АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религия древних египтян

Читайте также:
  1. IX.9.Наука и религия
  2. New Age» - религия глобализма
  3. Аристотель о государственном строе древних Афин.
  4. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  5. Билет 1 Восточные славяне. Расселение, основные занятия, религия. Военная демократия.
  6. Быт древних славян по филологическим данным
  7. Ведийская религия.
  8. Вера как ценность культуры. Культура и религия
  9. Воззрения древних.
  10. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕЛИГИЯ
  11. Глава 13. Буддизм как религия
  12. Государственная религия

Египтяне верили, что все на свете принадлежит богам, что боги – источник всеобщего процветания, что они знают их помыслы и желания и могут в любой момент вмешаться в дела людей. В то же время природа богов была едина с человеческой: богам приписывались человеческие качества, у каждого был свой характер, у каждого бога была своя семья. Сам человек за свои добрые дела, по представлениям древних египтян, после смерти мог стать богом. Они также обожествляли животных, птиц, особенно почитали крокодила, ибиса. С не меньшим почитанием относились к растениям. Каждый город, например, поклонялся своему священному дереву. Жертвоприношения богам совершались в храмах. Таким образом, верующие в любой момент могли прийти к богу в его храм, чтобы испросить совет, пожаловаться, или поблагодарить.

Египтяне считали, что после смерти они попадут на суд бога Осириса (царь загробного мира), который будет взвешивать на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы загробная жизнь ничем не отличалась от жизни земной. Тела бальзамировали. Состоятельные люди заранее готовили для себя загробный дом, поэтому каждый город живых имел город мертвых (в пустыне рядом с городом). Стены домов расписывались геометрическим и растительным орнаментом, а стены домов мертвых – сценами из их жизни[31].. Роль фараона в египетском обществе неразрывно связана с его ролью в египетской религии. Эти два аспекта власти фараона не могут быть рассмотрены в отдельности. Основная и наиболее распространенная в науке до недавнего времени точка зрения почерпнута из египетских текстов и состоит в следующем: египтяне верили, что фараон – это божество и, народ Египта – находится под началом не человека, а бога. По этому поводу академик Б. А. Тураев писал: «В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь – бог». В египетских рeлигиoзных тeкcтaх подчеркнута бoжecтвeннaя пpиpoда фарaона. Кaк отметил Б. Турaeв, «Eгипeт пeрeнoсил свои условия в мир богов. Эти условия пpeдвeчны – боги царствовали, пoдoбнo фaрaoнaм, имeя в лицe тoжe бoгoв cвoих визиpeй и чинoвникoв. И пoтoм бюpoкpaтичecкиe пopядки гocпoдствуют в мирe бoгoв: Эннeaдa имeeт cвoим сeкpeтаpeм и дoклaдчикoм визиря бoга Рa-Тoтa; сaм Pa рисуeтся нacтoящим фaрaoнoм. Кoнeчнo, и этo не могло не влиять на развитие генотеистических представлений». Иначе говоря, египтяне создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей. Произошло это уже во времена объединенного Египта. Воображаемые небесные порядки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных порядков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, являвшегося их неограниченным и всевластным повелителем. Сущность божественной природы фараонов запечатлена в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гeлиoпoля, вepхoвным бoгoм Pa. Pa был нe тoлькo coздaтeлeм, нo и пepвым пoвeлитeлeм всeгo сущeгo, т. e. цаpeм бoгoв и людeй, Pa – пepвый фaрaoн. Пoслe нeгo пpaвили другиe бoги, и вoт нa прecтoлe мирa (мир в дaннoм случae тoждecтвeн Eгипту) пoявляeтcя cын Oсиpиcа и Иcиды, бoг Хop. Coглacнo eгипeтcкoй рeлигиoзнoй и истopичecкoй трaдиции Хop – прooбрaз вceх eгипeтcких фapaoнов, а фapaoны – eгo зeмнoe вoплoщeниe. Kaждый рeaльный фapaoн cчитaлcя пoтoмкoм и Pa, и Хopa, а следовательно, был связан с ним и божественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включaя и греко-римское время[32].

1.9. Оформление государственно-бюрократического аппарата Древнего Египта

В Древнем Египте хорошо развит бюрократический аппарат, который был организован по древним традиционным номам, и состоящий из: храмовых жрецов, писцов, царских чиновников. Важнейшие должности в государстве, такие как: верховные сановники, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов - занимали, члены дома фараона.

Первым лицом в государственном управлении после царя, являлся верховный сановник (джати), направлявший деятельность верховных судебных органов, руководил местным управлением, управлял государственными мастерскими, занимался работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Порой верховные сановники передавали часть своих функций, другим сановникам.

Значительного развития в Древнем царстве, достигло военное дело. Известны звания военачальников. Египетская армия делилась на две части: 1)небольшого отряда хорошо подготовленных солдат, 2)большого ополчения из крестьян, которые набирались в войско на несколько месяцев, и на время освобождавшихся от полевых работ.

В это время создаются важнейшие ведомства в государстве: военное, ведомство общественных работ, податно-финансовое и судебное.

