присваивать избыточный продукт. Тем самым Ибн Хальдуном была высказана, хотя и в зачаточной форме, идея о том, что основой прогресса общества является развитие материального производства, что отношения в обществе в конечном счете определяются уровнем его производительных сил. Эта идея получила дальнейшее развитие в экономических учениях 18-20 веков.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)