|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характерные особенности мебели Древнего мираВариант № 4 1.Выполнить в цвете рисунок мебели для столовой. Франция, период раннего Ренессанса.
Характерные особенности мебели Древнего мира. В первобытную эпоху кроватью, стулом и столом человеку служила естественная природа. Изготавливать предметы обихода, имеющие утилитарные назначение и форму, человек начал, достигнув определенной стадии развития. Наряду с этим развивалось и искусство их оформления. Переселившись в пещеры, люди создали первое примитивное жилище, в котором жили тысячелетиями. В то время они пользовались примитивными оружием и орудиями труда и не испытывали потребности в мебели. Создание жилища как такового стало следствием изобретения каменного топора. Покинув пещеру, человек начал строить шалаши и хижины из тростника и древесины. Начало этого периода относится примерно к 15—13 тысячелетиям до н. э., а конец — ко времени зарождения цивилизации (в Египте — примерно 5 тысячелетие до н. э., в Европе — 2 тысячелетие до н. э.). Примитивные постройки хоть и медленно, но изменялись: это были хижины, землянки, юрты, наконец, деревянные постройки. В первобытную эпоху каждый шаг вперед в совершенствовании жилища измерялся сотнями лет, по мере развития орудий труда. С освоением металлов (бронзы на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., железа — к концу 2 тысячелетия до н. э.) были созданы условия для совершенствования способов строительства жилища и обработки древесины. Характерные формы металлических инструментов (зубила, сверла, молотки, ножи, топоры и др.) появились еще в древности. Соединения деревянных элементов (шканты, шипы и др.) усовершенствовали технологию изготовления различных изделий из древесины, в том числе и мебели. По мере развития производительных сил произошел распад родовых общин, и на смену первобытному строю пришло рабовладельческое общество. Разделение труда вызвало появление новых ремесел, привело к товарообмену. Среди материалов, которые использовались в строительстве, для изготовления утвари и украшений домов с древних времен и до настоящего времени важнейшим остается древесина. Примитивными инструментами ее трудно было обрабатывать, поэтому долгое время «мебель», ладьи, корыта, блюда и другие предметы делались из цельной древесины, с помощью огня, каменных топоров, ножей. В качестве примитивной мебели использовались природные материалы — пни, искривленные или раздвоенные деревья, вязанки хвороста и т.п. Конструктивное соединение элементов появилось только после усовершенствования техники деления древесины. Например, мебель стали делать после того, как научились распиливать стволы древесины на доски (впервые — в Египте). По мере усовершенствования инструмента развивались и другие методы обработки дерева, а также искусство резьбы, которая является самой древней художественной техникой. Первый значительный архитектурный стиль был создан в Древнем Египте, одном из первых рабовладельческих государств. Египтяне строили на века. В монументальной архитектуре и мебельном искусстве они намного опередили другие народы. Религиозная система с культом богов и мертвых объединила в этой стране все проявления культуры в единый монолит, а дешевый труд рабов по велению фараонов и жрецов воплотил эти религиозные представления в гробницах-пирамидах и храмах. Соразмерные лишь с мощью власти фараонов громадные пирамиды символизировали ее незыблемость. Египетский стиль архитектуры, для которого характерна строгость и упорядоченность, симметрия и ритмическое повторение форм, психологически подавлял человека и являлся средством увековечения порабощения. Египтяне верили в загробную жизнь и приносили в гробницу умершего все, что ему могло понадобиться в потустороннем мире. Благодаря этому, а также сухому климату Египта до нас дошло в полной сохранности много памятников культуры, в том числе и мебель. В Древнем Египте уже обрабатывали медь, изготавливали проволоку и гвозди, применяли топоры, пилы, сверла, тесла и другой инструмент, позже появился токарный станок (правда, еще не было рубанка). Египтяне хорошо владели распиловкой и склеиванием древесины, изготавливали многослойную клееную фанеру, применяли шиповые соединения. Они выработали основные виды мебели. Интерьеры домов представителей господствующих классов были богатыми и красочными. Роскошные колонны поддерживали потолок, фрески украшали стены, а ковры и занавеси завершали убранство