АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Энергетика

Читайте также:
  1. Глава 5 . Энергетика химических процессов
  2. Лекция №8 (Тема 8) Биоэнергетика. Энергетический обмен.
  3. Начальник управления главного энергетика ОАО «МАЗ», начальник отдела главного энергетика, филиала, производства.
  4. Электроэнергетика
  5. Энергетика клеток растений и животных.
  6. Энергетика экосистем

В целом добыча и потребление энергоресурсов в миро­вом хозяйстве растет (см. табл. 6.5).

Таблица 6.5. Ежегодная добыча основных энергоресурсов

 

 

 

Виды энергоресурсов Ед. изм. Годы
80-е 90-е
Нефть млрд т / год 2,1  
Газ млрд куб м. / год   2,2

Ежегодная потребность мирового хозяйства в энергии оценивается в 11,7 млрд т нефтяного эквивалента.

Таким образом, несмотря на применение прогрессив­ных энергосберегающих технологий, потребление энергии в мире возрастает: расширение масштабов мирового произ­водства и потребления увеличивает и потребность в энер­гии (особенно в развивающихся странах).

Однако к началу XXI века ожидается падение общей потребности в энергоресурсах.

В условиях НТП возросла роль атомной энергии в топ­ливно-энергетическом балансе всемирного хозяйства (раз­витие этого источника сдерживается его небезопасностью для окружающей среды).

Ресурсы современной топливной базы для ядерной энер­гетики определяются стоимостью добычи урана при затра­тах, не превышающих 130 долларов за 1 кг U3O8. Произ­водство энергии на строящихся АЭС мало зависит от стоимости сырья. Однако специалисты полагают, что мас­совое производство энергии в бидерах начнется не ранее 2000 г.

Свыше 28% ресурсов ядерного сырья приходится на США и Канаду, 23% — на Австралию, 14% — на ЮАР, 7% — на Бразилию. В остальных странах запасы урана не­значительны. Ресурсы тория (при затратах до 75 долл/кг) оцениваются примерно в 630 тыс. т, из которых почти половина находится в Индии, а остальная часть — в Авст­ралии, Бразилии, Малайзии и США.


Большую роль в решении проблем потребления энергии играет МАГАТЭ.

МАГАТЭ — автономная межправительственная органи­зация. Она входит в общую систему Организации Объеди­ненных Наций, однако не относится к числу ее специали­зированных учреждений, а связана с ООН специальным соглашением.

В паспорте Агентства, если таковой существовал бы, графу «Родители» можно было бы по праву заполнить: «Государ­ства — члены ООН», тем более что созданию МАГАТЭ предшествовало принятие соответствующей резолюции Ге­неральной Ассамблеи ООН. В графе «Место рождения» можно было бы написать «Нью-Йорк», а в графе «Постоянное местожительство» — «Вена».

А вот дата рождения — 29 июля 1957 года — день, когда вступил в силу Устав.

Деятельность Агентства осуществляется в соответствии с целями и принципами Устава ООН, направленными на укрепление международного мира и безопасности, поощ­рение равноправного сотрудничества между государствами, содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей.

Назначение МАГАТЭ, согласно ее Уставу, — «стремиться к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и бла­госостояния во всем мире».

В этих положениях четко отражена основная идея, кото­рой руководствовались правительства, создавшие МАГАТЭ как организацию, — мирное освоение атомной энергии может и должно использоваться исключительно на благо людей, и недопущение распространения военного исполь­зования ядерной энергии представляет собой важнейшую составляющую этой ответственной миссии.

Примечательно, что среди членов Агентства есть и та­кие страны, которые приняли политическое решение не развивать ядерную энергетику. К ним, в частности, отно­сятся Австрия, Дания и Ирландия. Термин «атомная энер­гия» и в официальном названии Агентства, и в его дея­тельности подразумевает не только ядерную энергетику, но и охватывает, например, применение радиоизотопов и


излучения в сельском хозяйстве, медицине, промышлен­ности и гидрологии. Участие в МАГАТЭ стран, относящих­ся к ядерной энергетике по-своему, иногда даже возража­ющих против ее применения, — это не просто показатель демократичности в работе МАГАТЭ, а неотъемлемая часть стиля его работы над решением глобальных проблем с не­пременным использованием потенциала плюрализма под­ходов и взглядов.

Под эгидой МАГАТЭ разработано несколько международ­ных конвенций, в том числе Конвенция о ядерной безопас­ности и Конвенция о безопасном обращении с отработавшим ядерным топливом и безопасном обращении с радиоактив­ными отходами, которые завершают серию международных соглашений, обеспечивающих всеобъемлющее регулирование безопасного обращения с ядерными материалами.

