АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 25. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг. Мышление и язык

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. II. Вопросительное предложение
  3. V. Сознание и бессознательное
  4. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  5. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  6. YI.3. Сознание и самосознание человека
  7. Абстрактное мышление
  8. Абстрактное мышление – высокая способность к обучаемости.
  9. Абстрактное речевое мышление, понятия, умозаключения.
  10. Аграрный вопрос
  11. Античное историческое сознание и историописание
  12. Античное историческое сознание и историописание – с. 74-75

Трудность исследования психических процессов, явлений сознания заключается в том, что они непосредственно не воспринимаются ни одним из наших органов чувств. Ощущение, восприятие, представление, мысль нельзя ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни осязать. Можно видеть орган мышления – мозг, можно при помощи микроскопа разглядеть мозговые клетки, можно при помощи соответствующих приборов изучать электрические токи, которые образуются в нервной ткани и в веществе мозга, и т.д., но никогда и нигде мысль нельзя ни увидеть в самый совершенный микроскоп, ни взвесить, ни измерить линейкой. Сознание, мысль не обладает физическими свойствами, какими обладают материальные тела. Однако из этого вовсе не следует, что оно принадлежит какому-то сверхъестественному миру, принципиально отличному от материального мира, и не зависит от материи. Из этого также не следует, что сознание вообще нельзя изучать строго научными объективными методами.

Хотя мы непосредственно чувствами не воспринимаем самого сознания других людей, но мы воспринимаем реальные действия людей, их поступки, речь, в которой выражаются мысли людей. В целесообразной деятельности человека, в характере его взаимоотношений и связей с окружающей средой обнаруживается присущее ему сознание, раскрываются его особенности. Недаром говорится: "Чтобы узнать человека, надо посмотреть на дела его". Тщательное изучение практической деятельности человека, его взаимоотношений и связей с окружающей общественной и природной средой (а все это доступно объективному изучению) дает для изучения сознания человека неизмеримо больше, чем его самонаблюдение за тем, что происходит в его сознании. Правильно поставленное самонаблюдение за явлениями, протекающими в нашем собственном сознании, приносит много ценного материала для изучения психики, и недооценивать этот метод нельзя. Но наука о сознании, о психической деятельности сделала особенно значительные успехи именно с той поры, как она нашла объективные методы исследования сознания. Особенно значительными достижениями в этом отношении наука обязана выдающимся русским ученым И.М.Сеченову и И.П.Павлову, создавшим на основе применения естественнонаучного метода стройную теорию высшей нервной деятельности животных и человека.

Психика является результатом материальной деятельности мозга. Об этом говорит прежде всего тот факт, что психические явления имеют место только в нормально функционирующих живых организмах, обладающих нервной системой. При этом наиболее сложные виды психических процессов (к числу которых относится и логическое абстрактное мышление), образующие в своем внутреннем неразрывном единстве и взаимообусловленности то, что мы называем сознанием, связаны с наличием наиболее высокоорганизованной нервной системы и ее высшего отдела – головного мозга. А чем ниже стоят животные на ступенях эволюционной лестницы и чем проще организована их нервная система, тем психические явления более элементарны. У самых простых существ, не обладающих центральной нервной системой, нет психических явлений.

Зависимость сознания от определенным образом организованной материи легко обнаруживается в тех случаях, когда нарушается нормальная деятельность мозга вследствие каких-либо травм или заболеваний. Если у человека повреждены большие полушария головного мозга, то его психика, его сознание полностью или частично расстраивается; устранение повреждений мозга или ликвидация мозгового заболевания ведут к восстановлению нормально действующего сознания. То, что сознание зависит от состояния мозга, видно уже из таких известных фактов, как усыпление людей и возбуждение у них галлюцинаций с помощью различных наркотиков.

