АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Локально-цивилизационная типология общества

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  4. I. Формирование глобального инновационного общества
  5. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  6. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  7. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  8. Акционерные общества (АО).
  9. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  10. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА
  11. Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы 3.1.
  12. Билет № 41 Развитие общества.
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби
Египетский Египетская Египетская
Ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический Иранский Еврейский Новосемитический, или аравийский Вавилонская Византийско-арабская   Шумеро-аккадская     Сирийская Исламская
Индийский Индийская Индская Индийская
Китайский Китайская Китайская
Мексиканский Перуанский Майя Мезоамериканская Андская
Греческий Римский Германо-романский, или европейский Греко-римская Эгейская Эллинская Западная
Славянский Русско-сибирская Православная

 

Всего в истории получили развитие 11 «одноосновных» культурно-исторических типов (основой которых являлся преимущественно один вид деятельности – религиозный, культурный, политический или социально-экономический): египетский, иранский, индийский, китайский, греческий и др. Наиболее мощным, но уже исчерпавшим свои воз­можности в конце XIX в. является «двухосновный» романо-германский (западноевропейский) тип, до­бившийся успехов в экономике и искусстве. Формирующийся славянский тип (с центром в России), по мнению Данилевского, сможет гармонически сочетать все 4 основные виды деятельности.

С позиций локального подхода именно такие устойчивые культурно-исторический типы, а не стадии, в развитии человечества целесообразно называть цивилизациями. Слабым местом данной концепции можно считать отсутствие четких критериев разграничения цивилизаций. Поэтому немецкий философ ХХ в. О. Шпенглер выделяет 8 цивилизаций, англичанин А. Тойнби – 13 (см. табл. 3). Локальный подход подчеркивает самобытность цивилизаций, гораздо меньше внимания уделяя их взаимовлиянию. Однако оно существует и – по мере развития человечества – усиливается. И наша с вами задача постараться понять как специфику истории России, так и ее связь с мировым историческим процессом.

 

Помимо взятого нами за основу цивилизационного, существуют постмодернистский и иные подходы к истории (см.: Черных В.Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей. Пермь, 1999. С. 19-32). Они по-разному трактуют и используют такие категории исторической науки, как законы, закономерности, тенденции противоречия и др. (см. подробнее: Черных Ю.А., Черных В.Ю. Философия истории: новые подходы. Пермь, 1997. С. 5-10, 14-23, 32-33). В ходе изучения курса истории Отечества мы постараемся понять, как они проявляются в конкретно-историческом процессе.

 

Теперь оговорим некоторые понятия, связанные со структурой общества. Хотя оно развивается как единый организм, в нем существуют определенные подсистемы, или сферы жизнедеятельности: экономическая, социальная, политическая и культурная (культура – понятие многозначное, мы в дальнейшем изложении будем подразумевать под ней духовную жизнь людей). В экономике мы будем рассматривать степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производст­венных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления) в различные пе­риоды нашей истории.

В социальной сфере главное внимание уделим формированию и развитию классов, социальных слоев и других социальных групп, в т.ч. этнических общностей (род, племя, народность, нация и др.); в политике – отношениям между социальными группами, государственными органами, общественными организациями (в т.ч. партиями) и другими общественными институтами по поводу завоевания госу­дарственной власти и участия в управлении обществом; в культуре – эволюции социальной психологии (обыденного сознания), идеологии (систематизированных знаний) и различных форм общественного сознания – нравственного, религиозного, художественного, философского, политико-правового, научного, экономического, экологического.

Под отечеством в территориальном плане мы будем понимать области, вошедшие к XX в. в со­став России. При этом в первых темах основное внимание сосредоточим на местах расселения восточ­ных славян, а затем русской народности (ставших этнической основой развития соответственно Киев­ской Руси и России) и их непосредственных контактов с другими этносами.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)