АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Методическое пособие знакомит студентов с организацией самостоятельной работы, содержит характеристику форм и методов самостоятельной работы

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I ВВЕДЕНИЕ.
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I. Введение
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. ВВЕДЕНИЕ
  8. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  9. I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
  10. I. Введение.
  11. V2: ДЕ 29 - Введение в анализ. Предел функции на бесконечности
  12. Балла). Введение импортных пошлин повысило цены ввозимых потребительских товаров. Как это отразится на индексе цен?

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Методическое пособие знакомит студентов с организацией самостоятельной работы, содержит характеристику форм и методов самостоятельной работы, а также описание некоторых технологий самостоятельной работы.

Оглавление

Введение. 1

Глава I. Основы самостоятельной работы студента и технологии самостоятельного учения. 5

§ 1. Понятие самостоятельной работы, ее структура и принципы осуществления. 5

§ 2. Знание – основной результат самостоятельного учебного труда студента. 7

§ 3. Источники получения знания. 10

§ 4. Фундаментальные навыки и технологии самостоятельного учебного труда студента. 12

Глава II. Технологии образования в высшем учебном заведении. Самостоятельная работа студента, организуемая преподавателем.. 16

§ 1. Образовательные технологии в высшей школе. 16

§ 2. Методики и формы организуемой самостоятельной работы студента. Лекция и семинарское занятие. 19

§ 3. Перспективные педагогические технологии университетского образования. 25

§ 4. Формы контроля знаний студентов. 34

Глава III. Внеаудиторная самостоятельная работа студента. Основные принципы научной деятельности студента. 42

§ 1. Виды внеаудиторной самостоятельной работы. Реферативная научная деятельность студента. 42

§ 2. Научно-исследовательская деятельность студента. 43

§ 3. Курсовая работа как часть научно-исследовательской работы студента высшего учебного заведения. 46

Заключение. 51

Приложение 1. 54

Литература. 55

 

Введение

Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого высшего образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность студентов, которая необходима для принятия студентом самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Характеризуя задачи, которые стоят перед университетом в будущем, ректор МГУКИ, профессор Кузнецова Т.В. отмечала: К числу тактических приоритетов инновационного лидерства и конкурентоспособности университета следует отнести стремление к достижению высокого уровня фундаментальной, общенаучной и специальной подготовки выпускников за счет непрерывного усиления педагогического потенциала университета, обеспечивающего стабильный и постоянно растущий контингент студентов.[1]

В последние годы высшая школа планомерно переходит к реализации компетентностной модели подготовки специалистов, что вызывает необходимость разрешения противоречия между сложившейся организацией самостоятельной работы студентов в вузе и современными требованиями к профессиональной компетентности, будущего специалиста.

Вопросам профессиональной подготовки в высшей школе посвящены работы философов, психологов, педагогов, в том числе Б.Г. Ананьева, С.П. Ахтырского, Л.И. Берестовой, Ю.В. Варданяна, Е.А. Воротниковой, В.К. Загвоздкина, И.А. Зимней, М.Н. Карапетовой, Н.Е. Костылевой, Ю.Г. Круглова, Т.В. Кузнецовой., И.И. Легостаева, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.А. Скамницкого, А.В. Тихоненко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова, В.И. Юдина и др.

Сравнительный анализ компетентностной и квалификационной моделей обучения представлен в исследованиях отечественных ученых С.Н. Глазачева, И.А. Зимней, В.А. Кальней, Г.П. Скамницкой, Э.И. Сокольниковой, Ю.Г. Татура, A.B. Хуторского, M.A. Чошанова, C.E. Шишова, Б.Д. Эльконина и др. На его основе сформулированы требования к компетентному специалисту, который должен обладать не только определенным уровнем знаний, умений и навыков, но также способен их реализовать, и реализует в своей профессиональной деятельности.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими аспектами:

- беспрецедентным спросом на высшее образование и осознанием его решающего значения для общества;

- необходимостью подготовки компетентного специалиста, способного оперативно реагировать на качественные преобразования характера и содержания труда;

- переходом к компетентностной модели обучения студентов в высшей школе, обусловленной необходимостью обеспечения уровня их профессиональной подготовки, отвечающей требованиям работодателей;

- необходимостью совершенствования организации самостоятельной работы студентов в русле компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов в высшей школе.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между сложившейся организацией самостоятельной работы студентов в вузе и современными требованиями к профессиональной компетентности, будущего специалиста.

