АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава четырнадцатая. Исполь­зо­ва­ние мен­таль­ного потен­ци­ала для развития про­фес­си­о­наль­ных способностей

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. IV. Глава подразделения по стране
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Аб Глава II ,

Исполь­зо­ва­ние мен­таль­ного потен­ци­ала для развития про­фес­си­о­наль­ных способностей

Про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность опре­де­ляет очень многое в нашей жизни. Строго говоря, без про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­ности в нашем мире жить невоз­можно. Даже нищий не сможет обес­пе­чить себе про­пи­та­ние, если не будет обладать хотя бы эле­мен­тар­ными про­фес­си­о­наль­ными навыками нищего — умением просить и вып­ра­ши­вать. При этом любая дея­тель­ность, с помощью которой человек более или менее сис­те­ма­ти­чески обес­пе­чи­вает себе сущес­т­во­ва­ние, может быть названа про­фес­си­о­наль­ной, начи­на­ния с самых древних про­фес­сий и кончая сов­ре­мен­ными. В конце концов, жизнь — это тоже своего рода про­фес­сия.

Первая встреча со своей будущей про­фес­сией и появ­ле­ние самых первых пред­с­тав­ле­ний о ней может про­и­зойти уже в раннем детстве. И эти первые пред­с­тав­ле­ния могут сразу же начать реа­ли­зо­вы­ваться. Они ста­но­вятся основой для детских игр “в доктора”, “в шофера”, “в кос­мо­нав­та” и т.д. В этих играх первые пред­с­тав­ле­ния о про­фес­сиях проходят как бы апро­ба­цию, являются пред­ме­том и инс­т­ру­мен­том таких детских пси­хо­ло­ги­чес­ких экс­пе­ри­мен­тов, о слож­ности и значении которых мы, взрослые, вероятно, даже и не дога­ды­ва­емся. Отло­жив­шись в под­соз­на­нии, эти детские пред­с­тав­ле­ния о про­фес­сиях могут ока­зы­вать неза­мет­ное, но весьма зна­чи­тель­ное влияние на всю жизнь человека.

Но, для осоз­нан­ного про­фес­си­о­наль­ного выбора, с необ­хо­ди­мос­тью которого человек стал­ки­ва­ется в юно­шес­ком возрасте, детских пред­с­тав­ле­ний недос­та­точно. Необ­хо­димо их развитие, соот­вет­с­т­ву­ю­щее личности самого молодого человека. Трудно пере­о­це­нить то значение, которое могли бы иметь при выборе про­фес­сии спо­соб­ность и навыки мен­таль­ного мышления и работы со своими пред­с­тав­ле­ни­ями. Однако мен­таль­ное мышление для большей части чело­ве­чес­тва — дело более или менее отда­лен­ного будущего. А как же обстоят дела сегодня?

Нередко учителя средних школ и пре­по­да­ва­тели проф­те­ху­чи­лищ, тех­ни­ку­мов и вузов считают, что процесс про­фо­ри­ен­та­ции завер­ша­ется выбором про­фес­сии. Под этим выбором они понимают подачу заяв­ле­ния и пос­туп­ле­ние бывшего школь­ника в соот­вет­с­т­ву­ю­щее учебное заве­де­ние. Такой подход к про­фо­ри­ен­та­ции, возможно, и спо­соб­с­т­вует фор­маль­ному выпол­не­нию плана набора учащихся в проф­те­ху­чи­лища и уком­п­лек­то­ва­ние кон­тин­гента вузов, но совер­шенно не решает проблему создания про­фес­си­о­наль­ного потен­ци­ала общества и проблему развития личности. Как отмечает Ф. И. Ива­щен­ко: “Выбор про­фес­сии — не разовое действие, а дли­тель­ный процесс. Поэтому его чаще называют про­цес­сом про­фес­си­о­наль­ного само­оп­ре­де­ле­ния” По наб­лю­де­ниям мастеров проф­те­ху­чи­лищ и пре­по­да­ва­те­лей других учебных заве­де­ний, про­фес­си­о­наль­ные моти­ви­ровки юношей и девушек, всту­па­ю­щих во взрослую жизнь, бывают весьма повер­х­нос­тны. Нередко выбор про­фес­сии вообще их не инте­ре­сует, что уже само по себе может рас­с­мат­ри­ваться как педа­го­ги­чес­кая запу­щен­ность. Потен­ци­ала и мышления не хватает даже на то, чтобы поду­мать: “А как же я буду зара­ба­ты­вать себе на жизнь?”. Это сле­до­вало бы признать пси­хи­чес­кой непол­но­цен­нос­тью, и слишком много окажется таких непол­но­цен­ных. В нашем обществе такая придурь в порядке вещей.

Порой какое-либо внешнее влияние, в том числе и воз­дей­с­т­вие про­фо­ри­ен­та­ци­он­ной работы, может побудить их к выбору опре­де­лен­ной про­фес­сии, однако выбор от этого не перес­тает быть слу­чай­ным, так как не обус­лов­лен внут­рен­ними иска­ни­ями личности и не связан с ее пред­наз­на­че­нием в этом мире. У этих молодых людей порой не сфор­ми­ро­вался даже началь­ный интерес к про­фес­сии. Они могут пос­ту­пить куда-нибудь учиться, как они сами говорят, “за ком­па­нию” вместе с друзьями. Дорого ли стоит такая жизнь — пустая копия с чужой жизни? Поэтому такой выбор про­фес­сии по сути — не завер­ше­ние, а только начало работы педа­го­гов по про­фо­ри­ен­та­ции.