Проводится постоянная работа по пересмотру норм и мер радиационной безопасности и защиты при осуществле­нии ядерных технологических процессов различных типов, а также руководства по безопасному обращению с радио­активными веществами, правил безопасной перевозки ра­диоактивных материалов и по другим важным для практи­ческого использования атомной энергии вопросам. Большое значение мы придаем сотрудничеству с Агентством по по­вышению безопасности АЭС, существующих в странах Цен­тральной и Восточной Европы и странах СНГ

Другим важным направлением деятельности МАГАТЭ является обмен и распространение информации. В Агентстве создана уникальная международная система ядерной ин­формации (ИНИС), одним из инициаторов создания ко­торой была наша страна. Отличительной чертой этой систе­мы является децентрализованный характер как организации, так и эксплуатации. Государства-члены сами отвечают за ввод информации в систему и за предоставление услуг по специализированному выводу информации для пользова­телей внутри своих стран.

По данным Информационной системы МАГАТЭ по энер­гетическим реакторам (ПРИС), на конец 1994 года в 30 странах эксплуатировалось 432 АЭС общей мощностью 340 ГВт (эл.). На них было произведено тогда около 17% общемирового производства электроэнергии. И хотя темпы


развития ядерной энергетики в последние годы в большин­стве стран замедлились, тем не менее в конце 1994 года в 15 странах сооружалось 48 АЭС. На подходе бум строитель­ства АЭС в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Только в 1960—1990 годах доля электрической энергии энергопотребления возросла почти вдвое, достигнув 30-про­центной отметки. И эта тенденция сохраняется. Более того, она, скорее всего, будет усиливаться, поскольку до сих пор два миллиарда людей в мире не имеют электричества в своих домах.

Ядерная энергия сегодня в принципе является реаль­ным, существенным и перспективным источником обеспе­чения потребностей человечества в долгосрочном плане. Ведь доля гидроэнергии составляет около 20%, а альтернатив­ных источников (геотермальная и солнечная энергия, энер­гия ветра и биомассы) — не более половины процента мирового производства электроэнергии.

Разумеется, ядерная энергетика не безаварийна (Черно­быльские события 1986 г.), не застрахована от техниче­ских сбоев, сопряжена с отходами, требующими особого обращения. Но эти реальные проблемы поддаются совре­менным и надежным техническим решениям, призванным гарантировать максимальную безопасность.

Безопасное использование ядерной энергии, как под­черкнул Московский саммит 1996 года по ядерной без­опасности, должно иметь приоритетное значение. На встре­че в Москве высшие представители стран, производящих основную долю ядерной энергии в мире и несущих, таким образом, особую ответственность за укрепление безопасно­сти ядерной энергетики, тщательно взвесив все «за» и «про­тив», пришли к выводу о том, что наиболее перспектив­ным сегодня остается развитие ядерной энергетики.

Саммит в Москве придал ощутимый импульс развер­тыванию международного сотрудничества в интересах обес­печения безопасности ядерной энергетики и большей без­опасности ядерных материалов, причем во многом с опорой на потенциал и опыт МАГАТЭ.

Московские документы неоднократно обращаются к Агентству по самому широкому спектру вопросов. Это и взаимодействие в укреплении системы гарантий МАГАТЭ,


и энергичная поддержка подготовленных Агентством Кон­венции о ядерной безопасности, Проекта объединенной конвенции о безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, и совмест­ное укрепление международного режима ответственности за ядерный ущерб, взаимодействие в рамках МАГАТЭ для обеспечения эффективности национальных систем по кон­тролю и защите ядерных материалов. Ко всем странам об­ращен также призыв Московской встречи ратифицировать Конвенцию о физической защите ядерных материалов и придерживаться выполнения рекомендаций МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов.

Обеспечение надежности энергообеспечения Европы яв­ляется предметом постоянной заботы как правительств стран региона, так и международных организаций Объединитель­ные идеи Европейского союза тесно связаны с либерали­зацией рынка газа и электроэнергии, а также с усилением контроля за внешними источниками энергоснабжения.