Высшее образование – это то образование, которое получают в специальных учебных заведениях молодые люди с целью профессиональной и общекультурной подготовки к предстоящей жизни.

Высшее образование необходимо для выполнения сложной работы, для которой нужны подготовленные специалисты. Высшее образование готовит молодого человека к тому, чтобы он профессионально использовал свой человеческий талант, реализуя себя для себя, для своей страны, для человечества в целом. А это невозможно без должного профессионализма.

Система высшего образования дает наиболее полное образование, позволяющего упорным трудом достигнуть высшей квалификации.

Таким образом, давать высшее образование – значит, готовить молодых, людей к будущей достаточно сложной работе. При этом работа, выполняемая после получения высшего образования, должна удовлетворять как работодателя, так и работника.

Однако современное высшее профессиональное образование испытывает ряд проблем, проявляются усугубляющихся глубочайшим социально-экономическим кризисом российского сообщества.

Исследователи выделяет следующие общемировые тенденции в образовании, которые, конечно, касаются и нашей страны.[2]

Во-первых, это информатизация жизни – резкое увеличение объема и скорости обращены информации в современном обществе. Причинами этого стали:

- научно-техническая революция, превратившая науку в производительную силу общества и поставившая получение и распространение научной и технической информации на промышленную основу;

- новые технологии в полиграфии, сделавшие возможными миллионные тиражи периодической печати и активность СМИ, создающих и формирующих ежедневную картину мира.

Но главной причиной информационного «бума» следует признать массовое образование, поставляющее грамотных людей, производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации.

Информатизация общества как результат развития средств массовой информации, мировых информационных сетей и компьютерных средств обучения, явилась и следствием информационной революции, и средством ее обуздания, и катализатором ее дальнейшего возрастания. Она привела к резкому увеличению массовых источников информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет), которые далеко не всегда оказываются согласованными в своих сообщениях, а то и просто стремятся опровергнуть имеющиеся сообщения или их интерпретацию.

Наиболее очевидной проблемой, рожденной информационным бумом, стала необходимость пересмотра содержания обучения. Постоянно увеличивающийся поток информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, поставили под сомнение содержание многих «классических» учебников. Компактное и понятное изложение устоявшихся знаний, которое предполагает учебник, стало затруднительным ввиду постоянно ускоряющегося обновления состава научно-технических и социально-гуманитарных знаний.

Вторая проблема – это функциональная неграмотность, т.е. неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные/социальные функции, несмотря на полученное образование. Это стало следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения, трансформаций социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности. Выпускник учебного заведения оказывается невостребованным или неподготовленным к требованиям, которые предъявляют ему работодатель и социальное окружение. Возникает необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.

Функциональная неграмотность обострила проблему качества образования и усложнила ее решение — недостаточно привести в соответствие профессиональную подготовку и требования заказчика (обучающегося, работодателя, общества, государства), необходимо скоординировать темпы изменений того и другого, иначе неизбежно не только запаздывание, но и за бегание вперед, или отрыв высшей школы от жизни.

В целом, в начале прошлого века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания на планете обновляются на 15 % в год, т.е. каждые 5-6 лет практически полностью.

Таким образом, возникла новая социальная проблема – недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания. Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения и уход в небытие...

И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав, как одно из стратегических направлений – развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования.

Обращает на себя внимание следующий факт. После запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, развитые страны Запада, и в первую очередь США, приступили к глубоким структурным и содержательным реформам образования, поставив его на первое место в перечне наиболее приоритетных направлений развития.