Общинные суды вытеснялись представителями царской юрисдикции. Высшей судебной инстанцией являлись «шесть великих домов», она находилась в столице. Носителем высшей юрисдикции являлся фараон, который назначал судей из числа наиболее доверенных лиц, для разбора особо тяжких дел, связанных с преступлениями государственной важности. К царским судам относились: «коллегия тридцати», суды номов, суды городов. Также известны храмовые суды.

Находящиеся во главе «номов» - номархи, осуществляли управление областью и отдавали приказы о подготовке полей к посеву, возведении новых плотин, прокладке каналов, следили за сбором урожая и распределением его среди населения.

Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией. Существование бюрократической машины, означает усиление централизованной, сильной власти и её большой интерес в укреплении своих позиций. Начиная с Древнего царства, власть начала переходить по наследству, правда, в связи с этим и возникали проблемы в смутные времена и смене династий. Фараонов, как правило, имели одну главную царственную жену-египтянку, часто единокровную или, вовсе, родную сестру, и несколько второстепенных жен и наложниц. Все дети, рожденные от наложниц, сохраняли за собой право на престол, но сохранялся принцип первородства. Но, как уже говорилось, возникали смены династии, новые из которых могли основать, например, жрецы храмов, это порождало необходимость обряда легитимации новой династии.

При явной деспотии, власть фараона все же не являлась бесконтрольной, её сдерживал свод религиозно-моральных норм – «Маат». Соблюдение «Маата» считалось особой заслугой, для фараона. Именно от того, насколько правитель верно служил нуждам своего народа, особенно важным являлось взаимодействие с религиозным и военным слоями общества, зависела устойчивость и процветание государства, а также, насколько прочно и долго данный государь мог усидеть на троне. Власть в государстве концентрировалась у отдельных лиц, начиная с фараона.

Крупные рабовладельцы обладали огромными земельными владениями и стояли на верху социальной лестницы, занимая высшие должности при дворе фараона и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства существовал, но рабов было еще мало.

Особое положение в египетском социуме заняли жрецы. Они были окружены всеобщим уважением, ввиду того, что единолично обладали знаниями о загробном мире, владели медицинскими знаниями, соответствующими тому времени, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой власти фараона, обожествляя и прославляя их. Хозяйства, находящиеся в храмовой собственности, освобождались от налогов и отработок в пользу государства. Раньше фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, но постепенно эти функции начинают разделяться.

Слой неджесов (мелких собственников), подразделяется на бедных или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - зажиточных представителей, которые становились торговцами и землевладельцами[33].

Примерные тесты:

1. Какой из фараонов смог объединить Верхнее и Нижнее царства?

А. Менее

Б. Нармер

В. Менес х

Г. Тутмос

2. Какой вид земледелия существовал в Древнем Египте?

А. Мелиоративное

Б. Ирригационное х

В. Богарное

 

3. Что такое «ном»?

А. Так называлось государство на территории Древнего Египта.

Б. Самостоятельная община, малосвязанная с другими общинами, занимающая территорию, необходимую для ведения самостоятельного ирригационного хозяйства. х

В. Зависимая от государства и других общин территория, на которой велось ирригационное хозяйство.

 

4. Сколько номов существовало в Древнем Египте?

А. 45

Б. 32

В. 40 х

 

5. В какой период времени образовалось Раннее царство в Египте?

А. около 3000 – 2800 лет до н.э. х

Б. около 3500 – 3000 лет до н.э.

В. около 2800 – 2300 лет до н.э.

 

6. Кого в Древнем Египте называли «неджесом»?

А. особо приближенных к фараону людей

Б. мелких собственников х

В. знатных людей Египта

 

7. Кто являлся первым человеком, после фараона, в Египте?

А. Верховный сановник х

Б. Верховный жрец

В. Верховный военачальник

 

8. Какой город являлся столицей страны при фараоне Менесе?

А. Буто

Б. Абидос

В. Мемфис х

 

9. Что повлияло на цивилизацию Египта, что она начала носить земледельческий характер?

А. окруженность горами х

Б. легкость в обработке земли

В. отсутствием пастбищ для разведения скота

 

10. Какой бог был прообразом фараонов?

А. Ра

Б. Осирис

В. Хор х

Список использованной литературы.

1. Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц/ Богословский Е.С. - М. 1979.

2. Вардиман Е. Женщина в Древнем мире. / Вардиман Е.- М.: Знание, 1990. 354 с.

3. Виноградов И.В. Раннее и Древнее царства Египта. История Древнего мира. Ранняя Древность./ Виноградов И.В. - М.: Знание, 1983. с. 140-160

4. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. Древние цивилизации./ Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. - М., 1989.

5. Дьяконов И.М. История древнего мира./ И.М. Дьяконов, В.Д. Неронова, И.С. Свенцицкая. М.: «Наука», 1982. [Кн. 1.], 390 с.

6. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта./ Коростовцев М.А. - М.: Наука, 1976.

7. Монте П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов./ Монте П. - М.: Наука, 1989. 361 с.

8. Томсинов В.А. Краткая история египтологии./ В. А. Томсинов. - М.: «Зерцало», 2004. 170 с.

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)