АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения. образ тела, вбирающий все богатство репрезентаций сознательных и бессознательных идей, включает в себя и такие репрезентации

Читайте также:
  1. F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
  2. I. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.
  3. II. Оксигенотерапия.
  4. II. Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.
  5. II. Специфическая терапия отдельных болезней
  6. IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников
  7. А) Логотерапия как специфическая терапия при ноогенных неврозах.
  8. Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
  9. Аддиктивный тип девиантного поведения
  10. Административная ответственность кадастрового инженера предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях
  11. Административный надзор в производстве по делам об административных правонарушениях
  12. Альтруистические программы поведения

образ тела, вбирающий все богатство репрезентаций сознательных и бессознательных идей, включает в себя и такие репрезентации, которые конкурируют с физиологическими функциями тела или даже игнорируют их. Таким образом, приемлемый образ тела для человека — это такой образ телесного Я, в котором репрезентации нейрофизиологически сформированной схемы тела адекватно сочетаются с инстинктивными побуждениями и сознательными идеями (Филозоп, 2002).

Итак, образ тела — это не только то, что человек видит, когда на себя смотрит, но и то, как он ощущает части своего тела и как ими управляет. Сюда входят психические, эмоциональные и исторические аспекты: что человек чувствует, что думает о своей внешности, что говорит весь его предыдущий опыт: мучительный или приятный, похвала или осуждение. В восприятие тела входит все: физические ощущения, идеи, эмоции, проекции и ожидания.

Исходя из представления о том, что Я есть сумма описаний (контекстов), можно обнаружить тесную связь Я-концеп-ции с телом, при этом описания тела встраиваются в Я-образ. Соответственно, значимые изменения в структуре Я порождают соматические реакции. Многочисленные исследования, направленные на выявление взаимосвязи между телесным восприятием и Я-концепцией, доказали существование в этой сфере устойчивой корреляции (Fisher, Clevelend, 1958). В норме Я-образ — это отражение реальности, ментальная конструкция, которая дает человеку возможность ориентироваться, делая его действия более эффективными.

Образ тела включает «либидозный компонент (libidinal investment) в теле, осознание тела и его функций, эффективное управление первичными процессами тела (primary process material) и оценками Я со стороны других, включая культурные нормы, касающиеся физической привлекательности» (Bernstein, 1972). Другими словами, образ тела имеет осознанные и неосознанные компоненты, причем эти компоненты имеют различное значение для развития образа тела каждого человека.

Сначала исследователи рассматривали образ тела как одномерный конструкт, но затем постепенно переменили свои представления. Образ тела многомерен, хотя сущность этих измерений не совсем ясна. Примеры таких измерений: восприятие, отношение, познание, поведение, аффекты, страх ожирения, искажения восприятия тела, неудовлетворенность телом, когнитивно-поведенческие аспекты, оценка, предпочте-


Глава 4

ние стройности и ограничительное пищевое поведение (Brown, et al., 1990; Cash, 1994; Cash, Green, 1986; Cash, Henry, 1995; Gleaves, et al., 1995; Slade, 1994; Williamson, 1990; Williamson, et al., 1993a,b). To есть природа измерений, включаемых в модели образа тела, весьма разнообразна. Образ тела рассматривают как «свободное мысленное представление очертаний, размера и формы тела, и представлений, которые вырабатываются под влиянием разнообразных исторических, культурных и социальных, индивидуальных и биологических факторов» (Slade, 1994). Другие исследователи (Brown et al., 1990; Cash, 1994; Cash, Henry, 1995) рассматривают такие измерения образа тела, как восприятие и установки. Предлагается также модель из четырех измерений, куда входят опасение относительно избыточного веса, искажения восприятия тела, стремление к стройности и неудовлетворенность телом (Gleaves et al., 1995). Различные подходы порождают различные методы оценки образа тела, что затрудняет сравнение результатов исследований.

