АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доклад тринадцатый

Читайте также:
  1. Витель органа, внесшего законопроект, делает доклад, а затем
  2. Для оценки состояния загрязнения окружающей среды ежегодно Госкомстатом составляется доклад.
  3. Доклад восемнадцатый
  4. Доклад восьмой
  5. Доклад Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров о внешней и внутренней политике
  6. Доклад группы экспертов ООН
  7. Доклад двадцатый
  8. Доклад двадцать восьмой
  9. Доклад двадцать второй
  10. Доклад двадцать девятая
  11. Доклад двадцать первый
  12. Доклад двадцать пятый

 

Берлин, 8 октября 1905 года

Этот доклад должен быть вставлен среди прочих, поскольку он может пролить свет на многое, имеющееся в других докладах. Сегодня мы будем говорить о сущности Девов и об их влиянии.

В наше время говорить о Богах, или Девах, очень сложно, поскольку даже люди, имеющие веру в Бога и придерживающиеся позитивных религиозных взглядов, не имеют все же никакой живой связи с Божественно-духовными сущностями. Эта живая связь с Богами, то есть с существами, стоящими гораздо выше человека, исчезла как раз в период материализма. Особенно слабой эта живая связь с Богами стала в ходе материалистического развития того цикла, который начался на рубеже 15-16 столетий и продолжается еще теперь. Для этого периода разница, придерживается человек дарвинистско-материалистической точки зрения, или же он более или менее религиозно говорит о Боге, малосущественна. Здесь гораздо существеннее оживить в себе сознание того, что мы сами поднялись с низшей ступени бытия и поднимемся еще на более высокую ступень в будущем. Необходимо ощутить свое родство со всем, что находится ниже и выше нас.

Первым, кто привел учение о Богах в единую систему, был ученик Апостола Павла, Дионисий Ареопагит. Записано же это учение было только в шестом веке. По этой причине ученые отрицают факт существования Дионисия Ареопагита и говорят о писаниях псевдо-Дионисия, который будто бы составил древние предания воедино лишь в шестом веке. Истинное положение вещей может быть установлено только посредством чтения в Акаша-хронике. Акаша-хроника же говорит о том, что Дионисий действительно жил в Афинах, был посвящен Павлом и от него получил задание положить начало учению о высших духовных существах и передать его особо посвященным. Определенные особо высокие учения в те времена никогда не записывались, а распространялись только в устной форме. Так передавал, учение о Богах и Дионисий: оно переходило от ученика к ученику. При этом ученик, которому учение передавалось непосредственно, также получал имя Дионисия. Поэтому и последний ученик из этого ряда, записавший учение о Богах, звался Дионисием.

Учение это, как оно было дано Дионисием, охватывает три уровня Божественных существ, каждый из которых состоит из трех членов. Трое высших это:

Серафимы, Херувимы, Престолы. Следующая ступень охватывает: Господства, Силы, Власти. К третьей ступени принадлежат: Первосилы или Начала, Архангелы и Ангелы.

Всюду в тех местах Библии, где говорится "В начале...", речь идет об этих Первосилах, или Началах. "В начале сотворил Бог небо и землю..." — означает: Бог Начала, то есть, Бог, занимающий иерархический уровень Начал, сотворил небо и землю. — Это было одно из существ Первосил третьего иерархического уровня.

Над Серафимами стоят еще более возвышенные Божественные существа, постичь которых человеческий разум уже не в состоянии. Ниже третьей ступени расположена четвертая иерархия: Человек, десятый в этом ряду.

Названия иерархий не являются собственными именами: это имена определенных ступеней сознания великого Универсума, где существа продвигаются от одной ступени к другой. Элифас Леви видел это совершенно ясно. Он всегда подчеркивал, что эти имена касаются рангов, иерархий.

