АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная идентичность как часть Я-концепции

Читайте также:
  1. HMI/SCADA – создание графического интерфейса в SCADА-системе Trace Mode 6 (часть 1).
  2. I часть: тестовые задания
  3. I. Теоретическая часть
  4. I. Теоретическая часть.
  5. II Основная часть
  6. II часть: развернутый ответ по теме
  7. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (»70 мин)
  8. II. Основная часть.
  9. II. Расчетная часть задания
  10. III -- ЧАСТЬ.
  11. III. Краткая теоретическая часть.
  12. III. Основная часть

Каким же образом формируется Я-концепция личности? Одна из наиболее влиятельных теорий развития Я была разработана Э. Эриксоном. Это теория стадий развития Я (Эриксон, 1996). Он утверждал, что формирование идентичности (осознания индиви­дуального Я) является решающей задачей, возложенной на юно­шеский возраст. Формирование идентичности знаменует собой переход от детства к взрослости. Приобретя твердое чувство идентичности, молодой человек получает основу для составления планов своей карьеры, начала трудовой деятельности или про­должения образования, а также для установления интимных взаимоотношений (подробнее см. в гл. 5).

Хотя Эриксон не сомневался в своем понимании юности как основном времени развития чувства Я, вряд ли можно утвер­ждать, что чувство Я развивается и созревает преимущественно в это время. По данным ряда исследований (Taylor et al., 1994), чувство Я начинает формироваться с младенчества, начиная с осознания ребенком того, что он является отдельным индиви­дом. В раннем возрасте мы обладаем довольно ясным понимани­ем своих личностных качеств и самооценкой. Более того, многие изменения, происходящие в среднем и даже позднем возрасте, могут влиять на Я-концепцию личности. Хотя, по мнению психо­логов, Эриксон был совершенно прав в своих утверждениях о том, что особенности формирования идентичности в юности яв­ляются особенно важными для личности, очевидно также и то, что развитие личного чувства Я — это процесс, который протека­ет в течение всей жизни, начинаясь в младенчестве и не заканчи­ваясь до тех пор, пока живет человек.

Рассматривая формирование Я-концепцни, отметим, что зна­ния о собственном Я человек получает из многих источников. Об­ратимся, прежде всего, к процессу социализации. В течение дет­ства на нас воздействуют определенным образом родители и другие члены семьи, учителя, друзья, знакомые, которые могут выступать как авторитеты. Так, ребенок, которого родители во­дят на абонементные концерты в филармонию, может прийти к мысли о себе как культурном человеке. Мальчик, занимающий­ся с успехом в детской футбольной школе, может со временем считать себя ловким и спортивным. Социализация, формирую­щая ранний опыт личности, закладывает определенную основу наших знаний о себе, Я-концепцию.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказы­ваться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я", утверждая, что люди вос­принимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагиру­ют на нас, называются отраженными оценками.

Люди делают определенные выводы о своих личных качест­вах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в про­цессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу — дру­гой, одних людей — другим. Регулярность этих наблюдений так­же дает нам некоторое знание о своем Я.

На Я-концепцию влияют также факторы, отличающие нас от других людей. Например, в исследовании, проведенном под ру­ководством У. Магуайра, студентов просили рассказать о себе (Taylor et al., 1994). Было обнаружено, что студенты упоминали о тех аспектах своей личности, которые характеризуют их осо­бенным образом. Например, мальчик скорее отметит тот факт, что он является единственным мальчиком в семье, чем что-либо другое. Если у него есть три сестры, ни одна из них, вероятно, не упомянет тот факт, что она является девочкой.

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному па­раметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей инфор­мации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у экс­перта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные каче­ства, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюде­ния и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением. Когда людей про­сят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, кате­гории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В ка­честве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Люди не только относят себя к определенным группам, но так­же рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они". "Мы" — это люди, принадле­жащие к группам, членство в которых является важным для нас. "Они" — это все остальные, это чужаки, не относящиеся к "на­шим" группам. Группы, входящие для нас к категорию "мы", со­ставляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успе­хами групп "чужих". Когда кто-то из "своих" добивается круп­ного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не иг­равшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некото­рых из нас. Например, после первого в истории человечества по­лета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие со­ветские люди искренне гордились успехом своей страны. Извест­но также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу. Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы, способствует повышению индивидуальной самооценки, потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач. Вот поче­му правительства некоторых стран склонны порой затевать "ма­ленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.

