АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самосознание. Зародившееся желание стремится к удовольствию, но все еще не к объекту, дающему его; ибо сознание пока ограничено своей сферой и осознает только то

Читайте также:
  1. YI.3. Сознание и самосознание человека
  2. Глава 3. Социальное восприятие и самосознание
  3. МЫШЛЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
  4. Национально-государственное самосознание и национальная идея белорусского народа
  5. Самосознание
  6. Самосознание
  7. САМОСОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  8. САМОСОЗНАНИЕ И ОСОЗНАНИЕ НАШЕГО
  9. Самосознание и самооценка
  10. Самосознание и самооценка личности.
  11. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности

Зародившееся желание стремится к удовольствию, но все еще не к объекту, дающему его; ибо сознание пока ограничено своей сферой и осознает только то, что внутри него, только те перемены, что происходят внутри. Оно еще не обратило свое внимание вовне, даже не осознает, что это вне существует. А тем временем это неосознанное вне постоянно воздействует на оболочки сознания и сильнее всего на физическую — оболочку, на которую легче всего воздействовать снаружи и труднее всего изнутри. Постепенно настойчивые и сильные удары извне привлекают внимание сознания: их беспорядочность, неожиданность, постоянные атаки, несвязанность с замедленными движениями сознания, необъяснимые появления и исчезновения противостоят его смутному ощущению размеренности, постоянства существования, медленным волнам перемены, поднимающимся и опускающимся в том, что пока не является для него "я"; у него появляется сознание различия, которое вырастает в ощущение чего-то, остающегося в рамках изменяющейся сумятицы, ощущение "внутри" и "снаружи" или, если говорить более точно, "снаружи" и "внутри", так как именно воздействие извне обусловливает рождение в сознании этого различия между "снаружи" и "внутри". "Снаружи" появляется раньше "внутри", хотя бы и на какую-то долю секунды, так как лишь его осознание делает возможным и неизбежным осознание "внутри". Пока нет ничего другого, мы не можем говорить о "внутри". Но когда начинается воздействие "извне" на сознание, то возникает "внутри" как его неизбежная противоположность. Это ощущение "извне" непременно возникает в точках соприкосновения сознания, остающегося в прежнем состоянии, и меняющихся воздействий; то есть в его физической оболочке, его физическом теле. В дальнейшем медленно развивается осознание "других", и с укреплением осознания этих "других" появляется также осознание "я", стоящего против них. Вместо осознания одних лишь изменений приходит осознание вещей, находящихся снаружи, а затем приходит осознание того, что изменения происходят внутри "я" и что существуют вещи вне "я". Рождается самосознание.



Этот процесс постижения объектов является сложным. Необходимо помнить, что объекты контактируют с телом различным образом, и что тело принимает некоторые из их колебаний теми своими частями, которые дифференцировались для принятия таких колебаний. Глаз, ухо, кожа, язык, нос принимают различные колебательные волны, а определенные клетки органа, подвергающегося воздействию, начинают в ответ колебаться сходным образом. Вызванные волны достигают центров органов чувств мозга, а оттуда идут к органам познания в астральной оболочке, здесь в сознании они подвергаются соответствующему изменению, как это описано в главе II, и в такой измененной форме, все еще как обособленные ощущения цвета, звука вкуса, восприятия контура и формы, они отсылаются в сознание, функционирующее в ментальной оболочке, где объединяются им в единый образ, цельное восприятие объекта. Это слияние различных потоков в один, синтез ощущений, является функцией ума. Поэтому в индусской психологии ум часто называется "шестым чувством", "чувства, из которых ум является шестым".*

__________
* Бхагавад-гита, XV, 7.

Если мы рассмотрим пять действующих органов чувств по отношению к уму, то обнаружим наличие противоположного процесса; ум рисует определенное действие в целом и тем самым вызывает соответствующий ряд колебаний ментальной оболочки; эти колебания воспроизводятся в моторных центрах астральной оболочки; они их анализируют и раскладывают на составляющие части, это сопровождается колебаниями материи моторных центров, которые, в свою очередь, повторяются в моторных центрах мозга как отдельные волны; моторные центры отсылают эти волны по нервной системе к различным мышцам, которые должны взаимодействовать при выполнении действия. Рассматриваемый в этом двойственном отношении ум становится одиннадцатым чувством, "Десятью чувствами и еще одним".*

__________
* Бхагавад-гита, XIII, 5.

‡агрузка...

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.004 сек.)