К Дионисию, систематизировавшему учение о Богах, восходит и принцип организации церкви. Церковная иерархия должна была быть лишь внешним отражением внутренней мировой иерархии. Эту грандиозную задачу можно было бы осуществить только в том случае, если бы люди достигли определенной зрелости для правильного ее понимания. Дионисий оставил своим ученикам такое учение о церкви, которое, будь оно предано гласности, представило бы могущественную и величественную организацию. В те времена старались передавать учения так, чтобы не обрывалась нить, ведущая от одного к другому, и, таким образом, сохранялась бы преемственность имени. Поэтому совсем неудивительно, что оба этих учения были записаны неким Дионисием только в шестом веке. Но и тогда они не могли претендовать на всеобщее понимание, поскольку человечество еще не было для этого достаточно зрелым. Они остались своего рода заветом.

Чем дальше мы возвращаемся в прошлое, тем более живыми становятся понятия, которыми обладал человек, о высших существах.

Теперь давайте попытаемся создать себе представление о том, каким образом человек — обычный человек нашей сегодняшней усредненной культуры — входит в соприкосновение с Богами. После смерти человек, прежде всего, переживает камалоку, состояние, в котором он постепенно прерывает связь с привычками земной жизни и становится свободным от вожделений. Пребывание в камалоке может показаться страшным и ужасным только на первых порах. За этим следует период очистки от более тонких связей с земным миром. Этот период важен уже не только для самого человека. Как мы увидим позднее, деятельность человека в высших состояниях камалоки может быть использована и в других мирах. После камалоки человек переходит в состояние Девахана, в котором он вырабатывает все необходимое для того, чтобы, благодаря приобретенным способностям, создать себе новое эфирное тело. На арупа-плане Девахана он должен сложить с себя все, что было приобретено на физическом плане. Поэтому греческие посвященные и называли душу пчелой, арупа-план ульем, а физический план цветочным полем.

Человек не должен, однако, пребывать на высших планах в бездеятельности. Может показаться, что когда он проходит камалоку и низший Девахан, он просто позволяет созреть начавшемуся ранее, и ничего более. Но это не так, человек там вовсе не бездеятелен; прохождение человека через эти состояния становится важным для всего мира.

Итак, новая инкарнация приобретает смысл лишь тогда, когда человек получает при этом возможность пережить состояния, существенно отличающиеся от прежних. Обычно он возвращается в условия настолько измененные, что все предстает перед ним в совершенно новом виде; он должен все начинать сначала. В мировом масштабе это происходит при переходе Солнца из одного созвездия в другое. Так, в период приблизительно с 800 года до Христа и до 1800 года после Христа, ранней весной Солнце стояло в созвездии Овна. Теперь оно находится в созвездии Рыб. Продолжительность пребывания Солнца в одном знаке составляет, в этом смысле, две тысячи шестьсот лет. За это время условия изменяются основательно. Перевоплощение поэтому лежит в пределах этого периода; на две тысячи шестьсот лет обычно приходятся одно женское и одно мужское воплощение индивидуума. Одна инкарнация представляет собой, собственно, только половину воплощения. Мужская и женская инкарнации сливаются в одну. Благодаря полному изменению физических условий на Земле становится значимой и новая инкарнация. Воплощение, имевшее место, например, во времена Гомера (созвездие Овна, Золотое Руно, Ясон), человек переживал совершенно иначе, нежели в наше время.

Эти инкарнации, рассматриваемые сами по себе, могут представляться как чисто механический процесс. Но нет ничего внешнего, не обусловленного внутренним. Нужно приучать себя всегда говорить о конкретном духе, отыскивать его и видеть то, что имеет место в действительности.

Если обратиться к европейской флоре и фауне, то в современный мировой период мы различаем три пояса: западный, центральный и восточный. Восточный пояс соотносится со славянскими народами, центральный с германскими, и западный с романскими. Материалист полагает, что люди просто приспособились к существующим условиям, но это не так. Народы сами создают себе физические условия. Дух народа соучаствует, прежде всего, в работе в почве, в растениях и животных, входит в них. Западно-европейская почва была подготовлена романскими народами, центрально-европейская германскими, и восточно-европейская славянскими. Так люди вначале строят себе дом, а лишь затем вселяются в него. Теперь спросим себя: когда все это происходит? Когда человек занят работой над внешней конфигурацией Земли? — Как все прочее на Земле является судьбой человека, которая подготавливается им самим, так, отчасти, обстоит дело и здесь.