Итак, люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996). Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоцени­вать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной. Во-вто­рых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" груп­пы, этому находится оправдание. Вспомните, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошиб­ками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" коман­ду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность — индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. Этническая идентичность является состоянием сознания, и ее приобретение часто требует значительных ментальных усилий. Джин Финни предложила трехстадиальную модель формирования этнической идентичности (Franzoi, 1996).

В соответствии с первой стадией — нерассмотренной социаль­ной идентичности — представители национального меньшинства, часто лично не рассматривавшие проблемы этнической идентич­ности, могут иметь усвоенные на неосознаваемом уровне негатив­ные стереотипы, присущие доминантной культуре, в рамках сво­ей Я-концепции. Одно из негативных последствий усвоения этих унижающих социальных убеждений в Я-концепции состоит в том, что люди могут испытывать даже "отвращение к себе". В противоположность тем, кто игнорировал этнические пробле­мы, некоторые люди на первой стадии могут быть подвергнуты действию позитивных этнических установок со стороны других, но просто не думать об этих проблемах.

На второй стадии — поиска этнической идентичности — люди имеют определенный опыт, который на время вытесняет их ста­рый взгляд, делая их восприимчивыми к изучению их собствен­ной этничности. В большинстве случаев катализатором для окон­чания первой стадии у индивида, находящегося в поисках более глубокого понимания своей этнической идентичности, является его личный опыт испытания на себе каких-либо предрассудков. Эта стадия характеризуется интенсивным поиском, в котором люди пытаются разрушить старую негативную идентичность и заместить ее новой позитивной идентичностью. Будучи вовле­ченными в такой поиск, люди могут поглощать соответствующую литературу и принимать участие в культурных мероприятиях, организуемых данной этнической общиной.

В течение второй стадии представители национального мень­шинства могут также развивать оппозиционную идентичность, при этом активно отвергая ценности доминантной культуры и очерняя членов доминантной группы.

Третья стадия и кульминация этого процесса состоит в более глубоком понимании и повышении ценности собственной этнич- ности — то, что Финни назвала "достижением этнической идентичности". На этой финальной стадии развития этнической идентичности уверенность во вновь обретенной этнической иден­тичности дает людям глубокое чувство этнической гордости на­ряду с новым пониманием своего собственного места в доминант­ной культуре. Они становятся способны полностью усвоить те аспекты доминантной культуры, которые являются приемле­мыми (например, финансовые гарантии, независимость, уни­верситетские занятия), и выступать против тех, которые явля­ются угнетающими (например, расизм, дискриминация по полу). По мнению автора этой концепции, именно таким обра­зом развитие позитивной этнической идентичности обеспечи­вает не только защиту униженных меньшинств от постоянного расизма в их стране, но также позволяет им использовать эту по­зитивную социальную идентичность, чтобы следовать целям большинства, участвуя в социальной жизни общества. Такая трансформация благоприятствует высокой самооценке и устой­чивой Я-концепции.

Заметим, однако, со своей стороны, что данная концепция формирования этнической идентичности приемлема для общест­ва, одной из стратегических целей которого является ассимиля­ция всех этнических меньшинств в единую нацию. К таковым об­ществам относится американское, которое стало единым "пла­вильным котлом" для разных национальностей, превращая в ито­ге всех в американцев. Что касается современной России, то, по материалам отдельных исследований, значительная часть на­ших граждан не называет себя "россиянами", а идентифицирует себя по национальной принадлежности.

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, кото­рые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена оп­ределенными факторами.

Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес прида­ется происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше — на происхождение.


Уровень образования. С ростом образования возрастает ори­ентация на выбор национальности "по желанию", а не определе­ние ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Судя по данным исследования З.В. Сикевич, проведенного в Санкт-Петербурге в 1993 г., младшим возрастным группам школьников свойственна умеренная этническая самоидентифи­кация: почти половина (44,6%) опрошенных вообще не обращают внимания на национальность людей, 41,9% — только в том слу­чае, если "они" им "чем-то несимпатичны", вместе с тем 67,3% молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью (все опрошенные — русские). Однако каждый четвертый (25,9%), что, на наш взгляд, немало, хотел бы родиться "не в России, а в какой-нибудь западной стране" (Лисовский, 1996).

Заключая рассмотрение вопроса о том, откуда люди получают знания о собственном Я, отметим наличие ряда источников. Это ранняя социализация, оценки других людей, самонаблюдение, наблюдение за поведением других людей и соответствующие сравнения, членство в различных социальных группах, включая ту или иную этническую общность.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)