АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество как предмет философского анализа

Читайте также:
  1. I. Предмет и метод теоретической экономики
  2. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  3. I.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
  4. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. SWOT-анализ в качестве универсального метода анализа.
  7. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  8. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  9. Автоматизированные методы анализа устной речи
  10. Акционерное общество
  11. Акционерное общество как юридическое лицо: порядок образования, правовое положение
  12. Аналитические возможности, задачи и основные направления анализа СНС

План:

1) Основные признаки общества и сферы общественной жизни;

2) Философские концепции общества:

А) Материалистические концепции общества;

Б) Идеалистические концепции общества;

В) Современные (неклассические) концепции общества.

1. Не любая группа людей является обществом, а только такая, которая отвечает определенным критериям.

Основными характеристиками общества являются:

А) Совместная цель;

Б) Совместная деятельность.

Тем не менее, этих двух характеристик не достаточно: можно иметь совместные цели и деятельность, но вовсе не называться обществом. Например, у всех студентов есть общая цель – получить диплом о окончании университета, есть общая деятельность – это учёба, но их нельзя назвать обществом. Возникает вопрос: почему? Чего не хватает студентам для того, чтобы называться обществом? Поставим вопрос чуть-чуть по-другому.

Могут ли мужчины или женщины называться обществом? Нет, так как у всех абсолютно разные цели и совершенно разная деятельность. Тогда могут ли называться обществом женщины, которые борятся за права всех женщин, ведь у них есть общая цель и общая деятельность? Тем не менее, они тоже не могут называться обществом. Но, в отличие от всех предыдущих примером, женщин-амазонок можно назвать обществом. Так почему Амазонок можно назвать обществом, а женщин, которые борятся за свои права – нельзя? Что есть у Амазонок, чего нет у современных женщин? У женщин, живущих в долине реки Амазонка, есть автономность: они не зависят ни от кого другого, кроме как от самих себя.

Итак, обществом называется такая группа людей, которая характеризуется наличием общей цели, общей деятельности и самостоятельностью. Если нет автономности, то это уже не общество, а всего лишь группа общества.

Основные сферы общественной жизни:

1) Материально-производственная сфера является одной из главных сфер общества. Целью этой сферы является производство материальных благ.

Профессии, которые относятся к данной сфере: лесоруб, плотник, столяр, строитель и т.д., то есть все, кто производят что-либо руками.

2) Духовная сфера. Если материально-производственная сфера производит материальные блага, то духовная сфера производит духовные блага. Соответственно, целью духовной сферы является производство духовных благ.

Как правило, все профессии, которые относятся к данной сфере, связаны с искусством: художник, композитор, писатель, поэт, музыкант, певец, танцор, учёный и другие деятели искусства.

3) Социальная сфера. Соответственно, она занимается производством социальных благ. Целью данной сферы является производство общественных благ (услуг). В отличие от материально-производственной и духовной сфер, социальная сфера является непроизводственной, так как в целом она ничего не производит, а лишь предоставляет какие-либо услуги.

Профессии, которые относятся к данной сфере: врач, учитель, преподаватель, водитель, священник (ошибочно его можно отнести к духовной сфере, но на самом деле он относится к социальной сфере, поскольку сам священник ничего не производит).

4) Управленческая сфера. Необходимо управлять всеми вышеперечисленными сферами и этим занимается данная сфера.

Профессии, которые относятся к данной сфере: политик, президент, депутат, чиновник, начальник, менеджер и т.д., то есть сюда можно отнести всех тех, кто ничего не делает, не оказывает никаких услуг, а лишь управляет чем-либо.

 

2. Основные философские концепции общества.

Философские концепции общества можно классифицировать, во-первых, в зависимости от того, какая из сфер является базовой. По этому признаку, философские концепции общества могут быть идеалистическими и материалистическими.

Материалистические концепции полагают, что основой общества является материально-производственная сфера.

Основные материалистические концепции:

А) Натурализм (от лат. naturalis — природный, естественный). Соответственно, природа является фундаментальным первичным основанием общества. Человеческое общество представляет собой ни что иное, как природное образование. Оно не является каким-то особым специфическим видом бытия, то есть отрицается специфика общества.

