АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научные приметы

Читайте также:
  1. I. Научные книги и брошюры, статьи, тезисы и рецензии
  2. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  3. Вопрос. . Что такое наука? Цель науки. Научные знания
  4. Выполнявших научные исследования и разработки
  5. Гипотезы (научные предположения)
  6. Глава 1. Общенаучные методы исследования систем управления
  7. Глава 5. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА
  8. Главные научные открытия.
  9. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности
  10. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке
  11. Донаучные воззрения на происхождение человека
  12. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.

Хочу предупредить вас, дорогой мой читатель, что это приметы, а не теория, хотя получены они научным путем, т. е. опираются на кон­крет­ные наблюдения и статистичес­ки достоверны. Как и всякие приметы, они не всегда сбы­ваются. Но научные приметы нередко сбыва­ются через очень длительное время, связь между предметом и фактом трудно улавливается. Кроме того, может быть несколько вариантов.

Например, если мужчина, объясняясь в любви, говорит женщине: «Ты мне нужна, я не могу без тебя обойтись», сбыться эта примета может через несколько лет. А вариан­тов может быть два. Или мужчина будет все время сидеть на шее у своей жены, или бросит ее, когда перестанет в ней нуждаться. Но все же, с моей точки зрения, научные при­меты более досто­верны, чем народные, ибо основаны на статистических закономерностях, выявленных по всем пра­вилам научного исследования. Может быть, они не менее, а даже более достоверны (да простят меня метеорологи), чем прогноз погоды. Когда вдруг какая-нибудь примета вы­зовет у вас негативную реакцию, и вы не захотите ее при­нимать во внимание, все-таки отложите объявление своего решения на какой-то срок. Может быть, появятся более убедительные факты.

Женщины! Если вас зовет замуж мужчина, который мо­жет выпить пол-литра водки за один раз и не опьянеть при этом, подождите объявлять свое согласие хотя бы на пол­года (сексом можете с ним заниматься). Можете даже замуж за него выйти, но только повремените заводить детей. Мо­жет быть, появятся более убедительные признаки того, что он алкоголик, или станет ясно, что примета не сбылась.

1. Человек, испытывающий чувство вины, тяжело больной человек. Здоровый человек при неудачах испытывает чувство досады

Только Бог может испытывать чувство вины. ОН все зна­ет, все может предусмотреть и, тем не менее, не делает так, как надо. Тогда, конечно, он виноват. Помни — ты не Бог и можешь ошибиться и сделать что-то не так. Какие же чувства испытывает здоровый человек, если совершает ошиб­ку? Вы уже догадались — чувство досады. Итак, чувство вины испытывает человек с неосознаваемыми идеями ве­личия («Я такой человек, который не должен никогда оши­баться») или человек, живущий чужими, «не переваренны­ми идеями». Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо стать скромнее и не считать себя Богом, а чужие идеи или «отрыгнуть» или «переварить».

Процесс «переваривания» приводит к облегчению. Вот как опи­сывает пациент этот процесс.

«Долгое время принцип «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» я понимал впрямую. Этот путь наметил мне отец. Он мне часто говорил, чтобы я пошел по стезе науки. Я, правда, хотел стать математиком, но отец убедил меня пойти в мединсти­тут, ибо там легче защитить диссертацию. В общем, пошел учиться на «профессора». (Кто-то из великих сказал, что если один раз из­менить своему «хочу», то потом всю жизнь будешь должен выполнять чужое. — М. Л.) Для этого мне стоит пойти в кружок, там взять тему, затем поступить в аспирантуру, быстро защититься, стать ассистен­том, затем доцентом, а после защиты докторской диссертации и профессором. Легче всего это сделать, если заняться хирургией. И хотя у меня к хирургии не было больших способностей, я стал ею заниматься. Но в клинику я не пошел, а стал заниматься оперативной хирургией, чтобы быстрее начать делать сложные операции, прав­да, на собаках, и быстрее защититься. Были и определенные успе­хи. Я сделал несколько удачных сообщений на студенческих науч­ных конференциях. После института я безуспешно пытался поступить в аспирантуру. Когда мне это не удалось, то я хотел за­щитить диссертацию уже просто в качестве соискателя. К этому вре­мени я уже стал врачом, но не хирургом, а терапевтом. Удалось по­лучить тему, связанную с лабораторными исследованиями, которые меня не очень интересовали. Карьера не получалась. Не все лади­лось в личной жизни. Начались болезни. Я чувствовал себя винов­ным в том, что не оправдал надежд учителей, родителей и соучени­ков. Ведь я был первым учеником в классе и одним из первых студентов в институте. Мне казалось, что все смотрят на меня с осуждением (Идеи величия. Что вы хотите — больной человек. Види­те ли, все на него смотрят! Да кому нужен неудачник! Это он хотел, чтобы на него все смотрели! Так для этого нужен успех!— М.Л.)

После психотерапевтического лечения и «переваривания» я вдруг понял, что мечтать стать генералом надо для того, чтобы быть хоро­шим солдатом. (Правило «переварилось» и несколько видоизмени­лось, а та часть, которая требовала продвижения по служебной лестнице, «отрыгнулась». — М. Л.) Исчезло чувство вины. Я увлекся психо­терапевтическими методами лечения, выздоровел сам и стал успешно лечить своих больных. Мысли о том, чтобы двигаться по служебной лестнице, меня не посещали. Материал накапливался. Я сделал нес­колько сообщений. Появился научный руководитель. Это был видный профессор, который слушал мой доклад. Он пред­ложил оформить все это в диссертационную работу. Вскоре пришло и повышение по службе. Теперь я «в переводе» на военные чины «полковник», а если не «генерал», то это уже не моя проблема, а моих начальников. Кстати, меня совершенно перестало волновать, кто как на меня смотрит, да, честно сказать, и не знаю. Я очень за­нят интересным делом. Мне просто некогда оглядеться и выяснить, смотрят на меня или нет. Даже докторскую диссертацию умудрил­ся защитить. И ведь верно, что успех — побочный продукт правиль­но организованной деятельности!»

Итак: человек, испытывающий чувство вины, тяжело больной человек. Здоровый человек при неудачах ис­пытывает чувство досады.

2. Несчастен тот, кто делает то, что должен, а не то,
что хочет.

Не жизнь, а каторга! Всего тебя раздирает. Делаешь одно, а хочется делать совсем другое. Вот это и есть настоящее рабство. Ведь работаем мы часов 7—8 в день как минимум, а еще мы о работе думаем и о ней кому-то рассказываем. Конечно же, надо найти интересное дело или интерес в деле. Если будешь ставить цель «личностной рост», то лю­бое дело, особенно, незнакомое, может оказаться интерес­ным, и не будешь чувствовать себя несчастным.

Итак: несчастен тот, кто делает то, что должен, а не то, что хочет.

3. Несчастен тот, кому изменить мешает мораль, а не любовь.

4. Если мужчина может выпить пол-литра водки и не опьянеть, не исключено, что он алкоголик.

5. Если мужчина пьет 1 раз в неделю и чаще, не исключено, что он алкоголик.

6. Если мужчина не помнит своего поведения в состоянии опьянения, то не исключено, что он алкоголик.

7. Если в речи у мужчины звучит алкогольный юмор, то не исключено, что он алкоголик.

8. Если мужчина ест с аппетитом только после выпивки, то не исключено, что он алкоголик.

9. Если мужчина может напиться до «положения риз» (наркотические формы опьянения), то не исключено, что он алкоголик.

10. Если мужчина в состоянии опьянения становится ревнивым и агрессивным, то не исключено, что он алкоголик.

11. Наблюдай за человеком в состоянии опьянения. Когда он станет алкоголиком, он будет таким всегда, хотя ранее таким он был только в состоянии опьянения.

12. Финансовые пирамиды рушатся, пирамиды вла­сти взрываются.

13. Нельзя уважать человека только потому, что он стар.

Мы часто говорим о том, что к старости необходимо проявлять уважение, почтение и т. д. и т. п. Давайте поду­маем, когда возникло это правило? Очень давно. Несколь­ко столетий тому назад. Вспомните, какая тогда была про­должительность жизни. Лет 45—50, если не меньше. Так сейчас — это возраст расцвета всех сил. Сейчас, по реко­мендациям Всемирной организации здравоохранения, к старости относят возраст старше 70 лет. К этому времени, к сожалению, многие люди теряют лучшие свои человечес­кие качества и становятся такими, что уважать их никак не­возможно.

