АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физическая культура в 30-е годы

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  4. Адхократическая культура
  5. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  6. Андроновская культура
  7. Антикультура, контркультура, субкультура.
  8. Афанасьевская культура.
  9. Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси.
  10. Билет 25. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства. Иван III. Культура Руси в XIII-XV вв.
  11. Билет 69.Музыкальная культура Древнего Китая и Японии.
  12. Біологія і культура в генезисі людини

В начале 30-х годов произошла серьезная организаци­онная и методическая перестройка физкультурного движе­ния. Она была связана с социалистической реконструкцией общества, приведшей к централизации власти, к усилению командно-административных методов управления. Задачи коренного переустройства экономической и культурной жизни требовали повышения роли физкультурных организаций, их активного участия в практике социалистического строительства.

Между тем в стране отсутствовал всесоюзный орган руководства физической культурой. Высшие советы физической культуры, созданные в 1923 - 1924 годах в РСФСР и других союзных республиках, существовали лишь на правах согласительных комиссий и не имели полномочий руководства и контроля за всей физкультурной работой в стране. Это нередко вызывало разнобой и параллелизм в работе отдельных ведомств и общественных организаций, участвующих в развитии физической культуры. Некоторые ве­домства вообще недооценивали возможности этой работы. Так, Наркомпрос до 1927 года не разработал программ по физическому воспитанию школьников, во многих школах уроки физической культуры вовсе не проводились. Наметилось увлечение рекордами в ущерб массовости физкультурного движения, слабо вовлекались в него рабочие и крестьяне. В этих условиях дальнейшее сохранение старых форм руководства становилось нецелесообразным. 23 сентября 1929 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О физкультурном движении», в котором предложил усилить и централизовать государственное руководство физической культурой в стране, вместе с тем, обеспечить участие в физкультурном движении широкой рабочей общественности. С этого и началось организационное укрепление советского физкультурного движения.

В апреле 1930 года Президиум ЦИК СССР, признав работу в области физической культуры делом первостепенной государственной важности, вынес постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры с правами государственного руководства и контроля за работой по физической культуре, проводимой всеми организациями стра­ны. Председателем был назначен видный партийный и государственный деятель Н.К. Антипов. Таким образом, к началу 1930 года в стране была создана единая общесоюзная система государственного управления физкультурным движением.

Почти одновременно решился вопрос об организационной перестройке самодеятельного физкультурного движения. Кружки физической культуры при профсоюзных клубах, как переходная форма организации, рожденная в условиях восстановительного периода, сыграли положительную роль в становлении самостоятельного физкультурного движения, способствовали распространению секционной формы занятий, оживлению спортивно-массовой работы. Но в новых условиях потребовавших от физкультурных организаций «поворота лицом к производству», они, ограниченные в членстве и структурно оторванные от производства, становились тормозом для дальнейшего развития физкультурного движения.

Поэтому, на основании решений всесоюзной конференции профсоюзов по физической культуре, проведенной в ноябре 1930 года, начался переход от клубно-территориального принципа построения самодеятельных физкультурных организаций к производственному, который мог обеспечить лучше условия для роста массовости и более тесную связь физкультурной работы с задачами социалистического производства. Вместо клубных кружков на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях стали создаваться коллективы физической культуры, которые действовали, согласно утвержденному положению, под руководством местных профсоюзов в тесной связи с первичными партийными, комсомольскими хозяйственными организациями. Коллективы физической культуры в отличие от кружков, были наделены большей организационной самостоятельностью, обладали более широкими возможностями для использования физической культуры в целях организации труда и отдыха работающих на предприятии, формирования нового, социалистического отношения к физической культуре. Не случайно именно в эти годы зародился лозунг: «Каждый физкультурник - ударник производства, каждый ударник - физкультурник». Физкультурные организации предприятий выступали инициаторами социалистического соревнования и ударничества, активно участвовали в общественно-политических кампаниях.

