АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Близость

Читайте также:
  1. Близость и Уединение – две стороны ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ
  2. Близость или изоляция (от 18 или старше до 40)
  3. Глава 11. Влечение и близость, дружба и любовь
  4. СОХРАНЯЙТЕ БЛИЗОСТЬ НА ВСЕХ УРОВНЯХ
  5. Территориальная близость
  6. Тесная близость

Объект

(физический, социальный, воображаемый или реальный)


 

^, (индивид или группа)

Рис. 4

Американский психолог Ф. Зимбардо отмечает, что в основе социально- психологического подхода лежат четыре определяющие характеристики. Во- первых, он сфокусирован на поведении и психических процессах индивида. Социальная психология сосредоточена на том, что происходит у человека в голове, и том, каким образом на его мысли, чувства и поступки влияют другие люди. Второй определяющей чертой социально-психологического подхода является акцент на ситуационных причинах поведения. Основной принцип социальной психологии прост: все, происходящее внутри нас (психологические процессы), в первую очередь определяется внешними факторами. Особенно значимым фактором является то, что говорят или делают другие, а также характеристики конкретной ситуации, которые на основе прежнего опыта человека активизируют в его сознании специфические интерпретации происходящего и соответствующие паттерны поведения. Один из основателей социальной психологии, Курт Левин, предложил простое уравнение: поведение является функцией двух переменных — уникальной личности индивидуума и ситуации, в которой он или она совершает поступки.

П = f (Л х С), где П - поведение, Л - личность, С - окружающая среда.

Социальные психологи подчеркивают значение второй составляющей — власти ситуации. Они озабочены тем, как социальные ситуации влияют на установки и прочие предрасположенности человека и каким образом этим ситуациям зачастую удается оказать такое существенное влияние на поведение и мышление, что они сглаживают индивидуальные различия между людьми, заставляя всех нас реагировать сходным образом в одной и той же ситуации.

Третьим аспектом социальной психологии является акцент на субъективном восприятии. Зачастую индивидуальная интерпретация социальной ситуации имеет большее значение, чем объективная реальность как

таковая. Четвертое и последнее. Социально-психологический подход является научным и экспериментальным.

В итоге, американские исследователи, Л. Росс и Р. Нисбетт, выделили т.н. «три кита» социальной психологии, на которых она основывается:

1. Принцип ситуационизма.

Поведение представляет собой, выражаясь языком К. Левина, функцию "жизненного пространства", включающего в себя как самого индивида, так и существующее в его психике представление об окружающей среде. Социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение.

2. Принцип субъективной интерпретации (конструал).

Воздействие любой "объективно" стимулирующей ситуации зависит от личностного и субъективного значения, придаваемого ей человеком. Чтобы успешно предсказать поведение определенного человека, мы должны уметь учитывать то, как он сам интерпретирует эту ситуацию, понимает ее как целое.

3. Представление о напряженных системах.

Индивидуальная психика, а также коллективные образования (от неформальных социальных групп до целых наций) должны рассматриваться как системы, пребывающие в состоянии напряжения. Анализ любой отдельной стимулирующей ситуации должен начинаться с признания, во-первых, того, что поведение должно выводиться из всего количества одновременно сосуществующих фактов, а во-вторых, того, что эти одновременно сосуществующие факты имеют характер силового поля постольку, поскольку состояние каждой части данного поля зависит от любой другой его части.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что представляет собой социальная психология как культурный феномен?

2. Что такое социально-психологический тип мышления?

3. Какова важнейшая психологическая предпосылка возникновения научной социальной психологии?

4. Назовите и опишите уровни научного анализа социального поведения людей.

5. В чем выражается особенность социально-психологического подхода в науке, согласно С. Московичи?

6. Какие определяющие характеристики социально-психологического подхода выделил Ф. Зимбардо?

7. Назовите «три кита» социальной психологии.

Тема 3. Основные концепции и направления в социальной психологии.

«Социальная психология... занимается одной- единственной проблемой: почему существует конфликт между индивидом и обществом?» (С. Московичи).

• Социокультурный подход.

• Эволюционный подход.

• Теория социального научения.

• Феноменологический подход.

• Социально-когнитивный подход.

• Психоаналитический подход.

• Гуманистическая психология.

