АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила поведения в пути

Читайте также:
  1. B3.4. Правила оформления графиков
  2. I. Правила терминов
  3. Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
  4. Альтруистические программы поведения
  5. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
  6. Апперантный бихевиоризм Скиннера. Функциональный анализ опперантного поведения.
  7. Будова, призначення та правила використання порошкових вогнегасників.
  8. Виды нотариальных действий и правила их совершения
  9. Виды социального поведения личности
  10. Виола лишь снова переглянулась с Нейтаном и отвернулась в сторону женщины, которая рассказывала о правилах на балу.
  11. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе
  12. Внутренние перемены как следствие изменения поведения

 

1) (Искатель знания) прежде должен учиться у ученых своего города и лишь затем отправляться путешествовать по свету. Это легче, менее обременительно и дает ему большие возможности для прочного усваивания приобретаемого знания, его записывания, уточнения и пересмотра того, что осталось неясным. Искатель знания не должен пренебрегать учителями, живущими в его городе, ведь среди нерадивых людей есть такие, кто считают дирхем в доме своего соседа лучше, чем динар в своем собственном доме. Когда же он закончит приобретать знание у ученых своего города, тогда ему следует вознамериться совершить путешествие и встать на этот путь.

2) (Искатель знания должен) хорошенько выбрать место для своего путешествия, чтобы там жили какие-нибудь ученые или достойные люди, от которых можно получить пользу. Ученые (всегда) внимательно относились к этому вопросу и спрашивали по этому поводу совета…

Передают со слов Ахмада ибн Ханбаля, что один человек спросил его: «У кого, ты считаешь, следует записывать хадисы?» Он ответил: «Иди к Ахмаду ибн Йусуфу, ведь, поистине, он шейху-ль-Ислам».

Передают, что Му‘аммар сказал: «Аййуб сказал мне: “Если ты поедешь к кому-либо, то отправляйся к Ибн Тавусу, в противном случае, продолжай заниматься своей торговлей”.

3) Необходимо уделять внимание изучению как можно большего числа предметов и предпочесть это большому числу учителей. Ибн Хаджар в «Шарх ан-нухба» сказал: «Затем он (должен) отправиться в путь и во время путешествия приобрести то новое, чего у него нет. И большое число наук должно заботить его больше, нежели большое число шейхов».

В «Шарх аш-шарх» говорится: «Потому что основная цель первостепенна, это – (хорошее) знание, а не простая передача сообщений. Да, бывает необходимо и большое количество передаваемых сообщений для корректировки обучения».

4) (Искатель знания) должен уделять внимание повторению вместе с теми, кто бы его проверил, чтобы суметь углубиться в знание. Для этого он должен сформулировать свои взгляды и видение решения проблем из области знания, к которым он пришел, и высказать их людям, способным проверить все тонкости и разобраться в них, а также представить им те трудные вопросы, с которыми он столкнулся. Так он придет к новым взглядам, что позволит ему еще больше укрепиться и углубиться (в знании) или решить те трудности, которые ему повстречались. Это – большая польза, благодаря которой ученый совершенствуется и растет, и этим не следует пренебрегать. Он должен стремиться к большому числу учителей, которым бы он представил все эти вопросы, если будет необходимо, подобно тому, как исследователь, столкнувшись с неясными вопросами, обращается к многочисленным письменным источникам, чтобы разрешить их. А живые источники (учителя) при решении возникших проблем для нас важнее книг, поскольку они могут до конца проследить за ходом мыслей и обсудить их.



 

Заключение

 

Мой брат читатель! Мы завершили чтение четырех частей этой книги, которые послужили подробными ответами на четыре поставленных вопроса, которые волнуют каждого искателя знания:

1. для чего я учусь?

2. при помощи чего я учусь?

3. как я учусь?

4. у кого я учусь?

Быть может, ты заметил, читатель, что я стремился больше внимания уделить нравственной стороне вопроса и ее важности для формирования личности искателя знания. Это потому, что я уверен: настоящее полезное знание обязательно должно взращивать качества, присущие ученым. А если нет, то какую же пользу получит мусульманская община (умма) от ученых, обладающих качествами, присущими глупцам?

И этим полезным знанием является то знание, которое остается, и его следы проявляются в улучшении мусульманской общины (уммы) и ее возврате к своей религии.

Однако если знание окажется лишь внешней окраской, которой украшает себя человек, и его суть не проникнет в сердце искателя знания, чтобы стать частью его целого, то эта окраска довольно скоро сойдет под воздействием внешних факторов и трения. И вот его обладатель обнажен, лишен своей одежды – полезного знания, тут проявилось его истинное лицо, и он возвратился к своей первозданной натуре. …что касается пены, то она уходит безвозвратно, а то, что полезно людям, остается на земле… («Гром», 17).

‡агрузка...

В этом заключении я хотел бы указать еще и на то, что, коль скоро дела мусульманской общины (уммы) будут пребывать в порядке только благодаря религиозному знанию, мы должны также знать, что религиозное знание принесет плоды и даст свои яства, только если будет соответствовать пути наших праведных предшественников.

И клянусь Аллахом, что многие искатели знания в последнее время стали испорченными и безнравственными потому, что отклонились от пути предшественников в деле приобретения знания.

А значит, эта тема – я имею в виду правила поведения искателя знания – не является ни роскошью в деле знания, ни излишним нарядом, а лишь необходимым условием для воспитания праведных ученых, улучшающих (общество), без наличия которых и без усилий которых не сможет возродиться мусульманская община (умма).

И у Аллаха я прошу о том, чтобы Он сделал эту книгу написанной только ради Его Благородного лика и вознаградил всех, кто содействовал в ее завершении и выпуске. И все, что в этой книге было правильно, то от Великого и Могущего Аллаха, а все ошибки – от меня и от шайтана. И последний наш призыв – это хвала Аллаху, Господу миров!

И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и да приветствует!