Главным аргументом выступает тот факт, что общественную организацию можно наблюдать не только у людей, но и у животных: у млекопитающих – волчья стая; у насекомых – муравьи, пчёлы; птицы и рыбы так же имеют стаи, даже у микро- и одноклеточные организмы могут образовывать колонии, некие сообщества.

Б) Географический детерминизм утверждает, что характер, структура и специфика общества обусловлены, прежде всего, географическими факторами.

Автором данной концепции является представитель эпохи Просвещения – Шарль Луи Монтескье.

 

Рис. 1 «Шарль Луи Монтескье»

 

Монтескье выделял три географических фактора, которые определяют структуру общества:

ü Климат определяет характер народа, который в нём проживает. К примеру, есть понятие «северного» характера, то есть сурового. Для холодного климата больше всего подходит такой государственный строй, как демократия, так как люди, проживающие в данном климате, смелые и активные. Они сами вполне могут собой управлять. Напротив, в жарком климате больше подходит такой государственный строй, как тирания и деспотия, то есть жёсткая форма правления. В жарком климате люди более ленивые, изнеженные, работать не хотят и единственный способ заставить их что-то делать – это насилие.

ü Ландшафт определяет характер общества.

К примеру, народы, которые проживают в степях, занимаются скотоводством, так как в степях особо ничего не растёт и заняться особо нечем. Однако для скотоводства постоянно нужно новое пастбище, поэтому эти народы ведут кочевой образ жизни. Следовательно, возникают войны, так как в других местах живут другие народы, а они просто так пускать на свою землю никого не будут и возникают конфликты, которые решаются только с помощью воин. Поэтому, люди, которые проживают в степях, одновременно являются как скотоводами, так и воинами. Другим примером являются горные народы, так как в горах нет условия для скотоводства, эти народы занимаются грабежом и разбоями. Следовательно, народы, проживающие в горах, обладают воинственным характером. Другой вариант – это греческие народы, расположенные вблизи моря. Они являются авантюристами, так как основной деятельностью является плавание, рыболовство и торговля. И, наконец, те народы, которым достался равнинный ландшафт, занимаются земледелием. Соответственно, здесь очень развита культура.

ü Размер территории определяет форму правления государством.

К примеру, небольшая территория наиболее пригодна для демократической формы правления (Например, Германия и Франция), так как маленькой страной легко управлять. Для крупных территорий, таких как Россия и Китай, наиболее пригодна монархическая форма правления.

В) Демографический детерминизм. Представители данного учения считают, что важнейшим фактором для общества является соотношение рождаемости и смертности.

Основателем этой концепции является Томас Роберт Мальтус.

 

Рис. 2 «Томас Роберт Мальтус»

 

Мальтус утверждал, что ресурсы любой страны ограничены (пищевые ресурсы и прочие), а способность людей к размножению не ограничена. Следовательно, возможна ситуация, что ресурсов на всех людей не хватит – люди будут лишними. По мнению Мальтуса, государство (для того, чтобы не исчезнуть), во-первых, должно контролировать процесс рождаемости; во-вторых, общество должно избавляться от людей, которые не являются дееспособными, которые не приносят пользу обществу, то есть от инвалидов, от людей с ограниченными возможностями и т.п.

К примеру, в странах, где количество людей превышает вместимость страны, ввели ограничение на рождаемость. Напротив, в России, которая обладает значительной территорией, рождаемость достаточно низкая, поэтому государственный орган ввёл такое понятие, как «материнский капитал», чтобы стимулировать рождаемость в нашей стране.

Г) Теория общественного договора. Она существует в двух вариантах:

1) Основателем первого варианта является Томас Гоббс.

 

Рис. 3 «Томас Гоббс»

 

Согласно Гоббсу, общество может существовать в двух состояниях: естественном и договорном.

Естественное состояние характеризуется максимальной свободой всех членов общества: каждый может делать всё, что он хочет, никто ни в чём не ограничен. Из этого вытекает такой негативный момент, что такое состояние неизбежно приводит к состоянию борьбы всех против всех. Каждый живёт по принципу, что человек человеку волк. Максимальная свобода приводит к тому, что каждый человек видит в другом человеке потенциального врага и сам является таковым.