В камалоке человек занимается животным миром. Там он работает над тем, что называется преобразованием видов. Ученые называют действующую в этом силу приспособляемостью. Но во всем том, что называют приспособляемостью, скрыта деятельность человека по ту сторону бытия. Все, что имеет отношение к трансформациям в животном мире, что оказывает влияние на животные инстинкты и меняет их, изменяя при этом облик животного, происходит благодаря человеку, проходящему период подготовки в камалоке к своей следующей инкарнации. Там человек подготавливает себе дом для следующей инкарнации. В камалоке он работает над фауной, а в Девахане над флорой. Преобразование растительного мира есть результат воздействия деваханических сил. Изменение же непосредственно физического мира, то есть внешних природных условий, происходит под влиянием арупа-плана (верхнего Девахана). Тут человек является сотрудником в работе над миром камней, над минеральным царством Земли. Уже для того, чтобы быть в состоянии на соответствующем месте делать подобные наблюдения, нужны некоторые оккультные силы. Поэтому не случайно, что такие наблюдения доступны именно горнякам, работающим под землей. То, то Новалису было известно оккультное, связано как раз с тем, что он был горным инженером.

Если учесть, что человек развивает некие силы в сверхчувственных областях, находясь там в неполном сознании, станет понятным, что эти силы управляются высшими существами, Девами. Различают Девов нескольких ступеней: астральной, рупа-ментальной и арупа-ментальной. Так же как мы, в качестве низшего тела, имеем физическое тело, астральные Девы, в качестве низшего тела, имеют астральное тело. Астральный Дева, как и человек, состоит из семи членов; седьмым является член, стоящий ступенью выше Атмы. Все Девы организованы по тому же принципу, что и человек. Развившись до более высокого плана, любое существо одновременно достигает и сознательной власти над соответствующими низшими планами. Находясь на физическом плане, человек господствует сегодня только над царством минералов. Здесь он может создать нечто сам. Но он не может еще создать растение или животное. В случае же минерального мира человек совершенно ясно представляет себе весь процесс его образования. На следующей ступени своего развития он сознательно сможет производить растения (пятый круг), затем животных (шестой круг) и, наконец, самого себя (седьмой круг).

Способности существ, которых мы называем Девами, неизмеримо выше, нежели способности человека седьмого круга. Они могут использовать все области, лежащие ниже их собственного мира. Для выполнения определенной задачи они могут создать себе на короткое время такое тело, какое им необходимо. Таким образом, астральный Дева, при желании, может на какое-то время воплотиться и физически.

Мы можем получить некоторое представление о действиях Дева, исходя из действий людей. Человек, до определенной степени, свободен, своеволен в своих действиях. Но люди не действуют гармонически вместе, поэтому различные силы, исходящие из людей, должны быть гармонически упорядочены. Из того, что совершается людьми, должен получиться некий общий эффект. Этот общий эффект должен быть поставлен на службу потребностям мира. Существа, которые приводят к этому общему эффекту, и есть Девы. Они же регулируют коллективную карму. В тот момент, когда люди объединяются какой-либо общей целью, у них возникает общая карма, которая их связывает и ведет, образуя общую кармическую нить.

