АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фонарь (лантерна)

Читайте также:
  1. КАРМАННЫЙ ФОНАРЬ (на батарейках)

11 Купол

12 Барабан

13 Парус


D Особые детали

14 Окулюс (опейон)

15 Кессон

16 Аттиковый ярус

 

ЛЕМЕХ

[shingles; Spltzbrett n; petites lamelles (f, pl) (ecaillées) de bois couvrant des coupoles d'église] — небольшие деревянные дощечки, имеющие форму лопатки или плоской ступенчатой пирамидки, выполненные из осины. Лемех широко применялся в русском деревянном зодчестве для покрытия глав, шатров, барабанов и своим серебристым оттенком придавал строениям живописный вид.

Схема:

ЛОДЖИЯ

(итал.) [loggia; Loggie f; loge (f), loggia (f)] — включенное в общий объем здания помещение, которое вместо наружной стены имеет аркаду или парапет.

Лоджия Большого Царицынского дворца

Дворец Капитанио, Виченца. Лоджия. Архитектор - Андреа Палладио.

ЛОПАТКА

[pllaster, strip; Lisene f, Mauervorlage f, Pfeilervorlage f; pilastre (m) de mur, pllier (m) engage dans un mur et peu saillant] — характерный для древнерусского зодчества плоский вертикальный выступ стены без базы и капители, разделяющий стены фасада на прясла. Расположение лопаток на фасаде обычно отвечало внутренней планировке: они размещались по углам и в тех местах, где внутренние стены примыкали к наружным.

 

 

ЛЮКАРНА

(лат.) [lucarne; Lukarne f; lucarne (f)] — небольшое окно для освещения чердачного помещения.

Схема:

Ренессансная люкарна (Франция) Готическая люкарна (Франция)

ЛЮНЕТ, ЛЮНЕТТА

(франц.) [lunette; Lunette f; lunette (f)] — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.

Аналогичные фрагменты фронтонов треугольной формы называются тимпанами. Иногда «тимпан» используется в качестве синонима «люнетты».

Понтормо. Люнетная фреска с изображением Вертумна и Помоны в Поджо а Кайано (1519-21).

 

Филипп Фейт. Семь лет великого изобилия. 1816—1817. Старая национальная галерея. Берлин

MEPЛУH

(франц.) [merlon; Mauerzacke f; merlon (m)] — часть парапета между окнами-бойницами, зубец крепостной стены или башни. См. Зубец.

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

[Moorish style; maurischer Stil; style (m) mauresque] — архитектурный cmиль, зародившийся в Испании в VIII в. при завоевании ее арабами, жившими в Африке, — маврами. Здания и сооружения этого стиля отличаются изяществом и благородством линий и пропорций. Для мавританской архитектуры характерно использование большого количества арок, причудливого сплетения арочных конструкций, опирающихся на стройные, изящные колонны из мрамора, гранита и других материалов. Усилению оригинальной архитектурной композиции зданий способствует лепной оекор, узорчатые панно. Со временем мавританская архитектура утратила присущую ей легкость и здания приобрели более массивный вид.

Триумфальная арка (Барселона)

Неомавританский павильон в одном из парков Севильи

МАЗАНКА

[mud-walled dwelling; Lehmhütte f; maisonnette (f) créple d'argile] — 1. постройка каркасного типа, где между столбами, связанными горизонтальными элементами — перекладинами, закладывают кирпичи и обмазывают их глиной; 2. всякое небольшое жилье (хижина), обмазанное глиной. Мазанковые строения первого типа были широко распространены в Петербурге при Петре I.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

[architectural details of urban environment; kleinere architektonische Formen; formes (f, pl) architecturales] — общее название различных сооружений небольших размеров, которые дополняют или детализируют архитектурные, градостроительные или садово-парковые композиции. К одной группе малых архитектурных форм относятся такие, которые предназначены для благоустройства города, улиц и площадей. Другая группа включает элементы декоративного убранства, играющие значительную роль в архитектурных и садово-парковых ансамблях. Это декоративные фонтаны, каскады, бассейны, парковые павильоны, ограды, балюстрады, трельяжи, перголы и т.д. Малые архитектурные формы, к которым могут быть отнесены мемориальные памятники, небольшие обелиски и другие уникальные сооружения, часто выполняют роль композиционных доминант городских ансамблей.

МАНСАРДА

(франц.) [attic floor, mansard; Mansarde f; mansarde (f)] — чердачное помещение под высокой ломаной крышей, которое используется в качестве жилого. Мансарды дают дополнительную площадь, а мансардные крыши оживляют силуэт здания, его внешний облик. Помещения получили свое название по имени французского архитектора Франсуа Мансара, разработавшего данный тип конструкции крыши

МАСКАРОН

(итал.) [masque, mascaron; Maskaron n; mascaron (m)] — применяемая в архитектуре в качестве декора рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски, характерная для классицизма. Обычно маскароны размещали на замковом камне свода, арки, проема, на фризе, а также на каскадах и в настенных фонтанах.