помещений. Мебель египетской знати отличалась от мебели простого народа не столько конструкцией и формой, сколько ценностью используемых материалов и украшений. «Стабильность строительно-архитектурной техники позволила сохранить характерные признаки стиля в Египте в течение двух с половиной тысячелетий, общий стиль характерен и для всех периодов трех египетских царств (3 тысячелетие — XII в. до н. э.). Изменение форм начало происходить в самый поздний период под влиянием греческой культуры. Ранняя египетская мебель довольно неуклюжая и грубая; наибольшего расцвета она достигла в эпоху Среднего царства (XX — XV вв. до н. э.). В Египте впервые появилась и настоящая мебель для сидения (рис. 2.2, а—е). Вначале это были низкие скамеежи и стулья, затем — стулья со спинкой, парадные стулья и кресла. Табурет с вогнутым сиденьем, соответствующим форме тела, является древним примером функциональной формы (прототип современного табурета сапожника). Табуреты делались на трех и четырех ножках, разнообразных, подчас сложных форм. Конструктивная основа табурета (стойки, верхняя обвязка и проножки) в принципе сохранилась до наших дней. Производились также складные табуреты с Х-образными ножками. Первые троны фараонов изготавливались без подлокотников, с прямой спинкой без отвала. Сиденье устанавливалось на спинах фигур львов, а последние ставились на постамент (своеобразный символ власти). Более поздние троны имели подлокотники и спинки с отвалом. Столы изготавливались различными по конструкции и назначению — на четырех ножках (рис. 2.2, ж),на одной колоннообразной опоре с круглой крышкой; они использовались для трапез, настольных игр, как подставки для ваз, подносов, сосудов и т.д. Ложа изготавливались аналогично стульям и отличались от них размерами. Их рамы опирались на ножки в виде звериных лап и обтягивались ремнями, на которые можно было класть матрац и подушки (рис. 2.2, з,и). Использовались и переносные ложа с ручками. Распространены были сундуки и ларцы, многие разновидности которых дошли до нашего времени. Они имели выпуклую или двухскатную крышку и большие замки, украшались цветным орнаментом, иероглифическим письмом, росписью, инкрустацией слоновой костью, черным деревом, золотом и другими материалами. Переходной формой к более сложным изделиям явился комод для хранения одежды и домашних вещей. Отделка египетской мебели скрывала дефекты ее конструкции. Декоративные элементы, изображавшие животных, становились также и деталями изделий. Древесина обычно шпатлевалась составом из ила и клея и расписывалась. Краски были яркими (красные, желтые, голубые, зеленые, черные, белые и коричневые), и пользовались ими в чистом виде, не смешивая. Орнамент имел символическое значение (солнечный диск, жук скарабей, змея, лотос, пальма, папирус и т.д.). Для украшения широко применялся плоскостной орнамент. Жилища египтян оборудовались также плетеными из пальмовых волокон циновками, корзинами, коробами, металлическими зеркалами. Однако египетской мебели было присуще определенное однообразие. Формы изделий не менялись веками. Заимствованные у природы формы, например ножки в виде звериных лап, не всегда подвергались стилизации и не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между конструктивными и декоративными элементами. Несмотря на недостатки, искусство Древнего Египта оказало большое влияние на культуру других народов, а после похода Наполеона в Египет в 1789 г. оно с новой силой привлекло в себе внимание и нашло яркое выражение в стиле ампир. В Древней Греции (XII—II вв. до н. э.) правление было более демократичным, а идеология — более гуманной по сравнению с Древним Египтом, поэтому созданная здесь архитектура выражала прогрессивные для своего времени идеалы и торжество человека над силами природы. По своим масштабам архитектурные сооружения были соразмерны человеку, их пропорции соответствовали пропорциям человеческого тела. Греция дала миру классическую ордерную* систему,на основе которой был создан архитектурный язык, уже более двух тысячелетий используемый для воплощения различных общественных идеалов и приемов пластической обработки зданий. В Греции сформировался тип храма, окруженный с четырех сторон колоннами (рис. 2.3)