В моей практике часто встречаются случаи, когда 80—85-летняя старуха или старец, совершенно уже выживший из ума, страдающий глубоким атеросклерозом или старческим слабоумием, т. е. из человека превратившийся в организм, отравляет жизнь всей семье. Главой этой семьи является 50—55-летний человек, который несколько столетий тому назад относился бы к глубоким старикам, но сейчас нахо­дится в расцвете сил и достиг пика продуктивности. Есте­ственно, положение в семье вызывает у него хроническое эмоциональное напряжение, что, мягко выражаясь, не очень полезно для здоровья. Кроме того, он нередко занима­ет значительную должность. Косвенно иногда нарушается и жизнь крупного коллектива. Когда предлагаешь поместить его родителей в дом престарелых, следует категорический отказ. Я знаю причины этого отказа. Их две. Основная — боязнь морального осуждения со стороны соседей и сослуживцев. Вторая — у нас, к сожалению, нет домов для престарелых с хорошими условиями.

Что делать?

Готовиться самому и к пенсии, и к тому, чтобы отпра­виться, когда придет время, в дом престарелых, чтобы не за­едать жизнь молодым. Это возможно только при проведе­нии психологической подготовки всего населения. Исчезнет фактор морального осуждения. Ну и, конечно, со­здать дома для престарелых с хорошими условиями.

«Меня в предвзятости обвинить нельзя. Мне за 60. Перед пен­сией я заявил о готовности уволиться, кроме того, задолго до пен­сии стал приобретать профессии, которые сделали бы меня незави­симым и от коллег и от близких. Так, я стал писать только в 55 лет и сейчас смогу прожить за счет этого. Детей я предупредил, чтобы они отправили меня в дом престарелых, если у меня «поедет кры­ша». Чтобы это случилось попозже, я стараюсь вести здоровый об­раз жизни».

Так писал я в 1998 году, когда вышло первое издание этой книги. Сейчас 2004 год. Мне уже 66 лет. Я уже три года на пенсии, но в эти три года я проводил семинары в почти 20 регионах России, в нескольких странах СНГ, в США и в Германии. Написал еще несколько книг, тираж которых уже достигает миллиона экземпляров. Как врач я стал, по-мое­му, еще более эффективным и даже вошел в реестр Евро­пейской Ассоциации психотерапевтов.

Проблема выхода на пенсию актуальна, особенно в ар­мии, где человек уходит в отставку в самом расцвете сил. Кстати, в это время и нужно уходить с насиженного места, особенно с руководящего поста, даже если ты еще, казалось бы, справляешься со своими обязанностями.

Дорогие руководители, достигшие пенсионного возрас­та, прочтите еще немного и постарайтесь не возмущаться и, может, последовать моему примеру. Я свое место мог бы занимать еще несколько лет. Когда я увольнялся, мой пре­емник был слабее меня. Но если бы я просидел на этом месте еще несколько лет, то мой теперешний преемник, возможно, устарел бы для этой должности или потерял к ней интерес. Один из деятелей спорта с горечью говорил мне, что наш известный хоккейный вратарь своим длитель­ным пребыванием в воротах сборной не дал возможности развиться нескольким талант­ливым вратарям. Подумайте, сколько талантов мы душим, не умея уйти вовремя. Уходя­щее поколение, не волнуйтесь. Наши дети спра­вятся с той ношей, какую сейчас несем мы, как мы в свое время успеш­но заменили своих родителей.

Конечно, выход на пенсию это часто падение вниз, но если к ней как следует подготовиться, то выход на пенсию может быть ходом в сторону и даже путем вверх.

В заключение я хочу привести слова великого немецко­го психиатра Э. Крепелина. Не беру в кавычки, потому что передаю только их смысл. Когда он в 60 лет собрался на пен­сию, коллеги его удерживали, говоря, что у него еще нет никаких признаков снижения интеллекта. На это он им от­ветил, что лучше уйти тогда, когда ты один замечаешь эти приз­наки, чем досидеться на должности до того времени, когда все будут замечать твой дефект, а ты один его уже не будешь видеть.

Ведь застрявшего на должности очень трудно обойти. Иногда до 50 % рабочего времени у его подчиненных ухо­дит на то, чтобы рассчи­тать, как сказать своему начальни­ку, чтобы он понял, что 2 умножить на 2 все-таки будет 4.

Итак: нельзя уважать человека только потому, что он стар.

14. От зла к добру не перейдешь. К добру можно перейти от наслаждений.

Так я попытался развить следующую мысль Шопенгау­эра:

«...Сначала человек может следовать своим желаниям, пока не познает, что у жизни испорчена сердцевина, как обманчивы ее наслаж­дения, какие в ней ужасные стороны: так образуются отшель­ники, кающиеся Магдалины. Впро­чем, нужно заметить, что такой поворот возможен лишь от полной наслаждений жизни к аскетичес­кой, добровольно отрекающейся от наслаждений, но не от жизни, действи­тельно полной зла, — к добродетельной. Ибо самый пре­красный душою человек может жадно и невинно пить сла­дость жизни, пока не знает ее с ее ужасающей стороны; однако такой человек не может совершить злого дела, т. е. причинить другому страдание, чтобы себе доставить ра­дость, так как перед глазами его тогда явственно встанет то, что он делает, и он, несмотря на юность и неопытность, увидит чужое страдание столь же явственно, как и собствен­ные наслаждения».

Итак: от зла к добру не перейдешь. К добру можно перей­ти от наслаждений.

15. Если ты не любишь ближнего, значит, ты не любишь себя.

Вытекает из правила проекции. Человек довольно час­то не осознает, что он из себя представляет. Неосознавае­мые им собственные качества вытесняются в бессознатель­ное и проецируются на другого человека. Мой партнер меня не любит из-за того, что я говорю все время глупости, да еще и называет меня дураком. Дурак я или нет, это еще нужно выяснить. Но что он дурак, так это точно. Если при проверке я окажусь умным, а он назвал меня дураком, то кто же он? А если я действительно глупец, то зачем со мной связался. Но меня он не любит, потому что я дурак, а он дураков не любит. Следовательно, он не любит и себя, раз со мной связался.

Итак: если ты не любишь ближнего, значит, ты не любишь и себя.

16. Если бы гении обладали мудростью, мы до сих пор
жили бы в пещерах.

Известно, что все открытия имеют три стадии внедре­ния. «Этого не может быть, потому что не может быть ни­когда; в этом что-то есть; только так и должно быть». Мно­гих гениев на первой стадии уничто­жали различным образом. Одного сжигали на костре, другого помещали в сумасшедший дом, третьего высмеивали, четвертого затрав­ливали и т. п. Мудрый человек живет спокойно и никому не говорит о своем гениальном открытии, а потом и пере­стает этим заниматься.

Итак: если бы гении обладали мудростью, мы до сих пор жили бы в пещерах.

17. Добрый человек видит в другом сходство с собою, злой — различия.

18. Многие болезни — это болезни больной совести.

Совесть съедает человека. Успешное лечение — только хирурги­ческое — следует удалить тот кусок совести, кото­рый болит. Но удалить можно только тот кусок, который привит после рождения, а не тот, который является сутью человека.

Итак: многие болезни — это болезни больной совести.

19. Высота человечества измеряется величиной его гениев.

20. Правила морали нужны, чтобы удерживать глу­пых, ибо растолковать или доказать им что-либо невозможно. Умный человек и без морали ниче­го аморального не сделает.

Чтобы заставить дураков вести себя более или менее прилично, их нужно напугать. Этим как раз и занимается религия. Как только все научатся пользоваться своим умом, религия станет ненужной. Я не буду убивать человека, не потому что это аморально, а потому что глупо.

Итак, правила морали нужны, чтобы удерживать глупых, ибо растолковать или доказать им что-либо невоз­можно. Умный человек и без морали ничего амораль­ного не сделает.

21. Каждый человек счастлив настолько, насколько считает себя счастливым.