Сознание и мозг

Решающее значение для сознания человека имеет кора головного мозга. Это чрезвычайно сложное материальное образование, различные части которого обладают различными свойствами и различной структурой. Кора головного мозга разделяется на ряд полей – зрительное поле, слуховое поле, двигательное поле и т.д. Каждое из них характеризуется особым микроскопическим строением – формой клеток, расположением клеточных слоев – и играет определенную функциональную роль в деятельности всей коры головного мозга. Однако в строении этих областей вместе с тем есть и общие черты; головной мозг является единым целым. Поля коры головного мозга представляют собой корковые концы зрительных, слуховых, двигательных и других анализаторов27. Корковые части анализаторов (ядра анализаторов) не отделены друг от друга какими-либо резкими границами; они заходят друг за друга, сцепляются друг с другом посредством особых нейронных образований. Корковые части анализаторов выполняют наиболее высокие функции – анализ и синтез поступающих в мозг раздражений. Части коры, рассеянные между собственно анализаторами, представляют те же рецепторы и могут выполнять некоторые функции того же типа, что и сами корковые анализаторы, но только более элементарные. Вследствие этого нарушение деятельности какой-либо корковой части анализатора (в силу операции, травмы и т.п.) делает невозможным выполнение наиболее высоких функций, свойственных данному полю мозга, но рассеянные части анализаторов еще способны осуществлять элементарные функции, связанные с теми же рецепторами. И.П.Павлов показал это на следующих опытах: собака без затылочных долей полушарий (т.е. области зрительных восприятий и их высшего анализа и синтеза) не могла отличить предмет от предмета, но различала степени освещения и упрощенные формы; собака без височных долей (т.е. области слуховых восприятий и их высшего анализа и синтеза) не различала сложных звуков вроде клички, но различала отдельные звуки, их тона. И.П.Павлов видел в этом решающее доказательство первостепенного значения структуры коры головного мозга в процессах высшей нервной деятельности. Опираясь на тщательные экспериментальные исследования, И.П.Павлов указывал, что, сделав больным тот или иной отдельный участок коры головного мозга животного, сохранив здоровыми остальные, можно вызвать у животного определенный вид расстройства высшей нервной деятельности.

Подчеркивая, как чрезвычайно важный, факт соответствия между деталями структуры головного мозга и динамикой нервных процессов, Павлов считал одним из основных принципов учения о высшей нервной деятельности "приурочение динамики к структуре". Этим самым он развивал положение диалектического материализма о психике как свойстве особым образом организованной материи, о психике как функции мозга.

Кора головного мозга не просто совокупность рядом сосуществующих, лишь внешне связанных отдельных структурных образований. Он подчеркивал их органическую взаимосвязь, единство. "Если, с одной точки зрения, – писал И.П.Павлов, – кору больших полушарий можно рассматривать как мозаику, состоящую из бесчисленной массы отдельных пунктов с определенной физиологической ролью в данный момент, то, с другой – мы имеем в ней сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению (интеграции) и к стереотипности объединенной деятельности"28. Это диалектическое понимание органической связи целого и частей в работе коры головного мозга является одной из важнейших отличительных черт учения И.П.Павлова. Он преодолел благодаря этому две ошибочные крайности в подходе к работе головного мозга: с одной стороны, так называемого локалистического направления, сторонники которого превращают в абсолют специфику деятельности отдельных участков головного мозга, игнорируя единство мозга; с другой стороны, направления, которое полностью игнорирует значение отдельных структурных образований мозга, видя только его единство.

Итак, сознание является продуктом мозга, продуктом высокоорганизованной материи, функцией мозга; мозг же является органом сознания, органом мышления.

Называя сознание продуктом материи, мы не хотим сказать, что сознание, порождаемое материей и зависимое от нее, существует как нечто внешнее ей, наряду с ней, подобно тому, как, например, на ветке яблони существует порожденное ею и зависимое от нее яблоко. Физиологические процессы в мыслящем мозгу и мышление, сознание – не два параллельных процесса, а один единый процесс, внутренним состоянием которого и является сознание. В.И.Ленин подчеркивал, что "сознание есть внутреннее состояние материи..."29 Таким образом, сознание никак нельзя отделить от материи, которая мыслит.

