АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-правовые идеи якобинцев

Читайте также:
  1. Основные направления внутренней и внешней политики якобинцев. Конституция 1793 г.
  2. Политико-правовые идеи Г. Гегеля
  3. Политико-правовые идеи раннего социализма.
  4. Политико-правовые идеи Реформации.
  5. Политико-правовые основы организации деятельности Национального собрания Республики Беларусь.
  6. Социалистические политико-правовые учения: социал-демократия, большевизм, анархизм

Политико-правовые доктрины и программы мыслителей Просве­щения получили свое практическое воплощение и теоретическое раз­витие в ходе Великой французской революции (1789-1794 гг.). Ее пер­вым конституционным актом стала принятая Учредительным собрани­ем Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которая закрепила естественные и неотчуждаемые права человека (на свободу, собствен­ность, безопасность и сопротивление гнету), равенство граждан перед законом, принцип разделения властей и др. Покончив с ограниченной монархией, установленной конституционалистами, жирондисты в 1792 г. положили начало республиканскому представительному правлению.

Однако промедление с решением насущных социально-экономических проблем привело к новому народному восстанию и приходу к власти якобинцев. Их вождями были Ж. Марат и М. Робеспьер.

Жан Поль Марат (1743-1793) в своих работах — «Цепи рабства» (1774 г.), «План уголовного законодательства» (1780 г.), «Проект Де­кларации прав человека и гражданина с последующим планом спра­ведливой, мудрой и свободной Конституции» (1789 г.) в условиях на­зревания Французской революции разработал важные теоретические политико-правовые проблемы.

Уже в первом своем политическом произведении «Цепи рабства» развиваются идеи неприемлемости для народов деспотического абсолютизма. При нем нет политической свободы: «государь теперь является всем, а государство — ничем». Марат исследовал истоки, методы и средства установления деспотической власти, ее послед­ствия, пути и формы борьбы с ней.

В «Плане уголовного законодательства», продолжая рассуждения Ш.Монтескье о законодательстве и законах, Марат формулирует важный вывод: неважно, кем созданы законы, лишь бы они были справедливыми; неважно, кто является их блюстителем, лишь бы было обеспечено их ис­полнение. Он развивает здесь ряд конституционных принципов — от­ветственность общества за социальную защиту своих граждан, защиту их собственности, создание условий для их самореализации, законы должны касаться лишь того, что явно связано с благом общества и др.

В духе гуманистических идей Просвещения Марат в проекте Декла­рации прав человека и гражданина обстоятельно разработал теорию прав и свобод человека и гражданина. Он писал, что «взаимные права» людей восходят к естественному праву человека.

Ж. Марат обосновывает роль политических прав, правовых инсти­тутов и механизмов в защите прав человека, бедняков, нации. Прежде всего: разделение властей в государстве и их ограничение правами граж­данина; независимость суда; утверждение законов народом, равноправие, свобода печати и др. Единственное ограничение свободы человека в обществе, которое допускает Марат, — запрещение наносить ущерб другим. Вза­имное обязательство между всеми членами государства, вытекающие из общественного договора, требует подчинения законам.

Вождь якобинцев в 1793 г. активно отстаивает идею выдвижения народного трибуна или революционного диктатора на переходный период. Согласно Марату, назначение диктатуры — «уни­чтожить изменников и заговорщиков», «врагов революции». Он допу­скает применение революционного террора к ним. Оправдывая его целесообразность, Марат пояснял: «Никто не питает большего омерзе­ния к пролитию крови, чем я, но чтобы помешать пролитию потоков, я настаиваю на пролитии нескольких ее капель». По его убеждению «деспотизм свободы» покончит силой с деспотизмом королей, рвением аристократии и «несколько своевременно отрубленных голов надолго сдержит врагов общества и на целые столетия избавит великую нацию от бедствий нищеты и ужасов войны».

Столь же характерной эволюцией от либерально-демократических до авторитарных идей отличалась и система государственно-правовых воззрений Максимилиана Робеспьера (1758-1794). В своих много­численных речах, докладах, воззваниях отстаивал интересы «третьего сословия», защищал идеи народного суверенитета и политического равенства.