22. Одни презирают благо, которым не обладают; другие же презирают его, если им обладают.

Мысль Шопенгауэра: «Последние более несчастны и более благородны».

Что более несчастны, то я согласен. Но не всегда они более благородны.

Итак: одни презирают благо, которым не обладают; дру­гие же презирают его, если им обладают.

23. Красивыми женщинами часто стараются овладеть не из любви к ним, а из тщеславия.

24. Те, кто слишком много заботятся о том, как они выглядят в глазах других, заражены изрядным тщеславием: они думают, что люди только и заняты тем, что за ними наблюдают, только о них думают и только о них говорят.

25. Ипохондрия души — замечать не то, что у тебя есть, а то, чего нет.

26. Плох тот, кто плохо к себе относится.

Можно сказать и так: человек, который к себе плохо относится, — плохой человек. Афоризм возник после раз­мышлений по поводу тяжелой, неизлечимой болезни мое­го лучшего друга и очень хорошего и талантливого челове­ка. Нам всем было его очень жаль. Мы знали, что он приговорен. Он, кстати, тоже. Как водится, все вздыхали, охали, возмущались тем, что негодяи живы и здоровы, а такого хорошего человека Бог так жестоко наказывает. И действительно, он сделал очень много хорошего многим людям. Не буду говорить, что он сделал другим. Скажу, что он сделал только для меня. Он энергично содействовал моему устройству на работу в клинику, он учил меня пси­хиатрии, он учил меня читать лекции. Он способствовал моему дальнейшему продвижению, он безропотно выслу­шивал все мои жалобы, которые в свете его беды сейчас кажутся мне просто смешными. И если бы только один я это делал. Я хоть имел какое-то право на это. Ведь мы были напарниками, и что-то делал для него и я. Но ведь к нему, совершенно не считаясь с его интересами, со своими нуж­дами и бедами лез любой, кому не лень: врачи клиники, психиатры области, да и из других регионов, бесконечные больные. Но все-таки был один человек, к которому он плохо, просто отвратительно относился. Этот человек, вы уже поняли, он сам. А ведь Бог завещал нам относиться с любовью к ближнему. А разве он сам не человек? И кто же ближе всего ко мне, чем я сам! Но если я плохо отношусь к себе, то я автома­тически плохо отношусь к самым близким мне людям.

Мой друг в течение всей своей трудовой деятельности уходил на работу рано утром, а приходил поздно вечером. С женой они только пили чай по вечерам. Неужели она не заслуживала большего? А много ли внимания он уделял сво­им детям? Нет, ни дети, ни жена его не упрекали. Но не ду­маю, что они были довольны, что такой хороший человек так мало уделяет внимания им, хотя и по закону, и по мо­рали они имели на него больше всех прав. И кого он боль­ше всех обездолил, став тяжелым постельным больным? Конечно, больше всего себя, затем своих родных, потом нас, друзей. Нам сейчас без него тяжело. А кто в болезни больше всего заботился о нем? Те, кому он меньше всего дал: жена и дети. Я не могу сказать, что друзья его бросили его в беде. Нет, мы все старались как-то ему помочь, но все же основная нагрузка падает на него (он страдал) и на его жену (она ухаживала за ним и видела все его страдания)

Так извлечем же урок: давайте будем заботиться о себе и о своих родных прежде всего, а потом уже обо всем чело­вечестве. Я думаю, что человечество от этого не пострада­ет, а только выиграет. Если бы он лучше заботился о себе, он сейчас был бы жив и продуктивен. Да и в Библии сказа­но, что нужно заботиться о ближнем. А кто ко мне ближе всего? Я сам.

Итак: плох тот, кто плохо к себе относится.

27. Тело — дом души, и содержать его следует в идеальном порядке.

Это сказал мне мой друг, когда уже почти год был при­кован к постели. Жалко, что это мы нередко понимаем слишком поздно, и больше заботимся о чистоте квартиры, чем о порядке в собственном организме.

Итак: тело — дом души, и содержать его следует в иде­альном порядке.

28. Правилом является то, что все мы — исключения
из правил.

Ведь каждый из нас создан в одном экземпляре. Как только я подвожу себя под какое-то правило, мне сразу ста­новится плохо. Представьте себе на минуточку, что прави­лом является рост 172 см. Сразу становится всем плохо, даже тем, у кого рост 172 см, так как этот рост у них только утром. Вечером они становятся чуточку ниже. Остальным вообще ужасно. Им надо или стоять на цыпочках, или си­деть на корточках. Лучше жить по тем правилам, которые соответ­ствуют твоей природе. Лучше равняться на самого себя. Если меня природа запрограммировала на 172 см, а я этот рост не возьму, то буду горбатым. А если не вырасту ду­ховно, то у меня будет духовный горб, которым я буду за­девать всех, кто находится вблизи от меня, и меня все бу­дут задевать. А чтобы меня не задевали, я буду требовать, чтобы все себя уродовали под мой горб.

Итак: правилом является то, что все мы — исключения из правил.

29. Завистник часто желает не то, что ему действительно нужно, а то, что есть у другого.

30. Гордость уносит нас в прошлое и мешает жить в настоящем.

Ведь это я вчера взял высоту 2 м 50 см. Сегодня я уже, может, и не в состоянии это сделать. Гордость — это чувство бездельников. Один из героев сказок Е. Шварца гордился своими успехами и перестал стрелять, так как боялся про­мазать и потерять славу самого меткого стрелка. Кто что-то сейчас делает, тому некогда гордиться.

В общем, гордость дешевое чувство, особенно нацио­нальная гордость (мысль А. Шопенгауэра). Ведь я ничего не сделал для того, чтобы принадлежать к той или иной наци­ональности.

Итак: гордость уносит нас в прошлое и мешает жить в настоящем.

31. Просто — не значит примитивно.

Афоризм родился во время обсуждения моих лекций и моих книг. Меня некоторые мои коллеги по науке обвиня­ют в том, что я научные лекции читаю очень примитивно, просто, приземленно, так, что они понятны и простому смертному. Но я стараюсь в этом подражать видным уче­ным, философам, писателям и поэтам. Они писали очень просто, но не примитивно. До этого я читал работы о них. Я думал, что это скучнейшие люди. А это были: Фрейд, Фромм, Хорни, Перле, Ницше, Шопенгауэр. Как интерес­но читать их самих, а не о них!

Я понимаю, что без научной терминологии не обойтись. Но, во‑первых, ею следует пользоваться в меру. А такая на­ука, как психология, которую следует знать всем, вообще должна быть описана наиболее простым языком.

Я часто привожу один пример. Психолог читал психи­атрам лекцию «О герменевтическом подходе в психотера­пии». Термины «имманент­ность», «трансцендентность», «имплицитно» и еще около десятка подобных без расшиф­ровки сыпались из его уст. Его слушателям эти термины были незнакомы. Как его это возмутило! Дорогой читатель, герменевтика — это наука о понимании. Смысл этой лек­ции заключался в том, что психотерапевт должен беседовать так, чтобы больные его понимали. Вместо малопонятных терминов имманентность и транс­цен­дент­ность можно пользоваться удобными русскими словами или хотя бы рас­шифровать. Так, об имманентности мы говорим тогда, когда какое-то качество человеку внутренне присуще. Вот для вас наличие двух глаз имманентно, так же как и желание иметь собствен­ность. И если это имманентно, а этого нет, то че­ловек будет или страдать или пытаться приобрести то, что ему имманентно. А транс­цен­дентность — это состояние духовной связи между людьми. Этого следует добиваться. Вот если то, что вы сейчас читаете, вы принимаете, то мы сейчас находимся в трансцендентальной связи, дорогой мой читатель. И это великолепно!

Итак: просто — не значит примитивно.

32. Объективное качество определяется сутью предмета, субъективное — свойствами личности, вос­принимающими предмет.

Хороша вещь или плоха для нас, связано не со свойства­ми самой вещи, а с нами. Если я не умею водить машину, она может мне пред­ставляться бесполезной грудой метал­ла, если умею, то — великолеп­ным средством передвиже­ния. Поэтому прежде чем изменять свойства предмета или ругать его, вначале измени себя. Научись плавать в волнах, тогда не захочешь успокаивать волны.

