АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоциональная и мировоззренческая направленность в их единстве и взаимодействии

Читайте также:
  1. II. Выберите единственный правильный ответ
  2. II. Выберите единственный правильный ответ
  3. II. Выберите единственный правильный ответ
  4. II. Выберите единственный правильный ответ
  5. II. Выберите единственный правильный ответ
  6. II. Выберите единственный правильный ответ
  7. II.Выберите единственный правильный ответ
  8. III. Выберите единственный правильный ответ
  9. III. Выберите единственный правильный ответ
  10. III. Выберите единственный правильный ответ
  11. III. Выберите единственный правильный ответ
  12. III. Закупка у единственного поставщика.

Мы завершили исследование собственно эмоциональной направленности личности. Однако эмоциональная направленность, как мы уже говорили, есть только сторона единой направленности человека, в которой первенствующую роль играют его мировоззренче­ские программы (потребности). Поэтому мы считаем необходимым в заключение несколь­ко более подробно рассмотреть вопрос о вза­имодействии эмоциональной направленности индивида с его морально-мировоззренческой направленностью.

Мы полагаем, что главная особенность морально-мировоззренческой направленности состоит в следующем. Если эмоциональная направленность проявляется во влечении че­ловека к интересному, приятно волнующему, то морально-мировоззренческая направлен­ность дает себя знать в его стремлении к вы­полнению своего долга перед кем-либо или чем-либо (в том числе и перед самим собой). В морально-мировоззренческой направленно­сти находят свое выражение мировоззренче­ские взгляды и нравственные чувства лично­сти. Всущности, морально-мировоззренче­ская направленность — это закрепленная в личности программа (точнее, система про­грамм) ее отношения к действительности, объем которой лучше всего передан “формулой” Ф. Э. Дзержинского: “Так тебе следует жить, и таким ты должен быть”1

Конечно, далеко не каждый индивид фор­мулирует содержание своей морально-миро­воззренческой направленности в столь чет­ких выражениях, как это сделал пламенный революционер и крупный советский государ­ственный деятель. Она может быть закрепле-

1 Ф. Дзержинский. Дневник заключенного. Письма, стр. 209.

на в личности не только в словесно выражен­ных убеждениях, но и в неосознанных уста­новках субъекта1. Однако суть ее от этого не меняется.

В связи с этой главной особенностью мо­рально-мировоззренческой направленности находятся и другие ее специальные черты. Так, в отличие от эмоциональной, удовлетво­рение морально-мировоззренческой направ­ленности не всегда сопровождается приятны­ми переживаниями, оно может покупаться иной раз и ценою отказа от личных удоволь­ствий. (Парадоксально, но сказанное отно­сится не только к лицам с общественной на­правленностью, а даже и к эгоистам: разного рода Каренины, для которых “должное” за­ключается в “делании карьеры”, тоже спо­собны жертвовать этому многими своими ра­достями.)

Обе стороны нашей направленности — эмоциональная и морально-мировоззренче­ская, как не раз уже подчеркивалось, выра­жаются в деятельности, мотивируют ее. Но первая влияет только на выбор сферы дея­тельности и ее процессуальные моменты, а вторая главным образом определяет, кому или чему эта деятельность посвящается.

Факт такого проявления “двуединства” направленности в деятельности людей хоро­шо отражен в выступлении по телевидению 10 октября 1975 г. академика Б. М. Кедрова, отметившего “двойную преданность” совет-

1 См. Л. И. Божович. Личность и ее формиро­вание в детском возрасте. М., 1968, стр. 333—345.

ских ученых — науке и своей социалис­тической Родине. Первой они отдают все свое время, а о процветании второй “дума­ют, как о той цели, ради которой они тру­дятся”.

Следует отметить, что при теснейшем взаимодействии эмоциональной и мировоз­зренческой направленности мировоззренче­ские программы человека в его жизни игра­ют решающую роль. Стремясь по возможно­сти отдаться такому делу, которое удовлет­ворило бы все их важнейшие потребности, люди в то же время при необходимости мо­гут жертвовать своими склонностями во имя долга.

В большинстве случаев, однако, морально-мировоззренческие потребности не подавля­ют эмоциональные, но придают им особое выражение и “звучание”. Личность с эстети­ческой направленностью, нашедшая свое при­звание в поэтической деятельности, может творить, следуя морально-мировоззренческой программе А. С. Пушкина: “Мой друг, отчиз­не посвятим души прекрасные порывы!”. Но она может придерживаться и заветов молодо­го В. Я. Брюсова: “...Никому не сочувствуй... Поклоняйся искусству — только ему, безраздумно, бесцельно”. Совершенно ясно, что в том и другом случае мы встретимся с разной поэтической деятельностью, и поэтический интерес одного субъекта не будет тождест­вен поэтическому интересу другого.