Не случайно, что первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований в образование и принятие Конгрессом в 1958 г. закона «Об образовании в интересах национальной обороны». В нем определялась особая роль системы непрерывного образования взрослых в укреплении военно-технического и научного потенциала США, меры по поддержанию уровня современных знаний образованных специалистов в области техники и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков. Одновременно закладывались основы национальной политики в области продолжающегося всю жизнь образования.

Причем, преемственность этой политики, в основу которой был положен принцип приоритетности образования взрослых и его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире, наблюдалась от Эйзенхауэра до Клинтона: образование занимало одно из первых мест в их политике национальной безопасности.

За последние 10 лет расходы на образование в США в пользу непрерывного образования увеличились в два с половиной раза и составляют сейчас более 500 млрд. долларов, превысив почти в два раза расходы на оборону. Доля взрослых, лиц в возрасте 25 лет и старше, имеющих высшее образование возросла с 1975 года с 7,7 % до 21,3 % сегодня. Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6 % валового национального продукта, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых как капиталовложения в производство на каждом предприятии. Известные всем такие компании мира, как «Сони», «Тошиба» и т.п. работают именно по этой схеме.[3]

Все перечисленные выше процессы способствовали появлению и развитию идеи массового непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем. Оно превращается в жизненную необходимость индустриально развитых стран. Традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни.

Непрерывное образование показало, что образование не сводится к обучению, поскольку непрерывное образование не может осуществляться посредством непрерывного обучения. Происходящие изменения сегодня осознаются как все более радикальные. В нашей стране общее признание получила идея педагогической парадигмы,[4] ориентированной на личность. Однако стоит скорее говорить о соединении личностно-ориентированной педагогики с непрерывным образованием, которое должно стать основой развития непрерывного личностно-ориентированного образования.

В такой парадигме неизмеримо высоко возрастает роль самостоятельного учения студента.

При изучении национальных и мировых направлений развития университетского образования совершенно отчетливо проявляется следующие тенденции:

а) современные социокультурные условия диктуют само ценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;

б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов:

в) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.[5]

Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной.

В этой связи пропорциональность между аудиторными и внеаудиторными занятиями вызвала пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентов (СРС) в целом, а не только и не столько в традиционных границах конкретных дисциплин. Стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями к выпускнику высшей школы.

Возникает проблема: каков образ нашего студента с точки зрения его самообразования, потому что высшее образование базируется в первую очередь на самостоятельном учении?

Главнейшие навыки самостоятельной учебной работы – это поиск информации, чтение и усвоение нового знания. Следует констатировать, что большинство студентов не приобрели навык поиска информации. Они вообще предпочитают пользоваться готовым «пакетом знаний» – лекциями (64,4%), Интернетом (55,3%) и толстым учебником (52,7%). Причем, главными критериями отбора информации являются ее полнота (54,3%), занимательность («интересно!»–48,9%) и быстрота доступа (42,6%). Только треть изучает все вопросы по плану (29,4%), а значит, пытается получить полное, не отрывочное знание. Основной кладезь научной информации – монографии и научную периодику – читают только 8,5% и 11,2% соответственно.

Потребительская установка на получение готового знания подтверждается ответом на вопрос о главных трудностях, которые студенты испытывают в учебе: только треть посетовала на недостаточную комплектацию библиотеки (хотя на наш взгляд, это свидетельствует скорее о неумении работать с каталогами огромного научного фонда).

Обрабатывать полученную информацию и трансформировать ее в знание – тоже для многих студентов нелегкая задача. Хотя практически все ведут разного рода записи, но большинство отдают предпочтение только конспектированию лекций (около 74%). Конспекты того, что прочитали, ведут менее половины анкетируемых (46,8%), а первоисточников и того меньше – 31,9%.

В этой связи, целью данного пособия является ознакомить студентов с теорией и практикой самостоятельной учебной и познавательной деятельности, описать формы и методы самостоятельной работы студента, предложить некоторые технологии самостоятельной работы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)