Итак: объективное качество определяется сутью предме­та, субъективное — свойствами личности, воспри­нимающими предмет.

33. Пустой человек видит в другом свою пустоту.

34. Когда мифы становятся реальностью, тогда реальность становится неосуществимой мечтой.

К сожалению, все наши несчастья связаны с тем, что мы пытаемся жить в соответствии с устоявшимися мифами. В мечте часто больше реальности, чем в реальной жизни. Поэтому мечту нужно осуще­ствлять, сообразуясь с реаль­ными условиями.

Случай из практики. Он был артистом по своей сути и всегда мечтал о сцене. Под влиянием родительских мифов о том, что необхо­димо приобрести «реальную» профессию, он стал экономистом и мучил себя, семью и производство, В мечтах своих и в снах он видел себя на оперной сцене. В реальности он устраивал сцены в семье и на произ­водстве, а также врачам в виде гипертонических кризов. Так он по­пал к нам на лечение. С нашей подачи он стал заниматься в кружке худо­жественной самодеятельности. Позднее он окончил психологический факультет. Сейчас работает прак­тикующим психологом. Разработал собственные модифи­кации арттерапии. Теперь он все время на сцене и хорошо помогает невротичным людям художественного типа.

От болезни не осталось и следа.

Итак: когда мифы становятся реальностью, тогда реаль­ность становится неосуществимой мечтой.

35. Степень значительности человека обратно пропорциональна важности его вида.

Когда человек занят интересным для него делом, увле­чен им, добивается в нем успеха и, следовательно, стано­вится значительным, то у него просто не хватает времени и энергии для того, чтобы принять важный вид. Скорее он напоминает ребенка. У этого правила исключений нет. Можете использовать как руководство к действию.

Случай из практики. Ко мне на занятия зашел директор института, на базе которого я проводил цикл. Мои слуша­тели приняли его за вахтера. Зато у его помощников был вышколенный вид крутых и важных ребят.

Дорогие мои читатели!

Вы таких примеров можете привести еще больше.

Итак: степень значительности человека обратно пропор­циональна важности его вида.

36. Когда растешь, то все время мир вокруг тебя меняется. И путешествовать не нужно.

Эта мысль возникла у меня после того, как одна из моих учениц после изучения логики воскликнула: «Я стала читать эту книгу (не помню, какую книгу она назвала), как будто я ее раньше никогда не читала. Я увидела в ней такое, чего раньше заметить не могла». Это относится не только к кни­гам, но и к людям, природе, музыке и вообще ко всему.

Волны становятся не такими страшными, когда научил­ся в них плавать; родник становится явно теплее, когда ты закалился; горы не такими крутыми, когда научился по ним ходить; люди, которые раньше тебя как минимум не заме­чали, стали милыми и приветливыми и даже «полюбили» тебя, когда ты разбогател и занял видное положение в об­ществе; музыка, когда ты научился в ней разбираться, ста­ла доставлять большее наслаждение; а многое, что раньше было ярким и волнующим, стало блеклым и неинтересным.

Дальше можете продолжать сами, дорогой мой читатель, используя примеры из личной жизни.

Итак: когда растешь, то все время мир вокруг тебя меня­ется. И путешес­твовать не нужно.

37. Голове не надо давать отдыха — она сама знает,
когда отдохнуть.

Правило для тех, кто боится умственной работы. Ведь умственная работа — чисто человеческая работа. Во время умственной работы ты все более очеловечиваешься. От нее не устаешь. Устаешь, если не понимаешь или неинтересно. Так занимайтесь тем, что интересно. Еще Шекспир гово­рил, что «в чем нет услады, в том и толку нет, что нравится, то и изучайте». Рано или поздно возникнет чувство радос­ти открытия для себя чего-то нового. В это время отклю­чаются все мысли. Как в случае с Архимедом. Когда лежа в ванне, он открыл известный закон, голова взяла сама себе отдых. Он с криком «Эврика!» выбежал голым на улицы Сиракуз.

Когда переживание радости пройдет, опять захочется думать и трудиться.

Итак: голове не надо давать отдыха — она сама знает, когда отдохнуть.

38. Речь — это произнесение собственных мыслей, все остальное — словоговорение.

Как считал Ф. Перле, словоговорение встречается в трех вариантах:

а) цыплячий помет — это произнесение общих фраз типа «простите», «извините», «Разве это не ужасно, что...» или воскли­цаний Эллочки Людоедки;

б) бычье дерьмо — это рационализации (попытка при помощи интеллекта обосновать свои глупые поступки). Пример: «Как это не выпить и спать в новогоднюю ночь. Ведь это...» — далее придумайте в обоснование что-нибудь сами. Но только помните, что все это будет бычье дерьмо;

в) слоновья струя. «Я не развожусь с мужем, хотя он пья­ница и бьет меня, потому что ребенку нужен отец» — говорит одна моя подопеч­ная и вываливает на меня слоновью струю. Ну, каким же отцом может быть алкоголик. На са­мом деле она боится остаться одна и продол­жает терпеть, лишая себя шансов приобрести друга жизни. Разве может быть другом жизни алкоголик? К этой категории можно отнести все наши рассуждения по поводу влияния звезд и планет на нашу судьбу.

Мы рекомендуем и речью пользоваться только по назна­чению. Речь появилась и развилась в связи с производ­ственной деятельностью. Тогда это будет произнесением своих мыслей. Вы наверное сами заметили, что когда все спорится, то вы не очень разговариваете и не очень думае­те. Думать вы начинаете тогда, когда у вас что-то не полу­чается. Вот тогда-то и появляются свои мысли, которые стоит произнести (даже если потом выяснится, что они ошибочны). Тогда начнется поиск ошибок. Вот для этих нужд речь и следует использовать. Во всех остальных слу­чаях она превращается в а, б или в. Даже о любви в момент встречи с любимой нечего говорить, как советует одна не­плохая песня. Кстати, это верно и для остальных предме­тов труда. Машина была изобретена как орудие труда. Установлено, что в процессе производства автокатастроф меньше, чем тогда, когда машины используют не по назна­чению, например в раз­вле­кательных целях.

Итак: речь — это произнесение собственных мыслей, все остальное — словоговорение.

39. Узнавай дурака по умному виду, горделивой по­ходке и патетической речи.

40. И дурак кичится своей глупостью, но иносказа­тельно. Он говорит: «Я эмоциональный человек».

Интеллект — это труба, эмоции — это наше горючее, бензин. Зачем зря его расходовать на фейерверки конфлик­тов. Но если просвет трубы небольшой, то бензин там не помещается, вытекает наружу и воспламеняется. А потом нет энергии для продуктивной деятельности.

Итак: и дурак кичится своей глупостью, но иносказатель­но. Он говорит: «Я эмоциональный человек».

41. От крика глупеет тот, кто кричит, умнеет тот, на
кого кричат.

Что касается второй части, то это, конечно, не в 100% случаев, а лишь иногда. Некоторые глупеют тогда, когда на них кричат. Умнеют в 100% лишь те, кто успешно прошли психологическую подготовку.

Что же касается тех, кто кричит, то те глупеют в 100% случаев. «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав», — го­ворили боги своему повелителю. Последние данные науки объясняют это следующим образом. Криком можно быст­ро добиться формального исполнения своего приказа. А это является позитивным подкреплением и сигналом к тому, что думать не надо. Всего можно добиться криком. Руководитель (педагог, родители) не получает обратной связи от того, на кого он кричит, не думает и считает, что в его хо­зяйстве все благополучно.

Те, которые от крика умнеют, используют крикливого человека как спарринг-партнера и обучаются эффективно­му общению. В резуль­тате они набирают силу, навыки, опыт и уходят от того, кто на них кричит, тогда, когда перестают от него зависеть.

Рано или поздно те, которые кричат, остаются в одино­честве или в окружении дураков, что еще хуже, и глупеют окончательно, ибо считают, что их предали.

Итак: от крика глупеет тот, кто кричит, умнеет тот, на кого кричат.

42. Ничто не бывает «вечно». Все бывает только
«пока».