• Символический интеракционизм.

В современной западной социально-психологической науке принято выделять несколько основных теоретических подходов, каждый из которых представляет собой совокупность теорий, объединенных общей методологической позицией.

Социокультурный подход. Основы такого подхода были заложены в одном из первых учебников по социальной психологии Э. Росса, опубликованном в 1908 г. По его мнению, источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. Росс рассматривал группу как своеобразную целостность, обладающую свойственным ей сознанием. В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены, прежде всего, факторами группового уровня (нация, социальный класс, нормы культуры).

В центре данного теоретического подхода находится концепция культуры, которую мы самым общим образом можем определить как знания, убеждения, обычаи и язык, передаваемые из поколения в поколение в пределах определенного общества. Можно сказать, что социокультурный подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп.

Эволюционный подход. Если исследователи социокультурного направления рассматривают в первую очередь различия в поведении людей, представляющих разные культуры, то сторонники эволюционного подхода, наоборот, интересуются явлениями сходства как в разных культурах, так и среди различных представителей живых организмов (включая человека). Начала такого подхода были представлены в другом раннем учебнике по со­циальной психологии У. Мак-Дугалла, также вышедшем в 1908 г. Его автор ищет корни социального поведения человека в его физической и психической предрасположенности, которая помогала нашим предкам выживать и давать потомство. Центральной для эволюционного подхода является идея естественного отбора, выдвинутая Ч. Дарвином. В соответствии с ней предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жиз­неспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Со временем новые свойства живых организмов, больше подходящие для определенной среды, приходят на смену менее пригодным для жизни и т.д.

Имеется немало современных данных, убедительно говорящих о том, что биологические факторы оказывают разное влияние на человека и другие животные организмы, и эти факторы связаны также с воздействием окружающей среды. Итак, эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

Теория социального научения. Этот подход к исследованию социального поведения обязан своим происхождением трудам А. Бандуры и Р. Уолтерса, в которых социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграж­дений и наказаний. При этом особенно подчеркивается роль подражания в развитии тех или иных поведенческих форм. Широкую известность приобрели эксперименты Бандуры по моделированию обучения детей посредством использования наблюдения. Так, например, было обнаружено, что дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Эти важные выводы поддерживают положение о том, что агрессия не является свойством, непременно присущим человеку (как полагают многие), но может оказываться результатом влияний со стороны окружения. Бандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкрепления как важных факторов, определяющих индивидуальное по­ведение. Таким образом, данный подход уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанте социального поведения индивида.

Феноменологический подход. В отличие от всех трех упомянутых выше подходов, уделяющих определенное внимание окружающей среде, феноменологический подход, наоборот, делает акцент на уникальной точке зрения индивида, или его феноменологии. В соответствии с таким подходом, который ведет свое начало от работ К. Левина, социальное поведение человека направляется именно его субъективной интерпретацией событий социального мира. Центральным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие "жизненного пространства". В это "пространство" входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. При этом поведение человека являет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. Одни из этих участков привлекательны, а другие — не привлекательны. Левин полагал, что интерпретация человеком той или иной ситуации связана с его целями в данный момент. Так, если фанату какой-либо футбольной команды не терпится ввязаться в драку с поклонниками «чужой» команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны. Общепризнано, что подход Левина, основанный на целях, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказал огромное влияние на социальную психологию. Итак, суть феноменологического подхода состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной ин­терпретацией человеком событий окружающей среды.

Социально-когнитивный подход. Когнитивная психология под­черкивает роль «внутренних», ментальных процессов. Основная проблематика когнитивной психологии — это процессы ощущения, восприятия, интерпретации, суждения и запоминания событий окружающей среды. Сторонники этого подхода изучают психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит в своей памяти. Предполагается, что социальное поведение человека направляется его вниманием к тому или иному аспекту ситуации, его пониманием этой ситуации и, наконец, возникшими у него ассоциациями данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти. Итак, социально-когнитивный подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Разработка психоаналитического направления в психологии связана прежде всего с именем З. Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то, что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. З. Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности. В психоанализе основным источником активности выступает стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей. Многие аспекты человеческой активности объяснялись с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не может объяснить многие формы активности личности, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: человек ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Его деятельность требует усилий, а поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

С таких позиций вопрос об источниках социальной активности человека рассматривался в рамках гуманистической психологии. Гуманистическая психология (Г.Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.