Для того, чтобы выбор про­фес­сии не был слу­чай­ным, в ходе про­фо­ри­ен­та­ции необ­хо­димо донести пси­хо­ло­ги­чес­кое содер­жа­ние про­фес­сии, ее глубокий смысл до таких струн юно­шес­кой души, в которых они могут найти резонанс. Для этого нужны не слу­чай­ные сведения о про­фес­сии, а глубокие и яркие пред­с­тав­ле­ния. В про­во­ди­мых автором в 1986-87 гг. исс­ле­до­ва­ниях была пос­тав­лена задача опре­де­лить, является ли фор­ми­ро­ва­ние дос­та­точно полных про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний у школь­ни­ков необ­хо­ди­мым эле­мен­том про­фо­ри­ен­та­ции или такие пред­с­тав­ле­ния должны фор­ми­ро­ваться уже после пос­туп­ле­ния в учебные заве­де­ния.

Про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния играют роль инфор­ма­ци­он­ной основы про­фес­си­о­наль­ного ста­нов­ле­ния личности. Б. А. Душков отме­ча­ет: “ Наб­лю­де­ни­ями уста­нов­лено, что путь человека в про­фес­сию содержит в себе три этапа. Первый этап — это зна­ком­с­тво с про­фес­сий, и, как итог этого зна­ком­с­тва — пред­с­тав­ле­ние о ней. Второй — осоз­на­ние своих склон­нос­тей и спо­соб­нос­тей при­ме­ни­тельно к сте­ре­о­тип­ному образу изб­ран­ной про­фес­сии. Третий этап состоит в том, что человек при­ни­мает решение, будет ли он зани­маться тем или другим делом... ”.

Вместе с том, пред­с­тав­ле­ния о про­фес­сии связаны с фор­ми­ро­ва­нием как про­фес­си­о­наль­ных мотивов и пот­реб­нос­тей, так и эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к про­фес­сии в целом. В силу этого про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния можно рас­с­мат­ри­вать как сис­те­мо­об­ра­зу­ю­щий фактор про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции.

Следует отметить, что неполные отры­воч­ные про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния не обладают зна­чи­тель­ным пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ким потен­ци­а­лом и не могут служить основой гене­ра­ли­зи­ро­ван­ных уста­но­вок личности. И наоборот, дос­та­точно полные и четкие про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния, обла­да­ю­щие зна­чи­тель­ным энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ным потен­ци­а­лом, способны привлечь к про­фес­сии наиболее акту­аль­ные интересы личности, охватить зна­чи­тель­ные области ее цен­нос­т­ных ори­ен­та­ции, иначе говоря, сделать про­фес­сию главной мечтой и целью жизни.

Когда речь идет о пси­хи­чес­ких уста­нов­ках, сов­ре­мен­ная пси­хо­ло­гия выделяет в них поз­на­ва­тель­ные, эмо­ци­о­наль­ные и пове­ден­чес­кие ком­по­ненты. Про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния как раз и являются основ­ными поз­на­ва­тель­ными ком­по­нен­тами про­фес­си­о­наль­ных уста­но­вок. Фор­ми­ро­ва­ние интереса к опре­де­лен­ной про­фес­сии, эмо­ци­о­нально окра­шен­ного отно­ше­ния к ней, при котором про­фес­сия видится в особом ореоле роман­тики, в особой ауре, вос­п­ри­ни­ма­ется как дверь в новую уди­ви­тель­ную жизнь, — все это про­ис­хо­дит на основе про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний и служит исходным пунктом для обра­зо­ва­ния про­фес­си­о­наль­ных дис­по­зи­ций личности. Таким образом, скла­ды­ва­ю­ща­яся в резуль­тате развития про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний система уста­но­вок раз­лич­ных уровней создаст пред­по­сылки для про­фес­си­о­наль­ного само­оп­ре­де­ле­ния личности.

Что движет чело­ве­ком, когда он выбирает про­фес­сию? Какие силы толкают его к тому или иному вари­ан­ту? В пси­хо­ло­гии эти силы назы­ва­ются пот­реб­нос­тями и мотивами. Соз­на­тель­ный и зако­но­мер­ный выбор про­фес­сии пред­с­тав­ляет собой опре­де­лен­ную дея­тель­ность, и, как всякая дея­тель­ность, должен иметь соот­вет­с­т­ву­ю­щий мотив. Следует отметить, что про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния являются не только поз­на­ва­тель­ными ком­по­нен­тами уста­но­вок, но и энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ной основой фор­ми­ро­ва­ния мотивов.

Проблема фор­ми­ро­ва­ния мотивов пове­де­ния, в том числе и про­фес­си­о­наль­ных, является очень акту­аль­ной в сов­ре­мен­ной пси­хо­ло­гии. В целом, позиции боль­шин­с­тва исс­ле­до­ва­те­лей сов­па­дают в выводах о наличии пред­ва­ри­тель­ных связей между пот­реб­нос­тью и ее пред­ме­том. Эти связи служат основой фор­ми­ро­ва­ния мотивов. Для акту­а­ли­за­ции, про­буж­де­ния пот­реб­ности и воз­ник­но­ве­ния мотива пот­реб­ность должна “уз­на­вать” свой предмет. Сле­до­ва­тельно, наличие более или менее отчет­ли­вого и осоз­нан­ного пред­с­тав­ле­ния является пред­по­сыл­кой фор­ми­ро­ва­ния мотива. По сути, мотив — это и есть образ предмета пот­реб­ности, пред­с­тав­ле­ние о нем, побуж­да­ю­щее человека дей­с­т­во­вать.