Афоризм возник во время обсуждения на тренинге од­ной ситуации. Женщине удалось вернуть мужа. Именно эту цель она ставила перед собой, когда пришла на семинар. Но радости у нее не было. Муж ей честно рассказал о своем поведении во время разрыва отношений. Он вел себя не как ангел. Выяснилось, что его пассия забеременела и не хочет делать аборт. Она согласна была воспитывать этого ребен­ка, еще не выяснив, отдаст ли его мать. Но затем она стала сомневаться, от ее ли мужа ребенок. Я думаю, что если бы и эти сомнения разве­ялись, то она бы придумала что-ни­будь еще. Я ей заметил, что может быть, она через пять ме­сяцев попадет в аварию и погибнет. Так зачем же портить себе ПОКА хорошую жизнь! Она немного подумала и ус­покоилась.

Родственные изречения: из Библии: «Итак, не заботьтесь о зав­траш­нем дне, ибо завтрашний день сам будет заботить­ся о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф., 34) и из Сенеки: «Никакое благо не принесет радости его обладателю, если он в душе не готов утратить его».

Итак: ничто не бывает «вечно». Все бывает только «пока».

43. Солнце светит нам и греет нас, но оно этого не осознает и не упрекает нас в этом. Но точнее будет сказать, что Солнце делает то, что оно делает, а о нас совсем не думает. Так и истинный благодетель не осознает, что оказывает нам благодеяние и поэтому никогда нас не упрекает в тех благах, которые мы от него получили.

44. Скажи мне, за что тебя критикуют, и я скажу об уровне твоего развития.

45. Хороша та книга, которую можно открыть на любой странице; и хотя диалог уже начат, но вы чувствуете, что вы желанный гость.

46. Состоявшийся человек сам по себе, он подобен себе, тогда как обычные люди подобны другим.

47. Невроз — это скорбь по покойнику, который когда‑то был самим пациентом, задавленный аффект, невысказанное чувство.

48. «Беден тот, кто не знает, что ему нужно от жизни» (по мотивам рассуждений Сократа).

49. Надежда, а не страх, создает богов, которые потом порабощают нас. Вот почему надежду следует убить.

50. Дурак в толпе чувствует себя лучше, чем умный.

51. Идея для нашей жизни — это только стартер для автомашины. Пока идея не проникла в область бессознательного и не слилась с чувством, она не может перейти в действие. А для этого проникновения иногда необходимо довольно длительное время.

52. Истинный успех — это только тот успех, который как минимум на 70 % связан с твоими личностными качествами.

53. Отрицательные эмоции — это психологическая простуда, которая может окончиться повышением чувствительности или повышением иммунитета к соответствующему раздражителю.

54. Депрессия — королева. Дороги всех отрицательных эмоций ведут к ней. Она заставляет человека задуматься о себе. Она милостива к тому, кто понимает ее указания. И после визита к ней у человека может начаться бурный взлет. Тех, кто ее не понимает, она приговаривает к смертной казни.

55. К сожалению, нас учат повторять чужие мысли, а не думать.

56. Больше всего завидуют личностным достоинствам, потому что нет шанса украсть или приобрести их даже теоретически. Их можно только наработать.

37. Многие боятся расти. Ведь молния попадаете самое высокое дерево. На высоте дух захватывает, не с кем посоветоваться. Не на кого переложить ответственность за себя.

53. Чем больше человек снаружи хочет казаться хорошим, тем глубже внутри у него скапливается и желает вырваться наружу плохое.

59. Пессимисты — это живые гробы. Не воскрешайте их.

50. Счастье никогда не восседает на троне.

61. Страдание зависит не от глубины раны, а от того, как человек страдает.

62. Все, о чем много думаешь, становится подозрительным.

63. Целомудренный не осознает, что он целомудрен, и поэтому не хвастается этим.

54. Чужое мнение важно тогда, когда нет своего, даже если это касается самого себя.

65. Кто сам хорош, тот и о других думает хорошо.

66. Хуже всего, когда к тебе относятся никак.

Послушайте рассказ одного школьного учителя, препо­дававшего в лицее психологию:

«Я не очень понимал, как ко мне относятся ученики Я провел анонимное анкетирование. Я попросил, чтобы хорошее отношение они отметили знаком плюс, плохое минусом, безразличное нулем. В одном классе 13 учеников ко мне относились хорошо, а семь пло­хо. В другом были обратные пропорции. Я тестированием остался доволен. Не было ни одного нуля. Действительно, потом мне удалосьналадить хорошие отношения со всем классом. Когда были в конце года зачетные занятия, я оценки поставил им автоматом и отпустил. Они потребовали, чтобы я не отлынивал от своих обязанностей. Мы еще занимались все 4 часа, которые были отведены на зачеты».

Итак: хуже всего, когда к тебе относятся никак.

67. Счастье не в обстоятельствах, а в душевном (эмоциональном) состоянии.

68. В мечтах часто больше реальности, чем в действительности. Может быть, только в мечтах она и есть.

69. Счастливый человек не мечтает, а действует.

70. Профессионал хорошо делает свое дело и не испытывает при этом никакого напряжения. Любитель это же дело делает плохо и сильно потеет.

71. Скажи мне, кого ты хвалишь, и я скажу, кто ты.

72. Скажи мне, на кого и на что ты обижаешься, и я скажу, кто ты.

73. Скажи мне, как ты переносишь одиночество, и я скажу, кто ты.

74. Скажи мне, кто твои враги, и я скажу, кто ты.

75. Истинно верующий никогда не льстит, ибо только Бог совершенен.

76. Мстит тот, кому нечего делать.

Мысль возникла при чтении романа Дюма «Граф Мон-те-Кристо». Сколько благ мог бы принести граф Монте-Кристо, если бы занялся чем-то полезным, а не местью. Кстати, у Дюма получается несостыковка. Высокое духов­ное развитие не может сочетаться с мстительностью. Даже у ребят, которые начинают заниматься единоборствами с целью наказать обидчика, когда они достигают очень вы­соких результатов, исчезает это желание. Очень много дру­гих дел.

Итак: мстит тот, кому нечего делать.

77. Человек, гордящийся только своей националь­ностью, совсем не имеет личных достоинств.

78. Легко быть бескорыстным, когда тебе нечего дать.

79. Тяжело переносит несостоятельность своих детей тот, кто сам не сделал своего дела.

80. Скорбь по усопшему мешает духовному общению с ним.

81. Сознательные взгляды не всегда выражают неосознаваемые чувства.

82. Есть люди, с которыми не попадешь в историю, но можешь в историю влипнуть.

83. Преждевременное свидание (секс), что недозрелый плод, у которого величина такая же, как у спелого, но нет сладости.

84. Если ты кому-то хочешь что-то доказать — значит, ты живешь ради того, кому хочешь это доказать. Если ты живешь ради себя, то тогда нет необхо­ди­мости кому-то что-то доказывать (по мотивам известного изречения: «Если хочешь быть счаст­ли­вым, перестань доказывать свою правоту»).

85. Здоровое сердце не ощущается, хорошее правительство незаметно.

86. Человек устает делать не свое дело, а когда он делает свое дело, он не устает, сколько бы он ни работал. Вот и делай свое дело.

87. Заповеди нужны глупцам, а умным — знание законов жизни.

88. Нет ни одной женщины, которая бы вышла замуж за холостяка. Часто сыновья являются психологическими мужьями своих мам и женятся, не «разойдясь» с мамой. Так что фактическое двоеженство — правило, а истинная моногамия — скорее исключение.

89. Животное поступает, не думая, а человек вначале думает, а потом поступает, А если он вначале поступает, а потом думает, то он скорее животное, а не человек.

90. Некоторые хвастаются своей искренностью, хотя на самом деле хвастаются своей глупостью. Искренний человек не осознает, что он искренний и поэтому искренностью не хвастается.

91. Легкое детство — залог тяжелой жизни. Легко в детстве, тяжело в жизни. Лучше перенести трудности в детстве. Легкое детство — тяжелая жизнь. Какую форму хотите, такую и выбирайте. Но это не значит, что при тяжелом детстве будет легкая жизнь.

92. Общительность в молодости нередко приводит к одиночеству в зрелые годы.