Таким образом, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к редукции напряжения, с другой - стремление к напряжению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, т.е. нацелена на окружающий мир. Личность функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации. На одних уровнях она действительно стремится к разрядке напряженности, на других - наоборот. Диалектическое единство данных двух тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение меры социальной активности человека связано обычно с явным преобладанием той или иной тенденции. Так, например, у больного человека будет преобладать тенденция к редукции напряжения. С другой стороны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью, стремлением к чрезмерному напряжению, возбуждению в ущерб здоровью человека.

Интеракционизм, позднее символический интеракционизм, исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного направления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная система, проявление которой можно наблюдать в независимом и импульсивном поведении, и как зависимая социальная система, проявление которой наблюдается в поведении, обусловленном ожиданиями окружающих. Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но также и общества. И в этом смысле изменения общественных отношений можно рассматривать как случайные, которые не подчиняются закономерностям. В силу специфики идей интеракционизма они внесли существенный вклад не только в социальную психологию, но прежде всего в социологию как науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

Рассмотренные выше различные подходы к пониманию социально- психологических явлений не противоречат друг другу. Каждый из них представляет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа. Поэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие. Лишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Сравните социокультурный и эволюционный подходы в социальной психологии.

2. В чем специфика и различие теории социального научения, феноменологического и социально-когнитивного подходов?

3. Какие две социально-психологические проблемы можно выделить в психоаналитическом направлении?

4. Каковы представления о личности в гуманистическом подходе?

5. Какие проблемы исследовали представители символического интеракционизма?

6. Как вы можете объяснить существование такого большого количества научных подходов в социальной психологии? Можно ли говорить, что какой-то подход более правильный, чем остальные?

Тема 4. Основные принципы социального поведения.

«То, что мы, люди, представляем собой, зависит прежде всего от ситуации. Нас нельзя отделить от тех обстоятельств, в которых мы оказываемся, ибо они формируют нас и определяют наши возможности» (Ж.-П. Сартр).

Несмотря на различия, все основные подходы в социальной психологии имеют два общих ключевых предположения:

1. Социальное поведение является целенаправленным. Люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию.

2. Социальное поведение представляет собой постоянное взаимодействие между личностью и ситуацией.

Социальное поведение является целенаправленным. Цели определяют наше социальное поведение на нескольких уровнях. На поверхностном уровне мы можем составить длинный список повседневных целей: разузнать последние сплетни на работе, получить утешение после провала на экзамене, избежать разговора с надоедливым соседом, произвести хорошее впечатление на учителя, назначить свидание на ближайший субботний вечер.

Если брать уровень поглубже, — мы преследуем долгосрочные цели: добиться репутации компетентного в своем деле человека, выглядеть привлекательным, произвести на кого-либо хорошее впечатление или завести роман. Эти более долгосрочные цели часто связаны с некоторыми повседневными целями: развитие романтических отношений включает в себя краткосрочные цели, такие как свидание в субботний вечер и утешение от своего партнера после экзамена. Большое количество исследований социального поведения посвящены этим более широким целям, которые играют важную роль в нашем изучении причин социального поведения.

На самом глубоком уровне мы можем задать вопрос о базовых мотивах — основных функциях социального поведения. Так, например, успех в карьере и установление связей с людьми из высшего общества можно обозначить как базовый мотив «достижения и поддержания статуса». Мы не всегда осознаем эти более глубокие мотивации, однако они оказывают сильное влияние на социальное взаимодействие.

Чтобы лучше понять эти фундаментальные мотивы, давайте рассмотрим некоторые мотивы, изучавшиеся социальными психологами.

- Установление социальных связей. Когда психологи пытаются перечислить наиболее важные мотивы, определяющие человеческое поведение, то мотив установления связей с другими обычно ставится на первое место. Некоторые социальные психологи утверждают, что стремление устанавливать связи заложено в нас генетически. Наши предки всегда жили в группах, как и большинство тех приматов, от которых они произошли. Установление связей с другими людьми дает человеку множество преимуществ. Например, люди в группах могут делить друг с другом пищу или объединяться с целью сохранения общей безопасности.