В России, например, существовала секта духоборов. Эта глубоко религиозная секта обладала — в наивной, но прекрасной форме — теософским учением. Члены этой секты были репрессированы, и видимого влияния на мир теперь — по крайней мере, внешне — не оказывают. Материалисты скажут: какой же всё это имело смысл? Духоборов больше нет! — Однако в своих следующих воплощениях все, кто был соединен в секте духоборов, объединятся снова, чтобы в дальнейшем передать человечеству то, чему они научились. Так подобные группы действуют на человечество в своих последующих воплощениях. Идеи, которыми они жили, снова изливаются в мир. В этих группах мы обнаруживаем те же самые идеи, но в более углубленной форме. Так, например, в Средние века существовала секта манихеев. Их тайну составляло знание о появлении в будущем двух типов людей: злых и добрых. В пятом круге закончит своё существование минеральное царство, но зато возникнет царство злых. Манихеи знали об этом. Поэтому они поставили себе задачу уже сейчас воспитать людей, которые позднее смогут стать воспитателями этих злых. Эти идеи в среде манихеев затем постоянно углублялись.

Мы различаем, таким образом, отдельные проявления воли отдельных людей и силы, стоящие за ними для того, чтобы объединить их в одну общую волю. Так возникает коллективная карма.

Розенкрейцеры говорили о сущностях, принадлежащих к человеческим группам. Физическое тело целиком принадлежит одному человеку; астральное тело уже принадлежит группе. Одной своей частью астральное тело человека связано с групповой душой. То, что сегодня человек еще не может делать, делают за него Девы. Над астральным телом человека тоже еще работают Девы. Еще большее участие принимают они в деятельности эфирного тела человека. Мы уже видели, что на одном из уровней камалоки человеческие силы используются в работе над животным царством. Направляются, однако, эти силы Девами. С их помощью человек всё дальше и дальше продвигается по пути к Девахану.

Особый вид Девов представляют собой Планетарные духи, Дхьян-чоханические существа. Они уже давно достигли той ступени, на которую человек поднимется гораздо позже. Они находятся на ступени, на которую человек поднимется в шестом и седьмом кругах. Каждый Планетарный дух принимает участие в осуществлении какой-то отдельной части планетарного развития.

В настоящее время человек деятелен на физическом, астральном и деваханическом планах. Все является деятельностью. Какое же значение имеют Планетарные духи для человека, находящегося в определенном состоянии? Планетарные духи осуществляли на предыдущих ступенях, на предыдущих планетах, ту же деятельность, которую человек выполняет сегодня. То, что они тогда восприняли, сегодня сохраняется в них как мудрость. Благодаря этой мудрости они могут стать Учителями следующей планетарной ступени. Девы, участвовавшие в формировании Земли, еще не могли познать законы; на это способны лишь существа более высокой ступени, ступени мудрости. Еще выше располагается ступень воли, ведения, проявления. Собственно руководителями планетарного развития являются Духи мудрости (Кириотес) и Духи воли (Престолы).

Девы воздействовали на человека, формируя в нем то, что проявилось позднее, уже в то время, когда последний был еще астральным существом, то есть в долемурийский период. Перед лемурийским периодом внутри человека впервые поднялся образ окружающего мира. В виде образов поднялись в нем также чувства симпатии и антипатии. Все это было результатом воздействия Девов. Человеком правило тогда целое регентство Девов. Затем, в определенной степени, человек взял правление на себя. До этого он был исполняющим членом правления Девов. Теперь же он стал отчасти оставленным Богами. Эзотерический ученик, чела, снова, на этот раз сознательно, позволяет ожить в себе тому миру, с которым человек долемурийского времени знакомился в образах. Тогда вожделения и страсти представали перед ним в виде аурических образов, внутри которых жили мысли Девов; все это, однако, воспринималось в состоянии сильно замутненного сознания. Теперь же, когда все это утеряно, человек должен обрести сознательное видение окружающего мира. В сознательном завоевании всего этого и состоит дальнейшее развитие человека, развитие на ступени челы. Человек должен обладать полным сознанием. Медиум, то есть медиумизм, напротив, является возвратом к прошлому.

То, что человек переживает на физическом плане, представляет собой скелет его творчества, основание для следующих периодов развития. Посредством соприкосновения с внешним миром в нем закладываются способности, которые цозже станут основой его дальнейшей планетарной деятельности, когда человек сам станет Планетарным духом.

