АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе

Читайте также:
  1. A) Княжеская власть
  2. B) Правительственная власть
  3. I. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
  4. III. Ошибки в построении простого предложения
  5. IV. Ошибки в построении сложного предложения
  6. IV. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
  7. Toxoplasma gondii. Строение, цикл развития, пути заражения, меры.
  8. А5. Синтаксические нормы
  9. Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
  10. Агрегатный индекс цен: особенности построения с учетом разных весов
  11. Административно-процессуальные нормы и отношения
  12. Алгоритмы диагностирования и методы их построения

 

Образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.

Жизнь общества на ранних ступенях развития строилась на началах самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного.

Но, раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса.

Что же предшествовало государственно-организованному обществу? История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Орудия труда были несовершенны (палка, топор), а производительность труда низкая, не всегда соответствовала даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека.

Чтобы обеспечить свое существование, люди должны были объединять средства производства и свой труд. Поэтому в основе жизни общества лежала коллективная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства.

Все члены общества в одинаковой мере трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения.

Род (родовая община) – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.

Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке.

Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы собственником средств производства, организатором общего труда. Род – это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, производственные, религиозные и другие интересы.

Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытном строе были:

а) родовые собрания (народные собрания);

б) старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода;

в) военачальники, выполнявшие функции власти во время войны;

г) жрецы, осуществлявшие религиозные функции власти.

Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Все важнейшие вопросы жизни рода решались народным собранием.

Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял их старейшин и военачальников родов.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы.

Такими нормами были обычаи.

Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку людей в результате многократного применения в течение длительного времени и стало естественной жизненной потребностью.

Обычаи регулировали труд людей, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений.

Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Черты первобытных обычаев:

1) они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

2) они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом.

Специальных органов принуждения не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;

3) не было различия между правами и обязанностями членов рода: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право, поэтому все социальные нормы первобытного общества по содержанию мононормы.

Вывод: общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

 

2. Причины возникновения государства.

Основные теории происхождения государства

 

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования.

По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной.

Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло.

Третье крупное общественное разделение труда – появление купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства, а занимаются обменом товаров.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его жизни.

В результате этого появился избыточный продукт. А это привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

Избыточный продукт создавал возможность накопления отдельными семьями, их главами, прежде всего старейшинами и военачальниками, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность.

В новых экономических условиях родоплеменная организация власти становится несостоятельной. Требуется уже другой властный орган, который смог бы управлять качественно новыми общественными отношениями.

Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Такой организацией, выделившейся из общества, становится государство.

Государство – это особая организация власти, состоящая из специальных органов, постоянно занимающихся управлением делами общества. Существует несколько теорий происхождения государства.

1. Теологическая (Аврелий Августин VI-V в., Фома Аквинский). Возникновение и сущность государства связаны с божественным первоисточником: вся власть – от бога.

2. Патриархальная. Основателями ее были Платон, Аристотель, Н. Михайловский (ХIX в.)

Платон в труде "Государство" утверждал: "Государство вырастает из семьи. Власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви".

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера "Патриарх".

Фильмер доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

"за" - изучение архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур создавались у них по аналогии с семейными.

"против" - наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление)

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)