Чтобы избежать такого печального конца, общество переходит из естественного в договорное состояние. Суть этого состояния заключается в том, что люди заключают между собой договор, по которому большую часть своего свободного времени они отдают в пользу государства. Взамен этого они получают более ли менее спокойные условия для жизни, безопасность и т.д. Если кто-то вдруг нарушит договор, то государство имеет право применить к нему санкции. То есть если кто-то, находясь в договорном состоянии, живёт по естественному состоянию (это преступники), то государство может поступить с ним по-разному: посадить, казнить, наказать и т.д.

2) Основателем второго варианта является философ эпохи Просвещения Жан Жак Руссо.

 

Рис. 4 «Жан Жак Руссо»

 

Руссо выделяет два типа неравенств между людьми:

Ø Природное (естественное) неравенство – это неравенство, которое обусловлено физическими характеристиками, мышлением и прочим. Например, кто-то быстро бегает, кто-то медленно; кто-то быстро размышляет, кто-то не очень и так далее. То есть люди не равны от природы.

Ø Гражданское неравенство – неравенство, которое произошло от общества. Суть этого неравенства заключается в частной собственности. Прежде всего речь идёт о собственности на землю. Кто-то в своей собственности имеет большую часть земли, нежели другой человек, у кого-то вообще нет такой собственности. Из-за этого неравенства происходят войны, восстания и насилие. Проанализировав данную ситуацию, Руссо предлагает отказаться от частной собственности, так как частная собственность – это зло. Земля должна принадлежать всем и её плоды должны принадлежать всем.

Д) Исторический материализм (теория Маркса)

(Будет рассмотрен ниже в теме «Идеалистические концепции»)

 

Идеалистические концепции общества противоположны материалистическим концепциям, так как они полагают, что главной сферой жизнедеятельности общества является духовная сфера. Духовная сфера является определяющей для общества.

Единство общества (его специфика) обуславливается вовсе ни территорией и ландшафтом, ни экономикой и производством, а идеей или душой общества, народа, то есть нематериалистическими факторами.

Народ, с точки зрения идеалистической концепции, – это общество людей, которое пронизано в своём существовании какой-то одной единой идеей. Именно идея – это идеальное начало, которое объединяет всё общество в единое целое.

У разных народов были различные идеи: у христианских народов своя идея, связанная непосредственно с религией, у мусульманских народов своя и так далее.

Идеалистические концепции общества:

1) Одной из самых древних является концепция Платона.

 

Рис. 5 «Платон»

 

Согласно Платону, идеальное общество образуется только тогда, когда оно будет согласовано с высшими идеями. Для того, чтобы это было так, по Платону, правителями государства должны стать философы, поскольку они лучше всех знают сущность бытия и только они способны создать идиллию. Согласно этому учению, каста правителей – это каста философов.

Платон в обществе так же выделяет ещё две касты:

· Каста воинов. Воины должны защищать государство; у них не должно быть семьи и частной собственности, поскольку всё это отвлекает их от главного дела – от служения государству. Если же у него будет семья, то воин будет бояться потерять её, следовательно, он не будет полностью погружен в свои обязанности по защите государства. Живут воины коллективно в бараках, с детства обучаются военной подготовке. Для них подготавливают специальных женщин, которые должны производить сильное и здоровое потомство

· Каста крестьян и ремесленников – это те, кто должны заботиться о материальной обеспеченности жизни: производить различные продукты питания, шить одежду и прочее. Крестьяне обязаны обеспечивать воинов и правителей всем необходимым для жизни.

Воины защищают крестьян и правителей, в свою очередь правители управляют и крестьянами, и воинами.

Согласно Платону, иерархическое кастовое общество – это идеальное государство.

2) Концепция общества Августина.

 

 

Согласно Августину, в мире идёт постоянная борьба двух обществ (двух градов): града Божьева и града Кесарева. Последний является порождением дьявола. Земное общество, по Августину, является порождением греха. Именно поэтому лучшей властью, согласно данному учению, является теократия – правят только священники.

По своей идее, концепция Августина и теория Платона очень похожи, только, согласно Платону, в основе мира лежат высшие сущности и идея.