Равным образом “альтруистический” тип ОЭН у одних людей может быть связан с же­ланием служить всему человечеству, а у других — только с любовью к своей семье. Ясно, что это будут очень разные “альтруисты”. Впрочем, различие между людьми с этим типом ОЭН окажется еще разительнее, если мы рассмотрим “эмоционального альтруи­ста”, не признающего иного долга, кроме “долга” перед собственной персоной. Край­ний случай в этом отношении представляет женщина, описанная французским психоло­гом П. Жанэ в работе “Любовь и ненависть”. Эта “альтруистка” в погоне за трогательны­ми переживаниями специально доводила свою дочь до слез, бросаясь вслед за этим к ней с утешениями. Свое поведение она объ­яснила Жанэ следующим образом: “Да, это верно. Все происходит так, как вам расска­зала моя дочь... Но подумайте, как это при­влекательно: моей дочери это большого зла не причиняет, она только поплачет немнож­ко, а я после этого так за ней ухаживаю и ласкаю. И это мне дает так много”1.

Добавим, что такое сочетание альтруисти­ческой эмоциональной направленности с крайне эгоистической моральной отнюдь не так уж редко, как может показаться. Многие “дамы-благотворительницы” в капиталисти­ческих странах, в сущности, недалеко ушли от женщины, описанной Жанэ. Пример по­добного рода “эгоистического альтруизма” приводит и И. И. Мечников в своих “Этюдах оптимизма” 2.

1 Р Janet. L'amour et la haine. P., 1932, p. 177

2 См. И. И. Мечников. Этюды оптимизма. М., 1964, стр. 284.

Таким образом, в зависимости от мировоз­зренческих и моральных программ человека одно и то же влечение к альтруистическим переживаниям может дать и подлинного гу­маниста, и замкнувшегося в семейном кругу детолюбивого мещанина (а иногда и услаж­дающую себя “альтруистическими сантимен­тами” эгоистку). Зависимость проявления эмоциональной направленности от морально-мировоззренческой, показанная на примерах лиц с эстетическим и альтруистическим ти­пом ОЭН, конечно, распространяется и на все другие типы.

Мы, однако, не думаем, что только мо­рально-мировоззренческая направленность воздействует на проявление эмоциональной. Примат мировоззренческих программ лично­сти не надо абсолютизировать. Очевидно, должно существовать и обратное влияние. Ведь само первоначальное усвоение индиви­дом определенных взглядов, идей, теорий, способных со временем стать ориентирами и программами поведения личности1, в боль­шой мере зависит и от ее эмоциональной на­правленности, которая, надо полагать, начи­нает складываться у человека с самого ран­него детства.

Выделение различных линий направлен­ности человека — мировоззренческой и эмо­циональной — связано с тем, что эмоциональ-

1 Мы предложили различать убеждения-ори­ентиры и убеждения-программы, полагая, что пря­ными компонентами направленности человека яв­ляются только последние.

ное содержание процесса деятельности детер­минируется не только чувством, которое помечает ее результативный мотив. Для со­ветского рабочего, колхозника, ученого и т. п. результативный мотив их деятельности оди­наково “помечен” чувством любви к своей социалистической Родине, однако процессы их деятельности не являются эмоционально тождественными. Поэтому люди, разделяю­щие одно и то же мировоззрение и обладаю­щие одними и теми же моральными установ­ками, могут по-разному эмоционально оце­нивать разные виды деятельности, а это и делает полезным для решения ряда теоретиче­ских и практических задач абстрагирование “эмоциональной линии” направленности лю­дей, если только при этом не забывать, что мы имеем дело именно с абстракцией, право­мерной лишь в известных пределах. От такой абстракции необходимо идти к рассмотрению обеих выделенных линий направленности в их единстве и взаимодействии, в котором каждая из них приобретает новые качества и характеристики.

Таково вкратце наше представление о связи и взаимодействии исследованной нами эмоциональной направленности с морально-мировозренческой направленностью, кото­рые важно четко дифференцировать и по­стоянно соотносить друг с другом в научном психологическом анализе личности человека, ставшего объектом изучения и воспитания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)