АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы истории

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I Психологические принципы, задачи и функции социальной работы
  3. I. Сестринский процесс при гипертонической болезни: определение, этиология, клиника. Принципы лечения и уход за пациентами, профилактика.
  4. I. Сестринский процесс при диффузном токсическом зобе: определение, этиология, патогенез, клиника. Принципы лечения и ухода за пациентами
  5. I. Сестринский процесс при остром лейкозе. Определение, этиология, клиника, картина крови. Принципы лечения и ухода за пациентами.
  6. I. Сестринский процесс при пневмонии. Определение, этиология, патогенез, клиника. Принципы лечения и ухода за пациентом.
  7. I. Сестринский процесс при хроническом бронхите: определение, этиология, клиника. Принципы лечения и уход за пациентами.
  8. I. Сестринский процесс при хроническом гепатите: определение, этиология клиника. Принципы лечения и ухода за пациентами. Роль м/с в профилактике гепатитов.
  9. I. Структурные принципы
  10. II. Принципы процесса
  11. II. Принципы средневековой философии.
  12. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ

Григорий Кваша

Принципы истории

 

 

 

«Принципы истории»: АСТ, Астрель; 2001

ISBN 5-17-006898-0, 5-271-01796-6

Аннотация

 

Книга содержит ответы на вопросы, которые интересуют всех: почему одни цивилизации погибают, а другие процветают, от чего зависит выбор исторического пути государства, что такое тоталитарные двойники, каков возраст человечества и, самое главное, что ждет Россию в будущем.

Автор книги Григорий Кваша считает, что в будущее можно заглянуть. Ключ к его тайнам хранится не за семью печатями, а в грамотном прочтении законов истории.

 

Кваша Григорий

Принципы истории

 

Новая наука - теоретическая история - началась с изучения простой и известной каждому школьнику последовательности дат из российской истории XX века: 1905 год - революция, 1917 - революция, 1929 - год большого перелома, 1941 - война, 1953 - смерть Сталина, 1965 - начало косыгинской реформы, 1977 - конец реформы, начало застоя, 1989 - первые свободные выборы, распад соцлагеря... Теперь в распоряжении новой науки учение о трех мирах (Восток, 3апад, Империя), открытие обратной логики в развитии 144-летнего цикла, введение таких ярких понятий, как вечный народ, тоталитарный двойник, возрасты человечества.

Новая наука позволила избавиться от многих заблуждений. Становится ясно, что богатство государства почти ничего не добавляет к его политической мощи, а процветание государства не тождественно процветанию народа. На многие вопросы даются простые ответы. Самое парадоксальное состоит в том, что именно Россия наиболее точно соответствует принципам истории, наиболее точно "измеряема аршином", правда, не совсем общим. Но главная мысль книги, главное достижение новой науки - это убеждение в том, что история подчиняется объективным законам, а стало быть, она может превратиться из архивно-археологической науки в науку об историческом процессе, связывающем прошлое и будущее.

Эта книга создавалась как первый том трехтомника. Тем не менее, она имеет самостоятельное значение, ибо сами принципы истории, в понимании автора, изложены в ней полностью.

Строение книги напоминает слоеный пирог. Часть текста написана заново, часть взята из публикаций автора в прессе. Такой подход позволяет проследить за динамикой создания новой науки и, думается, будет полезен и занимателен. Менее всего автор хотел бы претендовать на истину в последней инстанции. Эта книга представляет собой попытку обрисовать круг проблем, с которыми неизбежно сталкивается теоретическая история, наука, рожденная самой жизнью.

Ссылки на газеты и журналы.

"МП" - "Московская правда"

"Оракул"

"М-Э"- "Мегаполис-экспресс"

"СЦ" - "Советский циpк" ("Арена")

"3" - "Зазеркалье" (приложение к "Московской правде")

"НиР" - "Наука и религия"

"Д-Э" - "Дарин-эксклюзив"

"К-в" - "Коммерсант-власть"

ВВЕДЕНИЕ

Главного, в определенном смысле единственного научного принципа не хватало истории как науке. Не хватало принципа познаваемости. Удивительнейшим образом подавляющее большинство историков считали cвою науку неким инструментом для описания прошлого, в лучшем случае, для объяснения прошлого, но никак не для объяснения исторического процесса, никак не для построения единой системы, связывающей прошлое, настоящее и будущее. Почти везде безоговорочно победил скептический подход к истории, выраженный словами о том, что история учит тому, что ничему не учит. Особенно же это касается нашей страны, где придуманный научными коммунистами исторический порядок: рабовладение - феодализм - капитализм социализм - коммунизм - потерпел столь откровенное фиаско.

Предлагая вниманию читателя длинный перечень принципов истории, я вынужден начать с первого и главного принципа. История познаваема, познаваема в не меньшей степени, чем другие процессы идущие в эволюционном ключе. И не исключено, что эволюция вселенной, эволюция геологического мира, биологическая эволюция, историческая эволюция окажутся подчинены примерно одинаковым законам, точнее будут базироваться на неких единых принципах.

До Галилея, Коперника и Ньютона людям трудно было представить, почему в пустом пространстве должны крутиться ни к чему не прикрепленные небесные тела. Есть в законах притяжения нечто, несообразное нашему человеческому, домашнему миру. В нашем мире кастрюли не летают вокруг шкафов, а шкафы настолько прилипли к полу, что их никак не оторвать. Как же нам после этого представить, что все на свете летает, крутится, вращается? Не имея при этом ни крыльев, ни моторов. Как летает Луна, как летает Земля, кометы? Однако они летают сообразно закону, притом закону достаточно точному и простому. И закону этому наплевать, что наше человеческое воображение с трудом его действие осознает.

Примерно то же самое с законами истории. Человеческому воображению трудно представить, что в нашей тихой, домашней, такой человеческой истории действуют очень жесткие, подчас неотвратимые законы. Еще труднее понять, что у государства - главной исторической единицы (главного элемента истории) - идет своя жизнь, отдельная от жизни народа, жизни людей. Как представить, что у русского государства одна логика, одни интересы, а у русских людей сплошь и рядом интересы другие? Однако еще В.О. Ключевский заметил, что "государство ширится, народ пухнет".

Обычно все беды исторические валят на головы несчастных чиновников, на злую волю нерадивых правителей, чуть реже на непригодность самого народа. Но почти никогда не идет речь о том, что виноват во всем всего лишь исторический закон, такой же неумолимый, как закон всемирного тяготения. Мы погрязли в нелепых формулах типа "народ - творец истории" или "государство - это мы", забывая о том, что даже муж и жена - это уже не два человека, а семья, новая единица. При этом интересы семьи сплошь и рядом не совпадают с интересами как мужа, так и жены. Что же тогда говорить о государстве, слепленном из миллионов людей?

Поверить в закономерность астрономических явлений нас заставили глаза Галилея, увидевшего в телескоп нечто чрезвычайно убедительное. Хотелось бы надеяться, что факты, изложенные в этой книге, помогут многим убедиться во всевластии исторических законов. Основой же этих законов, как и основой подавляющего числа других законов мироздания, будет его величество Время.

Что мы знаем о времени

О времени мы знаем не так уж много, в основном наши представления о времени связаны с тремя понятиями: сутки, год и век. Сутки - это время вращения Земли вокруг своей оси, год это время вращения Земли вокруг Солнца, ну а век - это оптимальное время человеческой жизни. Впрочем, время

штука хитрая, и, скажем, человек, обитающий на полюсе, с трудом поймет, что такое сутки, а человек, живущий на экваторе, сплошь и рядом затруднится в описании смысла такого понятия как год. Со временем жизни человека тем более все непонятно, что есть старцы, живущие более ста лет, а подавляющее большинство людей не дотягивает до ста лет.

