АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т. Систематический курс

 

T

 

 

Часть вторая

Систематический курс

 

 

×××××××××××ØØØØØØØØØØØ

 

К теме «Социальная философия»

 

1) Общество, как системное образование, включает в себя различные сферы общественной жизни, эти крупные, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Сфера включает в себя: 1) определённые виды деятельности человека; 2) социальные институты (семья, школа, партия, церковь); 3) сложившиеся отношения между людьми.

 

2) Средства и методы характеризуют политический режим как тоталитарный, авторитарный или демократический.

 

3) Субъектами политики являются социально-политические институты (государственные учреждения, политические партии и общественные организации), международные организации (ООН) и отдельные личности. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в сфере политики.

Структура политической сферы:

§ политические институты и организации – государственные учреждения, политические партии, профсоюз, общественные движения и их деятельность.

§ политические потребности и интересы, оформленные в политические цели социальных групп.

§ политические отношения – взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти.

§ политическое сознание как отражение и осознание этих отношений в системе взглядов, представлений и установок.

 

4) К политическим основам правового государства следует отнести справедливость, равный доступ граждан к государственным делам и должностям, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Библиографический список

* Введение в философию. Ч. 1. – М., 1989. – С. 135 – 146.

* Канке В. Философия. – М., 2004. – С. 82 – 89.

----------------------------------------

* Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков: Учеб. для вузов/В.В. Соколов. – М.: Высш.шк., 2003. – 428 с.

* Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье / Дж. Реале, Д. Вит. Антикери. – СПб.: Петрополис, 1997. – 368 с.

* Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое время / Дж. Реале, Д. Вит. Антикери. – СПб.: Петрополис, 1997. – 368 с.

* Мотрошилова Н.В. Жизнь и идеи Джордано Бруно/Н.В. Мотрошилова// Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991. – с. 251 – 301.

* Монтень М. Опыты: В 3-х кн./ М. Монтень. – М.: Рипол классик, 1997.

* История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX вв.). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. – 560 с.

 

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). Хронологически эпоха Возрождения охватывает XV – XVI вв. а) Это эпоха формирования национальных государств, абсолютных монархий; б) эпоха зарождения капиталистических общественных отношений; в) глубоких социальных конфликтов – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, революция в Нидерландах; г) это эпоха укрепления независимости городов-республик; д) время географических открытий, успехов естественных наук; е) время церковных реформ и секуляризации – освобождения от власти и влияния церкви во всех областях культуры.

2). Антропоцентризм – основной принцип философии Возрождения. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Возрождение рассматривает человека не исходя из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения.

Понятие «творчество», бывшее прежде прерогативой Бога, применимо теперь и к человеку, к человеческой деятельности. Человек олицетворяет собой творческое начало в искусстве, в политике, в ремесле и технических изобретениях. Фигура художника приобретает символическое значение, в ней наиболее полно выражена самая глубокая идея Ренессанса – идея человека-творца, вставшего на место Бога. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, теле, телесности.

Характерной чертой мировоззрения этой эпохи является ориентация на искусство, и в связи с этим на художественно-эстетическое мышление. Прекрасное выдвигается на первый план. Объектом творческих и эстетических переживаний становится человеческое тело.

 


3). Гуманизм – своеобразная философия эпохи Возрождения. Гуманизм обусловлен развитием гражданской жизни, стремлением к политической свободе. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию (крестьянство, цех ремесленников, гильдия купцов, дворянство), то в эпоху Возрождения он представляет самого себя – формируется новое самосознание человека: его гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Гуманизм рассматривается как идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, противостоящее схоластике и духовному господству церкви

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов.

Для гуманистов характерно владение богатством античного наследия: высокая литературная культура, изящество возрожденной латинской речи, новая литературная форма – диалог, сменившая схоластические «суммы».

Что характерно для гуманизма?

§ Человек приобретает атрибуты божества;

§ Героический идеал обожествленного человека, его символ Прометей, а не Адам;

§ Гуманисты более литераторы и поэты, чем философы;

§ Их свободомыслие не идет далее антицерковной полемики;

§ Бог как творческое начало, проявляется в красоте и гармонии;

§ Мир не юдоль печали, а область человеческой деятельности.

Социальная ориентация гуманизма:

§ Торгово-промышленные слои города (ремесленные цехи, купечество);

§ Светская интеллигенция.

Ведущие идеи гуманизма:

§ Свобода мысли, суждений;

§ Независимость от авторитетов;

§ Смелый критический дух;

§ Вера в безграничные возможности человека.

Достоинство человека – главнейшая проблема гуманизма. Достоинство заключается в признанной за человеком возможности возвыситься от дикого варварского состояния до истинно человеческого. Это человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные Богом, они требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек не варвар, но цивилизованный.

4). Культура Возрождения зарождается вне традиционных культурных центров средневековья. Философия гуманизма зарождается и развивается вне схоластической традиции.

  Схоласты Гуманисты
Образование Схоласты-теологи с университетским образованием занимали кафедры университетов «Необразованные» гуманисты были учеными без степеней и званий вне университетов
Род деятельности Преподаватели в университетах Публицисты, поэты, филологи, риторы
Литературная форма Литературная форма – догматический текст в комментаторской манере Литературно-риторический текст, излюбленный жанр – диалог, представляющий различные точки зрения.
Миропонимание Схоластическое иерархическое представление о мироздании Представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал.
Стиль мышления Строгая система логических дефиниций (определений понятий) Образное, пластическое, художественное мышление. Риторика, поэзия, мифология – наиболее адекватный язык выражения истины.
Логика Логическая дедукция Интуитивное постижение гармонии мира

 

5). Данте Алигьери (1265 – 1321) – родоначальник культуры Возрождения. «Последний поэт средневековья и первый поэт нового времени». Заложил основы нового гуманистического учения о человеке. Известнейшее произведение «Божественная комедия». Человек причастен «обеим природам» – божественной и земной. Высшее блаженство, являющееся целью человеческого существования, не требует отказа от земных ценностей и интересов.


6). Франческо Петрарка (1304 – 1374) – «первый гуманист». Отверг схоластическую премудрость, считая ее глупостью и бессмыслицей. Принимал христианство, но не в схоластической, а в собственной интерпретации. Осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия. Его гуманизм развивался в русле обмирщенной антропологии.

7). Марсилио Фичино (143 – 1499) глава Флорентийской платоновской Академии, ставшей культурно-философским центром в противовес официальным университетам и монастырям. Искренне верующий католик. Мироздание представляет собой иерархически построенное единство (Бог, ангел, душа, качество, материя). Весь мир движется любовью, исходящей от Бога. Явленная миру любовь есть красота.

Человек «есть как бы некий Бог», рожден царствовать и не терпит рабства. Пытался разработать концепцию «ученой религии». Христианство является высшим проявлением некоей «всеобщей религии», искони присущей человечеству.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)