АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение цивилизаций

Читайте также:
  1. II съезд РСДРП. Принятие программы и устава. Возникновение большевизма.
  2. XVIII в. Возникновение мануфактур.
  3. А) возникновение и основные черты
  4. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
  5. Билет 7. Возникновение русского романтизма.
  6. Буддизм. Возникновение, особенности вероучения и культа.
  7. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
  8. Ведущие западные информационные агентства: возникновение, становление, эволюция на протяжении XIX-начала XX вв.
  9. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
  10. Влияние религии на возникновение права и государства
  11. Возникновение буддизма
  12. Возникновение буддизма

Понятие "цивилизация" столь же многозначно, как понятия общества и культуры. Термин имеет латинское происхождение (" civis " - "городской", "гражданский", "государственный"). Из этого можно заключить, что понятие цивилизации родилось в античности как определение качественного отличия древнегреческого и древнеримского обществ от варварского окружения, порядка от хаоса.
Существует множество определений цивилизации, прежде всего это качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных (духовных, психологических, нравственных, художественно-образных и др.) характеристик общества (от страны до группы стран и народов) на определенном этапе их развития. Цивилизация также представляет собой локальную межэтническую общность, формирующуюся на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на определенной территории. В цивилизации образуется высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции.
Понятие цивилизации можно рассматривать в стадиальном и локальном смыслах. В первом случае она мыслится как единый процесс развития человечества, в котором выделяют определенные стадии (цивилизационный и формационный подходы, например). В локальном смысле цивилизация рассматривается как большая исторически сложившаяся общность, занимающая определенную территорию и имеющая свои особенности социально-экономического и культурного развития (Древнекитайская, Древнеиндийская, Месопотамская, Древнеегипетская и др.). И локальный и стадиальный подходы необходимо комбинировать, чтобы выработать целостный взгляд на развитие общества: если стадиальный подход акцентирует внимание на общих, единых для всего человечества законах развития, то локальный подчеркивает особенное и индивидуальное, выявляет цивилизационное многообразие социального развития. В обществознании используются и первый и второй подходы, изучая особенности цивилизаций: вначале остановимся на древних и локальных, изучая каждую цивилизацию как социокультурную общность, а затем перейдем к стадиальному изучению европейской цивилизации, рассматривая понятие цивилизации как стадию в развитии человечества (Античность, Средневековье, Новое время, современность).
Возникновение цивилизаций представляет собой качественно новую ступень в развитии человеческого общества. Характерными признаками, как цивилизации, так и возникающего дифференцированного общества являются:
- частная собственность,
- иерархическая социально-классовая и структурная дифференциация общества,
- общественное разделение труда, отделение умственного труда от физического, ремесла от сельского хозяйства,
- наличие городов, появление письменности и зачатков науки, развитие искусства и создание монументальных сооружений (пирамид, храмов и др. культовых строений),
- возникновение политической организации общества (государства) и т.д.
Выделяют древнейшие цивилизации (первичные, которым не предшествовала цивилизационная традиция) и цивилизации осевого времени (вторичные). О первых нам фактически ничего не известно, кроме того, что таковые существовали, например, в Месопотамии и на полуострове Индостан. К осевым цивилизациям можно отнести те, которые внесли свой вклад в последующее развитие человечества. К таким цивилизациям можно отнести древнекитайскую, древнеиндийскую, цивилизацию Месопотамии, древнеегипетскую и, наконец, античную (древнегреческую и древнеримскую).