[1] То есть предавшимися Аллаху, иначе говоря мусульманами.

[2] То есть сделает так, что они будут благими и будут приняты.

[3] Т.1, с. 74 – 243.

[4] Подразумевается часть знания о скрытом (гайб), которое передал ему Аллах.

[5] Комментарии к хадисам, встречающимся в этой главе, взяты из книги Абу Бакра аль-Джазаири «Аль-‘ильм ва аль-‘улама», начиная со стр. 17.

[6] Муслим (817), Ибн Маджа (218).

[7] Имеется в виду имущество, завещанное им на благотворительные цели, построенная им мечеть, мост или что-либо другое, чем продолжают пользоваться люди после его смерти.

[8] Муслим (1631).

[9] Это значит, что Аллах откроет для него пути руководства и приготовит для него то, с помощью чего в мире этом он придет к повиновению, и облегчит ему вход в Рай и он не столкнется с теми трудностями предстояния (маукыф), иначе говоря, ожидая расчета в День воскресения, с которыми придется столкнуться другим.

[10] В Коране сказано: «Он – Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере». («Победа», 4)

[11] Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздает таким людям хвалу, принимает их дела и повышает их степени.

[12] Муслим (2699).

[13] Аль-Бухари (71), Муслим (1037) – со слов Му‘авийи, да будет доволен им Аллах.

[14] Аль-Бухари (79), Муслим (2282) – со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах.

[15] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (2659), Ибн Маджа (232, 309) и др. со слов некоторых сподвижников. См. также «Сахих» Ибн Маджа (189).

[16] Эти слова принадлежат Абу Бакру аль-Джазаири.

[17] Аль-Бухари (3374, 3383, 4689), Муслим (2378).

[18] Достоверный хадис, ат-Тирмизи (3535) и Ибн Маджа (226) здесь его версия. См. «Сахих Ибн Маджа» (185).

[19] Под таким названием Абдульбарр написал главу в «Джами‘ байан аль-‘ильм», которую мы излагаем в сокращении. Имам ан-Навави в предисловии к книге «Аль-Маджму‘» (1/20) говорит о превосходстве знания над поклонением, приносящем пользу только поклоняющемуся. Учеными написано большое количество книг о превосходстве знания над богатством и много других полезных работ, о которых мы не упоминаем.

[20] Достоверный хадис, который передали аль-Хаким, аль-Базар и др. со слов Хузайфы. Сахих аль-джами‘ (4214).

[21], Имеется в виду совершение молитв, чтение Корана, произношение слов поминания Аллаха и т.п.

[22] Данные изречения мы выбрали из книги Ибн Абдульбарра аль-Куртуби «Джами‘ байан аль-‘ильм». См.: Глава о достоинстве знания (1/200).

[23] Ахлак аль-‘улама, с. 15 –17.

[24] Аль-ахлак ва-с-сийар. С. 30 – 33: Дар аль-фатх.

[25] То, что упоминает здесь аль-‘Аскари, есть результат знания и его плоды, однако недопустимо начинать учебу с подобных намерений, т.к. это несовместимо с искренностью. См. следующую главу «Искренность», где об этом будет сказано более подробно и полно, если будет угодно Аллаху.

[26] Аль-хасс ‘ла-ль-‘ильм. С. 48 – 49.

[27] Мифтах дар ас-са‘ада (1/113 –116).

[28] И‘лам аль-мувакки‘ин (1/99), с небольшими изменениями.

[29] Достоверный хадис. Передали: Абу Дауд (3664) и Ибн Маджа (252) со слов Абу Хурайры. См.: Сахих Ибн Маджа (204).

[30] «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘» (1/123 – 131).

[31] Достоверный хадис. Передал ат-Тирмизи (2417) со слов Абу Барзы. См. «Сахих аль-джами‘» (7300).

[32] Гиза аль-альбаб шарх манзумат аль-адаб» (1/39).

[33] Достоверный хадис. Передал ан-Насаи (6/26, хадис 3140) со слов Абу Амамы аль-Бахили. Сахих аль-джами‘ (185).

[34] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 70.

[35] Имеется в виду предпочтение одних собраний другими для того, чтобы оказаться в центре внимания собравшихся.

[36] Достоверный хадис. Передал Ибн Маджа (254) со слов Джабира ибн Абдуллаха. См. «Сахих Ибн Маджа» (206).

[37] Хафиз – Известно два мнения о смысле этого слова.

а) Многие мухаддисы считают, что это слово является синонимом слова “мухаддис”.

б) Говорят также, что слово “хафиз” служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухад­диса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.– человек, знающий Коран наизусть, а также человек, помимо Корана выучивший большое количество хадисов.

[38] Передали аль-Бухари (74, 122) и Муслим (2380) со слов Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах.

[39] Аль-Мунзири сказал, что этот хадис передали ат-Табарани в «Аль-Аусат», аль-Базар с неплохим иснадом, аль-Албани отнес его к категории хороших хадисов в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб», т. 1, с. 58. См. также «Афат аль-‘ильм», с. 57.

[40] Мухаммад ибн Са‘ид ибн Руслан. Афат аль-‘ильм, с. 472.

[41] Тафсир аль-Куртуби, т. 5, с. 3444 – 3446.

[42] Первые шесть признаков в некоторой степени разъясняются в главе «Справедливость» раздела о качествах, присущих искателю знания.

[43] Аль-Маджму‘, т. 1, с. 35.

[44] Другой поэт сказал:

Мое занятие – язык, что разбирает грамматически слова,

О, если бы помог он мне, когда мы в День суда все встанем пред Аллахом.

Тому ж, кто Бога не боится, его язык, грамматики все нормы соблюдая, спасения не принесет,

Но нет вреда тому, кто Господа страшится своего, коли язык его грамматики не знает.

[45] См.: Бакр Абу Зайд. Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 58.

[46] Аль-Маджму‘, т. 1, с. 28.

[47] Там же.