- Понимание самих себя и других. Понимая себя и свои отношения с другими, мы оказываемся в состоянии эффективно управлять собственной жизнью.

- Достижение и сохранение статуса. В исследованиях о том, что люди думают о себе и о других, понятие статуса встречается постоянно. Повсюду противопоставление «доминирование—подчинение» является основным измерением, которое использует человек, чтобы описать знакомых ему людей. Преимущества достижения статуса включают в себя не только быстрое приобретение материальных выгод, но и получение менее осязаемых социальных преимуществ, таких как уважение и восхищение других людей.

- Защитить себя и тех, кто нам дорог. В частной жизни, чтобы защитить себя, люди ставят заборы вокруг своих жилищ, вывешивают предостерегающие знаки на улице, покупают собак служебных пород и даже объединяются в группы. На национальном уровне общества создают армии, чтобы защититься от армий других государств. Мотивация самозащиты может иметь очевидные преимущества, способствуя нашему собственному выживанию и выживани нашей семьи. Люди становятся враждебными, когда их репутации, благосостоянию или их близким грозит опасность.

- Привлечение и сохранение партнеров. Люди часто прилагают много усилий, чтобы найти и сохранить своих партнеров: пишут длинные любовные письма, звонят по телефону в 2 часа ночи или используют компьютерную службу знакомств. Эволюционисты уверены в том, что цель продолжения рода определяет все остальные социальные цели. Мы устанавливаем связи, получаем социальную информацию, боремся за статус, используем агрессию или самозащиту, чтобы в конечном итоге репродуцировать собственные гены.

Базовые мотивы, определяющие наше поведение, не обязательно являются осознанными. Человеческая психика устроена так, что мы чувствуем себя плохо, когда оказываемся в социальной изоляции, когда над нами смеются или отвергают, и нам хорошо, когда нас тепло приветствуют друзья, сослуживцы говорят нам комплименты, а любовные партнеры целуют.

На поверхностном уровне люди зачастую осознают свои сиюминутные цели (назначить свидание на субботний вечер); иногда, но не всегда, они осознают и более общие цели (развитие романтических отношений); однако крайне редко люди способны осознавать базовые мотивы или основные функции, определяющие их социальное поведение (привлечь и сохранить любовного партнера).

Более того, связи между мотивами и социальным поведением иногда бывают комплексными. Например, агрессия может возникать с целью защиты. Однако победа в схватке одновременно помогает подростку достичь некоторого статуса или получить о себе определенную информацию. На самом деле такое поведение порой выражает сразу несколько мотивов. Например, когда мы назначаем свидание, то в конце концов можем установить длительные отношения, удовлетворить свои потребности в привязанности, социальной информации, статусе, любовном партнере и даже защите.

В дополнение к вышеуказанным ряд исследователей отмечают ещё следующие важные потребности и мотивы:

- потребность воспринимать себя хорошим (сохранение самооценки);

- потребность быть как можно более точным в социальном познании;

- потребность в контроле;

- мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетного человека;

- мотив власти - стремление индивида влиять на людей;

- процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами;

- мотив саморазвития;

- просоциальные (общественно значимые) мотивы (чувство долга, ответственности);

- негативные мотивы - побуждения избежать наказания в случае невыполнения деятельности.

Социальное поведение представляет собой постоянное взаимодействие между личностью и ситуацией. Ни личность, ни ситуация не являются фиксированным целым. Различные социальные ситуации позволяют нам достичь разных целей: порой мы хотим нравиться, иногда мы хотим, чтобы нас боялись, и так далее. Поскольку в конкретной ситуации часто действует довольно много факторов, ваша цель в любой момент может зависеть от того, на что вы обращаете внимание. И в зависимости от ваших сиюминутных или долговременных целей вы можете иначе реагировать на ситуацию, чем другие люди. Так и происходит, например, на вечеринке, где одни люди танцуют, другие ведут философский спор, а третьи слушают анекдот.

Также как люди выбирают свои ситуации, так и ситуации могут выбирать определенный тип людей. Первоклассник выше среднего роста в средней школе может попасть в баскетбольную команду, а его друг, обладающий недюжинными математическими способностями и показавший хорошие результаты в естественных науках, может попасть в класс одаренных детей. И незначительные отличия между людьми могут возрасти по мере того, как ситуации (такие, как тренировки по баскетболу и математические олимпиады) усиливают их. В старших классах различия между школьниками будут еще больше, чем в начальных. Таким образом, ситуация и человек взаимно формируют и выбирают друг друга в постоянно продолжающемся цикле.

