АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предостережение от отчаяния

Читайте также:
  1. Необходимость брать знание у больших людей и предостережение (не брать его) у малых
  2. Предостережение не скрывать знание

 

Знай, искатель знания, что ты должен приложить все свои силы и сделать все возможное (на пути знания)! Но не вздумай отчаиваться! А если столкнешься с трудностями, то попытайся еще раз. И знай, что многие ученые принялись за учебу уже в зрелом возрасте, но тем не менее стали выдающимися людьми и достигли звания имама[137].

И среди тех, кто принялся за учебу уже в зрелом возрасте, были такие известные ученые, как Ибн Хазм, аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалам, аль-Каффаль аш-Шаши и др.

Аль-Каффалю было 40 лет, когда он отправился учиться, и он спрашивал (себя): «Как я буду учиться? Когда я буду заучивать? Когда начну понимать? Когда начну учить людей?». И он решил вернуться. (На обратном пути) он проходил мимо хозяина колодца, который гнал (туда) коров, и увидел, что веревка, (перекинутая через камень), врезалась в него, т.к. постоянно его перетирала. И тогда он сказал: «Я буду учиться и (больше) не буду досадовать». Затем сочинил следующие строки:

Ищи и никогда не досадуй, ведь досада – искателя

(знания) беда,

И разве не видишь, что даже веревка оставила

след (навсегда)

На камне, что она протирала (без устали) день

изо дня.

Так он продолжил постигать знание, пока не стал выдающимся человеком.

В биографии Йахьи ан-Нахави упоминается, что он был моряком и переправлял на своем судне людей. Он очень любил знание, и когда к нему на судно садились люди (возвращавшиеся) из Дар аль-‘ильм ва-д-дарс (Дом знания и обучения) на острове Александрия, обсуждая и разговаривая о том, что они изучили, он слушал их, и его душа тянулась к знанию. Когда же он укрепился в своем желании учиться, он задумался и сказал себе: «Мне уже больше сорока лет, а я так и не нашел себя и ничему, кроме судоходства, не научился. Как я же могу предаться изучению какого-либо знания?». И тут он увидел муравья, который тащил финиковую косточку, то и дело настойчиво взваливая ее на себя, но она вновь падала, а муравей возвращался и поднимал ее. И так он продолжал упорствовать до тех пор, пока не добился своего. И Йахья сказал себе: «Если даже это слабое насекомое упорством и настойчивостью достигло своей цели, то я тем более добьюсь своего, проявив усердие». Он тотчас же отправился, продал свое судно и, не выходя из Дар аль-‘ильм, принялся изучать грамматику, язык и речь, пока превосходно не овладел ими, поскольку это было первое, с чего он начал. Он связал себя с этими науками, приобрел известность и написал много книг.

Шейх Ахмад ибн ‘Абдулькадир аль-Кайси аль-Ханафи ан-Нахави изучал много наук, превосходно овладел ими и в конце жизни принялся изучать хадисы. Некоторые люди принялись осуждать его, на что он ответил им, сложив прекрасные бейты:

Я стар, и мой слух уже не пригоден, чтоб слушать хадисы,

(Но это ль изъян?) Ведь люди, которые мне

говорили:

«Во многих науках известный имам

(на старости) снова учиться надумал», –

Вот в них настоящий изъян!

Тому, что не знают они, удивляясь,

Я им (не смущаясь) сказал:

«Невеждой иль славным зовут человека,

К великому (знанию) стремясь,

Желает восполнить он то, что покамест

Еще не успел, (не познал).

 

8. Примеры проявления усердия предшественниками [138]

 

О тот, кто к любимому делу стремится!

Без тягот возможна ль дорога к нему? Никогда!

Йахья ибн Му‘ин сказал: «Я своей рукой записал миллион хадисов. И если бы мы не переписывали один хадис по пятьдесят раз, то не знали бы его».

Аль-Хамиди переписывал (книги) ночью в жару, сидя в тазу с водой, чтобы охладиться.

Один человек сказал: «Я встал ночью до утренней зари, чтобы занять очередь к Ибн аль-Ахраму, но обнаружил, что меня опередили 30 чтецов (Корана), и моя очередь подошла только после послеполуденной молитвы».

Другой человек сказал: «В одну из холодных ночей я встал, чтобы выйти из мечети вместе с Ибн аль-Мубараком, и уже у двери он рассказал мне хадис или я рассказал ему. И так мы продолжали рассказывать друг другу хадисы, пока не пришел муэдзин, (чтобы возвестить азан) к утренней молитве».

Ас-Сури переписал «Сахих аль-Бухари» в семи томах на багдадской бумаге, тогда как у него был только один глаз.

Абу Исхак аш-Ширази сказал: «Каждый урок я повторял по сто раз, и, если в качестве примера по какому-нибудь вопросу приводился бейт, я заучивал ради него целую касыду».

Ибн аль-Фурат после смерти оставил 18 сундуков, наполненных книгами, большинство которых были переписаны его собственной рукой.

Имам ан-Навави «ни днем, ни ночью не тратил своего времени ни на что, кроме учебы, даже по дороге, направляясь куда-либо или возвращаясь, он повторял то, что заучил или прочитал. И он продолжал учиться таким образом шесть лет».

Ан-Навави в начале своего пути к знанию учился у своих учителей-шейхов, которые объясняли ему и исправляли его ошибки, и он брал по 12 уроков ежедневно: два урока по книге «аль-Васит», один урок по книге «аль-Мухаззаб», урок по «аль-Джам‘ байна ас-сахихайн», урок по «Сахих Муслим», урок по книге Ибн Джинни «аль-Лам‘», посвященной грамматике (наху), урок по книге Ибн ас-Сакита «Ислах аль-мантик», посвященной арабскому языку, урок по морфологии (сарфу), урок по основам мусульманского права (усуль аль-фикх) по книге Абу Исхака «аль-Лам‘» или аль-Фахра ар-Рази «аль-Мунтахаб», урок, посвященный именам передатчиков хадисов, урок по основам религии (усуль-ад-дин), т.е. единобожию (таухиду). Ан-Навави сказал: «Я записывал примечания ко всему, что имело к этому отношение: объяснение сложных (моментов), толкование неясных выражений, расстановка огласовок в словах. И Аллах сделал мое время и мои занятия благословенными и помог мне в этом деле».

 

Глава четвертая

Бережливое отношение ко времени

 

Введение. 1. Стремление наиболее рационально использовать свое время. 2. Отказ от пустословия, забав и праздности. 3. Предостережение не оттягивать и не откладывать (дела). 4. Использование своей молодости. 5. Использование своего свободного времени и здоровья. 6. Использование каждого удобного случая. 7. Постоянное знакомство с примерами бережливого отношения предшественников к своему времени.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)