Каждый из трех главных временных ориентиров имеет достаточно четкое внутреннее строение. Сутки безоговорочно делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. При этом имеется в виду, что день и ночь являются временем максимальной стабилизации и достижения экстремальных величин (по температуре, освещенности и т.д.). Подразумевается также, что человек именно ночью и днем максимально стабилен в своей деятельности: ночью спит, днем работает. Соответственно утром и вечером ни о какой стабильности не может быть и речи, ситуация все время меняется (по крайней мере, по освещенности). Человек к нестабильному утру и вечеру, как правило, приурочивает движения, меняющие его статус. Солнце встает - человек едет на работу; солнце садится - человек едет домой, и т.д.

Более странным кажется деление суток на 24 части, которые мы называем часами. Почему, собственно, на 24, а не 25 или 20? Почему, в конце концов, не на 12 частей? Однако если мы признаем реальность существования именно четырех времен дня и признаем их равновеликость, то нам станет ясно, что наиболее перспективными вариантами деления суток были бы варианты, кратные четырем: 12, 16, 24... В дальнейшем станет ясно, что необходима еще кратность трем, и потому останутся всего два варианта: 12 и 24.

Внутреннее строение года очень напоминает внутреннее строение суток. И это совершенно естественно, ибо и там, и тут речь идет о большем или меньшем присутствии в нашей жизни солнца. Так же легко выделить два стабильных времени года - лето и зиму. Именно летом и зимой достигаются экстремальные значения по длительности дня, по температуре. При этом длительное время кажется, что жизнь остановилась и ничего не меняется.

Весна и осень, напротив, время достаточно бурных изменений в природе, когда каждый день приносит что-то новое как в природе, так и в социальной сфере. Не случайно к осени приурочено начало учебного процесса, весной подводятся итоги. Большие, долгие дела на весну и осень планировать очень трудно, ибо все вокруг жаждет изменений и нововведений. Кроме того, у большинства современных людей именно весной и осенью, как правило, происходит сознательная или неосознанная смена интеллектуальных и физических устремлений.

Такова логика четырехтактного процесса. В дальнейшем придется столкнуться с логикой три плюс один. Но пока не будем на этом останавливаться.

Деление года на 12 частей изначально неочевидно. Вопросы те же, что и при делении суток на 24 части. Если пытаться ввести дополнительный фактор, например, 28 лунных суток, то, скорее, должно быть 13 месяцев (28х13=364). Однако тут срабатывает тот же принцип симметрии: число месяцев должно быть кратно четырем и, как скоро выяснится, еще и трем.

Теперь о длительности человеческой жизни. Здесь мы уходим от астрономии, от равномерности и уравниловки. Человеческое бытие приучает нас к мысли, что время умеет спрессовываться и растягиваться, мчаться как стрела и ползти как улитка. Процессы старения видятся нам очень медленными, будто у старости нет даже сил быстро свершиться. Процессы взросления детей, напротив, кажутся нам чрезмерно бурными, особенно когда их наблюдаешь на фоне мало меняющихся папы и мамы и почти совсем не меняющихся бабушки и дедушки.

Во внутренней структуре человеческой жизни по неочевидной причине выделяется не четыре сезона, а три периода: детство, которое естественно сравнить с весной, зрелость (возмужание), которое столь же естественно сравнить с летом и, наконец, старость (духовную зрелость), вполне сравнимую с осенью. Зиме в человеческой жизни места не нашлось, ибо зима символизирует телесное замирание, в данном случае смерть. Впоследствии окажется, что внутри трех частей человеческой жизни все же есть свои сезоны. В результате возрастов в жизни человека окажется все же 12, столько же, сколько месяцев в году.

На этом можно было бы остановиться, если бы не одно "но". Этим "но" оказался гороскоп. Сначала зодиакальный, подтвердивший догадку о существовании внутри года именно 12 месяцев, а за ним и годовой гороскоп, придумавший то, чего, кажется, нет в природе - 12-летний цикл.

Отринув смешные натяжки 12-летнего цикла на юпитерианский цикл или цикл солнечной активности, остановимся на том, что умножение года на 12 происходит по той же самой причине, что и деление его на 12. Можно называть эту причину неким принципом бытия, принципом взаимодействия человека и времени, или даже более строго и научно - принципом квантования времени.

Представить это можно так, что любая единица времени, попав в сферу действия человека, приобретает способность делиться на двенадцать или умножаться на 12. Таким образом рождаются и 12 возрастов человека, и 12 знаков зодиака, и 12 знаков восточного гороскопа, а также 12 двухчасовых отрезков внутри дня и неведомая пока миру 12-дневка.

Можно сказать и по-другому. Человек, пребывая в реальном времени, имеет тенденцию генерировать 12-тиричную типологию (чего нет, скажем, у животных, растений, минералов и т.д.). Основу для типологии он берет из неких основных природных, эволюционных категорий. Так, восточный гороскоп имеет своей основой вроде бы 12 зоопсихологических типов, зодиакальный гороскоп - 12 достаточно случайных символов. Однако легко догадаться, что в основе как одного, так и другого гороскопов лежат одни и те же принципы временной эволюции. В частности, один из принципов (четверичный) нам уже знаком по сезонному строению суток и года. Другой принцип (троичный) также знаком нам по многим религиозным, философским, возрастным системам и чисто бытовым наблюдениям.

Первая группа принципов истории

Подводя первый промежуточный итог, можно сказать, что к научному изучению истории нас ведут два принципа.

Принцип 1: История - это не наука о прошлом, а наука об историческом процессе. При этом между прошлым и будущим нет принципиальной разницы, ибо все, что происходит, подчинено объективным законам.

Принцип 2: Основой исторического процесса является пересечение двух систем - Времени и Человека. При этом пересечении обе системы теряют свою равномерность. В результате Время квантуется (кратно 12), а Человек дробится на типы и подтипы (кратно 12).

Часть I

АРИФМЕТИКА ИСТОРИИ

Каждой науке нужны свои элементарные частицы. Для химии это химический элемент, для физики - нейтрино, протон, фотон (и т.д.... всего около 350 наименований), элементарные частицы. В биологии упорно пытаются все разнообразие живого мира свести к комбинации генов (ген - единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака).

Без элементарных частиц не построишь никакой науки, ибо тонешь буквально в необозримых нагромождениях все большего и большего количества информации, теряешь всякую возможность общаться с коллегами, уподобляешься слепцу, который не ведает что творит, куда идет...

С элементарными частицами жизнь науки становится прекрасной (если частицы определены верно). Появляется вдохновляющая красота, появляется стройная теория, все обретает смысл, а главное, является способность предсказывать возможные результаты того или иного действия, того или иного эксперимента. Собственно, именно появление разного рода элементарных частиц смогло отделить одни науки от других. Химия поставила себе предел не копаться в ядре химического элемента, биология обязала себя (хорошо бы генетики об этом не забыли) не заниматься выращиванием в реторте гомункулуса. Поставив эти пределы, ученые смогли ограничить себя в бесконечном стремлении к детализации и углублению. У химиков появились золото, ртуть, сера, фосфор, а главное, исчезла иллюзия, что из ртути можно получить золото (для ядерного физика в этом переходе ничего запретного нет). Ну, а потом произошло чудо чудесное: когда элементов стало достаточно много, Дмитрий Иванович Менделеев построил из них Периодическую Систему. Вот бы обрести такую же систему в истории!

Современное состояние исторической науки таково, что она сильно отстает от таких далеко ушедших вперед наук как физика, химия, геология, биология и т.д., давно прошедших стадии сбора и обобщения информации и перешедших к фазе практического применения обретенных знаний. С другой стороны, история значительно обогнала иные гуманитарные науки (например, психологию, философию, экономику), которые не в состоянии договориться о самых примитивных вещах, создать свою фактографию, единую и неделимую для всех. Увы, но во всех этих науках факт плетется вслед за изначально придуманной концепцией, деформируясь в угоду этой концепции. Таким образом, означенные науки изучают не столько факты, сколько занимаются перечислением концепций, окончательно запутывая всех и вся.