Мышление и язык

Обобщенное, абстрактное мышление в понятиях, выражаемых с помощью слов, свойственно только человеку. Биологическая эволюция довела развитие животного мира до того пункта, у которого мы находим непосредственных предшественников людей – обезьяноподобных предков человека с высокоорганизованной нервной системой, способной к дальнейшему совершенствованию. Но превращение предков человека в человека было делом уже новых, не биологических факторов, а результатом общественного труда, ставшего исходным пунктом развития, невиданного в остальной природе. Труд в известном смысле создал человека, писал Энгельс. И именно благодаря трудовой деятельности у человека появились речь и мышление.

Уже первые применения естественных предметов природы в качестве орудий труда и в особенности сознательное изготовление орудий необычайно расширили кругозор первобытного человека, открыв ему новые свойства окружающих его предметов. В дальнейшем в процессе общественного труда люди делали все новые и новые открытия, обогащавшие круг их чувственных восприятий и представлений и постепенно развивавшие их мышление. В свою очередь мышление давало новые возможности для развития трудовой деятельности, и людям становились все более ясными преимущества совместного труда.

"Коротко говоря, – отмечает Ф.Энгельс, – формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим"46.

Так родилась членораздельная речь, язык, а с нею вместе мышление. Речь и мышление не могли возникнуть в качестве какой-то личной особенности того или иного индивидуума. По своему источнику и содержанию речь и мышление носят ярко выраженный общественный характер. Как указывали Маркс и Энгельс, "сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди"47.

Возникнув, речь оказывает огромное влияние на всю трудовую деятельность. Без речи, связывающей людей, невозможно рационально налаженное общественное производство в сколько-нибудь значительных масштабах. Речь воздействует и на самих людей, пользующихся ею. Труд и членораздельная речь становятся двумя главными факторами, под влиянием которых совершенствуется мозг. А это сопровождается совершенствованием всех органов чувств. Как сильно трудовая деятельность влияет па развитие органов чувств, можно судить хотя бы на основании следующих примеров48. Опытные текстильщики, специализирующиеся на выработке черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета, в то время как другие люди видят в них 2-3 оттенка. Мельники, обладающие большим опытом работы, могут с помощью осязания точно определять как качество муки, так и местность, где выросло смолотое зерно. Необычайной тонкости и чувствительности достигают и обонятельные ощущения человека, если существует практическая потребность в этом. Так, африканские бушмены по запаху выслеживают львов, жирафов или зебр лучше, нежели охотничьи собаки.

Человеческая мысль выражается в словах, она, как правило, существует в языковой оболочке. Когда кто-либо сообщает другому свою мысль, он выражает ее в словах, произносимых вслух, чтобы его слышали. Некоторым людям кажется, что слова, речь нужны только для того, чтобы сделать мысль доступной другому человеку, но для самого себя человек якобы не нуждается в выражении мысли словами. Это ошибочное мнение. Подобно тому как картина, нарисованная художником, существует потому, что есть краски, положенные на холст, так и мысль у нормальных людей существует потому, что есть слова, есть речь. Одно без другого невозможно. По выражению К. Маркса, язык есть непосредственная действительность сознания. Это природная материя мысли.

Из того, что мысль и язык нераздельны, не следует, что они тождественны друг другу. Разница между мыслью и словом состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Но если нет мысли без слов, то и слова без мысли, без того, что мысль отражает, – пустой звук. Мышление и язык тесно взаимосвязаны друг с другом, взаимообусловливают друг друга.

26-27. 26.Предмет и структура диалектики. Принцип всеобщей связи. Понятие закона. Детерминизм.

В философии есть второй вопрос (первый о материи и сознании) – это вопрос о движении и развитии. Развивается ли мир или же он остается постоянным и неизменным.