Мы создаем основу для возникновения последующих планет в наших словах. Как камни образуют основание Земли, так и там основанием станет то, что мы сегодня говорим. Опыт инволюционирует в одной области, для того чтобы иметь возможность эволюционировать в другой. Индивидуальность божественна в той степени, в какой она способна выдохнуть то, что восприняла. Девы становятся Девами в тот момент, когда они становятся способными вернуть назад воспринятое.

Древняя мудрость есть не что иное, как то, что было воспринято ранее и оказалось возвращенным теперь. А поскольку когда-то учителями людей были сами Боги, это суть Теософия.

Карма есть закон. Дева является исполнителем закона. Ангелы времяобращения осуществляют закон, под которым стоят целые группы людей. Единичный человек, находящийся в группе, действует инстинктивно. Дева правит душой народа; он, в сущности, является душой народа. Народная душа, таким образом, не абстракция, а живой Дух.



Доклад четырнадцатый

Берлин, 9 октября 1905 года

Сегодня мы будем говорить о пребывании человека в Девахане между двумя инкарнациями.

Мы должны, однако, постоянно помнить о том, что в этот период человек находится не где-нибудь, а там же, где мы находимся обычно. Девахан, астральный мир и физический мир — это три вставленные друг в друга мира. Наиболее верную картину Девахана мы получим, представив себе мир электрических сил, до того как человечество открыло электричество. Тогда все это уже содержалось в физическом мире, но тогда это был мир оккультного. Все оккультное когда-то становится раскрытым. Разница между жизнью в Девахане и жизнью в физическом мире состоит в том, что в теперешнем цикле человек оснащен органами, позволяющими ему воспринимать физический мир, но не органами для наблюдения того, что разворачивается в Девахане.

Войдем в положение души какого-то человека, находящейся между двумя инкарнациями. Он уже передал всеобщим силам свое физическое тело, и жизненным силам эфирное. Затем он отдал также еще непроработанную часть астрального тела. И вот, наконец, он в Девахане. Он не обладает больше тем, что в его эфирное и астральное тела внедрили Боги; все это отброшено. Он обладает теперь только тем, что в продолжение своих многих земных жизней проработал сам. Это остается с ним в Девахане. Все, чем занимался человек в физическом мире, служит тому, чтобы в Девахане сделать его все более и более сознательным.

Рассмотрим отношения одного человека к другому. Возможно, эта связь обусловлена чисто природно; это могут быть, например, отношения между братом и сестрой, которые просто природно обусловлены. Но даже здесь отношения природны лишь отчасти, поскольку в чисто природное постоянно вмешиваются моральное и интеллектуальное. Человек рождается в определенной семье благодаря своей карме; но не все является обусловленным кармически. Природные отношения без всякой примеси мы находим у животных. В отношениях между людьми всегда присутствует также моральная связь, образованная посредством кармы. Но может быть и так, что в отношениях двух людей вообще нет ничего, что было бы обусловлено природой. Например, вопреки внешним условиям, может завязаться глубокая дружба между двумя мужчинами или двумя женщинами. Представим себе радикальный случай таких отношений, когда будущие друзья или подруги поначалу даже испытывают друг к другу чувство антипатии, но затем, несмотря на это, оказываются способными выстроить отношения на чисто интеллектуальных и моральных основаниях, от души к душе. Таким отношениям мы противопоставляем естественные отношения между двумя братьями или сестрами. В таких отношениях, от души к душе, мы имеем мощное средство для образования деваханических органов. Более легкого пути развития деваханических органов в настоящее время просто нет. Такие отношения, по сути, являются бессознательно деваханическими.