Общительный ребенок много времени тратит на пустое время­препровождение и не может стать хорошим профес­сионалом. Позже, когда ухудшается здоровье, он становится никому ненужным. Известно, что развлечения более энер­гоемки, чем работа. У малообщительного ребенка есть боль­ше шансов стать хорошим профессионалом. А хороший профессионал нужен людям всегда. Они даже его странно­сти неплохо переносят.

Итак: общительность в молодости нередко приводит к одино­честву в зрелые годы.

93. Вот что вызывает раздражение у несчастных людей, когда они общаются с успешным человеком:

1. Если человек успешен и не скрывает этого. А это, с их точки зрения, несправедливо, ибо успех другого случаен, а их неудачи закономерны.

2. Если успешный человек не жалуется и не плачется.

3. Если имеет хорошее здоровье.

4. Если не мстит тем, кто причиняет ему неприятнос­ти, а они, по‑видимому, этого ждут. А ожидание всегда вы­зывает эмоциональное напряжение. Кроме того, это оскор­бляет их. Получается, что даже гадости приличной они не сделали.

5. За то, что на успешном человеке не наживешь капи­тала ни финансового, ни морального, оказывая помощь, ибо он ни в чем не нуждается.

6. За то, что не предлагает своих услуг, но готов помочь, если его попросят.

94. Вместо того чтобы менять себя, человек меняет свою внешность.

95. Часто болезни — это крики неразвитых способностей.

96. Когда живешь согласно морали, ума не надо, когда живешь по уму, не нужно морали.

97. Психологическая культура — это такой вид культуры, когда в процессе общения не наносишь неосознаваемых уколов партнеру, а сам от них умеешь уклониться.

 

Психологически культурный человек никогда не скажет партнеру фразы типа «Вы меня не поняли» или «Я с вами не согласен», ибо в этих фразах скрыто оскорбление. В пер­вой — «Вы глупец», во второй что-то вроде «Ничего путно­го вы не сказали». Психологически культурный человек, если увидит, что его не поняли, скажет, что он не смог объяснить. А когда с чем-то не согласен, то заметит, что не понял собеседника и поэтому не может стать на его точку зрения.

Если ему скажут: «Вы меня не поняли», он спокойно от­ветит: «Конечно, я же глупее вас». А если с ним не согла­сятся, он и это примет спокойно, заметив, что он действи­тельно что-то не додумал. Додумает и с новыми доводами придет года через два и разъяснит то, что сейчас объяснить не может или признает свою ошибку.

Итак: психологическая культура — это такой вид культу­ры, когда в процессе общения не наносишь неосозна­ваемых уколов партнеру, а сам от них умеешь ук­лониться.

98. Хорошо растет тот, кто растет и после своей смерти.

По мотивам А. Шопенгауэра, который утверждал, что истинная слава разгорается после смерти ее носителя.

99. Кто отбивает инициативу, тот убивает того, у кого отбивает инициативу.

100. Нет большей радости, чем радость от успешно завершенного собственного дела.

101. Любовь — великий косметолог, корректор запаха, вкуса и вообще всех недостатков любимого.

102. Борьба с другими ведет к их росту, борьба с собою — к собственному росту.

103. Когда себя насилуешь (терпишь), тогда себя изнашиваешь.

104. Невротизм уникальности не имеет. Он стереотипизирован.

105. У мужчин подлости первичны — от принципов. Поэтому они часто не осознают, что поступают подло. У женщин подлости вторичны — от реакции на обман. Они осознают, что поступают подло. Поэтому и исправляется женщина легче мужчины.

106. Тот, кто восхищается, потом обязательно разочаровывается. Тот же, кто разочаро­выва­ется, психологически слепой и глухой человек. Смотрит и не видит, слушает и не слышит, как говорил Иисус Христос. Ведь в тот момент, когда он был очарован кем-то, этот кто-то имел уже те качества, которые вызвали разочарова­ние. Только восхищающийся слепец их не видел.

107. Если ты «полюбил» человека, стоящего выше тебя на социальной лестнице и дальше ушедшего по пути духовного развития, и пытаешься добиться его взаимности, то это значит, что ты решаешь таким способом вопросы своей карьеры.

108. «Такой красивой, как ты, я еще никогда не видел» — объяснение в любви бабника.

109. «Ты мне нужна, я не могу без тебя обойтись» — объяснение в любви недоделанного мужчины.

110. «Я никогда тебя не буду обижать» — объяснение в любви жестокого человека.

111. Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы. Кто сказал, не знаю, но здорово успокаивает.

112. Результаты, полученные с нарушением ЗАКОНОВ общения, нестойки, хотя достигаешь их быстро.

Один из моих подопечных просил вернуть ему возлюб­ленную. Был разработан план, основанный на законах об­щения. Предполага­лось, что цель будет достигнута месяца через 3. Мой подопечный не выдержал и прибегнул к по­даркам. Они тут же сошлись, но через несколько месяцев наступил окончательный разрыв.

113. Если хочешь, чтобы дерево быстро выросло, то поливай и удобряй его, но не тяни вверх руками.

114. Любовь — это когда особенности любимого представляются достоинствами. При отсутствии любви эти же особенности рассматриваются как недостатки. От любимого никогда не терпишь, а всем наслаждаешься.

115. Глупость человека прямо пропорциональна его апломбу.

116. Нет неприятностей в любви. Есть неприятно­сти на работе. Когда человек увлечен работой, ему некогда переживать по поводу неудач в любви, да их тогда и не бывает.

117. Человек — существо умное, но редко думает.

«Я думал, что меня любили, а, оказывается, меня терпели». Так сообщил мне один мой подопечный, когда его возлюбленная в момент конфликта сказала ему, что она его никогда не любила. Уте­шился он интенсификацией работы в делах, что закончилось зна­чительным продвижением вверх. Тут его бывшая возлюбленная на­рисовалась, но отношений наладить он с ней уже не мог, хотя его к ней тянуло. Дослу­шайте его рассказ. «Я хорошо помню, как она первая объяс­нилась мне в любви, когда наши отношения находи­лись в стадии становления. И это выглядело искренне. Ведь тогда я не заметил, что она меня не любит, а объясняется мне в любви из каких-то других соображений. Она тогда училась у меня, и после того, как возникли интимные отношения, я, конечно же, уделял ей больше времени в деловом плане. И хотя чувства к ней у меня со­хранились, при ее попытке вновь наладить близкие отношения, у меня руки не поднима­лись, чтобы обнять ее. В голове все время навязчиво вертелась фраза «Я тебя никогда не любила!».

Тем более, что к этому времени я круто поднялся в деловом пла­не, а она осталась на прежнем уровне. В деловом плане я ей помог, чем мог, а вот с близкими отношениями ничего не получилось».

Ну, сказала бы, что разлюбила, когда разрывала отноше­ния. Тогда можно было бы вновь полюбить. Так это же ду­мать надо! Может быть, и удалось бы восстановить отноше­ния. Я думаю, что и помощь его была бы на более высоком уровне.

«Тебе еще рано пить», — говорит мама сыну-подростку и счита­ет, что оберегает его от алкоголизма, хотя на самом деле толкает его туда. Если бы подумала, то поняла бы, что в ее сообщении звучит указание: «Придет время, и ты будешь должен пить».

И еще один пример.

Идет заседание аттестационной подкомиссии при министерстве здравоохранения нашей области. В составе комиссии я, председа­тель комиссии и одновременно работник клиники. Членами комис­сии явля­ются главный врач областного психиатрического диспан­сера, главный врач городского психиатрического диспансера. Аттестуется на высшую категорию очень опытный врач-психиатр, имеющий собственные приемы и методы лечения. Отвечает толко­во, грамотно. Один из членов комиссии просит рассказать о мето­де лечения на примере конкретного больного. Послушайте ответ этого доктора: «Ко мне на прием пришел больной, который безус­пешно 10 лет лечился в поли­кли­нике, клинике и в стационарах об­ластного и городского психиатри­ческих диспансеров». Далее шло описание приемов лечения. Конечно, доктор не подумал о челове­ческом факторе. Если бы думал, то не называл бы учреждения, где больной лечился. В своем ответе он незаметно для себя облил гря­зью клинику, городской и областной психиатрический диспансеры.

