АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 10 Великолепие Абсолюта

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. IV. Глава подразделения по стране
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Аб Глава II ,

Тексты 1-7 Положение Кришны как источника всего сущего

Господь Кришна заканчивает девятую главу повелением сосредоточить ум на Нем (ман-
мана бхава мад-бхакто...).
Десятая глава описывает достояния Господа, на которых
преданный может сосредоточить свой ум.

 


Вывод девятой главы состоит в том, что человек должен стать чистым преданным Господа. Десятая глава усилит нашу преданность, поведав о достояниях Кришны.

Основная тема:

Знание о верховном положении Кришны вдохновляет человека встать на путь преданного с служения.

Подпункты:

А. Беседы о Господе могут проходить только в кругу серьезных преданных (10.1)

Б. Человек может понять Кришну только по Его милости, а не благодаря материальным

качествам (10.2-3)

В. Полное понимание природы Кришны освобождает человека от всех грехов (10.3)

Г. Осознание положения Кришны естественным образом ведет человека к вручению себя

Ему (10.4-7)

Здесь Господь Кришна показывает, что Он является изначальной причиной различных качеств в человеке, а также корнем генеалогического древа человечества. Осмыслив это, человек принимает прибежище у Него, являющегося причиной всех причин.

Тексты 8-11 Чатух-шлока

В предыдущем разделе Господь объяснил, что человек, убежденный в величии Его положения, будет заниматься беспримесным преданным служением. В этом разделе Господь

описывает природу чистых преданных. Он описывает также Свои близкие отношения с
ними, когда Он дает им правильное понимание того, как достичь Его. Этот раздел
называется «чатух-шлока» - «Бхагавад-гита в 4-х стихах».

Основная тема:

Господь Кришна - источник всего. Те, кто понимают это, становятся Его преданными и испытывают наслаждение, сосредоточив на Нем все свои помыслы. Господь дает им знание о том, как приблизиться к Нему.

Подпункты:

A. Господь Шри Кришна - изначальная причина всего сущего. Он Сам творит все миры. Все
живые существа исходят из Него (10.8).

1. Человек может понять истину о Кришне, слушая ишстры из авторитетных источников.

2. Понимание этой истины приводит человека к тому, что он с решимостью предается
Кришне

Б. Тот, кто понял это, становится преданным Кришны

B. Вот как описывается поведение таких преданных (10.9):

1. Чистые преданные Кришны в своем кругу наслаждаются беседами о Нем.

2. Слушание и повторение о Кришне действуют на жизнь в преданном служении

в точности как вода, которой поливают семя. Слушание и повторение позволяют врожденной любви к Богу в сердце человека пустить росток, и расти до тех пор, пока он не достигнет лотосных стоп Кришны в духовном мире.

Г. Как Кришна отвечает взаимностью Своим преданным (10-11):

1. Кришна руководит ими, давая наставления о том, как вернуться к Нему.

2. Он Сам рассеивает всякое невежество, которое может еще оставаться в их сердцах.

Тексты 12-18 Арджуна принимает Кришну как Верховную Личность и

обращается к Нему с просьбой

Выслушав чатух-шлоку «Бхагавад-гиты», Арджуна с полной верой принимает Кришну. Затем он возносит молитвы, прославляющие Господа, и просит Кришну описать, как можно понять Его в Его всепроникающем аспекте.

Основная тема:

 

Подтверждение того, что Господь Шри Кришна - Всевышний.

Подпункты:

А. Тот факт, что Господь Кришна является Всевышним, может понять лишь тот, кто следует

авторитетам в духовной жизни (10.13-15) и кто развивает преданность.

Б. Говоря о своем осознании истинной природы Кришны, Арджуна упоминает высоко

почитаемых ведических мудрецов, которые испытывают то же самое. Он делает это для того,

чтобы подтвердить, что его собственное осознание положения Кришны - это не просто

сантименты.

Тексты 19-42 Достояния Кришны

Арджуна попросил Кришну рассказать ему о божественных достояниях, с помощью которых Кришна пронизывает Собой все миры. Зная об этих достояниях, человек может всегда помнить Кришну, находясь в этом мире.