Тем не менее все существующие исследования образа тела включают по крайней мере одно из следующих четырех измерений: восприятие, мышление, эмоции и поведение. Эти четыре измерения особенно привлекательны тем, что они простые, функциональные и доступны для тестирования.

Аспект восприятия образа тела определяется как точность суждения по поводу размера, формы и веса тела, а также его пропорций (Cash, et al., 1991; Slade, 1994). Исследование данного аспекта включает оценку точности определения размера тела, как на уровне отдельных частей тела, так и в целом (Cash etal., 1991).

Другие два аспекта образа тела — это аффективное и когнитивное измерения. Аффективное измерение включает чувства, которые люди испытывают по поводу собственной внешности. Познавательный компонент связан с мыслями и убеждениями относительно формы и внешнего вида тела (Cash, Green, 1986).

На разделении аффективного и когнитивного аспектов образа тела настаивают исследователи, которые обнаружили, что люди имеют как рациональное, так и эмоциональное представление о размере тела (Thompson, Psaltis, 1985). В первом случае имеется в виду эмоционально-ценностное отношение к собственной внешности, тут используются такие понятия, как «удовлетворенность» телом, его «значимость» и «ценность».


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

Во втором случае речь идет о «точности», «недооценке», «переоценке» и «искажении» в восприятии тела. (Соколова, Николаева, 1995). Значимость такого разделения подтверждают и другие исследования (Bowden, et al., 1989; Franzen, et al., 1988; Proctor, Morley, 1986). Поведенческий аспект образа тела — понятие спорное, поскольку его можно рассматривать и как проявление или следствие других измерений (Gleaves et al., 1995; Stice et al., 1996).

В настоящее время образ тела в основном рассматривается как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок и представлений, относящихся к телесной внешности и функциям тела (Shontz, 1981). По Мнению многих авторов, образ физического Я имеет сложную структуру (Мерлин, 1970). Так, В. Шонфельд выделяет следующие составляющие образа тела: 1) актуальное субъективное восприятие тела — как внешности, так и функциональных способностей; 2) интернализо-ванные психологические факторы, являющиеся результатом эмоционального опыта, в том числе искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях; 3) социальные факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида; 4) идеальный образ тела — соответствующие установки, основанные, в частности, на сравнении своего тела с телами других людей и с их представлениями (Столин, 1983). Иными словами, психологические механизмы и условия формирования образа физического Я определяются как социальными детерминантами, так и самоощущениями индивида (Кон, 1978; Лисина, Силвестру, 1983; Мерлин, 1970; Чес-нокова, 1977). И. С. Кон выделяет, например, следующие механизмы формирования образа тела: усвоение оценок других людей, социальное сравнение и самоатрибуция (Кон, 1981).

Внешность, походка, мимика, пластика — вся совокупность экспрессивных характеристик человека несет специфические смысловые нагрузки в разных социопсихологических измерениях. В акте социальной перцепции наружность субъекта- является не только объектом восприятия, но и объектом оценки. В акте интроспекции собственная наружность имеет для человека два плана: во-первых, как осознание своей идентичности (Мерлин, 1970), во-вторых, «социальный объект» (Кон, 1983), «я-для-другого» (Бахтин, 1979). Наружность человека является знаком, «текстом», передающим определенную информацию о свойствах человека. Эта информация во многом определяет отношение воспринимающего к объекту

   
   

 


Глава 4

восприятия (Бодалев, 1982; Панферов, 1968). «Считывание» информации происходит в соответствии с установками, диспозициями, ценностной ориентацией субъекта восприятия, индивидуализированными в процессе развития символами, представлениями и образами, в которых культура воспринимает, оценивает, осмысливает и нормирует наружность и здоровье индивида, что можно назвать телесным символизмом (по аналогии с предложенным И. С. Коном (1983) понятием возрастного символизма). Символы, представления и образы, лежащие в основе телесного символизма, противоречивы и не являются упорядоченной системой взглядов даже в рамках одной культуры. Многообразие и противоречивость телесного символизма связаны с историей развития каждого общества.