То, что сейчас человек развивает в чисто душевной дружбе как душевную способность, в Девахане становится мудростью, возможностью испытать духовное в действительности. Насколько человек способен вживаться в подобные связи, настолько он подготовлен к Девахану. И наоборот, неспособность устанавливать душевные отношения есть показатель неподготовленности к Девахану. Как для слепого не существуют красок, так и для такого человека не существует душевного. Насколько человек заботится о чисто душевных связях, настолько вырастают его глаза для Девахана. Тут действует правило: кто участвует в жизни духа здесь, тот там воспримет от духа лишь столько, сколько он снискал своей деятельностью здесь. Отсюда огромная важность жизни на физическом плане. В человеческой эволюции не существует другого средства для пробуждения деваханических органов, кроме духовной деятельности на физическом плане. Это созидающая деятельность, которая возвращается к нам в виде деваханических органов чувств. Для подготовки к восприятию в Девахане нет ничего лучшего, чем создание чисто духовных человеческих связей, связей, в которых первоначально отсутствуют какие-либо природные основания.

Чтобы завязывать такие чисто духовные отношения, люди и должны объединяться в общества. Так Мастера стремятся влить жизнь в поток человечества. Все, что происходит в таком обществе с верным настроем, означает для каждого его члена открытие духовного ока в Девахане. Каждый способен тогда видеть там то, что находится на одинаковой ступени с возникшим здесь. Если возникла духовная связь на физическом плане, то эта связь входит в разряд всех тех вещей, которые сохраняются после смерти. Она сохраняется как для уже умершего, так и для ещё живущего. Находящийся там остается связанным тем же поясом, что и оставшийся здесь. Умершие даже сознают эти духовные отношения сильнее.

Таким образом человек воспитывает себя для Девахана. Умерший сохраняет связь со своим любимым. Прежние связи становятся причинами, вызывающими следствия в Девахане. Поэтому деваханический мир называют миром следствий, а физический миром причин. Высшие органы можно вырастить только из семян, посеянных на физическом плане, и никак иначе. Для этого человек и находится здесь. Теперь нам будет понятным и значение так часто употребляемого выражения "разорвать обособленность". До погружения в физическое бытие мы жили содержанием нашего астрального тела, созданного одним из Девов. Симпатии и антипатии возбуждались тогда Девами; человек не был еще ответственным за это. На следующей ступени человек сказал себе: теперь я вступил на физический план как существо, которое должно во всем разобраться само. Раньше я просто не мог сказать слово "Я"; только теперь я стал существом, особым для себя. До этого, конечно, я тоже был особым существом, но лишь как особый член деваханического существа. На физическом же плане я являюсь особым существом для самого себя, отдельным "Я", поскольку я заключен в физическое тело.

Высшие тела пронизываются друг другом; например, Атма представляет собой нечто общее для всего человечества, как общая атмосфера. Атму единичного человека можно представить себе как нечто отсеченное от всеобщей Атмы — будто там сделали надрезы, обособив отдельные участки. Эту обособленность, однако, мы должны преодолеть. И мы делаем это, как раз завязывая чисто душевные отношения с другими людьми. Посредством этого мы уничтожаем обособленность и познаем единство Атмы. Образуя такие человеческие связи, я пробуждаю в самом себе симпатии и, таким образом, беру на себя работу по включению самого себя в мировые планы как существа, лишенного самости. Благодаря этому во мне пробуждается Божественное. В этом состоит смысл раскрытия себя миру.

Сегодня мы окружены физической реальностью, Солнцем, Луной и звездами. То, что внешним образом окружало человека в бытии древней Луны, сегодня содержится в нем. Лунные силы живут теперь в самом человеке. Не был бы человек на Луне, у него не было бы теперь и этих сил. Тайное египетское учение называет поэтому в эзотерике Луну Исидой, богиней древнего плодородия. Исида — душа Луны, предшественница Земли. Тогда кругом жили все те силы, которые сегодня живут в растениях и животных как силы продолжения рода. Как сейчас нас окружают огонь, магнетизм, химические силы и прочее, так древнюю Луну окружали силы, ставшие теперь в человеке, животных и растениях силами размножения. Силы, действующие сейчас в качестве земной среды, будут в будущем играть в человеке особую роль. То, что сегодня действует в отношениях между мужчиной и женщиной, на Луне было внешними физическими силами, подобными теперешним вулканическим выбросам. Тогда эти силы окружали человека, находясь вне его; он всасывал их в себя посредством своих лунных органов чувств, чтобы эвольвировать их сейчас. То, что человек инвольвировал на Луне, на Земле проявляется как эволюция. То, что в послелемурийское время человек вычленил как сексуальную силу, является душой Луны, Исидой, живущей в нем сейчас. В этом состоит родство человека с теперешней Луной. Она стала шлаком, поскольку оставила свою душу людям.