Социальные психологи выделяют следующие особенности взаимодействия личности и ситуации:

- разные люди неодинаково реагируют на одну и ту же ситуацию: например, одна и та же лекция может быть для кого-то интересной, а для другого - скучной;

- ситуации выбирают личность: в университет попадают не все желающие, а только подходящие кандидаты;

- люди выбирают ситуации: мы сами можем выбирать жить ли нам, например, в студенческом общежитии, состоять в той или иной организации, сообществе;

- различные ситуации стимулируют к развитию разные компоненты личности: на вечеринке, как правило, мы склонны веселиться и развлекаться, а при приёме на работу вести себя сдержанно и по-деловому;

- люди меняют ситуацию: энергичный, знающий учитель может превратить тихий пассивный класс в активный и заинтересованный;

- ситуации меняют людей: одним образом происходит формирование личности молодого человека в армии и совсем другим - в вузе.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие два общих предположения содержат все подходы в социально-психологической науке?

2. Какие виды целей социального поведения можно выделить?

3. Какие мотивы социального поведения исследовались социальными психологами?

4. Все ли мотивы своего поведения осознаёт человек? Поясните ответ.

5. Каковы особенности взаимодействия личности и ситуации?


Раздел 2. Социальная психология личности.

Тема 5. Я-концепция и идентичность личности.

«Наша социальная личность создана мыслями других» (М Пруст).

• Понятия «Я-концепция» личности.

• Структура «Я-концепции».

• Источники развития и формирования Я-концепции.

Личность - это индивид как член общества и определенных социальных групп, способный по уровню своего социально-психического развития к осознанной и активной деятельности в основных сферах общественной жизни, проявляющий себя субъектом соответствующих социальных отношений в актуальной жизненной ситуации.

Понятия «Я-концепция» личности. Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв.

Концепция идентичности - это понимание своего единого, неразрывного, целостного, протяженного, одновременно меняющегося и неизменного в течение всей жизни «Я».

Функции «Я» следующие:

- организующая - позволяет личности замечать, обдумывать и вспоминать;

- эмоциональная - определяет эмоциональные реакции;

- регулятивная - управляет поведением, принятием решений.

Идентификация - это процесс самопознания для определения своего места

в сообществе и группе.

«Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я- концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Американский психолог У. Джемс в конце XIX в. первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Он выделил две подструктуры Я-концепции - чистое Я и эмпирическое Я - Мое. Мое - совокупность всего того, что человек может назвать своим: семья, предки, творческие достижения. Включает в себя следующие подсистемы:

- телесное Я - тело,

- материальное Я - одежда, дом и другая собственность;

- социальное Я - то, чем признают данного человека окружающие;

- духовное Я - способности, склонности, особенности, привычки.

Существует опасность отождествления эмпирического Я со всей

Я-концепцией: какая-либо подсистема может начать доминировать в Я-концепции и подчинять себе личность.

Указанные аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

самооценка = успехи / притязания

Это означает, что самооценка каждого человека зависит от оценки его собственных успехов и соотнесения их с уровнем своих же притязаний. Например, человек, достигший небольших успехов на каком-либо поприще, но имеющий большой уровень притязаний относительно своих результатов, будет обладать невысокой самооценкой.

Структура «Я-концепции». Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т. е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент — динамический, процессуальный — это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений человека о самом себе могут стать:

а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей (их субъективная интерпретация);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные человеком в течение жизни.

Человек реализует два процесса самооценки:

• сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;

• сравнение реального «Я» с зеркальным «Я».

Реальное «Я» - это система приписываемых себе в данный момент жизни качеств, свойств, характеристик.

Идеальное «Я» - представление о себе в соответствии с желаниями (каким я хотел(а) бы быть).

Зеркальное «Я» - представление индивида о том, что думают о нем другие.

По Д. Майерсу, «Я-структуры» — это психические модели, с помощью которых человек организует свою жизнь. «Я-структуры» (восприятие себя как человека подвижного, энергичного или способного) оказывают существенное влияние на процессы обработки социальной информации, а также на запоминание, восприятие, оценивание себя и других.