[48] См. Тафсир Ибн Касир, сура «Творец», аят 28.

[49] Фадль ‘ильм ас-салаф ‘ала-ль-халаф, с. 38 – 39. Издание библиотеки факультетов аль-Азхар.

[50] Т. е. до ниспослания Корана.

[51] Муслим (822).

[52] Сайд аль-хатир, с. 544.

[53] Имеется в виду способность отличать добро от зла и истинное от ложного, благодаря чему человек достигнет спасиния.

[54] Здесь – обращение к людям Писания.

[55] Тазкират ас-сами‘, с. 75.

[56] Достоверный хадис. Передал аль-Куда‘и со слов Ибн Мас‘уда. Сахих аль-джами‘ (4024).

[57] Тахзиб иктида аль-‘ильм аль-‘амаль, с. 6, 7.

[58] См.: «Аш-Шихаб аль-лами‘» – краткое излодение «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘», с. 37. Хадис о кровопускании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и выплате им вознаграждения цирюльнику передают аль-Бухари (2102), Муслим (1577) и Ахмад (3/99, хадис 11950) со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.

[59] «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 36.

[60] Имеется в виду посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[61] См.: аль-Адаб аш-шар‘иййа (3/468).

[62] Тахзиб иктида аль-‘ильм аль-‘амаль, с. 24 – 26.

[63] Это очень ценная книга и весьма полезная, хоть и небольшая. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали отозвался о ней: «Автор книги имам Абу Бакр аль-Аджурри был одним из величайших ученых, писавших о нравственных качествах и благопристойности ученых в начале четвертого столетия с начала хиджры. Его книга – одно из наилучших сочинений, написанных по этой теме, и кто внимательно ее прочитает, узнает о пути ученых-предшественников и о путях, противоречащих ему, из числа тех, что возникли после».

[64] Т.е. аль-Аджурри, да смилостивится над ним Аллах.

[65] Ахлак аль-‘улама, с. 97 – 100.

[66] В наше время это сравнимо с желанием человека стать муфтием, директором и т.п.

[67] Ахлак аль-‘улама, с. 118 – 120.

[68] Т. е. не жалея ради этого ни сил, ни средств.

[69] Сахих аль-джами‘ (5837).

[70] аль-Джами‘ (1/215).

[71] Достоверный хадис, который передали Ибн Маджа (3843) и др. со слов Джабира. См. «ас-Сахиха» (1511).

[72] Таслим – приветствие, произносимое в конце молитвы.

[73] Достоверный хадис, который передал Ибн Маджа (925). См. «Сахих Ибн Маджа» (753).

[74] Аль-ахлак ва-с-сийар. С. 75: Дар аль-фатх.

[75] Передал Муслим (2722) со слов Зейда ибн Аркама.

[76] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (3599) и Ибн Маджа (251) со слов Абу Хурайры. См. «Сахих Ибн Маджа» (203).

[77] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 42.

[78] Как некоторые художественные книги, содержащие порочные и непристойные стихи, а также любовные и безнравственные истории, как сборники лирических произведений и т.д.

[79] Это по причине неполноты искренности. И все, о чем мы упоминали, говоря об искренности, непосредственно связанно с испрашиванием помощи у Аллаха.

[80] Ахлак аль-‘улама.

[81] То есть исправили то зло, которое они совершили.

[82] Тайсир аль-Карим ар-Рахман (1/186).

[83] Имеется в виду Писание.

[84] Ат-Тафсир (1/578): Общество возрождения наследия.

[85] Достоверный хадис, который передали Ибн Хаббан и аль-Хаким. См.: Сахих аль-джами‘ (6517).

[86] Достоверный хадис, который передал ат-Табарани в «Аль-Аусат» и др. со слов Абу Хурайры. Сахих аль-джами‘ (5835).

[87] Хадис № 118.

[88] То есть исправили то зло, которое они совершили.

[89] Хадис № 2865.

[90] Т.е. дари людям знание, и Я подарю тебе больше.

[91] Имеется в виду все то, что продолжает приносить пользу людям и после смерти человека. Например, за то, что человек оставляет в наследство в качестве вакфа, то есть, имущества, завещаемого на благотворительные цели, и за другие подобные вещи.

[92] Муслим. Хадис № 1631.

[93] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 51, 52.

[94] См.: «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 69 – 71.

[95] Имеется в виду высшая степень усердия.

[96] См. «Сайд аль-хатир», с. 459.

[97] Под горячим пылом в арабском языке («‘улув аль-химма») может пониматься решительность и пренебрежение трудностями и препятствиями, а также достижение человеком полного духовного совершенства, насколько это возможно, т.е. обладание высокими устремлениями. Чаще имеют в виду последнее значение.

[98] Но смотри на них, искатель знания, как на пример и образец для подражания и скажи себе, что станешь одним из великих ученых, призывающих людей к Аллаху, и что твоими руками Аллах поможет мусульманской умме.

1 Мухтарат мин ан-назарат, с. 307 – 308.

[100] Эти бейты принадлежат перу Ибн Хазма, да смилостивится над ним Аллах. См.: Аль-ахлак ва-с-сийар. с. 18: Дар аль-фатх.

[101] Иршад ат-туллаб, с. 23.

[102] Достоверный хадис: ас-Сахиха (1664).

[103] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 35.

[104] Сайд аль-хатир, с. 549.

[105] Там же, с. 208.

[106] Эти примеры мы взяли из книги Мухаммада ибн Исма‘ила аль-Мукаддима «‘Улув аль-химма». Сравни: Абдульфаттах Абу Гудда «Сафахат мин сабр аль-‘улама». Большое количество примеров и эпизодов, связанным с проявлением учеными усердия и преданности знанию, мы заимствовали из двух вышеуказанных книг.

[107] Имеется в виду сура «Искренность».

[108] Сайд аль-хатир, с. 549. Также см. последние строки предыдущего высказывания Ибн аль-Джаузи в нашей книге.