Приобретая опыт на Земле, мы накапливаем силы, которые на последующих планетах станут нашими собственными. То, что мы испытываем теперь в Девахане, есть подготовительные этапы. Сегодня, глядя на Луну, человек говорит себе: она дала нам силы для продолжения рода; в будущем он будет видеть другую Луну, образовавшуюся из нашей теперешней физической Земли и вращающуюся вокруг будущего Юпитера в виде лишенного души куска шлака. То, что сегодня на Земле человек воспринимает как свет, тепло и прочие физические явления, на Юпитере станет новыми силами. Тогда все, воспринятое органами чувств, он будет излучать. Воспринятое душой станет реальностью.

Таким образом, теософское воззрение ведет нас не к недооцениванию мира физического плана, а к пониманию того, что на этом плане нами приобретается опыт, который позднее будет излучаться наружу. Земное тепло и солнечный свет, которые струятся к нам сегодня, в будущем будем излучать мы сами. Эти новые силы будут исходить из нас подобно тому, как сегодня из нас исходят сексуальные силы.

Теперь мы попытаемся уяснить себе значение следующих друг за другом деваханических состояний. Вначале пребывание в Девахане непродолжительно. Затем, по мере формирования духовных органов ментального тела, время пребывания там увеличивается, пока человек не вберет в себя всю земную мудрость и не завершит образование органов деваханического тела окончательно. Это станет реальностью для всех людей ко времени завершения всех земных кругов. Тогда все станет человеческой мудростью. Тепло и свет станут мудростью. Между земной манвантарой и следующей планетой человек пребывает в пралайе. Здесь нет ничего окружающего человека снаружи; все силы, приобретенные человеком на Земле, остаются в нем. В это время все внешнее переходит внутрь. Оно пребывает в виде семени и переходит в следующую манвантару. В целом это представляет собой состояние, подобное моменту глубокого размышления, когда мы полностью отстраняемся от окружающего нас внешнего мира и погружаемся в воспоминание, извлеченное из нашей памяти. В пралайе пережитое вспоминает целое человечество; затем оно может этим опытом воспользоваться.

Подобные промежуточные состояния, представляющие собой своего рода воспоминания, возникают постоянно; состояние Девахана — одно из них. Посвященный уже сейчас может провидеть факты, которые лишь постепенно будут проявляться для человека в состоянии Девахана. Это промежуточное состояние. Все подобные состояния являются промежуточными. Посвященный описывает мир так, как он проявляется в Девахане, по ту сторону, в промежуточном состоянии. Минуя Девахан и достигнув еще более высокого состояния, он снова описывает промежуточное состояние.

Первая ступень посвящения состоит в том, что ученик через завесу внешнего мира учится наблюдать мир потусторонний. Посвященный лишен приюта на Земле. Он должен создать его по ту сторону. Когда ученики Иисуса находились с ним "на горе", они были в деваханическом мире, по ту сторону времени и пространства; они строили себе жилище там. Это первая ступень посвящения.

На второй ступени посвящения происходит нечто подобное, но уровнем выше. На второй ступени состояние сознания посвященного соответствует состоянию в промежутке между двумя формосостояниями (глобами), то есть состоянию пралайи, наступающему, когда достигнуто все, что только может быть достигнуто в физическом формосостоянии, и когда Земля трансформируется в так называемое астральное формосостояние, или в астральную глобу.