3) Наиболее значимой идеалистической концепцией является теория Гегеля. Она является первой диалектической концепцией общества.

Согласно Гегелю, развитие общества происходит по законам диалектики и представляет собой определённые этапы самопознания абсолютного духа.

В соответствие с диалектическими представлениями Гегель выделяет три больших этапа в развитии человеческого общества:

А) Естественное состояние – это отсутствие какой-либо организации. Это означает, что каждый человек видит в другом угрозу. Внутри общества люди борятся за то, чтобы каждый признал другого, чтобы каждый получил своё и тому подобное. Формируется классовое (иерархическое) общество. Борьба между людьми заканчивается и приводит к тому, что одни люди становятся правителями и царями, а другие – рабами.

Таким образом, вытекает второе состояние:

Б) Если в первом состоянии все люди были равны между собой и сражались друг против друга, то во втором состоянии этой борьбы уже нет: одни люди являются рабами, другие – господами. Вторым состоянием является классовое (феодальное) общество.

Раб стал рабом вследствие трусости: он испугался господина (на первом историческом этапе) и, находясь в страхе, он преклонил колени перед господином и признал себя рабом. Очевидно, что воин из этого человека никакой, так как если он встретит более сильного врага, то так же, как и в случае с господином, преклонит перед ним свои колени. Поэтому доверить такому человеку воевать было бы по меньшей мере глупо. В феодальном обществе может воевать только каста господ: только господа, дворяне и знатные люди имели право носить оружие. Господин так же управляет рабами, защищает их, больше у него нет никаких обязанностей.

В свою очередь, рабы преобразуют природу, делают её пригодной для употребления, обеспечивают господ всей необходимой продукцией.

То есть господин либо ничего не делает, либо отдыхает, либо воюет, раб же всё время работает.

В) На третьей стадии происходит освобождение раба. Раб, по мнению Гегеля, движется к своему освобождению, к свободе. Во-первых, раб учится властвовать над самим собой, поскольку он должен откладывать свои собственные желания. Раб становится господином над самим собой, так как раб сначала должен позаботиться о господине, а только потом о самом себе. Во-вторых, раб учится преобразовывать природу. Господин же этого не делает. Он только воюет. В скором времени господин замечает, что всё, что его окружает – это дело рук раба. В итоге, раб освобождается: либо господин сам освобождает их, так как он осознаёт, что ему не следует иметь рабов (господин осознаёт, что зависит от рабов не только в физическом плане, но и в духовном плане; он считается господином только потому, что у него есть раб), либо рабы восстают (в последствие происходит отмена крепостного права).

То есть суть состоит в том, что первая и вторая стадии имеют смысл только как промежуточные стадии. На третьей стадии все люди свободны. Третья стадия – это общество свободных людей.

Итак, обобщим: на первой стадии все были равны друг другу; на второй стадии одни люди признают других людей; на третьей стадии все признают всех – каждый человек признаёт права другого (именно поэтому все становятся свободными).

Согласно Гегелю, все страны должны постепенно освобождаться от неравенства и рабства, тем самым достигнув третью стадию – стадию свободы. Все отстающие страны должны подтягиваться к Европе и стать обществами свободных граждан.

Идеалистическая концепция Гегеля породила другую концепцию:

4) Теория Маркса. Она целиком и полностью базируется на концепции Гегеля.

 

Рис. 8 «Карл Маркс»

 

Маркс, так же как и Гегель, выделяет естественное состояние первичного общества. Так же, как и в «гегелевской» концепции, у Маркса это первое состояние переходит в свою противоположность – классовое общество. Основным различием этих двух теорий является то, что Маркс не соглашается с Гегелем в том, что современное общество – это и есть третья стадия. Маркс же утверждает что то, что Гегель считал за третью стадию – это есть продолжение второй стадии. Капитализм, согласно Гегелю, является третьей стадией – стадией свободы, но по Марксу капитализм – это завуалированная вторая стадия (стадия отношения рабов и господ). Третья стадия, по Марксу, ещё впереди: она будет называться коммунизмом. Капиталистический строй тоже должен исчезнуть.