Роль про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний в фор­ми­ро­ва­нии началь­ных про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний можно прос­ле­дить с помощью пред­ло­жен­ного нами понятия “мо­ти­ва­ци­он­ный поток”. Сущность данного понятия зак­лю­ча­ется в сле­ду­ю­щем. Человек однов­ре­менно испы­ты­вает мно­жес­тво воз­дей­с­т­вий окру­жа­ю­щей среды, несущих ему самую раз­лич­ную инфор­ма­цию. Не все инфор­ма­ци­он­ные воз­дей­с­т­вия вос­п­ри­ни­ма­ются чело­ве­ком в равной мере. Больше шансов быть вос­п­ри­ня­тыми имеют те воз­дей­с­т­вия, которые в большей мере связаны с пот­реб­нос­тями человека, с нап­рав­лен­нос­тью его актив­ности. Само вос­п­ри­я­тие инфор­ма­ци­он­ного воз­дей­с­т­вия ста­но­вится, таким образом, началом акту­а­ли­за­ции неко­то­рой пот­реб­ности, своего рода всп­лес­ком актив­ности. Однако судьба этих всп­лес­ков актив­ности различна. Неко­то­рые из них тут же гаснут, уступая место другим. Отдель­ные всплески, вза­и­мо­дей­с­т­вуя друг с другом, вызывают боле интен­сив­ную акту­а­ли­за­цию пот­реб­ности. Высокий уровень акту­а­ли­за­ции пот­реб­ности приводит к фор­ми­ро­ва­нию нап­рав­лен­ности индивида на источник инфор­ма­ции, к фор­ми­ро­ва­нию на основе данной пот­реб­ности уста­но­вок и мотивов пове­де­ния. При дос­та­точ­ной интен­сив­ности процесса акту­а­ли­за­ции пот­реб­ности пос­лед­няя может пре­тер­пе­вать изме­не­ния, раз­ви­ва­ясь или тран­с­фор­ми­ру­ясь в другую пот­реб­ность на основе и в соот­вет­с­т­вии с харак­те­ром инфор­ма­ци­он­ных воз­дей­с­т­вий.

Про­ис­хо­дя­щие при этом изме­не­ния в моти­ва­ци­он­ной сфере (включая уста­новки, мотивы и пот­реб­нос­ти) пред­с­тав­ляют собой единый процесс развития побуж­де­ния в опре­де­лен­ном нап­рав­ле­нии. Этот процесс, охва­ты­ва­ю­щий все более глубокие области моти­ва­ции, мы и называем моти­ва­ци­он­ным потоком.

Таким образом, понятие моти­ва­ци­он­ного потока поз­во­ляет сделать вывод, что про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния являются энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ной основой всего процесса фор­ми­ро­ва­ния пот­реб­ности в опре­де­лен­ной про­фес­сии. Уровень про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний, сло­жив­шийся в школьные годы, во многом опре­де­ляет весь даль­ней­ший процесс про­фес­си­о­наль­ного ста­нов­ле­ния личности, в том числе и процесс про­фес­си­о­наль­ного обучения. Об этом сви­де­тельс­т­вуют данные исс­ле­до­ва­ния, про­ве­ден­ного в четырех проф­те­ху­чи­ли­щах Беларуси. Опрошено было 206 учащихся. В соот­вет­с­т­вии с данными исс­ле­до­ва­ния, 28,15% учащихся имели полное пред­с­тав­ле­ние о про­фес­сии; 26,21% — в основном пред­с­тав­ляли себе про­фес­сию; 31,55% имели неко­то­рые сведения о про­фес­сии; очень мало знали о про­фес­сии — 14,07% учащихся. Таким образом, до пос­туп­ле­ния в училище более или менее полное пред­с­тав­ле­ние об изб­ран­ной про­фес­сии имели лишь 54,36% учащихся.

Ана­ло­гич­ные резуль­таты дало исс­ле­до­ва­ние в Минском инс­ти­туте культуры, которое охватило 177 сту­ден­тов раз­лич­ных курсов. Нас инте­ре­со­вало, в какой мере основой фор­ми­ро­ва­ния про­фес­си­о­наль­ных наме­ре­ний сту­ден­тов явились знания об изб­ран­ной про­фес­сии. Ана­ли­зи­руя ответы на вопрос “Что вы знали об изби­ра­е­мой спе­ци­аль­ности до пос­туп­ле­ния в учебное заве­де­ни­е?”, мы выявили, что про­ду­манно и осоз­нанно к выбору про­фес­сии подошло 58,2% опро­шен­ных. Это прежде всего студенты, имевшие опыт прак­ти­чес­кой работы в сфере культ­п­рос­вет­де­я­тель­ности (21,5%), что дало им воз­мож­ность осу­щес­т­вить пробу сил, убе­диться в своей про­фес­си­о­наль­ной при­год­ности, изучить тре­бо­ва­ния про­фес­сии. В эту кате­го­рию вошли также студенты, имеющие дос­та­точно полное пред­с­тав­ле­ние о содер­жа­нии своей будущей про­фес­сии на основе полу­чен­ной инфор­ма­ции. 48% юношей и девушек, обу­ча­ю­щихся на факуль­тете культ­п­рос­вет­ра­боты, имели лишь приб­ли­зи­тель­ное пред­с­тав­ле­ние о выби­ра­е­мой про­фес­сии.