Третье состояние сознания посвященного соответствует состоянию между двумя кругами, между старой арупа-глобой предьгдущего круга и новой арупа-глобой следующего круга. В пралайе между двумя кругами посвященный достигает того момента, когда он поднимается к третьему состоянию; он становится тогда посвященным, третьей степени. Теперь становится понятным, почему Иисус мог предоставить свое тело в распоряжение Христа, только достигнув этой третьей стадии. Только посвященный, поднявшийся над кругами, мог предоставить свое тело Христу.

Человеческое Я-сознание должно очиститься, освятиться христианством. Христос должен был очистить, возвысить эгоистическое Я, которое вместе с этим, достигнув самосознания, бессамостным умирает. Этого он мог достичь только в теле, ставшим единым с... (пропуск в тексте). Поэтому только посвященный третьей степени мог принести свое тело в жертву Христу.

В наше время прийти к полному осознанию этих высоких состояний чрезвычайно сложно. Субба Роу обладал собственным знанием; он описывает эти три состояния ученичества, челы.

Луна представляется нам в виде лишенного души остатка нас самих, а мы, в свою очередь, содержим в себе силы, которые когда-то дали жизнь Луне. В этом причина особых сентиментальных чувств поэтов, воспевающих Луну. Все эти поэтические восприятия — лишь слабый отзвук живущих в человеке оккультных течений.

Теперь представим себе существо, которое как бы срослось с тем, что должно отпасть в виде шлака. От Земли ведь должно остаться то, что позднее превратится в нечто подобное теперешней Луне. Такого срастания необходимо избежать. Но человек может все же этого желать, и тогда он соединится с предметом своих желаний. Человек, глубоко проникнутый чувственным, все больше и больше соединяется с тем, что должно быть отброшено в виде шлака. Это произойдет по исполнению числа 666, числа зверя. Тогда наступит момент, когда Земля должна будет выйти из планетной эволюции. Если к этому моменту человек останется в тесном родстве со сходящими с пути развития чувственными силами, он будет отброшен вместе с этим куском шлака, отброшен вместе со всем, что с ним связано и не может перейти в следующую глобу, станет обитателем этого шлака, подобно существам, населяющим теперешнюю Луну.

Здесь мы имеем дело с понятием восьмой сферы. Человек должен пройти семь сфер. Семи планетам соответствует семь тел:

 

Сатурну соответствует физическое тело,

Солнцу соответствует эфирное тело,

Луне соответствует астральное тело,

Земле соответствует Я,

Юпитеру соответствует Манас,

Венере соответствует Буддхи,

Вулкану соответствует Атма.

 

Наряду с этим имеется восьмая сфера, куда идет все то, что не смогло примкнуть к этому развитию.

Зачатки ее образуются уже в деваханическом состоянии. Если человек использует жизнь на Земле только для накопления того, что служит ему одному, только для возвышения его эгоистического Я, тогда в Девахане все это приводит к состоянию авичи. Человек, неспособный выйти из собственной обособленности, приходит к авичи. Все эти авичи-люди когда-нибудь станут обитателями восьмой сферы. Остальные люди включены в непрерывную эволюционную цепь. Религии называют восьмую сферу адом, преисподней.

При возвращении человека из Девахана астральные, эфирные и физические силы группируются вокруг него в соответствии с двенадцатью кармическими силами, называемыми в индийской эзотерике ниданами. Это:

 

1. avidya (авидья) незнание

2. sanskara (санскара) организующие тенденции

3. vijnana (виджняна) сознание

4. nama rupa (нама рупа) имена и формы

5. shadayadana (шадаядана) то, что образует из вещи разум

6. sparsha (спарша) соприкосновение с бытием

7. vedana (ведана) чувство

8. trishna (тришна) жажда бытия

9. upadana (упадана) наслаждение бытием

10.bhava (бхава) рождение

11. jati (джати) то, что толкает к рождению

12. jaramarana то, что освобождает от земного бытия

 

Эти важнейшие аспекты кармы мы рассмотрим более подробно в следующих докладах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)