История - совсем другое дело. Если отсечь небольшие перекосы, возникшие во времена одиозных режимов, то легко убедиться, что большинство исторических фактов абсолютно достоверны, их масштаб и значение вполне точно измерены, определено их взаимодействие как с прошлым, так и с будущим. Таким образом, историческая наука лишилась разноголосицы, миновала стадию драки и устоялась в своих понятиях. Нет сомнений, что грандиозные исторические катастрофы XX века стали явлениями, вытекающими из исторической слепоты человечества. История вплотную подошла к черте, за которой идет создание всеобъемлющей теории, а затем, как это свершилось в других науках, появление возможности целенаправленно влиять на исторические процессы. (Не на уровне шаманствующего алхимика, а на уровне солидного ученого).

Возвращаясь к теме элементарных частиц будущей теории необходимо вспомнить о том, о чем нам прожужжали все уши с самого детства - о революции. Именно революция была, есть и будет основой любой исторической доктрины. Без понимания смысла революций ничего нельзя понять в историческом процессе. А потому, оставив все дальнейшие рассуждения, окунемся в море революционных дел, свершений, событий.

Реальность революций

Не рискуя сильно ошибиться, можно сказать, что теоретическая история началась с установления реальности революционных дат. Необходимо было установить, действительно ли революции происходят не когда попало, а в определенные годы?

Вся наша жизнь прошла под разговоры о двух революциях 1917 года февральской и октябрьской. Для нас, а может быть, и для всего мира, именно революции 1917 года стали самыми революционными. Таким образом, революция номер один свершилась в год Змеи.

Еще одной революцией, о которой нам так много говорили большевики, была другая русская революция XX века - революция 1905 года. Легко догадаться, что она случилась также в год Змеи.

Третьей по популярности, как в школьных учебниках, так и на экранах наших кинотеатров и телевизоров, была история, приключившаяся с декабристами на Сенатской площади. Революцией эту историю никто не называет, но смысл в это восстание вкладывают всегда революционный. Одни говорят, что декабристы кого-то разбудили. Другие говорят, что они кого-то похоронили. Но все сходятся на том, что с декабрьским восстанием одна эпоха ушла, а другая пришла. Теперь посмотрим на год. Это 1825-й - год Петуха.

Продолжая русскую тему, упомянем несколько государственных переворотов, которые всегда смахивают на революцию, пусть даже на дворцовом уровне. Идти будем в обратную сторону. 1801 год: убит заговорщиками-дворянами император Павел I, на престол восходит Александр I. 1762 год: свергнут Петр III, на его место приходит возглавившая переворот Екатерина II. 1741 год: гвардия возводит на престол Елизавету Петровну. 1725 год: по смерти Петра I гвардия возводит на престол Екатерину I. 1689 год: свержение царевны Софьи Алексеевны, начало правления Петра I. Среди перечисленных дат 1801 - год Петуха, 1741 - год Петуха, 1725 - год Змеи, 1689 - год Змеи. 1762 год пока оставим в стороне от создаваемого нами ряда.

Еще один шаг по лестнице, ведущей вглубь веков, в начало ХVII века. 1613 год - окончание Смутного времени, начало дома Романовых. Ну, чем не революция? Это год Быка.

Теперь попытаемся вспомнить наиболее интересные или известные революции иных стран и народов. Самой великой революцией почитают французскую революцию 1789 года: ее так и зовут Великой. Не будем спорить о величии, отметим же тот факт, что вновь речь идет о годе Петуха.

Целая волна революций прокатилась по Европе в середине XIX века. Большинство из них получили название революции 1848-1849 годов. Эта пара в переводе с цифрового на гороскопический язык звучит как годы Обезьяны-Петуха.

Очень интересная ситуация сложилась в США. Выборы президента там приурочиваются к високосному году, и правление любого президента начинается там в годы Петуха, Быка и Змеи. Впрочем, самые крутые переломы: 1789 (Вашингтон), 1861 (Линкольн), 1933 (Рузвельт),- происходили все-таки в годы Петуха.

В общем-то, само понятие революции довольно таки свежее. В основном, говорят о революциях последних трех веков, а в более ранние времена речь шла всего лишь о переворотах, заговорах. Если погрузиться в историю заговоров, то тут можно окончательно утонуть. Однако пару-тройку случаев вспомнить можно. Например, знаменитая расправа с Цезарем ("И ты, Брут!") происходила в 44 году до н.э. (год Быка). В 1649 году англичане казнили Карла I (год Быка). В 1793 году французы казнили Людовика XVI и Марию-Антуанетту (год Быка).

Разумеется, все эти даты ничего не доказывали, ибо вся их совокупность - песчинка в бесконечной череде дат, подлежащих зубрежке бедными студентами (и студентками) исторических факультетов. Однако не навести на рассуждения эти даты не могли. В конце концов, поверхностный взгляд имеет свои преимущества, ибо позволяет уцепиться действительно за главные события истории. Профессиональный же историк знает слишком много дат, в том числе и революционных, а потому за деревьями может не увидеть леса.

Таким образом, в 1989 году (год Змеи) начинающему гороскописту предстояло подумать над тем, почему большинство известных ему революций, переворотов, знаменательных дат приходятся именно на годы Быка, Змеи и Петуха.

Год принятия решений

Удивительно, но первыми двумя элементами собственно структурного гороскопа были две сложнейшие по своему строению структуры. Первая - т. н. структура векторного кольца (о ней пока умолчим), которая вообще ни на что не похожа и по сей день остается достойной скорее страшного сна, чем красивой теории. Вторая же структура, т.н. идеологическая структура, хотя по внешнему виду и была достаточно симметрична (4-летняя периодичность), оказалась структурой с двойным дном.

Так вот, выяснилось, что три знака - Петух, Бык, Змея - имеют мужскую и женскую трактовки. В женском варианте эти три знака - обладатели сильнейшей воли и реальные претенденты на власть. А вот мужчины этих трех знаков - правители довольно средние, если не сказать посредственные, зато уж воины (в том числе и полководцы) самого высочайшего класса.

8 марта 1990 "МП", "Когда рождаются царицы".

"Все гениально или просто удачно правившие женщины родились в годы так называемой женской воли - Змеи, Быка и Петуха, идущие сразу после високосных. (Для мужчин годами воли являются годы Лошади, Собаки и Тигра).

Со времен княгини Ольги, прославленной своим мощным и суровым правлением, русские женщины к власти не попадали, да и не могли попасть, поскольку по обычаю власть передавалась по мужской линии.

Но вот после смерти царя Федора Алексеевича на политическом небосклоне появилась царевна Софья Алексеевна, родившаяся в год Петуха (1657), тот самый год женской воли. И сразу мужчинам пришлось почувствовать жесткость женской политической конкуренции.

В отличие от своих братьев Федора Алексеевича и Ивана Алексеевича, Софья не стала марионеткой в игре политиков. Прекрасно образованная, умная, энергичная, честолюбивая женщина не смирилась с уготованной ей судьбой. В сложной политической обстановке она возглавила партию Милославских. После стрелецкого бунта, приведшего к полному поражению партии Нарышкиных, Софья становится правительницей при малолетних царях Иване и Петре. Правление Софьи длилось 7 лет. Оно отличалось мягкостью, что является признаком сильного правителя. Удачной признается и внешняя политика Софьи. Увы, объективные обстоятельства были не за Софью - совершеннолетие Петра лишало ее власти.

По завещанию Екатерины I престол должен был перейти к Анне Петровне, но Тайный Совет не без умысла возвел на престол бездетную и лишенную политического веса вдову герцога Курляндского Анну Иоанновну (1693-1740). 0т нее не ждали противодействия и сразу поставили вопрос об ограничении власти. Анна подписала ограничительные пункты и стала императрицей.