Инфор­ми­ро­ва­ние о про­фес­сии — это первый этап про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции, в ходе которого скла­ды­ва­ются про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния. Если этот этап проходит успешно, то психика человека вступает во второй этап — начинает фор­ми­ро­ваться интерес к про­фес­сии и мотивы про­фес­си­о­наль­ной и про­фес­си­о­нально-учебной дея­тель­ности. И, наконец, на третьем этапе вклю­ча­ются самые глубокие сферы чело­ве­чес­кой психики — начинают фор­ми­ро­ваться про­фес­си­о­наль­ные пот­реб­ности. Пока не сфор­ми­ро­ваны про­фес­си­о­наль­ные пот­реб­ности, интерес к про­фес­сии носит слу­чай­ный характер, отно­ше­ние к про­фес­сии неус­той­чи­вое и измен­чи­вое. Пос­то­янно тре­бу­ются спе­ци­аль­ные усилия воли и затраты духовной энергии, чтобы зас­та­вить себя изучать про­фес­сию и работать по этой про­фес­сии. Но если про­фес­си­о­наль­ные пот­реб­ности сло­жи­лись, наша психика авто­ма­ти­чески, как стрелка компаса, пово­ра­чи­ва­ется ко всему, что связано с про­фес­сией. Вся наша жизнь, и наш досуг, и общение с окру­жа­ю­щими, и отно­ше­ние к окру­жа­ю­щему — все ока­зы­ва­ется свя­зан­ным с нашей про­фес­сией. Про­фес­си­о­наль­ная учеба и про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность в этом случае не отнимает у нас духовную энергию, а наоборот — дает нам все новые духовные силы, вызывает чувство удов­лет­во­ре­ния и душев­ного подъема. Поэтому пот­реб­ность в изб­ран­ной про­фес­сии является необ­хо­ди­мым условием про­фес­си­о­наль­ного совер­шен­с­т­во­ва­ния и развития про­фес­си­о­наль­ных спо­соб­нос­тей.

Если у вас нет внут­рен­ней пот­реб­ности в вашей про­фес­сии, если нет глу­бо­кого внут­рен­него интереса, если вы не ощущаете, что это — ваше приз­ва­ние, все ваши попытки раз­ви­вать свои про­фес­си­о­наль­ные спо­соб­ности не дадут серь­ез­ных резуль­та­тов. Они обречены на провал еще до того, как начнутся. И именно развитое пред­с­тав­ле­ние о своей про­фес­сии является первым условием фор­ми­ро­ва­ния интереса к про­фес­сии и пот­реб­ности в ней, в ее изучении. На при­ве­ден­ном здесь графике показана зави­си­мость интереса к занятиям от пер­во­на­чаль­ных про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний, выяв­лен­ная в ходе исс­ле­до­ва­ния среди учащихся проф­те­ху­чи­лищ.

Как видно из графика, сущес­т­вует одноз­нач­ная зави­си­мос­ть: чем выше уровень про­фес­си­о­наль­ных пред­с­тав­ле­ний, тем больше интерес к занятиям.

Итак, мы ответили на вопрос, что надо делать сначала для развития про­фес­си­о­наль­ных спо­соб­нос­тей — раз­ви­вать про­фес­си­о­наль­ные пред­с­тав­ле­ния. Теперь мы рас­с­мот­рим вопрос, как это делать. Из глубокой древ­ности до нас дошли два принципа выпол­не­ния любой работы, И эти принципы поистине могут быть названы золотыми. Это спо­кой­с­т­вие и вни­ма­тель­ность. Спо­кой­с­т­вие для евро­пей­с­кого человека означает прежде всего прек­ра­ще­ние спешки, которая воз­ни­кает у нас пос­то­янно и на разных уровнях психики. Весь наш образ жизни еже­ми­нутно и ежечасно фор­ми­рует у нас все новые нап­ря­же­ния и все новые поводы для спешки. Кроме того, что спешка является главным врагом интереса и желания что-нибудь делать, спешка совер­шенно несов­мес­тима с вни­ма­тель­нос­тью.

Каждая, даже самая нез­на­чи­тель­ная, работа требует сос­ре­до­то­чен­ности и полного внимания. Если, например, вы хотите продеть нитку в игольное ушко, вы должны уст­ра­нить все ворсинки на ее конце, после чего очень акку­ратно и с большим вни­ма­нием ввести в игольное ушко. Когда вы заби­ра­е­тесь в гору или спус­ка­е­тесь с крутого обрыва, вы должны быть вни­ма­тельны, иначе вы пос­кольз­не­тесь и упадете вниз. Если вы едете на машине и увлечены раз­го­во­ром с другом, которого везете, вы рискуете попасть в аварию. Если вы хотя бы немного рассеяны, то, идя по дороге, можете спот­к­нуться о камень и упасть. Нев­ни­ма­тель­ный парик­ма­хер может отрезать нос своему клиенту, а нев­ни­ма­тель­ная прачка может сжечь одежду при утюжке.

Всегда следует нап­рав­лять ум на ту работу, которую мы в данный момент делаем. Вкла­ды­вать в нее всю душу и сердце, даже если другие думают, что это какая-нибудь мелочь. Мы не имеем права зани­маться мелочами. Нев­ни­ма­тель­ность и без­раз­ли­чие к своим соб­с­т­вен­ным дей­с­т­виям — это путь к духов­ному само­у­бий­с­тву. Все, что мы делаем, мы должны делать так, словно выпол­няем свя­щен­ные таинства, пусть это будет даже нез­на­чи­тель­ная работа, вроде очистки бананов или выжи­ма­ния сока из лимона. Так мы сможем приб­ли­зиться к пони­ма­нию того эзо­те­ри­чес­кого смысла и тех глубоких сил, которые скрыты в каждом нашем движении.

Никогда и ничего не следует делать бес­сис­темно. Никогда не следует спешить во время еды. Никогда не следует делать пос­пеш­ных зак­лю­че­ний. Никогда и ничего не следует делать поспешно.