Его счастье, что члены комиссии благополучные и не мстительные люди, и все для него сошло благополучно. Высшую категорию ему присвоили, но повышения, которого он уже давно заслуживал по своим деловым качествам, он не получил, и вряд ли когда получит, если не будет думать, когда общается с начальниками и коллегами.

Итак: человек — существо умное, но редко думает.

118. Деньги — самое лучшее косметическое средство. Разбогатей — и ты сразу станешь не только красивым, но и одновременно умным и мудрым, по крайней мере будешь казаться таким в глазах некоторых.

119. Если тебе плохо, то что бы ни делали партнеры для твоего счастья, тебе лучше не будет, пока не изменишь себя.

120. Если человек сможет заниматься одним делом, он сможет заниматься сексом только с одним сексуальным партнером. Просто на вторую у него времени не хватит.

121. Избавитель подобен дьяволу. За свою услугу он потребует твою душу. Перестанешь принадлежать себе.

122. Невротичный человек в своей профессии нередко дилетант, но зато является «крупным знато­ком» в других профессиях. Невротичный человек «великолепно разбирается» в психологии, медицине, строительстве, политике, педагогике и т. п. Просто удивляешься, почему он беден и болен!

123. Человек, который успешно занимается на тренинге, нередко напоминает телегу, которая заехала в глину, и теперь со скрипом выбирается из нее.

124. Профессионал высказывает свое мнение, а дилетант — чувства.

125. Ненавидишь плохого — значит ты сам еще хуже.

126. От зависти до ненависти один шаг, а может быть и меньше.

127. Твой враг всегда в чем-то, в чем ты сам хотел преуспеть, выше тебя.

128. Если от тебя уходит сексуальный партнер, значит, ты перестал (-а) удовлетворять его потребности.

129. Если тобою интересуется начальник, значит, дела идут у тебя плохо.

130. Крепость цепи определяется слабым звеном. Хороший начальник всегда находится возле слабого звена. Он его или укрепляет, или заменяет.

131. Не разбираться, но думать, что разбираешься, — вот формула невежества. Когда невежа насаж­дает свои взгляды, тогда невежество становится воинствующим.

132. Люди, имеющие реальную власть, решают вопросы довольно просто, быстро и эффек­тивно. Верно и обратное правило. Если человек тянет резину, значит, у него нет реальной власти. И незачем к нему обращаться.

133. Если человека мучают сексуальные проблемы, значит, у него плохи дела. Улучшай состояние дел, уйдут сексуальные проблемы.

134. Человек, умеющий производить, всегда потребляет меньше, чем умеющий потреблять, но не умеющий производить.

135. Богатая форма не всегда свидетельствует о богатом содержании. Чем человек богаче содержанием, тем меньше его беспокоит форма.

136. Настойчивость гения напоминает глупому человеку упрямство.

137. Когда ничего не ждешь, хоть что-то да получишь.

138. Если ты годишься только для одного, то ты и для одного не годишься.

139. Некоторые люди напоминают телегу, которая заехала в смолу.

140. Избавители подобны дьяволу. За свои услуги требуют душу.

141. В любви могут быть только неудачи, но не несчастье.

142. Любовь — индикатор твоего положения на производстве.

143. Увлеченность уничтожает социальные догмы и невротические симптомы.

144. Удачливый человек обычно увлеченный человек.

145. Если начинает не везти на производстве, через какое-то время начнется невезение и в любви.

146. Человеку настолько хорошо, насколько он сам хорош.

147. Если человек ничего хорошего не может сказать о себе, а сказать хочется, он начинает говорить плохое о других.

148. Путь к сердцу свиньи лежит через желудок, а вот путь к сердцу мужчины лежит через голову.

149. Водка алкоголику заменяет женщину.

150. Чем меньше ты доверяешь, тем изощренней тебя будут обманывать.

151. Когда человек не имеет цели, он ничего не видит. Верно и обратное — цель обостряет зрение.

«Я захотел построить дачу. (Дело было в застойные годы. — М.Л.)У меня были трудности со строительным ма­териалом. И тут я заметил, что на наших улицах просто валяется строительный материал. Конечно, многое я купил, но очень много строительного материала просто насоби­рал». Я и за собой заметил, что стал совсем иначе читать, когда стал писать книги. Я в них вижу мысли, которые и мне пригодятся.

Итак: когда человек не имеет цели, он ничего не видит. Верно и обратное — цель обостряет зрение.

152. Наши неудачи — залог наших успехов.

153. Часто нас раздражают люди, в чем-то похожие на нас.

 

Семья

1. Не женись на женщине с правилами. Как бы она
сильно тебя ни любила, правила она будет любить
сильнее.

Что-то похожее есть у Джека Лондона.

2. В семейной жизни люди очень агрессивны, пытаются все время перевоспитать (т. е. убить) друг друга.

3. Брак вещь серьезная. Любовь необязательно должна вести к браку. Бывает даже, что любящий отказывается от брака именно потому, что любит, если понимает, что брак с любимой может нанести ей вред.

4. В браке обязательно должны быть не только любовь, но и расчет.

В крайнем случае — только расчет. Любовь вещь ред­кая — правильный расчет встречается чаще. Лучше на него и полагаться. Конечно, супруга (-у) нужно выбирать по чув­ствам. Но затем выбор этот должен утвердить интеллект.

Итак: в браке обязательно должны быть не только любовь, но и расчет.

Выбор жены (мужа)

5. Право на женитьбу имеет мужчина, который может прокормить себя, жену и детей, которые по­явятся от этого брака; право на замужество име­ет женщина, которая способна прокормить себя, детей, которые родятся от этого брака, и мужа, если с ним что-нибудь случится.

Если мужчина (женщина) не удовлетворяют этим кри­териям, то больше не стоит и рассматривать этот вопрос и читать следующие афоризмы и правила.

Вы, дорогой мой читатель, конечно же, готовы к браку и можете продолжать чтение.

Но даже, если ваш избранник(-ца) удовлетворяет этому критерию, то это не значит, что жизнь ваша с таким чело­веком будет счастливой, но хотя бы с голоду не погибнете. Чтобы знать, что вас ждет, прочтите и остальные правила. И если вы готовы их выполнить, тогда в бой.

Когда я произношу это правило, многие женщины воз­мущаются тем, что они должны кормить мужчину. Я тогда подчеркиваю, что они не должны его кормить, а должны быть способны прокормить. Вот почему женщине, даже если и позволяет материальное положение, лучше все же продолжать работать, для того, чтобы не пропал навык, а на заработанные деньги лучше нанять воспитательницу. Если же женщина хочет воспитывать своего ребенка сама, то сле­дует этому поучиться, и если она при этом станет хорошим воспитателем, то приобретет блестящую профессию, кото­рая ее в случае нужды неплохо прокормит.

Женщины! Любящий вас мужчина никогда не пойдет на то, чтобы сделать из вас домохозяйку. Ему нужна жена, а не прачка, кухарка, гувернантка и пр.

А теперь случай из практики. ОН, крупный бизнесмен, женился на 18-летней парикмахерше. С работы он ее тут же снял, к своим делам не подключил. Через 6 лет погиб. Она не в состоянии даже сохранить то достояние, которое он ей оставил. Оно потихоньку тает. Как-то сидит у нас в бессо­знательном ленинский тезис о том, что кухарка может уп­равлять государством. Фильм даже недавно показали. Вот его краткое содержание. Умер олигарх и оставил свою ог­ромную компанию по завещанию дочери от первого брака, которая работала учителем средней школы и во время лет­них каникул подрабатывала тем, что продавала зелень на базаре. Так вот ей удалось заключить такую сделку, которую не удалось заключить ни ее покойному отцу, ни всему очень квалифицированному аппарату фирмы. Ненаучная фанта­стика!

Конечно, кухарка может управлять государством, если ее как следует обучить. Но тогда она перестанет быть кухар­кой. Вы мне можете возразить: «Если бы ее можно было обучить, может быть, она и не была бы кухаркой». Не хочу с вами спорить. Скорее всего, вы правы.

Итак: право на женитьбу имеет мужчина, который мо­жет прокормить себя, жену и детей, которые по­явятся от этого брака; право на замужества име­ет женщина, которая способна прокормить себя, детей, которые родятся от этого брака, и мужа, если с ним что-нибудь случится.