Источники развития и формирования Я-концепции. Наиболее жизненно важными являются следующие (хотя их значимость меняется в различные периоды жизни человека): представление о своем теле; язык — как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях; субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе; идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина-женщина); практика воспитания детей в семье.

Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности, Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я- концепции и целом.

Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое» и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается человеком в языковых терминах, и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.

Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя — отвергают его, выставляют на посмешище, принижают, больше критикуют, то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепция.

Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для формирования и «оформления» центральных Я-установок в подростковом возрасте.

Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я-концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях — Я существо мужского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида — половая идентификация и половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Для описания процесса половой типизации исследователями введено понятие «стандарта половой роли» как приобретенных в процессе социального научения форм поведения и личностных характеристик, типичных для данного пола в данной культуре.

Воспитание детей в семье. Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или обшей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Однако, следующие условия воспитания в семье с большей вероятностью способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

• положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

• четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

• уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах;

• минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение личности.

2. Что такое я-концепция?

3. Какова структура я-концепции, согласно У. Джемсу?

4. Как вы понимаете формулу самооценки?

5. Что является источником оценочных суждений человека о самом себе?

6. Какие процессы самооценки реализует человек?

7. Опишите источники развития и формирования я-концепции личности.

8. Какие условия воспитания в семье с большой вероятностью способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности?

Тема 6. Социальная установка.

«И человек не станет никогда

Иным, чем то, во что он страстно верит».

(Волошин М.).

• Определение социальной установки и ее структура.

• Свойства социальных установок.

• Функции социальных установок.

• Виды социальных установок.

Определение социальной установки и ее структура. Существуют различные определения социальной установки. Часто используется определение, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

Понятие «социальная установка» используется для обозначения односторонней психологической связи человека с людьми, а также с любыми объектами и явлениями окружающей его действительности. Понятие «установка» ввели в обиход социальной психологии У. Томас и Ф. Знанецкий. Они определяли социальную установку как процесс переживания личностью значимости социального объекта.

М. Смит предложил различать в структуре установки три ее взаимосвязанных компонента:

• когнитивный (познавательный) компонент — обнаруживается в виде мнений, и утверждений относительно объекта;

• аффективный (эмоциональный) компонент — отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний, которые он вызывает;

• поведенческий компонент — готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведения) с объектом.

Человек не рождается с готовым набором социальных установок, но развивает их по мере взросления. Главным путем передачи установок выступает вербальная форма.

Свойства социальных установок. Основными свойствами установок выступают, с одной стороны, устойчивость, а с другой, изменчивость. Если человек во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки. Поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения того, совместима она с ней или нет.

Если установка содержит в себе информационные противоречия («когнитивный диссонанс»), то под влиянием поступления новой информации и разумных аргументов в ней могут происходить изменения. Изменение установки весьма вероятно под влиянием сведений, открывающих, что объект соответствует интересам и нуждам человека в большей степени, чем тот предполагал раньше. В результате оценка в отношении объекта может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и само поведение человека.

Установка выступает как некий практический определитель вещей и явлений, на которые направлены интересы человека. Различают три вида установок по их модальности:

• положительные («за» объект);

• отрицательные («против» объекта);

• нейтральные.

Функции социальных установок. Основная функция установки — регуляция социального поведения человека. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в окружающей действительности. Изначально изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в выделении следующих функций социальной установки:

1. Инструментальная (адаптивная) функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Социальная установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными.

2. Эго-защитная функция социальной установки способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативной установки по отношению к членам аут-группы.

3. Функция выражения ценностей (или функция самореализации). Социальная установка дает человеку возможность выразить то, что важно для него, и позволяет организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими установками, человек реализует себя в отношении к социальным объектам, социальные установки помогают человеку самоопределиться и понять, что он собой представляет.

4. Функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью установок существует возможность оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации.

Виды социальных установок. Перцептивная установка характеризует предрасположенность человека к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. Стереотип и предрассудок (предубеждение) рассматриваются как разновидности перцептивных установок. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде.

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним.

К числу наиболее известных предрассудков относятся:

- предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);

- предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);

- предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);

- предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия).