Схема тела дает устойчивое представление о соматическом строении индивида. Кроме того, существуют «образы тела, которые регулярно изменяются, формируются, преобразовываются, опровергаются, распадаются, увеличиваются и наслаиваются на следующий образ» (Siegel, 1979).

Исследователи выделяют внешние и внутренние выражения телесного образа (Siegel, 1979, 1984). Внешнее выражение — это осознанное представление о собственном теле. Оно является неотъемлемой частью процесса дифференциации и формирования чувства телесного Я. Внешнее выражение имеет две составляющих: это граница тела и телесное пространство. Граница тела — это осознание того, где тело начинается и заканчивается. Например, телесные границы позволяют человеку понять, уместится ли он в кресле. Телесное пространство — это осознанное понимание того, где человек чувствует себя комфортно в пространстве относительно других людей или предметов. Например, основываясь на этом понимании, человек выбирает определенное положение по отношению к родителю или же новому знакомому, чтобы чувствовать комфорт. Внутреннее выражение телесного образа характеризуется неустойчивостью, так как и внутренние, и внешние факторы способны его изменить (Siegel, 1979). Предполагается, что этот внутренний образ в каждый момент имеет как осознанную, так и неосознанную части.

Несмотря на большое количество составляющих телесного образа, можно выделить три главных характеристики здорового образа тела. Во-первых, такой образ тела подвижен. Как говорилось выше, образ тела может меняться под воздействием внутренних ощущений или изменений и внешних си-


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

туаций; однако стержневая телесная схема остается неизменной, что обеспечивает чувство стабильности и целостности. При нарушении отношений со своим телом для этого образа характерна ригидность, когда новая или противоречащая привычной картине информация не интегрируется в телесную схему. Во-вторых, здоровый телесный образ реалистичен и связан со здоровыми сторонами личности (Chaiklin, 1975). Схема тела совпадает с тем, как тело в действительности выглядит, то есть с тем, как другие его объективно воспринимают. Кроме того, человек строит свою жизнь в соответствии с этим реалистичным образом, а не с идеальным. В-третьих, у этого образа есть три измерения, то есть это объемная картина тела, а не, скажем, вид тела спереди, который можно увидеть в зеркале. Одновременно это законченная и'целостная картина, в которую входят все части тела, где каждая часть обладает своей жизнью и легко доступна осознанию, когда человек направляет на нее внимание. Напротив, если некоторые части тела кажутся «замороженными» или «утратившими чувствительность», в этом случае для образа тела характерны ригидность, нереалистичность и утрата ощущения жизни. Трехмерный образ тела включает в себя и такое качество, как движение.

Сенсорная информация и формирует, и изменяет образ тела, который «зависит не только от визуального и тактильного исследования поверхности тела, но и от ощущений, исходящих из внутренних органов, скелетно-мышечнои системы и кожи» (Siegel, 1979). В любом случае образ тела строится из сенсорной информации на данный момент, которая подвергается систематизации (Espenak, 1981). А в конечном итоге такие отдельные моменты в процессе развития формируют сравнительно устойчивый образ тела.

Движение также влияет на формирование образа тела. Как предположила М. Чейс, в формировании образа тела участвуют восприятие силы тяжести и движения (Спасе, 1953). Движения тела поставляют сенсорные стимулы, а также запускают процесс интерпретации и интеграции этих стимулов (Chaiklin, 1975). К тому же движения воздействуют и на внутреннее состояние тела, и на внешнюю окружающую среду. Например, ходьба может пробудить чувства силы и уверенности; приближение к другому человеку может вызвать его ответную реакцию.

Ряд исследователей (Chaiklin, 1975; Bernstein, 1972; Espenak, 1981) рассматривали влияние реакций окружающих и их интереса на развитие образа тела. Ранний опыт прикоснове-


Глава 4

ния и телесного контакта крайне важен для развития у младенца внутреннего ощущения импульса, а также способности получать удовольствие (катексис — фокусировка либидо на объекте) от своего тела. Это невербальные послания матери, передаваемые младенцу через поведение, которое отражает качество психологического присутствия матери. Например, если его держат неуверенно, ребенок получает качественно иной опыт, чем когда его держат крепко и уверенно. Вербальные и невербальные реакции окружающих продолжают влиять на образ тела на протяжении всей жизни.

