АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проспер Мериме (1803-1870)

Читайте также:
  1. Матео Фальконе Проспера Мориме
  2. П. МЕРИМЕ
  3. Способы характеристики героев в новеллах Мериме.
  4. Тема: «Проблемы жанра и метода в новеллистике Проспера Мериме»
  5. Экзотические сюжеты и характеры в новеллах Мериме.

Место П. Мериме в истории французской и западноевропейской литературы XIX в. Творческая эволюция писателя в тесной связи с ходом социально-исторического развития Франции 1830-1840-х годов. Основные этапы художественной деятельности писателя, совпадающие с переломными моментами национальной истории: революциями 1830 и 1848 гг. Знакомство со Стендалем в 1822 г., его влияние на формирование философско-эстетических убеждений Мериме в русле материализма и классического реализма.

Начало творческого пути: «Гюзла», «Театр Клары Газуль». Игра в романтизм и «местный колорит» под иронической маской.

«Хроника времен Карла IX» как историко-философкий роман. Особенности исторического метода. Проблемы соотношения личности и истории, идеи и действительности. Герой-идеолог: проблема личной свободы и нравственности, трагедия свободной личности. Особенности «реализма» Мериме.

Новеллистика писателя: периодизация, разновидности, эволюция. Жанровая специфика новеллистики Мериме. Обоснование новаторства «удвоенной новеллы» («эллипсная» новелла). Специфика детерминизма в новеллах, роль индивидуальной позиции и пути ее достижения. Особенности подачи «экзотического» материала. «Маттео Фальконе», «Таманго», «Коломба», «Кармен». Проблема свободы и личной ответственности. Мастерство композиции. Сравнительно-типологическое исследование новелл «Коломба», «Арсена Гийо», «Кармен». Проблематика новелл, типология женских характеров, своеобразие жанра, архитектоники, сочетание романтическое и реалистической эстетики.

П. Мериме и русская литература XIX в. Типологическое исследование новеллистики Мериме и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Вайль, П. Гений места / П. Вайль. – М., 2006. – С. 197-208.

Виппер, Ю.Б. Проспер Мериме и его новеллы / Ю.Б. Виппер // Мериме П. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. – М., 1983.

Виппер, Ю.Б. Проспер Мериме – романист и новеллист / Ю.Б. Виппер // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века. – М., 1990.

Иванова, Э.И. Французская литература. (Вийон,Рабле, Монтень, Мольер, Лафонтен, Ш. Перро, Дидро, Руссо, Гюго, Мериме, Дюма, Ж. Верн, Сент-Экзюпери) / Э.И. Иванова, С.А. Николаева // Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. – М., 2001. – С. 109-164.

Луков, В.А. Проспер Мериме / В.А. Луков. – М., 1983.

Фрестье, В. Проспер Мериме / В. Фрестье. – М., 1987.

 

 

МОДУЛЬ 2

АНГЛИЙСКАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Англия первой половины XIX в. и своеобразие развития национального литературного процесса 1830-1840-х гг. Истоки английского реализма XIX века: роль идей С. Ричардсона, Г. Филдинга, Т. Смоллета, Л. Стерна, У. Годвина, Дж. Остен, В. Скотта.

Социально-историческая характеристика Англии как классической страны европейской буржуазной цивилизации. Обострение общественных противоречий и подъем рабочего движения. Чартизм и чартистская литература. Проблема традиции и новаторства в чартистской литературе. Чартистская поэзия (Э. Джонс, У. Линтон, Т. Гуд, Э. Баррет-Браунинг): новаторство с точки зрения проблемно-тематической, эстетической и методологической. Чартистская проза и публицистика («Роман о народе» Э. Джонса и роман «Солнечный свет и тень» Т. Уилера) – соединение художественного и политического трактата.

Философские концепции И. Бентама, Т. Мальтуса, Д. Милля и их влияние на мировоззрение и художественное творчество английских писателей XIX в.

«Дамская» версия английского романа. Трудности самообнаружения женщины-псиательницы, обретения ею собственного литературного голоса и имени. Опыт сестер Бронте, Джордж Элиот.

Роман-автобиография Ш. Бронте «Джейн Эйр». Богатство психологического портрета за счет контрастного взаимодействия романтической и реалистической традиций.

Роман Э. Бронте «Грозовой перевал». Непримиренное соседство натуралистического и мистического, социального и космического измерений бытия. Прием ненадежного повествователя.

Роман Дж. Элиот «Миддлмарч». Философские взгляды писательницы. Попытки осмыслить обусловленность личности и доступную ей меру нравственной свободы. Новая техника романного повествования, которая акцентирует множественность точек зрения – индивидуальных миров, сообщающихся в отсутствие единого центра.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.068 сек.)