[109] Известно два мнения о смысле слова хафиз:

а – многие мухаддисы считают, что оно является синонимом слова «мухаддис»;

б – говорят также, что слово «хафиз» служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря, такого, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.

[110] См.: Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 47 – 48.

[111] Меджлис – собрание, беседа, урок, кружок.

[112] Начиная с этих слов и до конца главы отрывок взят из книги «‘Улув аль-химма», с. 155 – 156.

[113] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 70.

[113] Сахих аль-джами‘ (6624).

 

 

[115] Сайд аль-хатир, с. 208.

[116] См.: Фатх аль-бари (1/216), комментарий 118 хадиса.

[117] См.: аль-Адаб аш-шар‘иййа (3/465).

[118] Что же можно сказать о тех, которые считаются главными учителями и наставниками, но которые большую часть своего времени теряют за разговорами о банкетах таких-то и таких-то людей, за разговорами о разновидностях пищи, способах ее приготовления и т.п.?!

[119] ‘Асида – сладость, приготовляемая из муки, масла и сахара. Традиционно в некоторых странах ‘асида употребляется на завтрак. Значит, слова Шурайка актуальны и в наши дни, подумай над этим!

[120] Аль-фатава, с. 455.

[121] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 72.

[122] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (2381), Ибн Маджа (3349) и др. со слов аль-Микдама ибн Ма‘дийакриба, да будет доволен им Аллах.

[123] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 74 – 75.

[124] Бинн – разновидность солений. В некоторых источниках встречается слово «бирр», что является ошибкой.

[125] Хариса – сладость, приготовляемая из муки, масла и сахара, подобно ‘асиде.

[126] Передал Муслим (2822) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

[127] Книга о мечетях и местах, предназначенных для моления; глава о сроках пяти (обязательных) молитв, № 175 – 612.

[128] ‘Улув аль-химма, с. 336.

[129] Гиза аль-альбаб (2/427).

[130] Мадаридж ас-саликин (1/491).

[131] Таслим – слова «Мир вам и милость Аллаха», произносимые в конце молитвы.

[132] Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал своим сподвижникам на скоротечность земной жизни.

[133] Книга о знании, хадис № 116.

[134] Книга о сроках молитв, хадис № 601.

[135] Мухаммад ибн Ибрахим аш-Шайбани. Джуз ташхиз аль-химам иля-ль-‘ильм, с. 13. См. также главу «Терпение и стойкость» тему «Терпение, проявляемое в бодрствовании ночью» в нашей книге.

[136] Гиза аль-альбаб (2/426 – 427).

[137] См. ‘Улув аль-химма, с. 202.

[138] См. также главу первую «Горячий пыл» и главу шестую «Терпение и стойкость».

[139] Йусуф аль-Карадави. Аль-вакт фи хайат аль-муслим, с. 12.

[140] Время имеет свои отличительные особенности, которые нам необходимо хорошо знать и, исходя из этого, научиться (правильно) его использовать. Вот некоторые из них: 1. время быстротечно. 2. то время, что уже прошло, не вернуть и не заменить ничем. 3. время – это самое ценное, что есть у человека. (из книги Аль-Карадави «Аль-вакт…», с. 8).

[141] Иршад ат-туллаб, с. 119 – 120.

[142] В арабском тексте – частица «сауфа», которая употребляется перед глаголом для обозначения действия в будущем. На русский язык эту частицу мы условно перевели словом «буду».

[143] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 64

[144] Хороший хадис, который передал ат-Табарани в «аль-Кабир» (20/61) в этой версии со слов Му‘аза ибн Джабаля. Данный хадис уже приводился нами со слов Абу Барзы.

[145] Аль-Карадави. Аль-вакт, с.6.

[146] Достоверный хадис, который передали аль-Хаким и др. со слов Ибн ‘Аббаса. Сахих аль-джами‘ (1077).

[147] «Худа». Здесь под руководством подразумевается полезное знание, которое Аллах дарит тем, кто обладает верой.

[148] ‘Улув аль-химма, с. 406.

[149] Т.е. пока вы не заняли высокого положения в обществе, что помешает учебе. Некоторые считают, что имеется в виду до женитьбы, поскольку семейные заботы отвлекают от учебы. (Комментарии взяты из книги Ибн аль-Асира «ан-Нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар»).

[150] Сайд аль-хатир.

[151] Аль-Бухари (6412).

[152] Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов.

[153] Этот хадис уже упоминался выше.

[154] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 14 – 15 (с небольшими изменениями).

[155] Тазкират ас-сами‘, с. 27.

[156] См. выше «Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни», а также ниже «Уединение и редкое общение с простыми людьми».

[157] Журнал «ан-Нибрас», Аджаманский факультет гуманитарных наук, № 27, шавваль 1414 г.х.

[158] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 18 – 19 (с небольшими изменениями).

[159] Важную роль при составлении плана и внесении в него изменений имеет испрашивание помощи у Аллаха (истрихара).

[160] Молитва, сроки совершения которой строго определены по времени, а также другие заповеди и нормы поведения в Исламе вселяют в мусульманина дух дисциплины и помогают ему определить для каждой части своего дня обязательное дело.

[161] Артур Нахаваз, Гарольд Филипп. Фанн аль-кира’а ва-д-дарс (с незначительными изменениями).

[162] См. «Предостережение не оттягивать и не откладывать (дела)» в предыдущей главе «Бережливое отношение ко времени».

[163] Достоверный хадис, который передали Абу Дауд (2606) и ат-Тирмизи (1212) со слов Сахра аль-Гамиди. См. «Сахих Абу Дауд» (2270).

[164] Аш-Шихаб аль-лами‘- краткое изложение «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘», с. 38.

[165] ‘Аид аль-Карни. Тадж аль-фава’ид, с. 30.

[166] Передали аль-Бухари (5861) и Муслим (783) со слов Айши.