Как писал один из ранних хрис­ти­ан­с­ких отцов-пус­тын­ни­ков Святой Авва Дорофей: “Чтобы вы ни делали, даже если это крайне неот­лож­ное и тре­бу­ю­щее большой вни­ма­тель­ности дело, нельзя спорить и воз­буж­даться. Уверяю, что вес, что вы делаете, будь оно великим или малым, — это лишь одна восьмая часть проблемы, а вот сох­ра­нить спо­кой­ным свое сос­то­я­ние, даже если это приведет к неудаче в выпол­не­нии задачи, — это осталь­ные семь восьмых. Поэтому, если вы заняты каким-то делом, вопросом, желая выпол­нить его наи­луч­шим образом, то пос­та­рай­тесь довести его до конца, что, как я уже сказал, составит одну восьмую проблемы, и в то же время пос­та­рай­тесь сох­ра­нить свое сос­то­я­ние незат­ро­ну­тым, что составит семь восьмых. Но если выпол­не­ние вашей задачи будет неиз­бежно связано с тем, что вы утратите рав­но­ве­сие и нав­ре­дите себе или другому, вступая с ним в спор, то не следует, конечно, терять семь восьмых ради сох­ра­не­ния одной восьмой”.

Никакая работа не может быть выпол­нена успешно без спо­кой­с­т­вия и сос­ре­до­то­чен­ности. Все, кто достигли успеха и стали великими, обладали этими качес­т­вами. Нам всегда будет сопут­с­т­во­вать успех во всем, за что бы мы ни взялись; мы никогда не будем терпеть неудач, если научимся делать свою работу не торопясь и с совер­шен­ным вни­ма­нием.

Теперь, когда мы знаем, как про­бу­дить у себя интерес к своей про­фес­сии и сделать ее своим приз­ва­нием, у нас есть все условия для развития своих про­фес­си­о­наль­ных спо­соб­нос­тей и про­фес­си­о­наль­ного мас­тер­с­тва. Соб­с­т­венно говоря, мы уже начали раз­ви­вать свои про­фес­си­о­наль­ные спо­соб­ности, так как пот­реб­ность в про­фес­сии, про­фес­си­о­наль­ные склон­ности являются нео­тъем­ле­мой частью этих спо­соб­нос­тей. Все про­фес­сии можно условно раз­де­лить на три группы: про­фес­сии, свя­зан­ные с работой с природой, ее объек­та­ми; про­фес­сии, пред­по­ла­га­ю­щие работу с техникой, мате­ри­аль­ными объек­та­ми; про­фес­сии, свя­зан­ные с работой с людьми, их чув­с­т­вами, мыслями, идеями и уста­нов­ками. Однако, какую бы про­фес­сию мы ни взяли, она пред­по­ла­гает выпол­не­ние опре­де­лен­ных операций, то ли мыс­лен­ных, то ли физи­чес­ких действий. В качестве трудовых операций может рас­с­мат­ри­ваться как серия движений руки, так и опре­де­лен­ный процесс целе­нап­рав­лен­ного движения мыслей. Сущ­нос­тью трудовой операции является решение опре­де­лен­ной задачи в ходе выпол­не­ния своей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­ности. Сле­до­ва­тельно, про­фес­си­о­наль­ные спо­соб­ности и про­фес­си­о­наль­ное мас­тер­с­тво опре­де­ля­ются тем, нас­колько эффек­тивно мы можем выпол­нять как отдель­ные операции, так и всю про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность в целом.

Высший уровень развития спо­соб­нос­тей, при котором человек может выпол­нять дея­тель­ность, недос­туп­ную другим людям, делать то, что не может никто другой, назы­ва­ется талантом.

Прежде чем выпол­нить какую-либо операцию, мы должны пред­с­та­вить себе цель этой операции, то есть — что мы должны получить в резуль­тате, а также пред­с­та­вить наши физи­чес­кие или пси­хи­чес­кие движения, с помощью которых мы будем дос­ти­гать этой цели. У нас должен сло­житься мыс­лен­ный образ, пред­с­тав­ле­ние операции. И чем ярче и отчет­ли­вей будет это пред­с­тав­ле­ние, тем более эффек­тив­ным будут наши действия, тем лучше мы сможем выпол­нить операцию. Так, например, в неко­то­рых школах вос­точ­ной гим­нас­тики большая часть времени в ходе тре­ни­ро­вок уде­ля­ется меди­та­ции над осва­и­ва­е­мыми приемами и дви­же­ни­ями, а потом ока­зы­ва­ется дос­та­точно лишь нес­колько физи­чес­ких пов­то­ре­ний для их освоения. Таким образом может быть вызван рост мышечной массы без всяких физи­чес­ких упраж­не­ний. Един­с­т­вен­ное, что для этого необ­хо­димо — это дос­та­точ­ная сила пред­с­тав­ле­ний, их высокий пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал. Как пишет Д. Г. Скотт: “ ...Мысленно работая над совер­шен­с­т­во­ва­нием мас­тер­с­тва, которым вы хотите овладеть, вы можете пред­с­тав­лять, что вы делаете эту работу пре­вос­ходно, что дает вам иде­аль­ную модель, к которой вы можете стре­миться, когда вы заняты реальной дея­тель­нос­тью. Исполь­зо­ва­ние этой иде­аль­ной модели является решающим для вашего успеха. Вам нужно пред­с­та­вить, что вы владеете данным мас­тер­с­т­вом в совер­шен­с­тве, чтобы достичь этой цели. И наоборот, если вы совер­ша­ете ошибки в мыс­лен­ной тре­ни­ровке, вы допус­тите те же ошибки при реальной дея­тель­ности. Таким образом, чтобы лучше печатать на машинке, пред­с­тав­ляйте, что пра­вильно нажи­ма­ете каждую клавишу. Чтобы улучшить ваши спо­соб­ности в области сбыта, пред­с­тав­ляйте, что вы вели­ко­лепно выпол­ня­ете пре­зен­та­цию, задаете пра­виль­ные вопросы и выпол­ня­ете все поставки. Если ошибка появится при вызы­ва­нии зри­тель­ных образов, просто пред­с­тавьте себе, что вы быстро ее исправляете ”.