Но политический гороскоп Анны был благоприятен. Она родилась в год Петуха и, хотя не блистала особыми талантами, имела твердую политическую волю. Не прошло и месяца со дня приезда в Москву, как Анна разорвала свои ограничительные пункты и "учинилась в суверенстве". Верховный Тайный Совет потерял всякую власть...

Дочь Петра I, родившаяся в год Быка, Елизавета Петровна (1709-1762), безусловно, имела большие способности к власти. Но дано ли человеку отдавать себе отчет во всех своих способностях? Длительное время она не стремилась царствовать, во многом взять власть ее заставили обстоятельства. Но в течение 20 лет власти она укрепила стабильность и порядок, стимулировала развитие государства.

Что же касается следующей императрицы - Екатерины II Великой (1729-1796), то о ней можно уверенно сказать, что она была политическим гением, а период ее правления стал золотым веком России. Родилась она, как и царевна Софья, в год Петуха. При Екатерине II Россия пережила подъем в науке, культуре, здравоохранении, образовании.

И европейская история подтверждает положение о годах женской воли. Например, Елизавета I, 45 лет правившая Англией, родилась в год Змеи. Королева Дании, Норвегии и Швеции Маргарита Датская также родилась в год Змеи.

Современность ничего не изменила в гороскопе женской власти. Великая дочь индийского народа Индира Ганди родилась в год Змеи - 1917. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер - в год Быка, 1925-й, Корасон Акино - в год Петуха, 1933, Беназир Бхутто - 1953-й, год Змеи...

9 мая 1990, "МП", "Когда рождаются полководцы".

Год Быка подарил всемирно известных полководцев: Александра Македонского (356 год до н.э.), М. Кутузова (1745), Наполеона (1769), генералиссимуса А. Меншикова (1673), генерала А. Брусилова (1853).

Не менее знамениты полководцы года Змеи. Но у них уже большая склонность к теории: Румянцев-3адунайский (1725), Барклай де Толли (1761), крупный теоретик Альфред фон Шлиффен (1833), М. Тухачевский (1893).

И все-таки сравниться с полководцами года Петуха Змее и Быку трудно, ведь в год Петуха родились такие выдающиеся военачальники, как А. Суворов (1729), А. Ермолов (1777), П. Багратион (1765) и М. Фрунзе (1685).

Ну и, конечно, сильнейшим из аргументов в пользу именно знака Петуха является великолепная пятерка полководцев-победителей в Великой Отечественной войне: маршалы Говоров, Конев, Мерецков, Соколовский, Баграмян, все родившиеся в 1897 году. Нельзя не вспомнить и командиров, прославившихся в Гражданскую. Командармы Алкснис, Вацетис, Федько родились в год Петуха; Белов, Седякин, Великанов, Каменев, Халепский в год Змеи; Дыбенко - в год Быка. Особняком стоят Уборевич, Якир и Дубовой, родившиеся в год Обезьяны.

Полководцы, родившиеся в год Обезьяны, имеют самую высокую скорость мышления после Петуха (третье место у Козы), что очень важно на войне. Наконец, они обладают практическим мышлением, которое и вывело в лидеры полководцев года Петуха.

Великая Отечественная так же, как и Гражданская война, прославила полководцев года Обезьяны - Жукова и Рокоссовского. Но надо сказать, что среди полководцев, родившихся в этот год, встречаются неудачники, в то время как ошибавшихся полководцев года Петуха просто нет в истории...

ххх

Таким образом, предлагались на выбор два варианта: связать революционность Петуха, Змеи и Быка с женской волей и властностью, либо с мужской боевитостью и военным гением. Оба варианта казались очень сомнительными. Однако второй, как выяснилось, все же выводил на истинный путь.

Итак: официальная версия структурного гороскопа. Человек одновременно пользуется как путеводителем сразу тремя знаками. Один знак - свой родной, полученный еще при рождении, наиболее мощный, поскольку самый долгоиграющий. Второй знак возрастной - он приходит на время одного возраста: скажем, от 17 до 24 это Крыса, а от 24 до 31 уже Кабан. Этот знак влияет на поведение человека скромнее, ведь он временный гость в жизни человека. Наконец, третий - это знак, овладевающий человеком лишь на 365 дней, знак текущего года. Легко понять сколь мизерно влияние третьего знака на личность человека.

Однако тут теория делает простенькое, но многозначительное движение влияние третьего знака хоть и микроскопически мало, но зато едино для всего человечества. Таким образом, суммарная мощь третьего знака на порядок выше мощи первого или второго знака. И действительно, разнобой пожизненных и возрастных знаков сводит их силу на нет. Синхронизация же ежегодных знаков приводит к могучему резонансу, делает человечество единым организмом, позволяет ему прожить некую единую общую жизнь.

Однако идея о гороскопическом колебании человечества в 12-летней волне еще ничего не дает. Необходимо было найти потенциальные точки разрыва, точки потенциального начала. Восточное убеждение, что первым является год Крысы, стоит не дорого. (Скажем, внутри года человечество искало первый день много веков. До сих пор одни предпочитают считать первым днем года 1 сентября, другие 1 марта или 13 января и т.д.)

Поскольку на большом подозрении находились три из 12 знаков (Петух, Бык, Змея), то естественно было все же обратиться к идеологической структуре, выделяющей эти три знака в единую группу.

Так вот: тип мышления, делающий мужчин прекрасными воинами и даже полководцами, делает в другой ситуации мужчин писателями-фантастами или мультипликаторами, архитекторами или сказочниками. При этом в любой сфере своего творчества полководцы, мультипликаторы или архитекторы этих знаков стремятся создать логически непротиворечивую конструкцию, в которой все элементы связаны в друг с другом законами формальной логики. Оказалось, что военное сражение, научно-фантастическое произведение, архитектурное сооружение или мультфильм подчиняются одним и тем же законам, основанным на распределении во времени и пространстве неких достаточно абстрактных элементов.

Другим аспектом абстрактно-логического типа мышления является способность к генерированию принципиально новых идей, желание эти идеи генерировать, в определенном смысле ненависть к повтору, к репродукции. Недаром именно в архитектуре, как и военном деле (что уж говорить об анимации и научной фантастике) всегда так важны новации и так опасна опора на былой опыт. Тысячи лет человечество воюет, но никогда не останавливается в развитии военной техники (а потому и тактики и стратегии). То же самое с архитектурой, которая никогда не возвращается на круги своя, ибо всегда вбирает в себя все достижения технологии, всегда ищет новых материалов. Одновременно с этим существуют сферы, в которых почти ничего не меняется, например, политика, любовь. Есть сферы, такие как медицина, в которых движение идет по какому-то заколдованному кругу, то продвигаясь по пути технического прогресса, то откатываясь назад к дедовским методам врачевания.

Таким образом, можно без всяких сомнений представить, что в годы Быка, Змеи и Петуха все мы становимся архитекторами (будущего), фантастами, все генерируем новые идеи, все становимся революционерами. Если какие-то из идей становятся общими для достаточно большого количества людей, если некая идея действительно овладевает массами, то механизм революции становится более понятен.

На сегодняшний день наиболее точной представляется схема, по которой в революционном году принимается не одно, а множество решений, однако каждое следующее решение как бы отменяет предыдущее. Таким образом, в силу вступают не все решения революционных лет, а лишь те, что приняты последними. Как пример можно вспомнить все тот же 1917 год, когда чуть ли не каждый месяц года приносил новое решение, приводил к власти все новых людей. Однако исторически осуществляться стало лишь последнее решение 1917 года: у власти удержались те, кто победил в последней революции года.

Идеологическая структура

Означенная структура разделяет 12 знаков на четыре тройки по очень простому арифметическому признаку: в одну тройку входят знаки отстоящие друг от друга на четыре года. Кроме уже названной послевисокосной тройки (Петух, Змея, Бык) есть еще противовисокосная тройка (Собака, Лошадь, Тигр), предвисокосная тройка (Кабан, Коза, Кот) и, наконец, високосная тройка (Крыса, Обезьяна, Дракон).