[167] Комментарии ан-Навави к хадису Муслима (3/331).

[168] Сайд аль-хатир, с. 419.

[169] Сайд аль-хатир.

[170] Сайд аль-хатир с.601-602.

[171] Саваних ва та’аммулат фи кийймат аз-заман, с. 48.; Улув аль-химма, с.355 – 356.

[172] См. также: ‘Амр ‘Абдульмун‘им. Ахлак махмуда фи талаб аль-‘ильм, с. 46; см. также заключительную часть работы «аль-‘Узла фи аль-адаб аш-шар‘иййа», т. 3, с. 449 и далее.

[173] Сунна – здесь: пример жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как руководство для мусульман.

[174] Сайд аль-хатир, с. 602.

[175] Там же.

[176] Саид аль-хатир, с. 419.

[177] Диван – ведомство, канцелярия.

[178] Иршад ат-туллаб, с. 121 – 123.

[179] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 19.

[180] Хороший хадис, который передал Ахмад со слов Анаса. Сахих аль-джами‘ (2246).

[181] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 28.

[182] См.: Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 47.

[183] Мухаддис – человек, рассказывающий хадис; знаток и передатчик хадисов.

[184] Аль-Хатиб. Аль-Джами‘ (1/651).

[185] Имеется в виду хадис, записанный Муфаддалем ибн Фудалей.

[186] Такие верблюды были самым ценным имуществом арабов в прежние времена.

[187] Аль-Бухари (4210), Муслим (2406) со слов Сахля ибн Са‘да, да будет доволен им Аллах.

[188] Имам – руководитель, духовный лидер.

[189] Имея в виду, что не пристало ему брать в руки чернильницу.

[190] См.: Абдульфаттах Абу Гудда. Сафахат мин сабр аль-‘улама. Из этой книги мы привели большое количество примеров проявления учеными терпения, усердия в поисках знания, преодоления ими трудностей и т.д.

[191] Т.е. возле джамра – столбов в долине Мина, в которые паломники бросают камешки во время хаджа.

[192] Во время сильной жары в полдень обыкновением арабов было оставаться дома для непродолжительного сна или отдыха.

[193] Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-са‘ада (1/225).

[194] Аль-Джами‘ (1/316).

[195] Т.е. знание.

[196] Здесь непередаваемая игра слов. В арабском языке слово «факих» («знаток мусульманского права») сводится к трем коренным согласным «фкх», а слово «факир» («бедняк») – «фкр», причем гласные на письме не обозначаются. Буква «р» пишется в виде полукруга, а буква «х» в виде окружности, поэтому «р» можно легко переправить на «х».

[197] Абдульфаттах Абу Гудда. Сафахат мин сабр аль-‘улама, с. 153 – 156.

[198] См.: Абдульфаттах Абу Гудда. Сафахат мин сабр аль-‘улама, с. 247.

[199] Хадью ас-сари, с. 505.

[200] Одним из обычаев арабов было вешать на шею новорожденного талисман, который, как они считали, должен был защитить ребенка от сглаза, злых духов и т.д. Ислам отверг этот обычай, поскольку кроме Аллаха никто и ничто не может защитить человека, а талисман – проявление многобожия.

[201] Здесь знания, которые он черпает из тафсира, он сравнивает с чистым выдержанным напитком, запечатанным мускусом (ар-рахик аль-махтум), которым будут поить обитателей Рая.

[202] Фарсах – мера длины, равная 5760 м.

[203] Т.е. знание.

[204] См.: Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 44. Ср.: Мухаммад аль-Хидар Хусайн. Расаиль аль-ислах (2/103).

[205] Под надежностью в данном случае подразумывается правельность передачи знания от предшественников потомкам.

[206] Расаиль аль-ислах (1/13). Изд-во «Дар аль-и‘тисам».

[207] См. Мухаммад Ибрахим аш-Шайбани. Джуз ташхиз аль-химам, с.14.

[208] Муджтахид – самостоятельно выносящий решения по вопросам мусульманского права на основе Корана и Сунны.

[209] Иршад ат-туллаб, с. 94 – 95.

[210] Аль-ахлак ва-с-сийар, с. 87.

[211] Джуз ташхиз аль-химам иля-ль-‘ильм, с. 16.

[212] 2832 со слов Абу-д-Дарды.

[213] Аль-Маджму‘.

[214] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 28.

[215] Аль-Ахлак ва-с-сийар, с. 88.

[216] Джами‘ байан аль-‘ильм (1/531).

[217] Аль-Бухари (5219), Муслим (2130). Имеется в виду человек, который одалживает чужую одежду, чтобы обмануть людей своим внешнем видом и заставить их поверить его словам.

[218] Афат аль-‘ильм, с. 159.

[219] То есть не разрешайте и не запрешайте ничего такого, что выдумано вами самими и не имеет под собой никакой твердой основы.

[220] См.: Афат аль-‘ильм, с. 42.

[221] Передал Муслим (2702) со слов аль-Агарр аль-Музани, да будет доволен им Аллах. Значение хадиса, ва-л-Лаху а‘лам (Аллах лучше знает), разъясняет кади ‘Ийад, да смилуется над ним Аллах: «имеются в виду моменты, когда он допускал невнимательность в совершении зикра (произношении слов поминании Аллаха), который он произносил постоянно. И если по какой-либо причине он проявлял некоторое послабление в этом деле, то считал это грехом и просил прощения у Аллаха».

[222] Достоверный хадис, который передал Абу Дауд (3657) со слов Абу Хурайры. См. «Сахих Абу Дауд» (3105).

[223] Имеются в виду духовные лидеры.

[224] Аль-Бухари (100), Муслим (2673), со слов Абдуллаха ибн Омара, да будет доволен Аллах ими обоими.

[225] Афат аль-‘ильм, с. 158.

[226] Т.е. Аллах ниспошлет Коран, содержащий предписания, трудные для исполнения.