При мен­таль­ной практике развития спо­соб­нос­тей мы не только совер­шен­с­т­вуем свои про­фес­си­о­наль­ные качества, но и в опре­де­лен­ной мере “прог­рам­ми­ру­ем” будущие события. Поэтому здесь необ­хо­димо учи­ты­вать тонкое различие между пред­с­тав­ле­нием про­фес­си­о­наль­ного действия вообще и пред­с­тав­ле­нием этого про­фес­си­о­наль­ного действия в кон­к­рет­ной ситуации. Может слу­читься так, что пред­с­та­вить выпол­не­ние операции в кон­к­рет­ной ситуации нам будет трудно, так как отри­ца­тель­ный энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ный потен­циал этого пред­с­то­я­щего события пре­вы­шает наши воз­мож­ности. В то же время, может ока­заться дос­та­точно легким пред­с­та­вить выпол­не­ние данной операции в какой-либо другой ситуации. Поэтому пер­во­на­чально следует мысленно отра­ба­ты­вать свои действия и свои спо­соб­ности в ней­т­раль­ных ситу­а­циях и лишь потом пытаться пред­с­тав­лять их в сложных ситу­а­циях.

При мен­таль­ной работе следует учи­ты­вать также и свои инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­ности. Одни и те же операции каждый человек может выпол­нять по-своему, в соот­вет­с­т­вии с осо­бен­нос­тями своего тем­пе­ра­мента, черт харак­тера, пси­хо­фи­зи­чес­кой кон­с­ти­ту­ции. Поэтому в ходе развития про­фес­си­о­наль­ных спо­соб­нос­тей важно создать свой соб­с­т­вен­ный инди­ви­ду­аль­ный стиль дея­тель­ности. И здесь даже людям одной про­фес­сии для развития оди­на­ко­вых про­фес­си­о­наль­ных спо­соб­нос­тей могут пона­до­биться раз­лич­ные мен­таль­ные образы и пред­с­тав­ле­ния. С учетом этого можно исполь­зо­вать сле­ду­ю­щие реко­мен­да­ции: “Вначале выберите метод, который вы реально освоили или видели, как кто-либо его исполь­зует, и мысленно вызовите этот образ. Например, если вы уже освоили неко­то­рые основные операции при работе с тек­с­то­вым про­цес­со­ром, мысленно пред­с­тав­ляйте, как кто-либо про­из­но­сит выра­зи­тель­ную речь, пред­с­тав­ляйте, что вы говорите, исполь­зуя тот же прием, что и оратор.

— Пред­с­тав­ляйте, что вы делаете все, что бы вы ни делали, пра­вильно и эффек­тивно, так как ваш мыс­лен­ный образ пос­те­пенно воп­ло­тится в реаль­ность.

— Пред­с­тав­ляйте как можно ярче, что вы владеете желаемым мас­тер­с­т­вом. Пред­с­тав­ляйте окру­жа­ю­щую обс­та­новку, пред­с­тав­ляйте, что вы и другие люди одеты соот­вет­с­т­ву­ю­щим для тре­ни­ровки в этом мас­тер­с­тве образом, заме­чайте всех других людей, окру­жа­ю­щих вас. Чем более реальный образ вы сможете создать при своей мыс­лен­ной тре­ни­ровке, тем сильнее он будет при воп­ло­ще­нии в реальную жизнь.

— Пов­то­ряйте это вызы­ва­ние образов вновь и вновь, чтобы придать ему большую силу.

— Убеж­дай­тесь, что вы ста­но­ви­тесь более умелым и уве­рен­ным, и чув­с­т­ву­ете больше уве­рен­ности в себе по мере тре­ни­ровки, так как это чувство будет пере­но­ситься в реальную обс­та­новку и поможет вам лучше работать. Когда вы вер­не­тесь в нор­маль­ное соз­на­тель­ное сос­то­я­ние, возьмите с собой это ощущение успеха и уве­рен­нос­ти”.

Инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­ности человека, бла­гоп­ри­ят­ные для развития тех или иных про­фес­си­о­наль­ных спо­соб­нос­тей, имеют в своей основе опре­де­лен­ные энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ные струк­туры чело­ве­чес­кого “Я”, так назы­ва­е­мые “реф­лек­со­ген­ные зоны” или “энер­ге­ти­чес­кие центры”. В целом энер­ге­ти­чес­кие центры могут быть раз­де­лены на физи­чес­кие или телесные, эмо­ци­о­наль­ные и мен­таль­ные. Соот­вет­с­т­венно развитие тех или иных центров обус­лов­ли­вает физи­чес­кие, эмо­ци­о­наль­ные и мен­таль­ные качества человека. Неко­то­рые спо­соб­ности требуют соче­та­ния опре­де­лен­ных центров. Так, в китай­с­ких системах пси­хо­фи­зи­чес­кой тре­ни­ровки особое значение при­да­ется развитию группы центров, обес­пе­чи­ва­ю­щих спо­соб­ности человека, так назы­ва­е­мому тандену. В танден входит в числе других и третий энер­ге­ти­чес­кий центр — центр энер­ге­тич­ности и пред­п­ри­им­чи­вости. Люди, у которых он наиболее развит, очень энер­гичны, нас­той­чивы и ста­но­вятся неу­то­ми­мыми тру­же­ни­ками. Они имеют уди­ви­тель­ные спо­соб­ности к руко­во­дя­щей дея­тель­ности. Среди таких людей мы находим извес­т­ных поли­ти­чес­ких лидеров, военных и руко­во­ди­те­лей, гене­ра­лов и коман­ди­ров, которым нравится борьба, пре­о­до­ле­ние пре­пят­с­т­вий. Спо­соб­ности к интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­ности больше связаны с шестым центром — центром интел­лек­ту­аль­ной энергии.

Раз­ви­вать те или иные центры и соот­вет­с­т­ву­ю­щие им про­фес­си­о­наль­ные качества можно с помощью спе­ци­аль­ных пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ких упраж­не­ний. Прежде всего необ­хо­димо нау­читься пред­с­тав­лять себе соот­но­ше­ние раз­лич­ных частей нашего тела со струк­ту­рой энер­ге­ти­чес­ких центров. Это соот­но­ше­ние пред­с­тав­лено на рисунке. Первый, нижний центр, мулад­хара — центр энергии тканей орга­низма. Он обес­пе­чи­вает крепость костей, элас­тич­ность мышечных волокон, опти­маль­ный состав крови, лимфы и т.д. Второй центр — свад­хис­тана, обес­пе­чи­вает жиз­нен­ной силой фун­к­ци­о­наль­ные системы орга­низ­ма: пище­ва­ри­тель­ную, сердечно-сосу­дис­тую, опорно-дви­га­тель­ный аппарат и т.д. Третий центр — манипура, как уже было сказано, обус­лав­ли­вает энер­гич­ность движений, действий и пос­туп­ков. Третий центр также дает энергию раз­лич­ных форм простых эмоций, раз­лич­ным про­яв­ле­ниям покоя или бес­по­кой­с­тва. Чет­вер­тый центр — анахата — это центр наиболее сильных эмоций, мно­го­об­раз­ных про­яв­ле­ний любви, гнева и страха. Пятый центр — вишудха — центр тонких эмоций, раз­лич­ных форм радости и огор­че­ния. Шестой центр — аджна, назы­ва­е­мый в эзо­те­ри­чес­ких учениях “третьим глазом”, — это центр мышления и интуиции. И, наконец, седьмой центр, сахас­рара — это центр наиболее высоких сос­то­я­ний сознания или, как иногда называют, центр кос­ми­чес­кого сознания.

Развивая те или иные центры, можно фор­ми­ро­вать такие инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­ности, которые необ­хо­димы для совер­шен­с­т­во­ва­ния про­фес­си­о­наль­ных спо­соб­нос­тей и про­фес­си­о­наль­ного мас­тер­с­тва. Развитие центров — процесс чрез­вы­чайно сложный и обус­лов­лен­ный очень многими внут­рен­ними и внешними фак­то­рами. Поэтому здесь мы дадим лишь одно из наиболее простых и дос­туп­ных упраж­не­ний, однако выпол­нять его следует весьма точно и вни­ма­тельно, строго следуя при­ве­ден­ному описанию. Назы­ва­ется упраж­не­ние — “ Пред­с­тав­ле­ние центров ”. Выпол­ня­ется оно сле­ду­ю­щим образом.

Садимся в одну из меди­та­тив­ных поз, уста­нав­ли­вая поз­во­ноч­ник, шею и голову на одной линии, строго пер­пен­ди­ку­лярно повер­х­ности земли. В течение 5 минут сос­ре­до­то­чи­ва­емся на своем теле, успо­ка­и­вая дыхание и сбра­сы­вая все лишние нап­ря­же­ния. Чтобы лучше рас­с­ла­бить лицо, слегка улы­ба­емся уголками рта.

Затем начинаем сос­ре­до­то­чи­ваться на осно­ва­нии поз­во­ноч­ника, на области копчика и чуть-чуть ниже. Пред­с­та­вим себе, что эта область светится глубоким красным светом, а во всем теле, в каждой клеточке тела воз­ни­кает ощущение уве­рен­ности, покоя, внут­рен­ней силы. Это пред­с­тав­ле­ние, так же, как и пред­с­тав­ле­ния других центров, должно делиться в течение 3—5 минут. Пред­с­тав­ле­ние нижнего центра и свя­зан­ных с ним ощущений раз­ви­вает соп­ро­тив­ля­е­мость орга­низма, его устой­чи­вость по отно­ше­нию к внешним воз­дей­с­т­виям (ожогам, обмо­ро­же­ниям, травмам, отрав­ле­ниям и т.д.).

Затем внимание пере­но­сится на нижнюю часть поясницы на уровне лобковой кости. Пред­с­тав­ляем, что эта область све­титься оран­же­вым светом, все части тела, все органы напол­ня­ются жиз­нен­ной силой, от которой они словно про­буж­да­ются и рас­ц­ве­тают. Ощущаем гармонию и бла­жен­с­тво во всем теле. Это пред­с­тав­ле­ние раз­ви­вает интерес к жизни, обос­т­ряет вос­п­ри­я­тие, создает несок­ру­ши­мое здоровье нашего орга­низма, раз­ви­вает спо­соб­ности к экс­т­ра­сен­сор­ному вза­и­мо­дей­с­т­вию с силами природы.