Фрагмент Парфенона (427—421 гг. до н.э.). э.) Ордер архитектурный — исторически выработанная система архитектурных средств и приемов композиции, основанная на определенных сочетаниях и пластической обработке несущих и несомых частей стоечно-балочных конструкций. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, а иногда и с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). В зависимости от пропорций частей и рисунков деталей известны три древнегреческих ордера — дорический, ионический и коринфский, получившие названия от племен и областей, а также два древнеримских — тосканский (разновидность дорического) и композитный (разновидность коринфского). Из этой формы развивалась форма многокомнатного дома: жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колоннами — перистиля. Внутренние помещения украшались настенной живописью и облицовкой. Полы чаще были мозаичными, позже их стали покрывать коврами. В более поздние времена по мере того, как прием гостей становился общепринятой традицией, жилой дом дополнялся рядом помещений, например ванными комнатами, а интерьер становился богаче. Дома состоятельных людей отличались восточной роскошью, окружались садами и парками и были изолированы от кварталов бедноты. Мебель изготавливали ремесленники, а также предприниматели, использовавшие дешевую рабочую силу — рабов. Существовали профессии столяра, плотника, мебельщика, т.е. уровень разделения труда был уже высоким. Греческие мастера имели вполне современные инструменты, например рубанок, станок. Изобретение рубанка способствовало совершенствованию столярного дела больше, чем появление других инструментов. В Спарте он даже был запрещен, чтобы не изготавливалась изящная мебель, способствующая изнеженности. Значительные изменения претерпела и технология. Греки хорошо знали свойства древесины, применяли ее гнутье с использованием шаблонов и прогрева паром, склеивание больших плоскостей из отдельных пластин с целью уменьшения коробления, облицовывание, разрабатывали технику изготовления шпона и интарсию. Они мастерски выполняли соединения — на нагелях, шипах, в том числе «ласточкин хвост», рамочно-филенчатую вязку. Освободившись от заимствования образцов мебели у азиатских народов (с жесткими прямоугольными каркасами, покрытыми железом), уже в V в. до н. э. греки создали оригинальные классические мебельные формы, которые послужили образцами для последующих стилей мебели. Мебель производилась самая разнообразная: сундуки, ларцы, шкатулки, табуреты, стулья, кровати и др. (рис. 2.4). Сундуки и лари рамной конструкции предназначались для хранения одежды и домашней утвари, ларцы и шкатулки — для драгоценностей и туалетных принадлежностей. Разнообразной была и мебель для сидения. Изготавливались Х-образные опоры, заимствованные у египтян, стулья и кресла со спинкой. Для греческого стиля характерна опора подлокотников на небольшие точеные муфты, завершение спинки розеткой и крепление сиденья в пазах передних и задних опор. Тронные сиденья выполнялись без спинки и со спинкой, довольно сложной формы, а позже и более простые. Для повседневного пользования изготавливались табуреты с квадратными ножками и плетеным сиденьем, так называемые дйфросы. Для укрепления табуретов их ножки связывались царгами. В V в. до н. э. был создан легкий элегантный стул-клишос с выгнутыми наружу опорами и полукруглой спинкой (рис. 2.5, а). Его изготавливали, скорее всего, из гнутой древесины с применением бронзы. Это первая в истории мебели форма, где функциональное начало соединено с художественным оформлением. Изящность в техническом и художественном отношениях линий клисмоса явилась апогеем мебельного искусства. Этот стул был распространен на протяжении всего периода античной культуры и возродился более чем через 2000 лет в стиле ампир. У греков был обычай есть лежа, и для этих целей применялось ложе — клине (рис. 2.5, б). В большинстве случаев оно делалось на высоких, до метра, ножках. Позднее ложе приобрело подголовник и подушки. Прямые колоннообразные или точеные ножки часто украшались волютами. Столам не придавалось большого значения, и они являлись второстепенными предметами обстановки, Наряду с простыми рабочими столами делали легкие обеденные, в основном переносные. Обеденные столы были низкими, трапециевидными, на трех изгибающихся ножках; после еды их задвигали под кровать (рис. 2.5, в). В греческой мебели декоративные элементы ярко раскрашивали, что придавало ей броский вид. Греческие мастера использовали интарсию из серебра, слоновой кости, панциря черепахи и других материалов. В орнаменте использовались растительные и геометрические мотивы, архитектурные элементы. Орнаментика была декоративной и не имела символического значения.