За последние пятьдесят лет проведено много эмпирических исследований предубеждений, и психологи обычно выделяют три их компонента, соответствующие трем компонентам других социальных установок:

- когнитивный - безосновательно враждебные представления о социальной группе;

- аффективный - ненависть, отвращение, чувство брезгливости;

- поведенческий - негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней.

Предрассудок может нести и позитивную оценку объекта, быть не «против чего-то», а «в пользу чего-то» - предрассудком любви, например, к собственной группе. Но предубеждение «в пользу чего-либо» скорее можно определить как пристрастную позитивную социальную установку.

При исследовании предубеждений наиболее важным является вопрос о причинах их возникновения. Первая причина связана с индивидуальными различиями, другими словами, есть люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации. У человека, воспитанного в семье, где царят жестоко регламентированные отношения и он ощущает крайнюю зависимость от родителей, часть агрессивности выплескивается на чужие группы.

Второй источник предубеждений - конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения и оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.

Четвертый источник предубеждений - социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.

Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.

Хотя разные исследователи выделяют различные причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы.

Для ослабления предрассудков социальные психологи используют следующие механизмы:

- осознание и признание предрассудков;

- контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);

- специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод).

Вопросы для самоконтроля.

1.Дайте определение социальной установки и назовите её компоненты.

2. Перечислите свойства и функции социальных установок.

3. В чем заключаются положительные и отрицательные стороны стереотипов?

4. Какие предрассудки наиболее известны?

5. Каковы причины возникновения предубеждений?

6. Каким образом можно ослабить влияние предрассудков?

Тема 7. Личность в группе.

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль» (В. Шекспир).

• Понятие социальной роли.

• Виды социальных ролей.

• Основные характеристики социальной роли.

• Освоение социальных ролей.

Понятие социальной роли. Социально-психологический подход к личности требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего, имеются в виду те социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

В научный оборот термин "роль" ввели в 20—30-е гг. ХХ в. американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.

Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) — местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его "статусный набор".

Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача подразумевает наличие позиции пациента. Имеется определенная взаимозависимость между сотрудниками любой организации, между членами семьи, индивидами, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

Имеется много определений понятия «социальная роль». Мы будем понимать роль как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли студента — другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей и студентов. Т. Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, нарушение же гармонизации, приводя к доминированию только обязанностей или прав, может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена или между людьми не существует согласия относительно прав и обязанностей. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Поскольку человек одновременно выполняет несколько социальных ролей, а разные социальные роли требуют различного (иногда взаимоисключающего) поведения, возникают ролевые конфликты. Ролевые конфликты часто обусловливаются противоречием межличностных и конвенциональных отношений. Так, дружеские отношения могут вступить в противоречие с производственными отношениями, особенно если друзья занимают позиции «руководитель - подчиненный».

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и др. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). Многие межличностные роли определяются индивидуальными особенностями человека. И даже среди многообразия индивидуально-типических проявлений личности можно заметить социально- типические роли. В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем в большей степени становятся привычными для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке); латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей.

По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются также и нормативными актами и в определенном смысле, являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга. Ожидания окружающих, социальные нормы, обычаи или даже мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Следует отметить, что формальные отношения весьма часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отношениями, скорее всего, испытывают по отношению друг к другу какие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность действий прежде всего на конвенциональном уровне. Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий эффект.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Освоение социальных ролей. Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Развивающаяся личность вносит в «исполнение» социальной роли свое индивидуальное своеобразие. Однако в жизни человека освоение социальной роли - явление сложное и противоречивое. Д.А.Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли. Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить ее технически. Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. Многие социальные роли усваиваются довольно легко, но некоторые требуют особых усилий и способностей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя. Она должна ему понравиться или, по крайней мере, не вызывать негативного отношения.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Таким образом, возникают три проблемы усвоения социальной роли:

- проблема трудности усвоения роли,

- проблема неприятия роли,

- проблема нарушения меры в ее усвоении.

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т.е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индивидом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего - личность.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как инструмент, своеобразное средство, направленное к достижению определенной цели. Но может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность. Иными словами, за ролью личность уже не будет видна.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как связаны друг с другом статус и роль личности?