Основная тема:

Достояния Господа Кришны можно увидеть через проявления Его энергий в этом мире. Подпункты:

A. Интересно понаблюдать, как Кришна являет Свое великолепие. Как правило, Он
называет какую-либо группу объектов или явлений этого мира, а затем демонстрирует,
каким образом Он является наиболее выдающимся аспектом в этой группе.

Б. У Арджуны не было необходимости слушать о том, как Кришна пронизывает Собой весь материальный мир; Арджуна уже медитирует на трансцендентную форму Кришны. Он задает этот вопрос для блага простых людей, которые могут оценить что-то, только если это связано с материальным миром.

B. Преданные слушают повествования о достояниях Кришны не для того, чтобы попы­
таться всецело познать Кришну. Это невозможно, т.к. Кришна безграничен во всех отно-
ниях. Преданные обсуждают темы, связанные с достояниями Господа, потому что они
подобны нектару, и преданные черпают огромное наслаждение, слушая об этом (10.19).
Г. Экспансия Кришны, Сверхдуша, пронизывает все материальное проявление
(10.20,41-42)

Д. Это утверждение важно для медитации на достояния (вибхути) Господа.

Присутствие Господа можно ощутить в великих явлениях материального мира, потому что Он, будучи Сверхдушой, пронизывает все.

1. Именно Сверхдуша дает великим людям их могущество. Именно Сверхдуша посредством
материальной энергии порождает необычные природные явления.

2. Поэтому Шрила Прабхупада объясняет: «Не стоит рассматривать богатство и великолепие
вещей и явлений так, будто они существуют сами по себе. Необходимо знать, что все они
существуют благодаря тому, что Кришна присутствует в них в форме Параматмы.»
Осознав присутствие Сверхдуши, человек может понять Господа Кришну, медитируя на
Его Творение.

Глава 11 Вселенская форма

Тексты 1-9 Просьба Арджуны описать вселенскую форму

и описание Кришной Своей вселенской формы

Господь Кришна закончил предыдущую главу описанием того, как, будучи Сверхдушой, Он создает космическое проявление, поддерживает в нем жизнь и разрушает его. В


заключение Он сказал: «Зачем знать об этом подробно? Одной лишь крошечной частицей себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную».

В одиннадцатой главе Арджуна просит Кришну показать ему, как эта частица пронизывает всю вселенную.

Основная тема:

Человек может постичь природу формы Господа лишь по милости Господа. Подпункты:

A. Арджуна просит Кришну показать ему Вселенскую форму не ради него самого, а для
других, чтобы недвусмысленно установить истинность божественной природы Кришны.

Б. Хотя у Арджуны есть сильное желание увидеть Господа, он не может сделать этого до тех пор, пока Господь не даст ему такой возможности Поэтому Господь наделяет Арджуну божественными глазами (дивья чакшух), чтобы тот смог увидеть Его вселенскую форму.1

B. Кришна устанавливает критерий, по которому можно определить Бога. Те, кто объявляют
себя Богом, должны подтвердить свои заявления, явив Вселенскую форму (11.3)

Г. Чистого преданного, находящегося в трансцендентных любовных отношениях с Кришной, не привлекает Вселенская форма. Его привлекают проявления любви Господа (11.8).

Тексты 9-31 Санджая описывает Вселенскую форму Основная тема:

Видение вселенской формы Подпункты:

А. Когда Арджуна лицезрел вселенскую форму, чувства искренней дружеской привязанности, которые он испытывал к Кришне, затмило изумление (11.14).

Б. Важная грань проходит между стихами 19 и 20.

1. В стихах 10-19 описано, как Арджуна наблюдает исполненную великолепия
Вселенскую форму Кришны. В этой форме было явлено то, что было описано в десятой
главе, а именно, то, как Кришна пронизывает все материальное проявление.

2. Начиная с текста 20, Арджуна описывает, как он лицезрел форму времени Господа -
кала-рупу, форму, в которой Господь как время толкает все материальные проявления к
разрушению.

Тексты 32-34 «Кало 'сми лока-кшая-крит» - стань Моим инструментом Основная тема:

Как Сверхдуша, Господь Кришна осуществляет контроль над всем, что происходит в космическом проявлении по Его воле. В аспекте времени Он подталкивает все к уничтожению.