[227] Передали Ибн Хаббан (1599) и аль-Хаким (1/90, 306), он также подтверждается хадисом Абу Хурайры в сборнике Муслима (671), который звучит: «Самыми любимыми местами для Аллаха являются мечети, а самым ненавистным – рынки».

[228] Имеется в виду тетя со стороны отца.

[229] Аль-Бухари (4774, 4809), Муслим (2798).

[230] Тазкират ас-сами‘, с. 42.

[231] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 16 – 17.

[232] Аль-Джами‘ (1/583).

[233] Аль-Адаб аш-шар‘ийа (2/53).

[234] Речь идет обо всем, что угодно Аллаху.

[235] Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого.

[236] Передали аль-Бухари (73) и Муслим (816) со слов Абдуллаха ибн Мас‘уда.

[237] Уделом в этой жизни является знание, а в будущей – блаженство.

[238] Сахих аль-джами‘ (73). Это отрывок хадиса, который начинается: «Ко мне пришел Джибриль…».

[239] Сайд аль-хатир, с. 418.

[240] Бакр Абу Зайд. Хильйат талиб аль-‘ильм, с.52.

[241] Таухид – единобожие, монотеистическое вероубеждение.

[242] Слова Бакра Абу Зайда.

[243] См.: Сайд аль-хатир, с. 418.

[244] Сахих аль-джами‘ (62, 96).

[245] Ибн Кудама аль-Макдиси. Мухтасар минхадж аль-касидин, 25.

[246] Субхан Аллах – хвала Аллаху (употребляется для выражения удивления).

[247] ‘Алави – последователь одного из течений шиитов, которые считают себя якобы сторонниками ‘Али, да будет доволен им Аллах.

[248] Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘ (1/119).

[249] Гиза аль-альбаб шарх манзума аль-адаб (1/32).

[250] Аш-Шихаб аль-лами‘, с. 102.

[251] Аль-Ахлак ва-с-сийар, с. 97 – 98.

[252] Иршад ат-туллаб, с. 82.

[253] Тазкират ас-сами‘, с. 97 – 98.

[254] Тазкират ас-сами‘, с. 108.

[255] Тазкират ас-сами‘, с. 104 – 105.

[256] Там же, с. 96.

[257] Достоверный хадис, который передал Абу Дауд (4811). См.: Сахих Абу Дауд (4026).

[258] Достоверный хадис, который передал Абу Дауд (337). См.: Сахих Абу Дауд (326).

[259] Передал Муслим (332 – 6). Аль-Бухари приводит его в разделе «Книга знания» в главе «Стыдливость».

[260] См.: Ибн Муфлих. Аль-Адаб аш-шар‘ийа (2/73).

[261] Ли‘ан – клятвенные заверения супругов, в случае обвинения жены в прелюбодеянии.

[262] Передали аль-Бухари (4745, 5259) и Муслим (1495).

[263] Ибн Хазм. Аль-Ахлак ва-с-сийар, 97 – 98.

[264] Тазкират ас-сами‘, с.83-84.

[265] Иршад ат-туллаб, с. 84.

[266] Аль-Бухари (2101) и Муслим (2628).

[267] ‘Улув аль-химма, с. 340. См.: Файд аль-кадир (5/507).

[268] Шейх Мухаммад Шакир. Ад-Дурус аль-аввалийа, с. 28.

[269] Шейх Мухаммад Шакир. Ад-Дурус аль-аввалийа, с. 28.

[270] Более подробно см.: Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 159.

[271] Иршад ат-туллаб, 117.

[272] См.: Тафсир Ибн Касир (1/169).

[273] Достоверный хадис, передали ат-Тирмизи (1987) и Ахмад (5/153, 169).

[274] Достоверный хадис, передал Абу Дауд (4790).

[275] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 23.

[276] Муслим (2592) и Абу Дауд (4809) со слов Джарира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах. Версия Абу Дауда.

[277] Достоверный хадис, передал Абу Дауд (4794). См.: Сахих Абу Дауд (4009).

[278] Достоверный хадис, передал Абу Дауд (4801). См.: Сахих Абу Дауд (4016).

[279] Файд аль-кадир (3/203).

[280] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 23. (с незначительными изменениями).

[281] Муслим (2588).

[282] Иршад ат-туллаб, с. 93.

[283] Там же, с. 80.

[284] ‘Ильм аль-му‘амалат – раздел мусульманского права, изучающий взаимоотношения между людьми, например торговля и т.п.

[285] Передал Муслим (2546 – 34) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

[286] Имеется ввиду сердце, свободное от сомнений и многобожия

[287] Бид‘а – порицаемое нововведение в области религии, противоречащее ее основам.

[288] Дело в том, что слово «фикх» в арабском языке имеет два основных значения: 1) знание, понимание; 2) мусульманское право и законоведение.

[289] Сахих аль-джами‘ (5633).

[290] Мухтасар минхадж аль-касидин, с. 238 – 243.

[291] Адаб ад-дуньйа ва-д-дин, с. 99 – 101.

[292] Мухтасар тальбис иблис, с. 108.

[293] Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘ (1/232).

[294] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 12.

[295] ‘Аид аль-Карни. Тадж аль-фава’ид, с. 15.

[296] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4776) со слов Ибн ‘Аббаса. См.: Сахих Абу Дауд (3996).

[297] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4062) со слов Джабира ибн Абдуллаха. См.: Сахих Абу Дауд (3427).

[298] То есть: пусть хорошо следит за ними.

[299] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4163) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Сахих аль-джами‘ (6493).

[300] Сикка – 1) разновидность благовоний; 2) флакон с благовониями.

[301] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4162) со слов Анаса. См.: Сахих Абу Дауд (3508).

[302] Сивак – зубочистка, сделанная из корней арака.

[303] См.: аль-Джами‘ (1/586 – 601).

[304] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4063). См.: Сахих Абу

Дауд (3428).

[305] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 14 – 15.

[306] Тадж аль-фава’ид, с. 45.