По своему информационному весу эта структура наиболее значительна. На ее основе построен брачный гороскоп, общая теория творчества. Эта же структура выводит на общие представления о времени, о механизме познания, механизме мышления и т.д. В данном контексте нас в первую очередь должно интересовать удивительное сходство четырех идеологических стихий с уже упомянутыми стихиями годовых и суточных сезонов.

Четыре идеологические стихии - это стихии логики, воли, реализма и любви. Структурному гороскопу удалось открыть их в самом началe своего пути. Причем самого факта открытия как бы и не было. Просто было известно, что эти стихии существуют, и следует только дать им названия.

Петух, Змея, Бык - это логики, их дело воевать, фантазировать, создавать проекты, а главное, принимать решения. Последнее свойство имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная сторона - это способность всегда что-то придумать. Отрицательная сторона - это неспособность проверять свои решения на реалистичность, неспособность придерживаться одного решения долгое время. В полководческом деле нелюбовь к старому решению очень выгодна: легче побеждать новым способом. А вот в политике, напротив, всегда более ценится приверженность сказанному когда-то слову, начатому когда-то делу. Тут мы плавно переходим к следующей стихии, как раз и предназначенной для реализации решений.

Собака, Лошадь, Тигр - волевые знаки, призванные организовывать долгие дела, принимать очень небольшое количество решений, но неспособные изменить своим решениям. Немудрено, что именно волевые знаки дали самых лучших политиков, самых прославленных правителей. А вот полководцев этих трех знаков очень мало: не хватает способностей к формализации, не хватает фантазии, в конце концов.

Очень важно помнить, что год Собаки наступает за годом Петуха, а год Лошади следует за годом Змеи. Соответственно, за годом Быка следует год Тигра. Таким образом, каждый раз за годом принятия решения следует год осуществления решения, ибо стихия волевых знаков склоняет именно к осуществлению решений.

Мужские знаки Кабан, Коза, Кот, в противоположность логикам, не блещут фантазией, а если и принимают решения, то вскоре выясняется, что это решение уже предложено кем-то другим. Одним словом, у т.н. реалистов нет ни желания, ни способностей самим изобретать велосипед. Зато уж чужие идеи они вполне способны переосмыслить, переоценить, проверить их на жизненность, обобщить, слить воедино. Это знаки хорошего вкуса, богатой памяти, способности сравнивать, давать реальную оценку. Названий много: реалисты, завершители, интуиты и т.д. Из реальных профессиональных сфер обычно говорится о сфере сыска, где нет нужды в новых идеях. Напротив, как говаривал Жеглов, все держится на сходстве обстоятельств.

Таким образом, после года осуществления следует год подведения итогов, год обобщения, год сбора урожая. Казалось бы, для целого года это не слишком богатая программа: уж больно пассивное действо она предлагает. Однако на самом деле, как это уже было с сезонными стихиями, год подведения итогов намного более резкий, быстрый и неожиданный. Связано это с тем, что структура года предполагает некое провоцирование на необоснованные решения. Отсюда название этих годов - годы псевдорешений.

Четвертой стихией в идеологической структуре является структура любви, мистики, сновидений. Эту стихию представляют знаки Крысы, Обезьяны и Дракона. Понять эту стихию не так уж легко, ибо в наших представлениях познание мира всегда связывалось либо с логикой, либо с интуицией ("опыт сын ошибок трудных", он же реализм). Мистический же способ постижения мира связан одновременно с пренебрежением к чужому и даже собственному опыту, а также с недоверием к любому теоретизированию, то бишь логическим методам. Мистическое, оно же эмпирическое, познание сродни ощупыванию слепым человеком предметов в комнате. Вроде бы щупал тысячу раз, а лучше пощупать в 1001 раз: вдруг что-то новое появилось.

Сама собой напрашивается аналогия с действием сна, зимы, просто отдыха. Аналогии эти оправдаются. Однако имеет право на жизнь и мысль о том, что в високосные годы (а это именно они) идет процесс мистического регулирования мира, регулирования, не связанного с волей человека. В дальнейшем еще не раз придется убедиться, что мистические годы богаты на революционные переломы почти так же, как и годы истинных революций, годы принятия решений.

Теперь сопоставим уже исследованные нами четырехтактные сезонные процессы с четырехлетним циклом, рожденным идеологической структурой.

Утро. Весна. Год принятия решения (годы Петуха, Быка, Змеи). Любое утро несет в себе революционный элемент. Мы пробуждаемся ото сна. Первым делом восстанавливаем ориентацию в пространстве и времени, потом пытаемся определить свое самочувствие. В определенном смысле мы ощущаем себя новорожденными. В такие моменты очень трудно продлить прерванные размышления, прерванные дела. Все приходится как бы начинать заново. Для кого-то утро - это мука, для кого-то счастье. Но в любом случае это начало, прыжок в неизведанное. Прыжок всегда очень смелый, ибо просыпаться страшно, а продлевать сон постыдно.

То же самое можно говорить о весне. Холодно, голодно, организм, привычный к теплу, разнеженный зимним бездельем, не хочет ни в лес, ни в поле. Всюду сходит снег, обнажая грязь и тлен. Иллюзии, порождаемые снежными пространствами, исчезают. Оказывается, что мир далек от белизны и чистоты, он грязен и гол. Во всем беспомощность и беззащитность. Безрадостная картина. Однако весна - не время уныния, солнце своим продвижением вверх зовет к свершениям. Мы встаем, стряхиваем с себя сонную одурь зимы и принимаемся за работу. Все убрать, подготовить землю, продумать сотни дел, а главное - включить в своем организме все резервные системы, взбодриться, расправить крылья...

В революционный год солнце не становится выше, ничего особенного не происходит с природой. Откуда же берется в эти годы пафос пробуждения, пафос обновления мира? Все оттуда же, от гороскопа. Год Петуха, Быка или Змеи наполняет нас всех новыми идеями. Человеческое общество тихо и незаметно начинает резонировать. Все мы как бы движемся в одной частоте, каждое движение вызывает всеобщее сочувствие, единство растет, как снежный вал. Те, кто знаком с резонансными явлениями, знает, что главное в них единая частота колебания. Ну, а если долгое время нет выхода энергии, то не избежать революционного взрыва. Допустим, снег не таял бы весь март и весь апрель. Представляете, что бы творилось в мае? Так же и революционный год: чем сильнее синхронизация народа, чем сильнее препятствия новым идеям, тем мощнее революция. Таким образом, есть лишь одно принципиальное отличие. В суточном и годовом пробуждении источник энергии и синхронизатор внешний (солнце). В четырехлетнем цикле источник энергии и синхронизатор находится как бы внутри общества.

День. Лето. Годы осуществления решений (годы Собаки, Тигра, Лошади). Революционные преобразования завершены, надо делать дело. Человек выходит на максимум своих способностей, мышцы разогреты, с мозга сошла сонная одурь, усталости еще нет, ничего в этот момент не должно мешать работе. Главное - это отсечь сомнения в правильности утреннего выбора, иначе день просто развалится.

Лето по своей идеологической направленности аналогично времени дневной маяты. Никаких сомнений, никаких колебаний, никаких новостей... Все посеяно, все поставлено на поток, необходимо лишь последовательно поддерживать начатые весной процессы. Максимума достигает физическая форма человека, пища полна витаминов. Солнечные ванны, водные процедуры, прогулки на свежем воздухе - все это выводит организм на уровень максимальных оборотов.