Формирование образа тела проходит через ряд этапов развития, параллельно формированию Я-образа (Bernstein, 1972). Каждая ступень развития ставит перед ребенком серию двигательных задач, которые соответствуют задачам психологического развития. Последующие этапы основаны на опыте решения предшествующих задач, хотя темы каждого пройденного этапа сохраняют какое-то значение и на протяжении последующих лет.

Одна из моделей психологического развития, получившая широкое распространение, была разработана М. Малер (Mahler et al., 1975). На основе данной модели другие исследователи выделили шесть этапов развития образа тела (Bernstein, 1972). Эти этапы следующие: наделение тела позитивным аффектом, установление границ между телом и окружающей средой, осознание частей тела и их взаимосвязи, движение тела в пространстве, половая идентификация и процесс старения.

Наделение тела позитивным аффектом связано с развитием телесного катексиса, это проявляется как базовая забота о собственном теле, скажем, удовлетворение потребности в питании и сне. Этот этап начинается во младенчестве. Ощущение телесного удовольствия у младенца формируется на основе родительских установок по отношению к его телу. Этот этап параллелен стадии симбиоза (Mahler et al., 1975), в течение которой ребенок постепенно учится дифференцировать ощущения удовольствия и боли. Внутренние и внешние переживания, переживания себя и другого на этом этапе еще не разделяются.

Дифференциация собственного тела от окружающего мира связана с созданием границ и формированием чувства телесного пространства, о чем говорилось выше. Эти задачи параллельны начальным задачам этапа сепарации-индивидуа-


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

ции (Mahler et al., 1975), когда ребенок начинает отличать себя от другого.

Осознание частей тела и их взаимосвязи — третий этап, и это необходимая предпосылка способности двигаться в пространстве. В течение этого периода ребенок осознает, что его части тела работают согласованно и действуют определенным образом.

Движение тела в пространстве — это четвертая важная ступень развития, она параллельна стадии практики (practicing) у Малер. Решение задач данного этапа дает младенцу чувство, что он может успешно регулировать свои собственные действия, а способность приостанавливать и начинать собственные действия формирует и укрепляет здоровое чувство контроля и власти.

На пятом этапе в образ тела включаются элементы половой идентичности. Тело обретает ценность уже на новом уровне — на уровне воспроизведения. Интеграция элементов половой идентичности в образ тела формирует способность устанавливать близкие отношения с другими. Задачи этого этапа представляют собой параллель к задачам консолидации индивидуальности у Малер, которые в ее теории соответствуют периоду сепарации-индивидуации, который не имеет определенной точки завершения.

И наконец, этап старения связан с переживанием смертности, которое интегрируется в образ тела. Сюда входит осознание изменений, происходящих с телом в силу естественных-процессов старения, а также установок по отношению к этим процессам (например, принятие). Задачи последних двух этапов решаются на протяжении многих лет жизни, и они различными способами влияют на образ тела.

Как было отмечено выше, тело и Я имеют сложные взаимоотношения в системе образа тела. Существует тесная связь между тем, что человек чувствует по отношению к своему телу, и тем, что он чувствует по отношению к себе самому.

Внешние сигналы телесного Я: осанка, походка, жесты, мимика — отражают еле уловимые изменения душевного состояния. По стилю заботы о своем теле можно судить о внутренней гармонии или конфликтах человека, то есть об основном фоне его психического состояния. Телесные ощущения, чувство комфорта или дискомфорта сигнализируют субъекту о состоянии общего благополучия или неблагополучии всего организма. Кроме того, тело поддерживает непрерывную связь


Глава 4

Я с внешней средой. Благодаря телесным ощущениям человек получает первичные сигналы о вредном или полезном воздействии среды, тело является посредником между психическим миром и физической реальностью. Самочувствие и удовлетворенность собой человека во многом зависят от эффективности этой связи. По отношению к телу можно судить о том, насколько гармоничной личностью является человек.