РИС. 2.4 ^ Мебель Древней Греции: а — складной стул с загнутыми внутрь ножками; 6 — тронное сиденье; в — парадный табурет; г – табурет с точечными ножками и царгами; д — стул с серповидными ножками; е — обеденный стол на трех изогнутых ножках Для греческой мебели характерно четкое строение, которое подчеркивалось и декором. Постепенно мебель освобождалась от архаичных форм и становилась предметом художественного творчества. Расцвет греческого мебельного искусства приходится наV— III вв. до н. э. Простота, гармония, точность пропорций греческой мебели способствовали распространению ее влияния на мебель других народов. Во II — I вв. до н. э. Грешит была покорена Римом. Архитектура ДревнегоРима как и всей Европы, испытывала большое влияние архитектуры Древней Греции, ясность композиционных приемов которой, соподчиненность частей и целого, логичность и четкость утверждали демократический и гуманистический дух общества. Однако в Древнем Риме архитектура являлась одним из средств укрепления власти и символизировала ее несокрушимость. Она отличалась великолепием и роскошью. В произведениях одной эпохи часто грубая простота, мрачность соседствуют с ослепительной помпезностью, грандиозностью. Римское искусство достигло своего апогея в период правления императора Августа (с 27 г. до н. э.). Лучшие образцы жилых построек известны по городу Помпеи, погребенному под вулканической лавой в 79 г. н. э. Внутреннее убранство городских домов было богатым: мраморные или мозаичные полы, украшенные яркой декоративной росписью стены, ковры, драпировки дверных проемов. Весьма популярными в Риме были загородные виллы. Как правило, их строили в живописнойместности, окружали прудами, фонтанами и садами. Рис 2.6.Мебель Древнего Рима: а-шкаф сапожника; б-табурет из дерева и бронзы (II в. до н.э.); в-табурет на скрещивающихся опорах, г-плетеное кресло (III в до н.э.); д-стол-картибул;
Римская мебель почти ничего не добавила к перенятым формам греческой; основное внимание уделяли ее богатому оформлению. Для этого применялись резьба, гравировка, роспись, инкрустация, позолота. Основными элементами орнамента были растительные формы (гроздья, фрукты, гирлянды, цветы), изображения зверей, крылатых хищников. Изделия часто высекали из мрамора или отливали из бронзы. Нередко декор приобретал вычурные формы. В римских домах мебель не отличалась разнообразием. Она играла функциональную и частично культовую роли. Предметы перемещались в зависимости от потребности в них, а в ряде случаев имели и постоянное место: ложе в спальне, стол и три ложа к нему в триклинии, т.е. столовой, сундук в атрии, подобии нынешнего холла. Для хранения одежды и домашнего имущества изготавливались различные сундуки и шкафы. Среди шкафов были встроенные, филенчатые (рис. 2.6, а). Многообразной была мебель для сидения: на металлических ножках с нанизанными на них балясинами, на скрещивающихся опорах, табуреты двойной ширины, различные стулья и кресла (рис. 2.6, б — г). Изготавливалась и плетеная мебель из ивовых прутьев. Обычным дополнением к мебели для сидения были скамеечки, «отделявшие» босые ноги римлян от прохладных каменных полов. Богатые римляне, как и греки, много времени проводили в постели: здесь они спали, ели, читали, писали и даже заключали сделки. Поэтому ложа были разнообразными — для сна, трапез, погребальных церемоний и др. Они изготавливались из дерева и металла, пышно украшались и имели мягкую обивку. Ложа для сна имели возвышения в торцах изголовья, а в более позднее время в моде было ложе с продольной спинкой. Большую роль у римлян играли столы, они были разных форм и конструкций: монументальные на скульптурных основаниях с мраморной крышкой (картибул), на одной опоре (моноподий), легкие металлические с регулируемой по высоте крышкой, с мраморными и деревянными столешницами на трех или четырех ножках. Ножки столов часто делались в виде фигур фантастических животных (рис. 2.6, д, е). Римским периодом история античного искусства и заканчивается, но мотивы и формы римской мебели долгое время оказывали влияние на формирование стилей мебели в европейских странах. Особенно это проявилось в эпоху классицизма.
ЛИТЕРАТУРА Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |