АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

J Плоскостью

Читайте также:
  1. Угол между прямой и плоскостью. Условия параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости.

*!< (S. Хлебников «Слово об Эль»)

Психолингвистический анализ научно-фантасти­ческих текстов показал, что чем «фантастичнее» («слож­нее») такой текст, тем дальше находятся его лексичес­кие элементы от норм смысловой сочетаемости.

Приведем пример, взятый из рассказа Р. Силвер-берга «Тихий вкрадчивый голос». Герой рассказа Ро-бертсон приобрел шкатулку, которая подсказывала ему наиболее вероятный исход того или иного события и позволяла неоднократно избегать смерти и разорения. Явившийся из будущего пришелец пытается объяснить ему назначение предмета:

Вариостат миновал один дехрониксный интервал и был утерян в Риг-241 241 форре в 7-68/8 абсолютного време­ни. Он описал внепространственную кривую, которая вер­нула его в континуум, в девятое августа по местному ис­числению. В цепи событий вы были первым, кто послушал­ся совета вариостата, а потому все ваши поступки с того момента до настоящего времени образуют несомненный и все расширяющийся противотемпор, который следует отрегулировать. Я создам дехрониксный интервал, пере­несу сначала вариостат, а затем и вас по вселенской трубе к моменту приобретения и помогу вам вернуться в поло­женную фазу. Этим делом лучше заняться безотлагатель­но, иначе противотемпор будет расширяться.

Затем пришелец возвращает героя в прошлое и тем самым ликвидирует результаты изменений, произве­денных с помощью шкатулки-вариостата.

Создавая такого рода неологизмы, фантасты слов­но следуют совету автора абсурдистских пьес С. Бекке-га: «Писатели должны следовать примеру художников и композиторов, отказываясь от буквальных значений и разрешая поверхностям слов растворяться».



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Создание неологизмов происходит за счет вычле­нения разных основ слова и дальнейшей агглютина­ции их в одно слово или изменением устоявшегося значения слова. Это похоже на процессы, имеющие место при расщеплении сознания (шизофрении). Выс­казанное положение подтверждается также результа­тами исследований P.M. Фрумкиной, которая связыва­ет появление необычных слов в тексте с аутизмом ав­тора (Фрумкина, 1981).

При исследовании границ «образа тела» было вы­явлено, что у больных шизофренией ощущаемые гра­ницы тела иногда размываются или даже исчезают. Смещаются события, которые происходят внутри и вне физических границ тела. Как отмечают специалисты, при шизофрении наблюдаются отгороженность лич­ности от внешней жизни (аутизм), преобладание хо­лодной, рассудочной оценки действительности, склон­ность к символической форме мышления.

В.В. Налимов приводит следующий диалог из «Звезд­ных дневников Иона Тихого» С. Лема, который должен был бы прояснить значение слов сепульки, сепулъкарии и сепулвние: герой, оказавшись на планете Интеропия, за­интересовался назначением предмета по названию се-пулька и зашел в магазин с рекламой сепулек.

Я подошел к прилавку и с наигранным безразличием спросил сепульку.— Для какого сепулькария? — поинте­ресовался продавец, снимаясь со своей вешалки.— Ну, для какого... Для обычного, — ответил я.— Как для обычно­го? — удивился он. — Мы держим только сепульки с при­свистом...— Вот и дайте одну...— А где у вас щересь? — Э, мгм... Я не захватил с собой...— Но как же вы возьмете ее без жены? — произнес продавец, в упор посмотрев на меня. Он медленно мутнел.— У меня нет жены! — воскликнул я неосторожно.— У вас... нет... жены?! — пробормотал по­черневший продавец, глядя на меня с ужасом. — И вы хоти­те сепульку?.. Без жены?.. — Он дрожал всем телом.

Комментируя этот диалог, Налимов пишет, что «про­странный и логически правильно построенный текст


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


оказывается недостаточным для понимания смысла чуж­дого нам слова. Как математик, он поясняет: «В нашем распоряжении нет того множества смысловых значе­ний, на котором можно было бы построить функцию распределения. Мы не можем не только понять, но даже смутно уловить смысл слова. Логически нормальное его употребление еще не раскрывает его смысл» (Налимов, 1974, с. 103).

Символы в «сложном» тексте олицетворяют нечто такое, что иным путем, помимо символов, не может быть выражено и тем самым может быть понятно толь­ко через символ. Получается замкнутый круг, замкну­тое само на себя мышление, которое посылает сооб­щение самому себе.

Такие соображения вполне укладываются в ре­зультаты исследований психологических особеннос­тей писателей-фантастов, которые показывают, что писатели научной фантастики отличаются от гене­ральной популяции. В исследовании, осуществлен­ном с помощью опросника Кэттелла в рамках изуче­ния креативности, участвовали люди, занятые твор­ческим трудом (писатели и художники), и предста­вители обычных профессий. В выборке была группа писателей-фантастов.

Результаты показали, что среднегрупповой профиль личности писателей-фантастов отличается от профи­ля лиц, не занимающихся писательским трудом, по всем факторам. Содержательно эти различия характе­ризуют писателей-фантастов следующим образом: они отличаются более высоким уровнем тревожности, что показывает их обеспокоенность будущим. Это застав­ляет думать о превентивных мерах для предотвраще­ния грядущих неудач и неприятностей. В решении вставших перед ними жизненных проблем они пола­гаются только на себя, не идут на поводу у группы и общественного мнения, могут действовать смело и решительно, без колебаний. Писатели-фантасты не считают необходимым придерживаться общеприня­тых норм поведения и морали. Во всех их поступках много нестандартного, неожиданного и нетривиаль-



Белянин В. Психологическое литературоведение


ного. Мир фантазий, вымысла для них так же реален и вещественен, как окружающая действительность поэтому, несмотря на высокий интеллект они часто ведут себя непрактично, мало внимания проявляют к повседневным бытовым проблемам.

Писатели-фантасты отличаются и от писателей других жанров. В частности, у них ниже уровень созна тельного контроля над своим поведением, в своих по­ступках они в большей степени руководствуются чув ствами и эмоциональными порывами, менее последо­вательны и аккуратны в выполнении дел.

Таким образом, результаты описанного эксперимен та позволяют выделить особенности личности отли чающие писателей-фантастов от других групп Аюдей

Можно найти соответствие между особенностя­ми научно-фантастического текста, описанными ли­тературоведами, и эмоционально-смысловой доми нантои авторов. Так, описание опасностей котооые могут возникнуть в будущем, может быть связано с выявленной тревожностью (факторы F-, Q4+V фан тастичность, нереальность содержательных построе" нии текста может быть связана с рационализмом и мечтательностью (факторы Q1+, М+); необычность предлагаемых решений, очевидно, связана со смелое тью и стремлением к доминантности писателей кя* личностей (Е+, Н+). Как писал канадский фантаст F. Ьрэдбери, «лучшую научную фантастику пишут в конечном счете те, кто чем-то недоволен в совре менном мире и выражает свое недовольство ленно и яростно».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)