Совершенно понятно, о чем пойдет речь при описании годов Лошади, Собаки и Тигра. Все решения приняты, направления определены, энергетика накручена. Остается, закусив удила, броситься в работу, дела. Впрочем, лозунг "И вечный бой, покой нам только снится" не означает, что год будет состоять из боев и стычек. Напротив, всеобщая занятость своими собственными делами приводит к тому, что годы эти проходят относительно спокойно, более напоминая подготовку к бою, чем сам бой. Противники захватывают пространство, прежде чем вцепиться друг в друга. В этом смысле волевые годы очень похожи на лето. Никаких битв за урожай, никаких боев за посевную: все должно быть размеренно и планомерно. Лето - это долгое время. Точно так же и волевые годы - тягучее, долгое время.

Вечер. Осень. Годы псевдорешений (годы Кота, Козы и Кабана). Третья фаза - предел мечтаний человека. Дело сделано, приходит время сбора урожая, подсчета цыплят и прочих приятных процедур. Именно осенью, собственно говоря, плодотворность деятельности того или другого человека становится видной всему обществу. Весна и лето в этом смысле не дают общедоступной информации. В таком же смысле можно говорить и о вечере, когда столь приятно за кружкой чая или рюмкой водки подвести итоги прошедшего дня, обсудить свершенное за день с женой, другом, сыном, матерью, или поболтать по телефону, если живешь один.

Именно осень или вечер погружают нас в истинную стихию рынка, когда на выбор предлагается все, что только может быть. Осень - пора свадеб и пиршеств, вечер - время, когда можно с удовольствием и не торопясь выпить и закусить, перепробовав все что можно. Вечер - время пересчитывать дневную выручку. Так же и осень - время подсчитывать барыши. Все это удивительно точно соответствует стихии реалистических, завершительских, финансовых знаков (Кот, Коза, Кабан).

Соответственно, стихия реализма несет в себе множество вечерних и осенних черт. Тут и тяга к использованию чужих идей, стремление все довести до товарного вида, все подсчитать, все поставить на свое место и т.д. Весна всегда щедра на идеи, на семена. Осень всегда жадна, ибо ей все нужно собрать, аккуратно уложить, дабы на всю зиму хватило. Так же и в годы Кота, Козы, Кабана: источник идей иссякает, и начинает человек, общество, государство собирать последние ресурсы, начинает экономить.

Феномен псевдорешений, псевдореволюций можно объяснить все теми же аналогиями с вечерним временем. Сидим вечером, подводим итоги, обсуждаем сделанное за день. Ну, как тут удержаться и не начать строить планы на будущий год. Планы обычно прожектерские... Вечер располагает к грандиозным проектам: сумерки, гудящие мышцы, плотный ужин, а то и 150 грамм, гуляющих по крови. Однако решения, принятые вечером, не имеют реальной силы, ибо, проснувшись утром, трезвой головой все передумываешь обратно, вспоминая о вечерних проектах со смехом (утро вечера мудренее). То же самое с осенью. Покидая свою фазенду, чего только не запланируешь на следующий год. Увы, зима все сотрет, и весной все будет по-другому.

Переходя к четвертому действию, стоит несколько притормозить и разобраться с ним повнимательнее. Ночь, так же как и зима, кажутся самыми бесхитростными периодами. Казалось бы, чего там мудрить. Ночью надо спать, зимой надо зимовать, никакого особенного умения тут нет. Для успешной зимовки все заготовлено осенью - дрова, продукты, теплая одежда. Для успешной ночевки тоже все заготавливается с вечера - постель, сытый желудок, тишина. В определенном смысле можно даже посетовать на бессмысленность зимы или ночи. Многие утверждают, что им жалко тратить свое время на сон. Другие с завистью говорят о тех краях, где не бывает зимы, и круглый год все вокруг зелено, цветет и плодоносит. Между тем, в существовании четвертой фазы заложен глубочайший смысл, и смысл этот во многом еще не уяснен нами.

Уже достаточно давно установлено, что мозг во сне не отдыхает, а работает. Причем работа его довольно интенсивна. Мы видим сны, информационная насыщенность которых иногда поразительна: по фантастичности сюжетов, по фантасмагоричности зрелищ сны подчас многократно превосходят возможности обыденного воображения. В чем смысл этой интенсивнейшей работы мозга?

Теперь о деревьях, кустах, птичках божьих, тварях лесных и прочей живности. Нужна ли им зима? Какой смысл яблоне в зимних морозах, пурге и снеге? Неужели тоже для отдыха от беспрерывной суеты весенне-летне-осенних дел? Оказалось, что и здесь не все так просто. Оказалось, что и зимой идут процессы, очень нужные растительному и животному миру. Только вот направление этих процессов не поступательное, а как бы возвратное. В определенном смысле можно сказать, что дерево растет в обратную сторону. Последовательное понижение температуры вытесняет жидкую фазу из веток в ствол, из ствола в корень.

Не так ли и мозг человека ночью работает в обратную сторону, последовательно стирая накопленную за день информацию, разгружая переполненные активные зоны мозга, уничтожая шелуху, сортируя важные мысли по разделам и отсекам? Если это так, то становится понятной его ночная активность. Понятна и абсурдность сновидений: ведь причинно-следственная связь при обратном мыслительном процессе разрушается, логика становится антилогикой, подобной логике персонажей "Алисы в стране чудес".

Сложнее в ряду аналогий представить значение високосных годов. Опять же легче всего было бы сказать, что годы Обезьяны, Крысы и Дракона - это годы отдыха, фестивалей, гуляний, любви, забвения и чудес. Однако не стоит отдыху отдавать такие огромные территории, как все ночи, все зимы и все високосные годы. Работа продолжается. Другое дело, что работа эта достаточно странная.

Три года процесс идет в определенном направлении. Три года человек, коллектив, государство и даже все человечество осуществляет трехактное действо: решение-осуществление-подведение итогов. Если действо было успешным, то на четвертый год ничего не остается делать по выбранному направлению, необходимо готовиться к принятию следующего решения, к следующему четырехлетнему циклу. Следующее же решение должно приниматься на пустом месте, на свежую, а стало быть, пустую голову.

Так вот, работа високосного года грандиозна, но работа эта идет по расчистке территории, то есть в обратном направлении. Все, что делалось три года подряд, должно быть опровергнуто, отринуто, отодвинуто. Деятельность должна принять тормозящий характер. Тут можно привести много аналогий, простейшая из которых - это подготовка к очень крутому повороту. Другая аналогия - собирание вещей перед переездом на новую квартиру. Абсурднейшее, между прочим, занятие, вскрывающее многие странности нашей жизни, вытаскивающее давно потерянные предметы, вызывающее к жизни очень странные идеи. В этой аналогии очень важен тот момент, что работа эта - реальная и достаточно тяжелая, но как бы бессмысленная с точки зрения созидательной логики.

Одновременно с разбором информационных завалов, общей обращенностью в прошлое, происходит непроизвольное постижение будущего, причем происходит оно неким мистическим путем. Синхронно у всего человечества происходит торможение сознания, подобное торможению ночи. Ну, а приторможенное сознание, будь то сознание спящего человека, шамана, объевшегося мухоморами, или человека, родившегося в високосном году, непременно видит какие-то странные картинки, которые невозможно объяснить обыденной логикой, невозможно постигнуть здравым смыслом, зато можно бесконечно трактовать. Отсюда возникает удивительная тема вещих снов истории - загадочных явлений, происходящих в високосные годы и, как навязчивые сны, как маниакальные идеи, застревающих в сознании народа, в сознании человечества.

Таким образом, в арсенал арифметики истории входит всего четыре действия: революция (годы Петуха, Быка и Змеи), силовое давление (годы Собаки, Тигра, Лошади), псевдорешение, проявление картинки (годы Кабана, Кота и Козы) и, наконец, вещие сны истории (годы Крысы, Дракона, Обезьяны). Достаточно один раз понять, смысл этих арифметических действий, чтобы все мировые даты разделить на четыре сорта и оценить их реальное значение. Это направление достаточно перспективно и вполне самостоятельно, хотя в дальнейшем выяснится, что наиболее ценную информацию можно получить, сочетая этот метод постижения истории с другими методами.