Дисморфофобия представляет собой мучительное переживание своей физической неполноценности в связи с реальными или воображаемыми анатомическими недостатками (форма и размеры ушей, носа, губ; рост, вес тела и т. д.). Такие переживания далеко не всегда основаны на реальности: в большинстве случаев их причиной являются воображаемые недостатки внешности.

Выделяют четыре основных признака дисморфофобии (степень их выраженности может варьировать). Это:

• активное недовольство своей внешностью;

• внешность рассматривается как источник всех бед и неприятностей;

• перенос психологических проблем (неумение общаться, выбирать партнера и т. п.) в телесную область;

• убеждение в том, что если исправить недостатки внешности, тут же к лучшему изменится и вся жизнь.

На формирование телесного Я-образа влияют не только физиология и перцепция, но и различные социальные фильтры — фильтры семьи, сообщества, этнической группы и религии. Это набор определенных требований и ожиданий. У человека может создаться образ ловкого или неуклюжего, высокого или низкого, некрасивого или симпатичного себя на основе сравнения Я с окружением. Опираясь на представления других людей о себе, человек, скорее, конструирует Я-об-раз, а не получает его просто из осознания своего тела. Кроме того, в процессе развития образа тела на этой схеме появляются белые пятна, искажения и неясности из-за специфики обращения со своим телом (Кнастер, 2002).

При рождении каждого ребенка потенциальный спектр его ощущений необъятен, а в процессе развития его тело может стать универсальным средством коммуникации, выражающим и передающим чувства и отношения — от человека к человеку. Но постепенно, в силу воспитания, проблем развития, воздействия стрессов у многих людей диапазон ощуще-


Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

ний тела и эмоций сужается (подавляются негативные, разрушительные или неуместные чувства), утрачивается глубина переживаний. Важнейшим аспектом психологического развития ребенка и юноши является процесс формирования самосознания и устойчивого образа Я. Именно образ Я и самооценка играют решающую роль в развитии негативного отношения к своему телу, а такое отношение, как правило, лежит в основе нарушений пищевого поведения. Существует тесная связь между переменными Я-концепции и формами телесного опыта (Соколова, 1989). Телесный опыт — это очень широкая категория, которая охватывает все, «имеющее хоть какое- \ либо отношение к психологической связи «индивид — его те-I ло»». Один из наиболее важных компонентов телесного опыта — это образ тела (образ телесного Я, физического Я), то есть результат осознанного или неосознанного психического отражения, определенная умственная картина тела.

По мнению Р. Бернса, тело является зримой и ощутимой г частью Я. «Мы чувствуем, видим и слышим самих себя, нико-• гда не в состоянии отрешиться от своего тела, к тому же этот е неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоян-: нос публичное обозрение», — пишет он (Берне, 1986). Размеры I и форма тела оказывают влияние на качественное своеобразие I жизни индивида и его психики, так как они служат предметом как собственных оценок, так и оценок других людей.

Многие исследователи сходятся во мнении, что представление о своем физическом облике является одной из главных составляющих Я-концепции. Это направление исследований изучает образ тела и его связь с Я-концепцией, исходя из представления о теле как своеобразном хранилище Я, обладающем более или менее определенными границами. Второе направление связано с другой характеристикой тела — внеш- \ ностью. В этих исследованиях тело рассматривается, с одной стороны, как носитель личных и социальных значений, ценностей и т. п., а с другой — как объект, обладающий определенными качествами. Соответственно, тут делается акцент либо на эмоциональном отношении к собственной внешности, либо на когнитивном компоненте. В первом случае используются такие понятия, как «значимость» и «ценность» тела, «удовлетворенность» им, во втором речь идет о «точности», \ «переоценке», «искажении» восприятия тела. Известно, что I существует высокая положительная корреляция между удов- \ летворенностью телом и удовлетворенностью собой. С точки


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)