2. В каких случаях возникают ролевые конфликты?

3. Назовите основные виды социальных ролей.

4. Назовите основные характеристики социальной роли.

5. Назовите основные аспекты освоения социальной роли.

6. С какими проблемами индивид может столкнуться при освоении социальной роли?

Тема 8. Психология социального познания.

«Природа не совершает ошибок. «Верно», «неверно» - это человеческие категории» (К.Г. Юнг).

• Определение социального познания.

• Особенности социального познания.

• Теории атрибуции.

• Тенденциозности в социальном познании.

Определение социального познания. Социальное познание - это

присущее людям умение (свойство, качество) постоянно приобретать знания о себе и о других людях, а также о ценностях, нормах, законах и правилах жизни в обществе. Социальное познание - это длящийся всю жизнь процесс, который чаще всего носит автоматический, спонтанный и непосредственный характер. Он мало заметен и самому человеку, поскольку с самого рождения человек включен в социальные ситуации как наблюдатель, участник, а позднее их создатель. Все наше время, все наши мысли занимают наши отношения с другими людьми, суждения о них и о себе.

Условно социальное познание можно разделить на две части, которые в обыденной жизни слиты воедино: на социальное познание как понимание других людей и на социальное познание как понимание социальных ситуаций, связанных с отношениями людей.

Особенности социального познания. Всю жизнь мы, сами того не осознавая, учимся. Мы учимся поддерживать контакты, вести непринужденные беседы и деловые переговоры, мы учимся любить, сочувствовать, сопереживать, помогать и принимать помощь. Мы учимся вместе работать, решать социальные проблемы, творить, конкурировать и многому другому. К особенностям социального познания человека относят:

- способность к изобретению знаковых систем, которая необходима для того, чтобы человек мог сообщить о себе и своих потребностях другим;

- способность оценивать и соотносить новую информацию с уже имеющимися знаниями о предметах и явлениях;

- социальное познание обусловлено обыденным человеческим общением и рождается в ходе естественного разговора;

- способность к обобщению;

- уровень коммуникативной одаренности.

Социальное познание - это деятельность человека, которая связана с его способностью отбирать, использовать и интерпретировать информацию о других людях при вынесении суждений и принятии решений.

Теория атрибуции или каузальной атрибуции (лат. «causa» — причина, «attribuo» — придаю, наделяю) описывает, как мы объясняем причины своего поведения и поведения других людей. Ф. Хайдер первым пришел к выводу о том, что существует два типа умозаключений, которые он назвал внешней и внутренней атрибуцией. Он проиллюстрировал свою мысль на примере двух возможных оценок поведения отца, отругавшего своего сына. В первом случае мы оцениваем отца как самодура, который не умеет воспитывать детей. Мы объясняем его поведение внутренними причинами - особенностями его личности, характером и мировоззрением, т.е. мы считаем, что причина его поступка кроется в нём самом. Это внутренняя атрибуция. Но мы можем интерпретировать ситуацию иначе: например, сын вышел на проезжую часть дороги, где его могла сбить машина. В этом случае его отец поступил так, как поступили бы тысячи других родителей, т.е. поведение отца спровоцировано ситуацией угрозы жизни ребенка. И это уже внешняя атрибуция, потому что продиктована сложившейся ситуацией. Поэтому теория атрибуции - это теория о том, как люди объясняют поведение других: приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям человека (устойчивым чертам, мотивам, установкам) или внешним ситуациям.

В том, как мы понимаем и интерпретируем социальный мир, психологи обнаружили три обобщенные характеристики на уровне здравого смысла:

1. Тенденция постоянства. Пытаясь понять, почему человек ведет себя так, а не иначе, мы вспоминаем, как же этот человек вел себя в других ситуациях.

2. Тенденция согласованности. Мы пытаемся для себя уяснить, связана ли полученная информация с качествами конкретного человека (внутренние причины) или определена ситуацией, которую он может использовать в свою пользу (внешние причины).

3. Тенденция единодушия, или консенсуса. Мы стараемся собрать информацию о том, как вели себя другие люди в аналогичной ситуации.

Фундаментальная ошибка атрибуции - это тенденция преувеличивать значение личностных факторов и недооценивать значение ситуации, в которой приходится действовать человеку.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.056 сек.)