Пока же стоит сказать, что самостоятельными темами стали наравне с темой революции еще и темы псвевдореволюций и вещих снов истории. (Тема годов силового давления как-то пока не вызрела). Когда-нибудь в будущем мне, а может, и кому-то другому, удастся создать полный список псевдорешений (история ошибок), а также полный список вещих снов истории. Ну а пока - чем богаты...

Годы псевдорешений

Скромная заметка "Годы псевдорешений" появилась в печати в сентябре 1991 года, сразу после широко известных августовских событий. История делалась на глазах, а отнюдь не в воспаленном мозгу теоретика.

Итак...

26 сентября 1991, "МП", "Год псевдорешений"

"Все великие революции, исторические повороты, начала новых эпох совершаются в годы Петуха, Быка и Змеи... Однако в промежутках между этими годами жизнь не останавливается, все идет своим чередом... Очень важным положением исторического гороскопа является положение о псевдорешениях. Кот, Коза и Кабан - знаки завершительские. Они своим мыслям, как правило, не доверяют, пользуются мыслями чужими, доводя их до блеска и совершенства. Это делает годы Кота, Козы и Кабана годами псевдорешений. Таким образом, псевдорешения - либо повтор случившегося два года тому назад, либо попытка отменить истинное решение. Правда, всегда неудачная. Либо удачная временно.

Если настоящие решения порождают большую историю, то псевдорешения так же рождают историю, историю ошибок и заблуждений, иногда настолько ярких и поучительных, что псевдоистория становится более известной, чем история большая.

Под влиянием Октябрьской революции 1917 года в 1919 году была провозглашена Венгерская советская республика. Увы, это оказалось типичным псевдорешением, ведь 1919 год был годом Козы, и в нем революцию делать было совершенно бесполезно. За несколько месяцев революция (точнее, псевдореволюция) была подавлена. Аналогична судьба Парижской Коммуны 1871 года (год Козы), названной у нас первой пролетарской революцией: она еле-еле протянула пару месяцев.

Новое строение Европы, установленное в 1813 году (год Петуха), на долгие годы утвердило порядок на этом континенте. Но этого не понимал Наполеон, родившийся в год Быка, а потому способный принимать решения в любом году. Его решения 1815 года (год Кабана) породили всего лишь "сто дней", закончившихся разгромом при Ватерлоо.

Россия, творящая историю с очень большой амплитудой, редко выдает псевдорешения, но когда такое случается, позорность таких решений становится очевидной.

Примером может служить пакт Молотова-Риббентропа 1939 года (год Кота). Все в этом решении шло против хода истории: и насильственное присоединение к СССР прибалтийских государств, и раздел Польши, и ослабление западных границ. Ну, а главное - войну с Германией этот договор не отсрочил, а лишь ускорил.

Навсегда позором останется недавнее псевдорешение 1991 года августовский путч партократии и военно-промышленного комплекса. Но Россия уже набрала ход, и потому вместо "ста дней", выпавших Наполеону, советским Быкам - Павлову, Янаеву, Шеину, Пуго, Калинину и прочим - дано было всего три дня...

Но, отменив собственным мужеством главное псевдорешение года, люди не должны забивать, что текущий год полон и других псевдорешений и потому рождает вредные иллюзии.

Часть их - всего лишь слепок с революционных решений 1989 года. Совершенно ясно, что победа Ельцина на выборах Президента России - это слепок победы в Москве в марте 1989 года. Развал КПСС - следствие отказа этой партии от тотального контроля, дублирования функций всех ветвей власти в 1989 году.

Крушение восточноевропейского социалистического блока в 1989 году дало в 1991 году документальное разрушение ОВД и СЭВ, хотя, по сути, это случилось два года назад.

Широко рекламировался в начале года как решение на долгие лета референдум по сохранению Союза. Однако не прошло и года, как Союз распался. Впрочем, намерение расформировать СССР есть также псевдорешение: республикам придется собираться вновь...

ххх

Несмотря на очевидные достоинства псевдореволюционной темы, дело как-то не пошло. Все-таки есть в поиске исторических ошибок нечто фальшивое и неискреннее, эдакое паразитирование на промахах титанов. Главное же, конечно, в том, что феномен псевдореволюций очень мало помогает для определения магистральных исторических путей. Третья причина заключается в том, что общее количество серьезных исторических событий в годы псевдорешений не так уж и велико.

Делая краткий обзор событий XX века, можно, например, вспомнить множество событий 1919 года: образование Лиги Наций, провозглашение Веймарской республики в Германии, создание Муссолини фашистского движения в Италии, провозглашение Финляндии республикой. Веймарская республика прожила 14 лет, и все эти годы отмечены нестабильностью и неуверенностью. Главное же в том, что образование этой республики связано слишком очевидно как с событиями 1918 года (Германия), так и с событиями 1917 года (Россия). Провозглашение Финляндии республикой есть следствие независимости, объявленной в 1917 году. Типичной псевдоидеей оказался и итальянский фашизм, единственное значение которого состояло в подготовке фашизма немецкого, впрочем, и подготовке-то очень условной. Неудачным стоит признать и образование Лиги Нации, в которую главные участники мировых процессов, как правило, не входили. СССР состоял в Лиге с 1934 по 1939. Ушли из Лиги Германия, Япония, Италия, Бразилия. Ну, а главное, не была выполнена основная задача Лиги Наций: не был сохранен мир; напротив, разгорелась страшнейшая война. Совсем другое дело, скажем, ООН (1945), ЕЭС (1957), НАТО (1949) - все в годы принятия истинных решений.

В 1923 году случается неудачный мятеж нацистов в Германии. Комментарии, как говорится, излишни. В 1931 году японцы оккупируют Манчжурию, создав там марионеточное государство, просуществовавшее до принятия истинного решения в 1945 году. В том же 1931 году сформировалась республиканская Испания, жизнь которой была еще скоротечней.

В 1947 году ООН ликвидировала английский мандат и разделила Палестину на еврейское и арабское государства. Плоды этого псевдорешения можно было пожинать уже через год: началась война. Впрочем, истинного решения нет и до сих пор. В том же 1947 году независимость обретает Индия и также разделяется на два государства: Индию и Пакистан, что так же моментально приводит к войне. Причем и этот конфликт до сих пор остается самым горячим.

В 1955 организован Варшавский договор. Типичное псевдорешение по созданию псевдоединой организации. Как показала история, организация была очень слабой, да и прожила недолго, не столько объединив страны-участницы, сколько надолго рассорив их с Россией (СССР).

Легко увидеть даты псевдорешений в развитии космонавтики, особенно на фоне истинных решений. В 1961 году летит первый человек, в 1963 (псевдорешение) - первая женщина. В 1965 году Леонов выходит в открытый космос, в 1967 году (псевдорешение) Комаров погибает в Союзе-1. Неудачи постигают Союз-11 в 1971 году, Союз-33 в 1979 году и Союз-Т-8 в 1983 году и т.д.

Разумеется, примеров могло бы быть много больше. Важнее другое: насколько псевдорешения опасны для человечества, государства? Действительно ли псевдорешения - это ошибки определенных политиков, определенных государств? Или псевдорешение - это один из элементов исторической игры, заранее предрешенный акт бесплодного маневрирования, маскирующего главные действия, отвлекающий от главных героев истории? Тут есть над чем подумать. Быть может, в Арифметике истории еще появится метод исторических меток, показывающий особенность исторического периода, изобилующего псевдорешениями либо вещими снами истории и т.д.

Пока же рассмотрим явления четырехлетнего сверхгода по отдельности, во всех его частях, самой парадоксальной и завлекательной из которых является последняя, четвертая часть - високосный год.

