АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЯ

Читайте также:
  1. IV. Заключительные замечания
  2. Адаптивное руководство. заключительные замечания
  3. АПРАКТИЧЕСКИЕ И АГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
  4. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  5. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  6. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  7. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  8. Вводные замечания
  9. Вводные замечания
  10. Вводные замечания
  11. Вводные замечания
  12. Глава 1. Общие замечания

В автобиографии "Мой жизненный путь" Рудольф Штайнер описывает, как на рубеже веков тогда еще очень маленький теософский кружок в Берлине пригласил его для чтения теософских докладов. Он выразил готовность, подчеркнув при этом, что он может говорить только о том, что живет в нем самом как Духовная Наука. Первый цикл его докладов, прочитанных зимой 1900/1901 года, в соответствии с желанием кружка появился в виде книги "Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям". Так как содержащиеся в ней результаты его собственного Духопознания были приняты также в Теософском обществе в целом, "не оставалось более причин иначе, нежели в моем собственном смысле представлять это Духопознание перед теософской публикой, которая в то время была единственной, с вниманием к нему относившейся. Я предписал себе не допускать никакой сектантской догматики; я оставался человеком, который высказывает то, что, по его убеждению, может быть высказано полностью в соответствии с тем, что он сам пережил как духовный мир."

Следующей зимой 1901/1902 последовал второй цикл докладов, который летом 1902 года появился в виде книги "Христианство как мистический факт". Непосредственно за этим была основана Немецкая секция Теософского общества с Рудольфом Штайнером как ее Генеральным секретарем. Здесь "перед лицом постоянно увеличивающегося числа слушателей я смог развить свою антропософскую деятельность. Никто не оставался в неясности относительно того, что в рамках Теософского общества я буду излагать только результаты моего собственного исследующего видения."

Это было начало становящейся все более интенсивной духовнонаучной лекционной деятельности. В июне 1903 вышел первый номер основанного и издаваемого им "Luzifer" (позже "Lucifer-Gnosis"), "журнал для душевной жизни и духовной культуры - теософии", и весной 1904 основополагающий труд "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека". Одновременно в "Luzifer" последовало описание пути ученичества под заголовком "Как достигнуть познаний высших миров?" и описание духовнонаучной космологии "Из Акаша-хроники".



Так Немецкая секция Теософского общества постепенно была преобразована Рудольфом Штайнером и его ближайшей сотрудницей Марией фон Сиверc (позже Мария Штайнер) в широкое среднеевропейское духовнонаучное движение. Сначала оно было антропософским отделением, представляемым Рудольфом Штайнером, которое позже по причине внутренних трудностей выделилось в самостоятельное Антропософское общество. В то время, когда Рудольф Штайнер дал выходящий теперь в виде книги курс "Основные элементы эзотерики", оно находилось еще в начальной стадии своего развития. Поэтому Рудольф Штайнер употребляет еще повсеместно выражения "теософия" и "теософский", и для описания планетарного развития сущностных элементов человека и тому подобного обычную для теософской литературы теософско-индийскую терминологию, к которой тогдашние слушатели были привычны. Оценку этой терминологии он высказывает особенно в 15 докладе данного курса. В его тогдашних статьях и в книге "Теософия" он все же применяет уже выражения, о которых он в 1903 году в журнале "Luzifer" сказал, что он их "по известным причинам заимствует из оккультного языка, который несколько отличается от обозначений распространенных теософских трудов, но на деле с ними полностью согласуется". Позже также и в своих докладах он все больше заменяет индийско-теософские выражения такими, которые соответствуют нашей европейской культуре. Необходимые для этого курса объяснения слов при помощи обычных сегодня выражений находятся в конце книги.

Часто появляющиеся в докладах ссылки на труды Е.П. Блаватской объясняются тем, что тогдашние слушатели были интенсивно заняты учением основательницы Теософского общества и из-за трудного для понимания изложения часто обращались к Рудольфу Штайнеру с вопросами. Так, ему постоянно приходилось объяснять содержание ее главного труда "Тайная доктрина", и прежде всего третьего тома, "Трактатов об эзотерике".

‡агрузка...

Весь курс был, в сущности, внутренним устным наставлением, то есть не предназначенным ни для открытого, ни даже для полного крута членов Общества, но только для немногих активных членов, которые были приглашены для этого персонально. Тем самым они должны были получить определенные основы для своей собственной работы в "ветвях". По этой же причине не существует полной стенографической записи, только заметки, которые некоторые слушатели делали для личного употребления. Эти записи слушателей носят очень сильный афористический характер, о котором следует постоянно помнить, когда в результате сокращений или пропусков не всегда абсолютно ясно удается ухватить ход мысли. Если сегодня эти записи тем не менее появляются в составе Полного собрания трудов, то это потому, что они, увиденные в целом, являются абсолютно достоверными, и также потому, что благодаря им удержаны ценные аспекты духовнонаучного рассмотрения человека и мира, которых в такой форме в более поздних докладах Рудольфа Штайнера уже не встретить. Для уяснения и дополнения некоторых пунктов, в особенности относительно космологии, следует обращаться к примерно в то же время написанным трудам "Из летописи мира" и "Теософии".

H.W.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)