МАСТАБА

(арабск.) [mastaba; Mastaba f; mastaba, monument de l'ancienne Egipte] — тип древнеегипетской монументальной гробницы. Наземная часть мастабы представляет собой прямоугольное в плане сооружение в виде относительно низкой усеченной пирамиды с гладкими стенами. Изнутри стены помещений были декорированы росписью и рельефами. Планировка мастабы довольно сложна: залы, кладовые и другие помещения соединялись многочисленными длинными узкими коридорами. Вертикальная шахта вела в подземную часть мастабы — погребальную камеру с несколькими помещениями.

Схема:

Мастаба Шепсескафа в Саккаре

МАШИКУЛИ

(франц.) [machicoulis; Maschikulus pl., Ausgußöffnungen pl, Pechnasenkranz m, Pechnasen pl.; machicoulis (m)] — навесные бойницы, располагавшиеся в верхних частях башен и крепостных стен. Довольно часто они имели зубчатое завершение. Помимо своего основного назначения — оборонительного — машикули использовались в качестве архитектурного декора.

Угловая башня древнерусской крепости (ок. XV в). Машикули выделены красным цветом.

МЕАНДР

(греч.) [meander; Mдander m, laufender Hund; méandre (m)] — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента, представляющий собой ломаную под углом или кривую линию с завитками. Широко применялся в искусстве Древней Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Меандр широко применяли в качестве декора архитектурных сооружений в Древней Греции, в эпоху Ренессанса и классицизма.

В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

МЕДАЛЬОН

(франц.) [medallion; Medaillon n; médaillon (m) ]— архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении. Медальоны широко применяли при декорировании стен зданий стиля барокко. Обычно медальон занимает середину фигурного картуша.

МЕЗОНИН

(итал.) [mezzanine, attic; Mezzanin n; mezzanine (m)] — неполная по высоте жилая надстройка верхнего этажа жилого дома, обычно над его средней частью.

Дом с мезонином. Москва, Пятницкая улица, первая половина XIX века

МЕТОПА

(греч.) [metope; Metope f; métope (f)] — небольшая плита, чаще всего квадратная, расположенная между двумя триглифами во фризе дорического ордера. Изредка метопы декорировали скульптурным рельефом или росписью.

Метопа Парфенона - битва кентавров с лапифами

МЕЧЕТЬ

(арабск.) [mosque; Mosche f; mosquete (f)] — мусульманский храм, основной тип которого сформировался в VII—VIII вв. С течением времени в разных странах под воздействием требований и традиций архитектуры его облик видоизменялся. Мечеть представляет собой прямоугольное в плане здание с двором, окруженным галереями и включенным непосредственно в композицию мечети. Просторный многонефный прямоугольный или круглый в плане зал перекрыт большим куполом. Часто нефы свободно открываются во двор. Одна из стен зала, в которой размещается михраб, ориентирована на Мекку. Богатый архитектурный декор, включающий большое количество полуколонн и аркатурных поясков, узорная кирпичная кладка, резной орнамент, мягкая цветовая гамма поливной керамики, мозаика, инкрустация, роспись составляют пышное убранство мечетей.

Примеры:

Мечеть Султан Ахмет, Стамбул

Мечеть Селимие в Эдирне Мечеть Омейядов в Дамаске была византийской церковью перед арабским завоеванием Сирии

МИНАРЕТ

(арабск.) [minaret; Minarett n; minaret (m)] — круглая или многогранная, часто с игловидным завершением высокая башня, стоящая рядом с мечетью или включенная в общий объем здания, служащая для призыва мусульман на молитву. Минареты имеют такой же богатый декор, как и мечети.

МИХРАБ

(арабск.) [mihrab; Mihrab m; mihrab (m), niche (f) au mur de la mosquee] — святилище, молитвенная ниша, устраиваемая в той стене мечети, которая обращена в сторону Мекки, где находится главная святыня мусульман — Кааба. Обычно михраб имеет полукруглый или многогранный план и завершается куполом или полукуполом. Архитектурный декор михрабов чаще всего состоит из полуколонок и архитектурных поясков. Кроме того, они украшены резным орнаментом, росписью, мозаикой.

МОДУЛЬ

(лат.) [module; Modul m; module m] — мера, условная единица, которую в архитектуре принимают для согласования между собой размеров отдельных частей здания или комплекса зданий и сооружений. Использование модуля дает возможность добиться стройности, соразмерности, гармоничности пропорций архитектурного сооружения. В различных странах в зависимости от композиции зданий и развития строительной техники за модуль принимались различные величины: диаметр колонны, ширина триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн.

Пример: триглиф как один из архитектурных модулей

МОДУЛЬОН, МОДИЛЬОН

(франц.) [modillion; Modulor m, Modillon m; modillon (m), mutule (f)] — архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров; иногда модульон является просто декоративным элементом.

МОЗАИКА

(франц.) [mosaic; Mosaik f; mosaïque (f), marqueterie (f)] — изображение, составленное из отдельных кусочков одного или нескольких материалов (дерева, цветного стекла, камней), закрепленных в слое цемента, извести, мастики или воска. Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства. Мозаичные работы существовали уже в зданиях и сооружениях античного мира, где мозаика применялась в основном для украшения полов. В дальнейшем этот вид оекора широко используется в интерьерах, a также при отделке фасадов зданий различного назначения, особенно храмов. Так, хорошо известная мозаичная облицовка порталов, куполов мавзолеев и мечетей строго подчинена их архитектуре. Мозаичные композиции в сочетании с позолотой, лепкой, резьбой органически дополняли архитектурный декор христианских храмов, обогащая их интерьеры. В настоящее время мозаичные панно украшают помещения многих общественных зданий.

13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

МОЛДИНГИ, ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ

(англ). [architectural moulds (mouldings); architektonische Kymas; moulures (f, pl), mouluration (f)], — греческие архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению, образующие профили главных частей opцepa и обладающие большой декоративностью. Обломы располагаются в основных горизонтальных элементах зданий и сооружений: карнизах, цоколях, базах колонн, междуэтажных поясах или тягах. Кроме того, их широко используют в архивольтах арок, нервюрах, наличниках окон и обрамлениях порталов. Обломы играют значительную роль в общей композиции сооружения, являясь одновременно и архитектурным декором его. Во многих случаях обломы украшены характерными для них орнаментами: для дорического ордера типичен живописный орнамент, для ионического — скульптурный. Основные греческие архитектурные обломы:

A. Полочка (плинт), плита [base moulding; Borte f, Plinthe f, Platte f; plinthe (f)], имеет вид узкого гладкого прямоугольного выступа и отделяет архитектурные элементы друг от друга;

Б. Вал, валик (торус), полувал, четвертной вал [torus; Torus m; bourrelet (m), tore (m), toron (m) ]образуют в сечении полуокружность или четверть ее;

B. Слезник, «ястребиный клюв» [larmier, beak, dripstone, hood mould; Mauerleiste f; larmier (m)] — выносная плита венчающего карниза;

Г. Кима (киматий), гусёк [cyma, cymatium, cyma recta, ogee, flute; Sima f; cymaise (f), doucine (f)], имеет очертание, составленное из двух дуг окружности, соединенных в виде буквы «г»; чаще всего он служит завершающим обломом карниза;

Д. Ионический «лесбийский киматий», или каблучок [cyma reversa; lesbisches Kyma; cymaise (f); lesbienne talon (m)], профиль которого представляет собой сочетание имеющей довольно большой вынос выпуклой и вогнутой кривых; часто применяется в базах колонн, цоколях;

Е. Выкружка [cavetto, gorge; geriefeltes Schmuckprofil; cavet (m), congé (m)] — вогнутый профиль в 1\4 окружности;

Ж. Скоция [scotia; Skotie f; scotie (f)] — вогнутый профиль, составленный двумя дугами различного радиуса;

3. Астрагал [astragal; Astragal m; astragale (m)], представляет собой сочетание полочки с валиком; астрагал в виде одного валика, иногда декорированного ниткой бус, служит сочленением ствола колонны с капителью или базой.

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

 

ФОТО ЗДАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОЛДИНГОВ В ОФОРМЛЕНИИ ФАСАДА

МУКАРНЫ

(арабск.) [stalactites; Tropfsteine pl; stalactite (f)] — см. Сталактиты.

Купол, опирающийся на паруса, сделанные мукарнами

Фрагмент сотового свода (мукарны)

МУРОЛЬ

(устар.) [architect; Baumeister m; architecte (m) ]— см. Зодчий.

Архитектор в средневековье:

МУСЕИОН

(греч.) [museum; Musen gewidmeter Tempel im alten Griechenland; temple (m) consacré aux muses] — в Древней Греции святилище, храм, посвященный музам. От слова «мусейон» произошло слово «музей».

МУТУЛ

(лат.) [mutule; Mutulus m, Dielenkopf m; mutule (f)] — в дорическом ордере плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза, являющийся как бы продолжением стропил крыши. Мутулы, на нижней поверхности которых находятся гутты, располагаются по одному над каждым триглифом и метопой.

МЫЗА

[myza (country estate); Anwesen n; propriété (f) en Estonie] — дача, отдельный загородный дом с хозяйственными строениями, хутор.

В России термин относился к петербургскому говору и употреблялся преимущественно в западной части Петербургской губернии, в настоящее время является устаревшим.

В Эстонии мызами назывались хутора; известен этот термин и в юго-западной части Ленинградской области (бывшая территория Ингерманландии). Правда, в последнем случае мызами в XVII-XVIII вв. назывались не хутора, а обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками (швед. håff), служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии

МОНОПТЕР

(греч.) [monopteral; Monopteros те, Rundtempel mit Säulenkranz; monopthére (m)] — тип круглого в плане древнегреческого храма, представляющего собой сквозную колоннаду без внутреннего объема — целлы. Моноптеры широко использовали архитекторы барокко, рококо и классицизма при устройстве нарядных торжественных парковых павильонов-храмов.

а — опистодом

б — наос

в — пронаос

HАOC

(греч.) [naos; Naos n; naos (m)] — в древнегреческом храме главное помещение, где находилось скульптурное изображение божества.

Место наоса в плане периптера:

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)