Началась работа по внедрению физкультурных мероприятий в производственный процесс - производственная гимнастика. Эти мероприятия рассматривались как важный фактор научной организации труда, предупреждающий развитие утомления в процессе рабочей смены, повышающий производительность труда и его общую культуру. Было организовано научное изучение применения производственной гимнастики. К опытной работе привлекались лучшие научные силы - А.Н. Крестовников; СП. Летунов; Л.С. Осипов; А.Ц. Пуни; М.Е. Маршак; Л.И. Вербов; Е.А. Бабаева; И.М. Коряковский; С.Л. Фейгин; СВ. Янанис и другие ученые. К середине 30-х годов производственная гимнастика проводилась свыше, чем на 1000 промышленных предприятий, охватывая ежедневными физкультурными мероприятиями в режиме труда десятки тысяч рабочих и служащих. Однако к 1938 - 39 гг. наметились тенденции к сокращению масштабов этой работы и свертыванию научных исследований по этой тематике, что было связано как с причинами экономическою характера, так и с проявлениями командно-административных методов управления производством.

Исключительно важное значение для становления методических основ советской системы физического воспитания имело введение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В мае 1930 года газета «Комсомольская правда» опубликовала материалы, в которых высказывалась мысль о необходимости разработки единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи, предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех. кто их выполнит, награждать значком. Инициатива комсомола была поддержана, и в марте 1931 года Всесоюзный совет физической культуры утвердил положение о физкультурном комплексе ГТО. Снача­ла комплекс состоял из одной ступени и включал 15 нормативов по различным физическим упражнениям, обеспечивающим всестороннюю физическую подготовку и 3 теоретических требования - знакомство с основами советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. В 1932 году была введена вторая ступень комплекса, включавшая 22 более сложных практических норматива и 3 теоретических требования. В 1934 году для школьников была введена ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), содержавшая 13 норм и 5 требований.

Представленная во всех грех ступенях комплекса ГТО система нормативных оценок отражала основные требования государства к уровню минимальной физической подготовленности граждан к трудовой и оборонной деятельности, к содержанию и результатам физического воспитания различных групп населения. Именно поэтому комплекс ГТО был признан программно-нормативной основой советской системы физического воспитания, стал ядром программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и учебно-тренировочной работы в спортивных секциях.

Введение комплекса ГТО создавало предпосылки для основанной на всесторонней физической подготовке спортивной специализации. Логическим продолжением комплекса стало создание Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК).

Практические шаги по упорядочению спортивных показателей в отдельных видах спорта предпринимались и ранее (велоспорт, легкая атлетика, спортивная гимнастика), но единых подходов к определению спортивных нормативов и требований не было. В 1934 году правительство приняло решение об установлении первого спортивного звания - заслуженного мастера спорта, которое присваивалось выдающимся спортсменам и спортивным деятелям. В 1935-36 гг. в ряде видов спорта было введено звание мастера спорта СССР. И, наконец, в 1937 году была разработана и утверждена Единая всесоюзная спортивная классификация, которая устанавливала разрядные нормативы и требования по 10 видам спорта. В последующие годы в классификацию были включены показатели и по остальным видам спорта, культивировавшимся в стране.

Внедрение в практику работы комплекса ГТО и ЕВСК в значительной мере содействовало упорядочению всей учебно-спортивной работы, системы спортивных соревнований, способствовало развитию массовости физкультурного движения и росту мастерства советских спортсменов.

В 30-е годы заметно улучшилась работа по физическому воспитанию и спорту среди учащейся молодежи. На основе комплекса ГТО были пересмотрены государственные программы по физическому воспитанию в школах и других учебных заведениях. В практике физического воспитания прочно утвердились классно-урочные и внеклассные формы организации занятий со школьниками. С 1930 года физическое воспитание было введено как обязательный предмет во всех средних специальных и высших учебных заведениях. В вузах создавались кафедры физического воспитания.

В 1934 году появились первые детские спортивные школы (ДСШ), на базе которых начала строиться внешкольная физкультурно-спортивная работа. К 1937 году в стране действовало более 200 ДСШ. Стали регулярно проводиться спортивные соревнования и спартакиады школьников. В 1934 году впервые была проведена Всесоюзная студенческая спартакиада.