Подпункты:

А. Фактор времени - это та сила, которую Параматма использует для управления мате­риальным миром. Господь как фактор времени трансформирует материю согласно Своему космическому плану.

Б. Посредством фактора времени Кришна уже устроил гибель всех Куру. Арджуне не нужно беспокоиться о выборе между убийством их или отказом от него. По плану Господа все они будут убиты, невзирая на выбор Арджуны. Арджуна должен стать инструментом в руках Господа для осуществления Его плана. (11.32)

 

1 Можно задать вопрос: «Если Арджуна уже видит вечную двурукую форму Кришны, то зачем ему особые глаза, чтобы увидеть вселенскую форму?». Дело в том, что глаза Арджуны могут видеть только двурукую форму Кришны, а чтобы увидеть вселенскую форму, ему нужны глаза полубогов. Арджуне, по сути дела, нужно было снизить качество своего зрения, чтобы увидеть вселенскую форму.

В. Преданный добровольно соглашается подчиняться Кришне, он становится инструментом у Него в руках. Непреданный же жаждет быть независимым от Бога, и поэтому он подчиняется Кришне косвенным образом, через Его материальную энергию.

Г. Конечная цель Господа - очистить сознание обусловленной души в материальном мире. Д. Кришна очень милостив к преданным, выполняющим Его волю в материальном мире. Он отдает им все заслуги, хотя истинным вершителем всего является Он. (11.34)

Тексты 35-46 Молитвы Арджуны

Арджуна только что лицезрел могущественную и исполненную великолепия вишва-рупу Господа. В страхе он возносит молитвы, прославляющие Господа. Он понимает, что Господь превыше всех существ, и Он является прибежищем для всего мира. После этого Арджуна, все еще охваченный страхом, вспоминает о своей прежней дружбе с Кришной и молит Кришну простить ему фамильярность в отношениях с Ним.

 

Основная тема:

Господь Кришна - Всевышний Господь всего сущего, и в то же время Его связывают любовные взаимоотношения с Его чистыми преданными.

Подпункты:

A. Отношения между Господом и преданным вечны; они никогда не могут быть
забыты. (11.41-42)

Хотя Арджуна и увидел удивительную, исполненную могущества Вселенскую форму Господа, он не забыл своей дружбы с Кришной.

Б. Хотя Господь имеет тело и чувства, они не такие, как у обычного человека. Его тело, ум, чувства и душа есть одно. Они не отличны от Него самого (11.43).

B. Хотя существует бесчисленное количество форм Личности Бога, Шри Кришна -
изначальная форма (11.45-46).

Господь Кришна может вобрать в Себя вселенскую форму и проявить Свою четырехру-кую форму Нараяны. потому что Он источник как вселенской формы, так и Нараяны.

Тексты 47-55 Только чистые преданные могут видеть высшую двурукую форму Кришны

Увидев вселенскую форму, Арджуна просит Кришну вновь принять Свою изначальную сокровенную форму.

 

Основная тема:

Самый сокровенный облик, который может принять Абсолютная истина, - это двурукая форма Шри Кришны. Эту форму можно познать только посредством преданного служения. Подпункты:

A. Только преданные могут лицезреть вселенскую форму (11.47-48)

Б. Чтобы увидеть вселенскую форму, нужно обладать зрением полубогов (дивъя чакшух), но даже полубоги ищут возможности увидеть Его двурукую форму (11.52)

B. Видеть Господа в Его самом сокровенном облике - исключительно редкий случай (су-
дурдаршам),
так как увидеть Его можно лишь тогда, когда Он Сам открывает Себя.
Материальные качества бесполезны. Поэтому бхакти-йога - единственное средство для
того, чтобы понять Кришну, т.к. оно привлекает Его милость.

Г. Поэтому даже сведущие философы не могут понять Кришну, если у Них нет бхакти. Господь Кришна подчеркивает это положение, утверждая, что его нельзя увидеть с помощью одних лишь покаяний, благотворительности, изучения Вед или поклонения.

 


Глава 12


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)