6. Когда собираешься подняться в гору, подумай, сможешь ли с нее спуститься.

Когда собираешься жениться (выйти замуж), подумай, сможешь ли разойтись. А еще короче: жениться (выйти за­муж) можно на той (за такого), с которой (которым) легко разойтись.

А легко разойтись только с тем человеком, который ни­когда тебя не уговаривает, а предлагает только один раз. «Уговаривать — значит насиловать» — гласит восточная мудрость. Есть еще ряд признаков, по которым можно оп­ределить, что с человеком будет трудно расстаться. Объяс­няясь в любви, он будет говорить примерно такие фразы: «Ты мне нужна (нужен)», «Я без тебя не могу обойтись!», «Только ты можешь сделать меня счастливой (-ым)». Первые две фразы свиде­тельствуют, что вам в любви объясняется незрелый человек, который будет вас потреблять. Третья фраза свидетельствует об истеричности объясняющегося в любви. Здесь ключевое слово, выдающее его, — «Только ты». Это требование ребенка, которому нужна именно эта игрушка, хотя рядом сколько угодно других и не хуже. Нельзя вступать в брак с психологическим ребенком. Ког­да вам надоест его перевоспи­тывать, избавиться от него вам будет трудно. Но бывает и другой вариант. Как только он найдет более выгодного покровителя, он бросит вас, не за­думываясь, и забудет на следующий день.

Последняя фраза свидетельствует, что с вами хочет всту­пить в брак несчастный человек. Скромный человек пони­мает, что сделать счастливым другого он не сможет, ибо это в принципе невозможно, так как «все счастья и все несча­стья находятся в нашей собственной голове». Поэтому он отказывается от таких предложений.

Подведем итог: «От приставучего не избавиться, сам же он может бросить».

А вот два случая из практики.

1. А., 43 лет, находясь в депрессивном состоянии, обратилась
за помощью. Ее бросил муж. Вот ее история. Встречалась она с одним достойным человеком и собиралась уже выйти за него замуж.
И вот к ней пристал ее будущий муж, хуже внешностью, ниже ее
обра­зованием, и даже без одного глаза. Смысл его ухаживаний и уговоров заключался в следующем: «Ты мне нужна, я не могу без
тебя обойтись, а он сильный и умный, он обойдется». Уговорил. Не­
сколько раз она пыталась с ним расстаться. Не удалось. Стала его
«воспитывать». Он закончил вуз, получил должность, но не приобрел интеллигентности. Ушел к другой. Отгадайте, с какими словами? Правильно: «Ты мне не нужна!»

Но развода ей не дал. «Вдруг у меня с той не получится, вернусь к тебе. Смотри, никого себе не заводи. А то убью». Боль ее усили­валась еще и тем, что на той же улице счастливо жил ее любимый с другой женщиной. В ее мучениях присутствует не столько трагедия, сколько обида. Может быть, и со своим любимым, если бы она за него вышла замуж, она бы разошлась. Но тогда бы быта только пе­чаль. Не было бы обиды. Ведь ее бросил бы ее КОРОЛЬ.

2. Б., женщина 36 лет жалуется на грубость мужа. Муж, выходец из семьи, где процветали мат, грубость и жестокость, освоивший манеры своего окружения, объяснялся в любви примерно так: «Хочу стать таким, как ты, мягким, интеллигентным, деликатным». Б. вышла за него замуж. Несколько лет все было гладко. После окончания вуза он довольно быстро занял высокое положение. А те­перь отгадайте, что он ей стал говорить. Правильно! «Я не хочу быть таким, как ты. Я хочу быть самим собой хотя бы в семье». Кстати, развода он ей не давал.

Итак: когда собираешься подняться в гору, подумай, смо­жешь ли с нее спуститься.

7. Вступая в брак, помни, что полное счастье возможно, если физические, психологические и деловые качества будут дополнять друг друга, а ми­ровоззрение, принципы и чувства — совпадать.


Полные лучше уживаются с худенькими, высокие — с малень­кими, блондины — с брюнетами, горбоносые — с курносыми, и т. д. Хоть в чем-то нужно быть противопо­ложностью своему супругу (-е). Если во всем идет полное совпадение, то пусть хоть один из них будет мужчиной, а другой женщиной. В психологическом плане разговорчи­вым больше нравятся молчаливые, быстрым — медлительные, холерикам — флегматики, сангвиникам — меланхолики, об­щительным — замкнутые, интровертам — экстраверты, и т. п. Вступив с такими людьми в брак, не требуйте, чтобы они изменились. Во-первых, это невозможно, во-вторых, с подобными себе не уживетесь тем более.

В деловом плане хорошо могут ужиться писатель с редак­тором, бизнесмен — с политиком, строитель — с юристом, психотерапевт — с врачом по лечебной физкультуре, и т. п. При одной специальности лучше, если будут разные специ­ализации. Адвокат лучше уживется с судьей, а организа­тор — с исполнителем. Необходимо, чтобы каждый вращал­ся вокруг собственной оси, и это вращение удерживало бы супругов вместе. Тот, кто перестает крутиться, или падает на того, кто крутится, и исчезает как личность, или от него улетает.

Мировоззрение должно быть общим. Сам мир никакой. Все зависит от того, какими глазами мы на него смотрим. Здесь лучше, чтобы у супругов были примерно одинаковые мировоззренческие «глаза».

Итак: вступая в брак, помни, что полное счастье возмож­но, если физические, психологические и деловые ка­чества будут дополнять друг друга, а мировоззре­ние, принципы и чувства — совпадать.

8. Ни в коем случае нельзя работать под началом супруга (супруги).

А если вы женились (вышли замуж) на подчиненной или на начальнике, то следует тому, кто оказался в подчинении, искать себе другое место.

Примеров масса. В книге «Психологический вампиризм» я описал тот случай, когда начальник женился на своей сек­ретарше. Никому хорошо от этого не стало. Даже сексом не стоит заниматься с секре­таршей. Хочу напомнить правило Э. Берна, который справедливо считал, что умная секретарша понимает, что хорошего босса труднее найти, чем парня на одну ночь. Да и босс понимает, что хорошую секретаршу найти труднее, чем девочку для постели. Если хоть кто‑ни­будь один из них умный, то даже секса не будет.

Итак: ни в коем случае нельзя работать под началом су­пруга (супруги).

9. Совпадение в мировоззрении, образовании и степени интеллигентности обязательны, особенно в последней.

И если в мировоззрении и образовании в течение совме­стной жизни может произойти выравнивание, то в степени интеллигентности это маловероятно, ибо для этого нужно три поколения, или несколько лет планомерной работы над собой, желательно под руководством опытного и интелли­гентного психолога.

Особенно это пагубно, когда женщина выше уровнем своего супруга. В практике семейного консультирования я довольно часто наблюдал такое явление. Женщина, не най­дя своего «короля» и боясь остаться одинокой, выходит за­муж за человека ниже себя по образованию и уровню ин­теллигентности. Ей с ним неинтересно, и она старается довести его до своего уровня. В плане образования это по­лучается. Нередко он начинает даже занимать более высо­кий пост, и в связи с отсутствием интеллигентности начи­нает издеваться над ней или бросает ее. Дальше трагедия, смысл которой: «И это ничтожество еще меня бросило».

Мужчины более низкий уровень интеллигентности сво­ей супруги переносят спокойнее.

Итак: совпадение в мировоззрении, образовании и степе­ни интел­лигентности обязательны, особенно в по­следней.

10. Физическая совместимость — обязательное условие счастливого брака.

Нередко человека в партнере раздражает какая-то мелкая деталь: родинка на лице, слишком полные губы, небольшой дефект речи и т. п. Когда человек собирается вступить в брак, он думает, что такая мелочь не имеет существенного значе­ния по сравнению с остальными достоин­ствами партнера. Вступает в брак по принципу «стерпится — слюбится». Глу­бочайшее заблуждение. Не стерпится и не слюбится, ибо в основе этого лежат какие-то генетические свойства. Тогда раздражение приводит к тому, что партнер видит в супруге только родинку, кото


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.073 сек.)