Робеспьер испытал сильное влияние идей Ж. Ж. Рус­со,Ш. Монтескье, отстаивая идеал республики. Республика и демо­кратия у него — понятия-синонимы. Демократия, по Робеспьеру, — «это такое государство, где суверенный народ, руководимый им же самим созданными законами, делает сам все то, что возможно, и при помощи своих представителей — все то, что он не может делать сам». Принципом народного правительства, пружиной, приводящей его в движение, он тоже следом за Монтескье называет республиканскую добродетель.

Он считает: гражданская свобода — главная забота конституционного правительства, индивидуальная и общественная свобода — условие и составляющая прав человека и гражданина. По его мнению, три начала должны лежать в фундаменте политического союза:

1) охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей;

2) право каждого граж­данина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей;

3) верховен­ство власти народа в государстве.

В своем докладе в Конвенте «О принципах революционного прави­тельства (1793 г.) Робеспьер обосновывал разработанную им концепцию конституционного и революционного правительства. Четкое пони­мание различий их принципов и функций, по его мнению, важно для успеха революционных преобразований. «Цель конституционного пра­вительства — сохранить Республику: цель революционного правитель­ства — основать ее.».

Революционное правительство нуждается в чрезвычайных полно­мочиях и деятельности, считает вождь якобинцев, ибо действует в со­стоянии войны с внутренними и внешними врагами революции. В речи «О принципах политической морали» Робеспьер формулирует вывод: «Революционное правление — это деспотизм свободы против тирании». Его сила в том, чтобы «разить надменные головы». Уподобляя террор справедливости, Робеспьер объективно признает его методом перехода к будущему республиканско- конституционному государству.

В марте 1796 г. возникла «Тайная директория общественного спасения», названная позже «За­говор во имя равенства», ставившая целью организацию переворота и установления подлинного равенства. Программным документом рево­люционеров был «Манифест плебеев» Г. Бабефа — сплав идей якобин­цев и теоретиков французского коммунизма.

Гракх Бабеф (1760-1797) утверждал: народ обокрали с помощью антинародного государства и «разбойничьих законов»; все общественные упования «являются лишь актами непрестанного разбоя». Земля и обще­ственное достояние принадлежит всем: никто не должен испытывать недостатка в том, что «природа дает всем, производит для всех». Он на­стаивал на восстановлении «законов природы», общей собственности.

Программная установка Бабефа — «восстановление демократии», «построение народного государства». Он уверен, что «народное прав­ление должно и может обеспечить зажиточность и счастье каждого человека, нерушимое благоденствие всех членов общества» и провоз­глашал: «цель общества — всеобщее счастье».

Путь к такому обществу лежит через переходный период. Он на­чинается восстанием народа («плебеев»), устранением всех прежних органов верховной власти и сосредоточением ее в руках временного революционного правительства — Национального конвента. Конвент осуществит диктатуру плебеев: примет меры для облегчения положе­ния трудящихся (бесплатная раздача хлеба народу, обеспечение его продовольствием, вселение неимущих в дома врагов революции и т. д.), законодательные меры против богачей (все лица, не занятые полезным трудом, объявляются «иностранцами», они лишаются политических прав, а не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, объявляются «врагами народа»), меры против частной собственности (упразднение права наследования, отмена денег, взимание налогов на­турой, их прогрессивный характер, запрет частной торговли и т. д.).

По окончании переходного периода предполагалось установление республиканской формы правления на основе Конституции 1793 г. Эта конституция объявлялась «подлинным законом» французской нации. Национальная община, по Бабефу, организованная на коммунистиче­ских началах, будет формой единого в масштабах страны централизован­ного и регулируемого государством народного хозяйства, основанного на общественной собственности. По мнению Бабефа, осуществимость такого правления доказана на опыте «в наших 12 армиях». Армейский образец для осуществления народного правления предусматривал цен­трализованную организацию, с жестким закреплением каждого за мест­ной общиной (местом работы и жительства), регламентацией поведения людей, распределения благ, с беспрекословным повиновением всех пред­писаниям администрации и т. п.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)