При изучении культур различных народов необходимо отказаться от деления их на передовые и отсталые, победившие и побежденные. Необходимо отказаться от европоцентристской точки зрения, рассматривающей развитие западноевропейской цивилизации как эталон и критерий для всего остального мира. На протяжении первых XIV веков нашей эры, не говоря уже об античности, мировой центр без всяких сомнений находился не в Европе, а в Китае и Индии. Шумерийцы и египтяне были одарены от природы не менее, чем греки. Именно в древневосточных культурах были открыты и разработаны основные виды письменности (первые доказательства существования письменности на рубеже 4-го и 3-го тысячелетия до н.э. были получены на территории Месопотамии и Египта), счета, астрономия и медицина. Некоторые из семи чудес света, обозначенные греками, находились на Востоке2.
Там также были освоены начальные премудрости общественной жизни, впервые в истории было создано государство. Однако на Востоке оно, в силу объективных причин, превращалось в деспотию, неограниченную власть царя над подданными. Возникало это в силу того, что там первоначально не существовало четкой и строгой вертикали власти, так как восточное общество складывалось из элементов, которые не были государственными и плохо подчинялись единой власти. Эта неустойчивость компенсировалась жесткой вертикалью власти. Сложился особый тип государства - деспотия как форма абсолютной самодержавной власти, где деспот выступал в роли единоличного собственника, верховного жреца, имя которого обожествлялось. Он был военным вождем (главнокомандующим) и высшей судебной инстанцией, вершащей "правосудие" исходя из собственного своеволия. Вместе с тем, государство на Востоке выполняло важные функции: следило за состоянием оросительных систем, распределяло продукты, организовывало вооруженный отпор захватчикам и т.д. В этом государстве существовала строгая иерархичность, которую можно изобразить в виде пирамиды, на вершине которой - единоличный правитель, а внизу - массы простого зависимого люда. Между верхами и низами находилась знать в виде жрецов, родовая и военная аристократия, чиновничество. В традиционном обществе доминирует воля армии (насилия) и церкви (религии) в общественной жизни. Если на Западе собственность рождает власть, то на Востоке власть - собственность, государство довлеет над собственником. Если на Востоке развивалась общинность, то на Западе - индивидуализм.
Для древневосточных традиционных культур свойственно биосоциальное единство, особое отношение к природе, сакрализация всего сущего, ориентация на традиционность, а не новации. Они мифологизированы, им присущи как образность, так и слабое развитие абстрактных понятий, причинно-следственных связей, в мышлении преобладает не аналитизм, а ассоциативность и аналогия. Иногда также подчеркивается духовность Востока и бездуховность Запада, тем не менее, именно в западной культуре фактически возникает правовое государство и гражданское общество. На Востоке существовало рабство, которое пополнялось за счет военнопленных и должников, однако труд рабов не доминировал в хозяйственной деятельности, а существовал наряду с трудом свободных и зависимых крестьян и ремесленников.
Древнейшие достоверно известные нам земледельческие цивилизации возникли в долинах великих рек - Хуанхэ, Инда, Нила, Тигра и Евфрата, почему их называют иногда речными, в отличие от приморских (средиземноморские: финикийская, греческая и римская). В речных цивилизациях использовалось ирригационное земледелие (система орошения полей с помощью искусственных каналов и запруд), переход к которому называют "аграрной революцией", в силу его значимости для Древнего Мира. В конце IV тыс. до н.э. в Месопотамии (в долинах Тигра и Евфрата, термин означает "междуречье" или "двуречье"), на юго-западе Ирана, а затем и в Египте возникли первые государства, сменившие собой первобытный образ жизни, который продолжал господствовать на основной территории Земли. Вообще государство возникает в разных регионах в разное время. В некоторых местах о нем не знали до относительно недавнего времени. Общества, в которых сформировались государства, претерпели существенные изменения. Древневосточная культура прослеживается исследователями примерно с 3000 г. до н.э. в долинах Нила и Евфрата. Она продолжалась в Передней Азии и Египте вплоть до македонского завоевания в IV в до н.э., а в Индии и Китае - до III-V вв. н.э., когда начали складываться феодальные отношения. В Европе объединения людей во главе с вождями, появившись в III тыс.до н.э., просуществовали до раннего средневековья

Современная цивилизация


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)