В 1990 г. премьер-министр Нидерландов Р.Любберс выд­винул идею налаживания комплексного сотрудничества в энергетике с участием стран Европы и СССР. Предполага­лось, что такое сотрудничество будет способствовать повы­шению надежности энергоснабжения Западной Европы и ускорению экономического роста в СССР и странах Вос­точной Европы. Идея привлекла внимание правительствен­ных и деловых кругов многих государств континента, а Комиссия европейских сообществ выступила с концепци­ей Европейской энергетической хартии. В Брюсселе состоя­лась международная конференция для проведения перего­воров по ее подготовке. К участию в переговорах были приглашены и неевропейские страны, являющиеся члена­ми ОЭСР, а именно: США, Япония, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Европейская энергетическая хартия была принята 16— 17 декабря 1991 г. в Гааге, ее подписали 52 государства (включая республики бывшего СССР) и ЕС. Международ­ное сотрудничество в области энергетики хартия нацелива­ет на решение двух основных задач:


• повышение эффективности производства и транспорти­
ровка энергоносителей, а также надежности их поставок
потребителю;

• развитие европейского рынка энергоносителей на основе
рыночных принципов.

Страны, подписавшие хартию, обязались выработать в дополнение к ней документы практического плана. В итоге после трехлетних переговоров в Лиссабоне (с 17 декабря 1994 г. по 16 июня 1995 г.) были открыты для подписания. Заключительный акт Конференции по Европейской энер­гетической хартии, Договор к энергетической хартии и Протокол по энергоэффективности. К концу установлен­ного периода к Договору присоединились все страны (за исключением США и Канады), подписавшие в 1991 г. Ев­ропейскую энергетическую хартию, и ЕС. США обуслови­ли подписание этого документа рядом требований, в част­ности, сохранением за ними возможности применения «поправки Джексона-Вэника». Кроме того, США не при­знают статус ЕС как торгового партнера.

По условиям Договора к энергетической хартии он всту­пает в силу на 90-й день после сдачи в депозитарий трид­цатой по счету ратификационной грамоты, представлен­ной государством, подписавшим договор по состоянию на 16 июня 1995 г. Поскольку это условие было выполне­но 16 января 1998 г., то настоящий договор официально вступил в силу 16 апреля 1998 г.

На 15 февраля 1998 г. Договор к энергетической хартии ратифицировали 34 государства, в том числе Австрия, Ал­бания, Болгария, Великобритания, Греция, Дания, Испа­ния, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Нидер­ланды, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Германия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, страны СНГ (за исключением России и Белорус­сии), а также Латвия и Литва.

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой существовали и существуют естественные мо­нополии в тех отраслях, где это наиболее выгодно госу­дарству. Это относится и к топливно-энергетическим отрас-


лям, которым присущ встроенный элемент монополизации, определяемый природными и технологическими фактора­ми. Электроэнергетика и газовая промышленность особен­но близки по характеру к естественным монополиям — отраслям, где технология производства и распределения продукции требуют наличия одного производителя.

В послевоенные годы ряд отраслей энергетики в Вели­кобритании, Франции и Италии был полностью монопо­лизирован государством. Это в первую очередь коснулось электроэнергетики, угольной промышленности, газового хозяйства. Государство взяло их в свои руки, поскольку они по многим причинам стали невыгодными для частного капитала, осуществило их реконструкцию. Укрепление и сравнительно быстрое развитие энергетического комплекса стало одним из важнейших условий относительно высоких темпов экономического развития этих стран. По мере по­вышения их экономической мощи в 70—80-е годы были приватизированы многие ранее национализированные от­расли. Однако ряд монополий продолжает успешно функ­ционировать и пока их не собирается ни приватизировать, ни расчленять. К ним относятся компании «Электрисите де Франс» и «Газ де Франс» во Франции, «Рургаз» в Герма­нии, «ЭНИ» в Италии и т. д. У нас же предлагается разру­шить эти отрасли в период спада экономики и неустояв­шихся рыночных отношений.

Монополия естественно обеспечивает производителю условия для злоупотреблений своим положением путем за­вышения издержек, цен, снижения качества и т. д. Однако это можно пресечь с помощью эффективного государствен­ного регулирования. Например, в США все аспекты дея­тельности электроэнергетических компаний подлежат де­тальному регулированию со стороны Федеральной комиссии по энергетике и соответствующих органов штатов, графств и муниципалитетов. Предприятия электроэнергетики в США должны получать разрешение не только на повышение та­рифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на их снижение. Компаниям разрешено получать чис­тую прибыль в пределах 15%. Такое требование ограничи­вает эксплуатацию естественного монопольного положения.


В Великобритании для регулирования и контроля над отраслями электроэнергетики и газа созданы Управления газо- и энергоснабжения. Степень конкурентности рынка этих отраслей отслеживается также Управлением справед­ливой торговли и Комиссией по монополиям. Основной формой контроля над деятельностью отраслевых компаний является регулирование тарифов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)