5) Теория Ницше. Эта теория во многом была сформирована под воздействием концепции Гегеля.

 

Рис. 9 «Фридрих Ницше»

 

Прежде всего, Ницше не согласен с тем тезисом Гегеля о том, что благодаря труду раб освобождается от власти господина и сам становится им. Ницше утверждает то, что раб вовсе не становится господином, так как он не является подлинным творцом этого мира. Все идеи, все ценности создаются господами. А раб – это лишь чёрный рабочий, не способный творить. Творчество – это удел господ, а труд – удел рабов. Рабы не могут творить идеалы, поэтому они и остаются рабами. Но они нуждаются в господах, чтобы те дали им какие-то высшие ценности.

Раб постоянно работает, а потом для него наступает время отдыха, которое, как правило, проходит в каких-то грубых формах (пьянка и прочее). Господин же наоборот, создаёт какие-то высшие ценности: он постоянно находится в состоянии творчества. По Ницше, материальная сторона господина совершенно не интересует, а вот раб напротив привязан к материальной стороне, именно поэтому он стремится к комфорту и роскоши. Господин же не заботится об этом: смысл его жизни перенесён в другую плоскость. Он довольствуется малым, так как творчество стоит для него на первом месте.

Господа, по Ницше, формируются суровыми и негативными условиями. Раб же возникает в результате изнеженных условий.

Отсюда Ницше делает вывод, что современное общество – это царство рабов, а не царство господ, как хотели считать Гегель и Маркс. Гегель и Маркс считали, что рабы станут господами, а согласно Ницше, господа превращаются в рабов, так как рабы разлагают высший мир господ. Собственно, все современные чиновники, правители, для которых главными ценностями являются материальные блага, по Ницше являются рабами, так как они живут материальными ценностями, впрочем, как и большая часть современного общества. Согласно Ницше, такое состояние должно замениться появлением новой касты господ или сверхчеловека. Но это произойдет лет через 300.

Сверхчеловек – это человек, который может дать новые ценности обществу.

6) На основе концепции общества Ницше возникает целый ряд современных концепций общества, прежде всего постмодернистские теории общества.

А) Теория Мишеля Фуко.

 

Рис. 10 «Мишель Фуко»

 

Согласно Фуко, основой любого общества является власть: власть пронизывает всё общество. Все социальные институты являются своеобразными «надзирателями». Например, институт образования заставляет всех людей учиться, то есть выполнять определенные задания, предназначенные вышестоящим институтом. С другой стороны, в каждом человеке есть то, что не доступно власти – это некий душевный (внутренний) мир человека. Таким образом, обществом становятся только с помощью власти, с помощью подавления индивидуальности человека. Каждая эпоха имеет свои отличительные черты, в зависимости от того, какие требования ему навязывает власть.

Б) Теория симуляторов (концепция Жана Бодрийяра).

Рис. 11 «Жан Бодрийяр»

 

Согласно Бодрийяру, современное общество – это целиком и полностью общество симуляторов.
Симулятор – это подобие, которое вытесняет оригинал (копия без оригинала).

К примеру, современные деньги являются симуляторами, так как сначала деньги производились из драгоценных металлов, потом решили ввести золотые и серебряные монеты, затем, спустя некоторое время, ввели бумажные деньги. Современные деньги, в отличие от старинных, не имеют никакой ценности: современные деньги – это всего лишь бумага, на которой нарисованы цифры. В настоящее время широкое распространение получили электронные деньги. Заработная плата современного человека – это число, которое содержится на личном счете данного человека. В обмен на цифры, содержащиеся на банковских карточках, мы получаем продукты питания, одежду, обувь и прочее.

В современной философии общества так же выделяются такие направления, как:

· Неомарксизм;

· Социальный конструктивизм;

· Евразийство. Эта концепция полагает и одновременно утверждает, что ключевое положение во всём мире занимает Евразия, прежде всего Россия. Россия занимает очень выгодное положение, которое объединяет, с одной стороны Европу, с другой стороны – Азию. То есть Россия – это и не Европа, и не Азия. Россия – это Евразия, следовательно, она занимает ключевое положение в мире.

Главным представителем этой концепции является Александр Дугин.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)