Широко развернулась научно - исследовательская и методическая работа в области физического воспитания и спорта. В Москве, Ленинграде, Харькове и Тифлисе были открыты научно-исследовательские институты физической культуры, в ряде городов созданы научно-методические центры. Большой вклад в организацию научных исследований вносили московский и ленинградский учебные институты физической культуры. Началась подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру. Выдающиеся ученые возглавили важнейшие направления научных иссле­дований: по проблемам теории и методики физического воспитания - А.Д. Новиков, В.В. Белинович, К.Х. Грантынь, И.М. Коряковский; по педагогическим и психологическим основам физической культуры - Г.Г. Шахвердов, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик; по физиологии спорта - А.Н. Крестовников, B.C. Фарфель; врачебному контролю, спортивному массажу и лечебной физической культуре - И.М. Саркизов-Серазини, И.А. Крячко, В.В. Гориневский; динамической анатомии - М.Ф. Иваницкий; биомеханике физических упражнений - Н.А. Бернштейн, Д.Д. Донской, Е.А. Котикова, Д.А. Семенов; гигиене - Г.М Краковяк, Л.И. Чулицкая и другие.

В физкультурных вузах оформились учебные курсы по теории физического воспитания, истории физической культуры, гигиене физических упражнений, физиологии спорта, были созданы спортивно- педагогические кафедры, стали выходить учебники и учебные пособия по основным учебным дисциплинам. Все это способствовало внедрению в практику физического воспитания и спорта передовых достижений научно-методической мысли. За вклад в развитие физкультурного движения московский (1934 г.) и ленинградский (1935 г.) институты физической культуры были удостоены высших правительственных наград.

В середине 30-х годов произошла очередная организационная перестройка, изменившая и государственные и самодеятельные формы управления физкультурным движением.

В мае 3 936 года ВЦСПС принял решение о создании при Центральных Комитетах профсоюзов всесоюзных отраслевых добровольных спортивных обществ (ДСО), которые объединили входящие в их отрасли коллективы физической культуры. По примеру «Динамо» (1923 г.), «Спар-така»(1935 г.) были образованы ДСО «Водник», «Локомотив», «Буревестник», «Медик», «Нефтяник», «Пищевик», «Шахтер», «Энергия» и другие. Объяснялось это решение тем, что коллективы физической культуры, при всей их организационной самостоятельности, оставались разобщенными, слабо связанными между собой, что затрудняло руководство их деятельностью и создавало определенные трудности в осуществлении учебно-тренировочного процесса и спортивной работы на единой организационно-методической основе.

Образование ДСО способствовало организационному укреплению самодеятельного физкультурного движения: были разработаны уставы ДСО, которые определяли цели, задачи, принципы построения и структуру, источники образования средств, права и обязанности членов. Организующее значение имело введение таких атрибутов, как спортивное знамя, эмблемы, значок, единая спортивная форма и т.п. Создание ДСО позволило объединить квалифицированные тренерские и инструкторские кадры, финансовые средства и материальную базу, необходимые для развития массовой физкультурно-спортивной работы и повышения спортивного мастерства. Началось строительство крупных стадионов, гимнастических залов, спортивных и игровых площадок, лыжных баз и т.д.

Вскоре после создания ДСО. в июне 1936 года решением правительства Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР был преобразован во Всесоюзный Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете народных Комиссаров СССР.

Создание нового государственного органа было продиктовано необходимостью упорядочить повседневное руководство деятельностью государственных ведомств и об­щественных организаций, занятых в сфере физической культуры, от которых Всесоюзный совет, созданный в 1930 г. при высшем законодательном органе, был в какой-то степени оторван. Теперь, находясь в ведении правительства. Комитет получал для этого более широкие возможности. На Комитет возлагались функции государственного руководства и контроля за деятельностью всех государственных органов, осуществляющих работу по физическому воспитанию и общественных спортивных организаций. В его обязанности входило руководство подготовкой кадров и организацией научных исследований, строительством спортивных сооружений, производством спортивного инвентаря, разработка основных нормативных документов, регламентирующих деятельность физкультурных организаций и др. Серьезное внимание было обращено на руководство спортом, что нашло воплощение в названии руководящего органа и его структуре - впервые в аппаратах комитетов появились учебно-спортивные отделы, а на правах организаций общественного актива при комитетах были созданы спортивные секции с тренерскими советами и коллегиями судей по спорту - прообраз будущих спортивных федераций.

Отношение к спорту в корне изменилось. Критика «рекордсменства», данная в постановлении ЦК ВКП (б) от 23 сентября 1929 года была забыта. Спорт становился внешним атрибутом успехов построения социалистического общества в стране.