[307] «Мифтах дар ас-са‘ада» (1/227).

[308] Дело в том, что в арабском языке гласные на письме, как правило, не отражаются, что вызывает некоторые сложности при прочтении редких и малоизвестных слов и имен собственных. В книгах же, прошедших редакцию, гласные в подобных словах показываются специальными значками – огласовками.

[309] Т.е. книги, пробуждающие в человеке чувства, эмоции и переживания, как, например, книги, рассказывающие о Рае, Аде, дне Воскрешения и т.п.

[310] Тадж аль-фава’ид, с. 17 (с небольшими изменениями).

[311] См. наше краткое изложение книги «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘» под названием «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 66.

[312] См. наше краткое изложение книги «Аль-Мукаддима Ибн Халдун» под названием «Ад-Дурр аль-масун», с. 633. Обрати внимание на подзаголовки, которыми я обозначил высказывания Ибн Халдуна по вопросам учебы и обучения.

[313] Краткое изложение высказывания Ибн Халдуна. Ибн Халдун высказал эту мысль, указывая преподавателям на примерный путь обучения своих учеников. Затем он сказал: «Это эффективный метод обучения, который предполагает, как вы видели, три этапа. Но кто-то может освоить предмет за меньшее количество этапов, в зависимости от того, к чему он имеет склонности и что ему дается лучше». Ад-Дурр аль-масун, с. 727.

[314] Автор «Тазкират…» на с. 122 приводит следующие слова: «Он не должен ничего учить, пока не проверит, иначе выучит вместе с ошибками и искажениями».

[315] Ад-Дурр аль-масун, с. 728. (с небольшими изменениями).

[316] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 133. Все методы обучения мы можем свести к двум словам: заучивание кратких положений и краткое изложение всех подробностей.

[317] Ад-Дурр аль-масун, с. 729.

[318] Это правило очень трудно выполнимо в процессе приобретения знания и ко всем относится по-разному, оставаясь, во всяком случае, наиболее предпочтительным.

[319] Ад-Дурр аль-масун, с. 729.

[320] Тазкират ас-сами‘, с. 57.

[321] Сайд аль-хатир, с. 211.

[322] Например, стихотворные произведения шейха Хафиза аль-Хаками по ‘акиде (исламскому вероубеждению), усул аль-фикху (основам мусульманского права и законоведения) и фикху (мусульманскому праву и законоведению). Это самые лучшие для заучивания произведения по причине их легкости, содержательности и достоверности сведений. И мы уже упоминали о том, что все методы обучения можно свести к двум словам: заучивание кратких положений и краткое изложение всех подробностей. Теперь мы можем добавить, что в качестве кратких положений следует выбирать стихотворные произведения.

[323] Сайд аль-хатир, с. 312. В арабском тексте дословно сказано: «будет раскаиваться, как Куса‘и». Куса‘и – человек, который в темноте выстрелил из лука в дикого осла и попал в него. Но, решив, что промахнулся, от злости сломал лук, о чем страшно раскаялся, обнаружив наутро убитого им осла.

[324] См. следующую главу: «Средства, помогающие закрепить заученное».

[325] Махмуд Канбар. Дирасат турасийа фи-т-тарбийа аль-исламийа. – Доха: Дар ас-сакафа, (2/175).

[326] Аль-Киннауджи. Аль-Хитта фи зикр ас-сихах ас-ситта, с.23.

[327] Под текстами подразумеваются слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

[328] Ин ша Аллах – если Аллаху будет угодно.

[329] Что же касается того, сколько раз необходимо повторять, то это зависит от человека. Аз-Зурнуджи сказал: «Искатель знания должен определить для себя, сколько раз ему следует повторять. Ведь его душа не успокоится до тех пор, пока он не повторит именно столько, сколько определил для себя. И искатель знания должен повторять пройденное им вчера пять раз, пройденное позавчера – четыре раза, два дня назад – три раза, три дня назад – два раза, а четыре дня назад – один раз. Это лучше всего способствует запоминанию».

[330] Аль-Бухари (5031), Муслим (789) в его словесной передаче.

[331] Подразумевается, что это было сделано по той причине, что человек не стремится к повторению и изучению Корана.

[332] Из книги «Хильйат талиб аль-‘ильм», с. 39.

[333] Или час в день, в зависимости от наличия свободного времени или занятости. Все это, как представляется, довольно произвольно.

[334] Автор «Тазкират ас-сами‘» на с. 143 говорит: «Повторять следует сразу же после урока, прежде чем ум разбредется, мысли рассеются, а некоторое из того, что они услышали, воспротивится пониманию. Затем они могут собираться для повторения в любое другое время».

[335] Тазкират ас-сами‘, с. 145.

[336] Сайд аль-хатир, с. 210.

[337] См.: Тазкират ас-сами‘, с. 41, примечание 2.

[338] Тазкират ас-сами‘, с. 40.

[339] См.: Джами‘ байан аль-‘ильм (2/1217), а также краткое изложение книги аль-Хатиба «аль-Джами‘» под названием «аш-Шихаб аль-лами‘», с. 126.

[340] Автор «Тазкират ас-сами‘» на с. 157 пишет: «И всякий раз, когда он пишет имя Всевышнего Аллаха, пусть добавляет к нему слова, возвеличивающие Его, например, Всевышний, Хвала Ему, Великий и Могущий, Превыше всего Он своим Величием или Святостью и т.п. И всякий раз, когда он пишет имя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пусть добавляет слова благословения и приветствия и призывает на него благословение, произнося эти слова также вслух. Как предшественники, так и их последователи взяли за правило писать «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»), чтобы эти слова соответствовали, по всей видимости, сказанному Всевышним Аллахом в Его Великой Книге: «Саллу ‘алайхи ва саллиму таслима» («Благословляйте его и приветствуйте [часто]»). Поговорим об этом поподробней. Слова благословения (на пророка, да благословит его Аллах и приветствует) не должны писаться в книгах сокращенно, даже если они встречаются по нескольку раз на одной строчке, как это делают некоторые люди, лишающие (себя благодати) и считающие написание этих слов для себя обременительным, и пишут лишь их начальные буквы, например: «С.А.А.С.», «А.С.С.». Все это не позволяет отдать должное нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда упоминается имя одного из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, особенно из числа наиболее уважаемых из них, то следует писать «радийа-л-Лаху ‘анху» («да будет доволен им Аллах»). Слова же благословения и приветствия должны писаться только после имен пророков и ангелов.