P. S.

Последним на момент издания книги годом псевдорешений был 1999 год. Этот год продемонстрировал весь спектр псевдорешительных моделей.

Балканский кризис в начале года выказывал буйный нрав и грозил то началом третьей мировой войны, то полным уничтожением Югославии, как суверенного государства. А в результате не получилось ни того, ни другого. Наши боевые корабли так и не ввязались в бой, а американские вояки так и не начали сухопутную операцию. Псевдорешениями оказались и итоги конфликта: Косово остается в составе Югославии, но никакого присутствия югославских властей в Косово нет. Совершенно ясно, что данное решение никакого исторического значения иметь не будет, и проблему придется решать снова.

Совсем другое дело конфликт в Чечне. Тут работала классическая схема для годов псевдорешений: побеждает тот, кто спровоцировал противника на атаку, а сам нанес ответный удар. Боевики совершили нападение на Дагестан, взорвали жилые дома в Москве, Волгодонске, Буйнакске, чем вызвали активную и удачную контроперацию. Кстати, сразу же по окончании года псевдорешений (30.12.1999) скорость продвижения наших войск значительно упала.

Кроме того, операция в Чечне не имеет самостоятельного значения, ибо, безусловно, продолжает дело первой чеченской кампании. Идеальным временем для принятия окончательного политического решения по Чечне будет 2001 год, год истинных политических решений.

К псевдорешениям 1999 года, безусловно, относятся все предвыборные манипуляции. Речь, конечно же, не только о бесконечных обвинениях и войне компроматов, но и о таком могучем и тяжеловесном явлении, как создание партий, движений, объединений. Огромная страна порождает двух предвыборных монстров: "Отечество - Вся Россия" и "Единство". Весь год эти монстры сражаются между собой, растрачивая миллионы долларов. Но как только год заканчивается, сразу же выясняется, что ни в том движении, ни в этом нет не только никаких политических идей, но и реального единства.

Гибель ждет и все другие решения 99 года, скажем, борьбу Европы с Россией.

Вещие сны истории

По поводу вещих снов истории было написано три работы, одна из которых (доклад на конференции по сновидениям) утеряна. Наиболее полной остается публикация в "Оракуле" в преддверии 1996 года (менее полна работа в "МП" 1992 года).

Ноябрь 1995, "Оракул", "Год забвения"

Перефразируя Михаила Булгакова, мы могли бы сказать, что наша жизнь складывалась так, что к необыкновенным явлениям мы не привыкли. Разговоров о привидениях, инопланетянах и барабашках очень много, но в лучшем случае все это существует в чьей-то личной жизни. А жизнь общества по-прежнему течет в русле событий, вполне реальных и даже обыденных.

Тем не менее, структурный гороскоп, который я представляю, утверждает, что мистическим явлениям есть место в жизни, и место это не столь уж мало. Впрочем, структурный гороскоп не собирается разоблачать мистические явления, не пытается понять их механику и найти им разумное объяснение. Мистические явления требуют совсем другого подхода...

Они подчинены жестко очерченным границам, через которые им перейти не дано. Границы эти обычно прочерчены во времени и пространстве. Всесильная ночью, булгаковская нечисть исчезает с первым криком петуха. Хома Брут чертит вокруг себя замкнутую окружность и спасается от гоголевской нечисти. Достаточно ввести формальное правило, чтобы оградить себя от нечистого. Хоме самое главное не оглянуться, не посмотреть на Вия. Кому-то другому достаточно перекреститься... Во всем этом есть глубокий смысл, ибо любое мистическое явление, если ему не поставить границы, моментально пожирает все на своем пути. Пока огонь бьется в тесной печурке, он нам не страшен и даже полезен. Но дайте ему волю - и он сожжет дом, лес, город... Любовь благотворна в 17-18 лет, но если она горит в сердце всю жизнь, то человек теряет голову, становится безумен и творит если не зло, то глупости. Сновидения, галлюцинации нужны для отдыха мозга, для его очистки. Но если они занимают все пространство жизни, то приходит беда. Поэтому наша задача при столкновении с мистическими явлениями, будь то любовь, огонь, сновидения, привидения и тому подобное, всегда четко определять границы того, что мы позволяем мистике. Ни нам лезть в огонь, ни пропускать огонь в себя нельзя. Мы должны лишь наблюдать друг друга с ужасом или восторгом. Если же тени перейдут в атаку, то подобно героям Шварца, нужно воскликнуть: "Тень, знай свое место!"

Для того чтобы представить себе место мистики в нашей жизни, легче всего обратиться к схеме обычного дня. Три фазы дня посвящены единому процессу: утром мы планируем, начинаем свою работу; днем планировать уже поздно, работа кипит; вечером мы подводим итоги, переживаем удачи и неудачи прожитого дня... Но вот сгущается тьма. Прослушав последние итоговые информационные выпуски, мы выключаем телевизоры, гасим свет, закрываем глаза и... уходим в иной мир.

Кто посмеет утверждать, что является хозяином своего сна, властелином своих сновидений? В лучшем случае можно любить свои сны, знать самые популярные сюжеты... Очень немногим людям удается извлечь из сна какую-то достоверную информацию, хотя и им я не рекомендовал бы этой информацией пользоваться, как говорится, официально. Это пример самого мощного, ежедневного и всеобщего вторжения мистики в наш мир.

Не стоит переоценивать значение снов, но и недооценивать их нельзя: ведь сон входит в наше подсознание точно так же, как и увиденное наяву. А вот откуда сон пришел: из будущего, прошлого, настоящего, родился ли в голове сам или его кто-то наслал (живой человек, дух, а может, и еще кто пострашнее), нам неизвестно.

В отличие от индивидуальных снов, которые на кинопленку не заснимешь, високосные сновидения, имея не меньшее, чем обычные сны, мистическое наполнение, легко фиксируются летописцами, фотографами, кинооператорами и так далее.

Изучение исторических сновидений гораздо важнее изучения личных снов, поскольку это касается нас всех.

Может быть, самым знаменитым вещим сном была гибель "Титаника" 15 апреля 1912 года (год Крысы). "Непотопляемый" шикарный корабль был построен как вызов судьбе, в приступе, может быть, самой вызывающей гордыни. Человечество вступило, как многим казалось, в золотой век: технологическая революция начала давать результаты, к тому же прекратились войны, экономика была на подъеме, рабочее движение угасло. Началась всеобщая эйфория. И потому гибель "Титаника" была, как удар обухом по голове. Буквально все стали говорить о страшном пророчестве грядущих войн и революций, переданном человечеству через эту катастрофу. Пророчество, увы, сбылось, сразу за 1912 годом: человечество вступило в долгую череду войн, революций, массовых казней, голода, экономического краха.

Сама катастрофа соткана из череды невероятных случайностей: перед самым столкновением айсберг перевернулся и стал практически невидим. Если бы айсберг не увидели совсем, то удар пришелся бы в лоб, и ничего страшного не произошло бы. Но в последний момент корабль отвернул в сторону, и айсберг буквально вспорол весь борт. Все это напоминало страшный сон: невозможность вызвать подмогу, отсутствие нужного количества шлюпок, нежелание пассажиров поначалу покидать тонущий корабль. Такое впечатление, будто весь этот кошмар кто-то тщательно срежиссировал и снял эпизод только с какого-нибудь сотого дубля.

Ну и, наконец, важнейший признак мистических явлений: гибель "Титаника" как бы вошла в кольцо времени, стала неким навязчивым видением, с которым человечество не может расстаться, все время выдвигая новые версии, вспоминая какие-нибудь подробности.

Под стать гибели "Титаника" гибель в тренировочном полете 27 марта 1968 года (год Обезьяны) Юрия Гагарина. До сих пор нет официальной окончательной версии о причинах трагедии. Зато существуют десятки самых фантастических предположений, вплоть до того, что Гагарин не умер, а его куда-то кто-то забрал.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.036 сек.)