Дальше сос­ре­до­то­чи­ва­емся на области между сол­неч­ным спле­те­нием и пупком, Пред­с­тав­ляем, что эта область све­титься ярким желтым светом, в мышцах и во всем теле воз­ни­кает глубокий покой, словно океан, в котором скап­ли­ва­ются дрем­лю­щие силы бурь и тайфунов, словно спящий вулкан, хранящий в своих недрах океаны огня. И чем глубже покой, тем более мощные и нео­быч­ные силы сос­ре­до­то­чи­ва­ются в нем. Это пред­с­тав­ле­ние раз­ви­вает уве­рен­ность в себе, урав­но­ве­шен­ность, волевые качества, силу и быстроту движений.

После этого сос­ре­до­то­чи­ваем внимание в центре грудной клетки. Пред­с­тав­ляем, что эта область светится нежным зеленым светом, и наше внут­рен­нее “Я” напол­ня­ется добротой и любовью, все­о­бъем­лю­щей любовью ко всему мироз­да­нию и к самому себе, как части этого мироз­да­ния. Улы­ба­емся самому себе и всей Все­лен­ной и пред­с­тав­ляем, что улыбка охва­ты­вает не только мышцы рта, но каждую клеточку нашего тела. Улы­ба­емся всей своей сущ­нос­тью, словно внутри нас нас­ту­пает рассвет, входит солнце и озаряет все прос­т­ран­с­тво осле­пи­тель­ным светом. Это пред­с­тав­ле­ние очищает под­соз­на­ние человека от скрытых ком­п­лек­сов и нап­ря­же­ний, улучшает сон и работу сердечно-сосу­дис­той системы. Это пред­с­тав­ле­ние может спо­соб­с­т­во­вать развитию артис­ти­чес­ких, дип­ло­ма­ти­чес­ких и педа­го­ги­чес­ких спо­соб­нос­тей.

Обра­ща­ясь к пятому центру, сос­ре­до­то­чи­ва­емся у осно­ва­ния шеи. Пред­с­тав­ляем, что эта область светится спо­кой­ным голубым светом, а наше внут­рен­нее “Я” охва­ты­ва­ется чувством все­о­бъем­лю­щей радости. Эта радость напол­няет каждую клеточку нашего тела, каждое наше дыхание, каждую мысль. Бла­го­даря радости мы появ­ля­емся в этом мире и словно впервые дышим, впервые ощущаем этот мир и радуемся каждому ощущению, каждому предмету, каждому событию, мы появ­ля­емся из небытия. Это пред­с­тав­ле­ние спо­соб­с­т­вует развитию чувства красоты и гармонии, улучшает дея­тель­ность желез, тимуса, эндок­рин­ной системы, повышает воз­мож­ности экс­т­ра­сен­сор­ного вза­и­мо­дей­с­т­вия с окру­жа­ю­щим миром, спо­соб­с­т­вует развитию спо­соб­нос­тей к раз­лич­ным видам худо­жес­т­вен­ной дея­тель­ности, к образ­ному мышлению.

Затем внимание сос­ре­до­то­чи­ва­ется в центре головы на уровне меж­дуб­ровья. Мысли и цели ста­но­вятся четкими и крис­тально ясными. Пред­с­тав­ляем себе уходящую в бес­ко­неч­ность пер­с­пек­тиву развития нашего “Я”. Ощущаем веру в себя и в свое будущее, такую же крепкую, как наша вера в восход солнца. Это пред­с­тав­ле­ние укреп­ляет нервную систему, уве­ли­чи­вает мен­таль­ный потен­циал личности, раз­ви­вает удач­ли­вость, спо­соб­ность кон­т­ро­ли­ро­вать события и нап­рав­лять линию своей жизни, раз­ви­вает спо­соб­ности к абс­т­рак­т­ному мышлению и к научно-исс­ле­до­ва­тельс­кой дея­тель­ности, спо­соб­ности к теле­па­тии и ясно­ви­де­нию.

Начиная работу с седьмым центром, сос­ре­до­то­чи­ва­емся на верхней части головы в области макушки. Пред­с­тав­ляем, что эта область светится все­о­бъем­лю­щим глубоким фио­ле­то­вым светом. Пытаемся пред­с­та­вить, нас­колько можем, бес­ко­неч­ность прос­т­ран­с­тва и времени, гран­ди­оз­ность мироз­да­ния. Ощущаем себя частицей этого мироз­да­ния. Данное пред­с­тав­ле­ние создает пред­по­сылки для дос­ти­же­ния изме­нен­ных сос­то­я­ний сознания, к воз­ник­но­ве­нию новых форм сознания и миро­вос­п­ри­я­тия. Спо­соб­с­т­вует развитию дара пред­ви­де­ния, выхода сознания за рамки прос­т­ран­с­тва и времени, дос­ти­же­нию свер­х­нор­маль­ных сил и спо­соб­нос­тей.

Как уже было отмечено, каждому центру следует уделять 3—5 минут, однако если есть необ­хо­ди­мость особенно интен­сив­ного развития какого-либо центра, это время может быть уве­ли­чено до 10—15 минут для данного центра. После выпол­не­ния этого упраж­не­ния в обя­за­тель­ном порядке в течение 15—20 минут выпол­ня­ется глубокое рас­с­лаб­ле­ние в поло­же­нии лежа на спине. Как ука­зы­вают эзо­те­ри­чес­кие источ­ники, развитие центров — процесс срав­ни­тельно дли­тель­ный. Для полу­че­ния хотя бы мини­маль­ных резуль­та­тов тре­бу­ется по меньшей мере три-четыре месяца ежед­нев­ных занятий. Однако гран­ди­оз­ность резуль­та­тов, которые могут быть получены, поистине оправ­ды­вают любые усилия.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)