Всякий раз, когда упоминается имя одного из предшественников, следует писать: «рахимаху-л-Лаху» («да смилуется над ним Аллах»), особенно, после имен великих имамов – предводителей исламской уммы.

[341] Например, словом «набиз» («вино») раньше называли настой из фиников или винограда, что отличается от современного понимания этого слова.

Или слово «вали» («покровитель», «угодник», «близкий к Аллаху человек») и другие слова, при глубоком изучении значений которых можно составить отдельную книгу. Выдающийся ученый Салих аль-Мукбили, говоря об особых выражениях, сказал: «Подобное неверное понимание встречаются как в принципиальных вопросах, так и во второстепенных, например, в вопросе предопределения (аль-кадар), когда и му‘тазилиты, и аш‘ариты стали называли друг друга кадаритами, а затем словом «асхаб аль-хадис» («приверженцы хадисов») они назвали самих себя.

[342] Указатели тем и различные каталоги весьма полезны. И искатель знания должен чаще обращаться к ним. Смотри, например, указатель «аль-фаваид» в конце сборника «Сахих Муслим», изданного под редакцией Фу’ада ‘Абдульбаки. Смотри также указатель «Маджму‘ аль-фатава», указатель «аль-Мугни», изданный в двух томах под названием «Му‘джам аль-фикх аль-ханбали».

[343] Мухаммад Шакир. Васайа аль-‘аба‘ ли-ль-‘абна‘, с. 34 (с небольшими добавлениями).

[344] Аш-Шихаб аль-лами‘, с. 52.

[345] Аль-Хасс ‘ала талаб аль-‘ильм, с. 75.

[346] Там же.

[347] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 37. Ср.: Тазкират, с. 126, где автор говорит: «Когда он дочитает до определенного места, пусть рядом напишет: «Просмотрено и исправлено».

[348] Искателю знаний полезно будет почитать какую-нибудь интересную книгу о том, как наши предшественники и прежние ученые делали в книгах примечания, иснады, поправки и т.п. См.: Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 177 – 192.

[349] с. 133.

[350] См.: Сахих аль-джами‘ (4434).

[351] Фанн аль-кира’а ва-д-дарс, с. 15 – 16, 19 – 21 (с изменением порядка следования предложений).

[352] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал со слов своего Господа:

«Ничто так не приближает ко Мне моего раба, как выполнение им своих обязанностей, которые Я возложил на него…». Этот хадис указывает на необходимость уделять внимание делам первостепенной важности.

[353] Т.е. сидеть с ними настолько рядом, чтобы колени их соприкоснулись, как сказано в хадисе о Джибриле, когда он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в образе ученика: «Коснулся своими коленями его коленей».

[354] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 22.

[355] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 36.

[356] Иршад ат-туллаб, с. 93.

[357] Тазкират ас-сами‘, с. 113 – 114.

[358] Словами греческого происхождения автор называет любые иностранные заимствования.

[359] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 23.

[360] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 85.

[361] Передал Муслим во введении к «Сахих Муслим» (1/14).

[362] Дирасат турасийа фи-т-тарбийа аль-исламийа (3/93 – 94).

[363] Сахих аль-джами‘ (227).

[364] Иршад ат-туллаб, с. 61.

[365] Отрывки из введения к книге аль-Хакима «Ма‘рифат ‘улум аль-хадис». Также см. «Ар-Рихла фи талаб аль-хадис» под редакцией Нураддина ‘Итра, с. 220.

[366] См. Фатх аль-бари, Книга знания (Китаб аль-‘ильм), (1/208, 13/461).

[367] Речь идет о том, что не следует рассказывать людям о прегрешениях своего брата-мусульманина, разоблачая его, а следует лишь дать ему доброе наставление, сказав об этом ему самому.

С упоминанием о поездке Абу Аййуба этот хадис не раз передал Ахмад, например (4/66, № 16578). Этот же хадис без упоминания о поездке передал Муслим (2590 – 72) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также аль-Бухари (2442) со слов Ибн Омара, да будет доволен Аллах ими обоими.

[368] Аль-Бухари (3011), Муслим (154).

[369] С этих слов и до конца главы текст взят из введения к книге доктора Нуруддина ‘ Итра «Ар-Рихла фи талаб аль-‘ильм», с. 22, 24 – 30.

[370] Абу-ль-‘Алийа сказал: «Бывало ,я отправлялся к какому-нибудь человеку, проходя расстояние, равное нескольким дням пути, чтобы получить у него знание, и первое, на что я обращал внимание, – это его молитвы. И если я находил, что он их совершает, то оставался и брал у него знание. Но если я видел, что он их оставляет, то возвращался, не взяв у него ничего и говоря самому себе: «Другие дела он оставляет еще легче».

[371] Аййуб сказал: «Ты никогда не поймешь ошибок своего учителя, пока не посидишь в обществе другого».

[372] Автор «Иршад ат-туллаб» сказал: «Подобно тому, как ученые путешествуют в поисках знания, они также отправляются в путь для его распространения и обучения. Бывает так, что ученый живет среди людей, которые не понимают добра и не принимают его, или среди завистников, соперничающих с ним, и это заставляет его покинуть свою родину и расстаться со своей семьей и соседями. Ученые говорили: «Меньше всех с ученым видятся его соседи и его семья», с. 65.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.079 сек.)