Богаче по содержанию и разнообразней стал всесоюзный календарь спортивных соревнований. В нем были представлены соревнования уже по 34 видам спорта. Первенства страны проводились поочередно по территориальному и ведомственному признаку. Кроме официальных первенств устраивались кубковые и матчевые соревнования, так в 1936 году стал проводиться Кубок СССР по футболу. В календари включались школьные, вузовские, фабрично-заводские и сельские спартакиады, первенства ДСО, соревнования по национальным видам спорта, спортивные праздники, посвященные важнейшим событиям в жизни страны и другие массовые мероприятия, имевшие агитационно-пропагандистский характер.

Спорт стал успешно развиваться в национальных республиках, на селе, в армии, среди учащейся молодежи и взрослого населения.

С 1937 года в Москве начали ежегодно проводиться физкультурные парады, в которых участвовали делегации от всех союзных республик, Москвы и Ленинграда.

С 1939 года стал праздноваться Всесоюзный день физкультурника. Позитивные изменения в развитии физкультурного движения способствовали росту его массовости - к 1940 году оно объединяло более 5 млн. чел., и повышению мастерства спортсменов - только за один 1937 год было установлено 112 всесоюзных рекордов.

Высоких результатов в спорте добились гимнасты М. Тышко и Н. Серый, легкоатлеты Е. Гокиели, П. Головкин, А. Демин, Н. Думбадзе, В. Алексеев, Ф. Ванин, К. Маючая, А. Пугачевский, А. Канаки, Р. Люлько, 3. Синицкая, Г. и С. Знаменские, Н. Ковтун, Н. Озолин, конькобежцы М. Исакова, И. Аниканов, А. Капчинский, Я. Мельников, Т. Карелина, боксеры К. Градополов, Л. Темурян, И. Штейн, Е. Огу-ренков, Н. Королев, борцы Г. Пыльнов, В. Кожарский, пловцы С. Бойченко, Л. Мешков, К. Алешина, тяжелоатлеты С. Амбарцумян, М. Касьяник, Я. Куценко, Н. Шатов, футболисты А. Акимов, П. и Н. Дементьевы, Б. Пайчадзе, Н. Старостин, Г. Федотов, М. Якушин и многие другие. К 1 января 1939 г. 44 достижения советских спортсменов в сопоставимых видах спорта превысили официальные миро­вые рекорды: 23 по тяжелой атлетике, 9 - по легкой атлетике, 9 - по стрельбе, 2 - по плаванию, 1 - по конькобежному спорту. Но они не были зарегистрированы, так как советские спортивные организации не являлись членами международных спортивных федераций, хотя вопрос о вступлении уже рассматривался. Исключение составлял авиаспорт. В 1938 году летчицы П. Раскова и М. Осипенко установили 9 мировых рекордов, признанных международной авиационной федерацией, в члены которой мы вступили в 1935 году.

Возросшее мастерство советские спортсмены демонстрировали и в международных спортивных встречах, которые начали выходить за рамки рабочего спорта. Только в 1938 - 1940 гг. в СССР побывали 250 иностранных спортсменов, а 175 советских спортсменов выезжали на соревнования в зарубежные страны. Успешно выступили советские спортсмены на Антверпенской рабочей олимпиаде 1937 года, одержав победы в соревнованиях по боксу, гимнастике, плаванию, легкой и тяжелой атлетике.

Однако были в истории советского физкультурного движения этих лет и трагические страницы - необоснованным политическим обвинениям, а затем и незаконным репрессиям подверглись многие руководящие физкультурные работники, ученые, педагоги, тренеры. Жертвами репрессий стали председатель ВСФК при ЦИК СССР Н.К. Антипов, председатель ВКФКиС при СНК СССР Н.И. Харченко, председатель оргкомитета Всесоюзной спартакиады 1928 года, видный деятель международного рабочего спортивного движения М.С. Кедров, ректор московского института физической культуры А.А. Зикмунд. Такая же судьба постигла многих выдающихся спортсменов - репрессиям подверглись победитель Всесоюзной спартакиады 1928 года спринтер Т. Корниенко, известный пловец С. Бойченко, создатель борьбы самбо В. Ощепков, легкоатлет Н. Ковтун, показавший в 1937 году выдающийся результат в прыжках в высоту - 201 см, на долгие годы вычеркнутый из списка спортивных рекордов СССР, и другие. Многие из них были расстреляны или погибли в тюрьмах и лагерях, так и не дожив до реабилитации.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)