Диалектика – учение о развитии. Есть два ответа на вопрос: положительный и отрицательный. Вопрос был поставлен только в 18-19 веке, в античности речь идет об изменчивости мира и причинах этой изменчивости. Гераклит был основателем идеи диалектики. Гераклит говорил об изменчивости, Сократ и Платон вводят термин диалектики.

Противоположность диалектики – метафизика. Это упрощенный взгляд на развитие.

По диалектике мир – единое, связное целое, где все предметы взаимодействуют друг с другом, обуславливают друг друга. Мир развивается, в мире существуют качественно разнородные формы движущейся материи (физическая, биологическая, химическая, социальная).

В диалектике как действительном процессе развития выделяют две формы: объективную и субъективную.

Объективная диалектика - процесс развития материального мира, включая человека.

Субъективная диалектика - процесс развития мышления.

У субъективной диалектики выделяют две формы:

1. Логика - процесс развития мышления, который нами не отслеживается (не замечаем, что мы мыслим логическими категориями).

2. Гносеология - теория познания (сознательно используем законы мышления).

Диалектика как философская наука имеет двухуровневую структуру:

Первый уровень (базовый) представлен абстрактно-всеобщей теорией развития, которая описывает общее в развитии за вычетом всего многообразия особенного. Позволяет описать развитие вообще (все развивается). Вопросы о специфике развития не затрагивает. Абстрактно-всеобщая теория оформлена Гегелем, на материалистических основаниях пересмотрена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Сейчас существует в рамках материализма.

Второй уровень - конкретно-всеобщая теория развития описывает как общее в развитии, так и в сжатом обобщенном виде все многообразие особенного в развитии. Зачатки этой диалектики встречаются у Гегеля, больше у К.Маркса, Ф.Энгельса. Данный уровень систематически разрабатывается с середины XX в. исключительно в отечественной науке.

Основные принципы - наиболее широкие и фундаментальные положения науки, определяющие ее содержание и структуру.

Абстрактно-всеобщая теория: принципы диалектики сформулированы Гегелем - два базовых:

Принцип всеобщей связи. Понятие закона. Детерминизм.

С позиций диалектики мир представляет собой не механическое скопление независимых друг от друга вещей, явлений, процессов, а единое целое, пронизанное всеобщей связью. Принцип всеобщей связи - все в мире взаимосвязано или все связано со всем. Связь - отношение одного предмета к другому. Основанием связи является тождество и одновременно различие предметов. Само это тождество и различие предметов в конечном счете основывается на тождестве и различии предмета с самим собой. Связи выделяются попарно:

- Связи непосредственные (связь одного предмета с другим) и опосредованные (связь одного предмета с другим через третий). Непосредственные связи всегда конечны, поскольку время существования каждой вещи, конечно, опосредованные всегда носят бесконечный характер, опосредованно каждая вещь связана с каждой.

- Связь единичного с единичным (связь уникального в предметах) и единичного со всеобщим (связь уникального через общее в предметах).

- Связи внутренние и внешние. Внутренние - связи между предметами одного класса. Внешние - между предметами разных классов. Относительны, переходят одна в другую. У бесконечной материи есть только внутренние связи. (По Орлову: Внутренние связи - связи между внутренними элементами вещей, явлений, процессов. Внешние - связи между вещами, явлениями и т.д. Внутренние связи являются ведущими, определяющими).

- Существенные и несущественные, прямые и обратные, случайные и необходимые, причинно-следственные, содержательные и бессодержательные.

Интегрированным типом связи является закон. Закон - повторяющаяся внутренняя, существенная, необходимая, прямая, причинная связь между предметами. Важнейшие признаки закона можно свести к следующим. Во-первых, закон есть повторяющаяся связь. Обнаружение повторяемости в явлениях - первый признак существования законов. Во-вторых, закон представляет собой внутреннюю, существенную связь, момент или сторону сущности. Закон как необходимая связь.

Детерминизм (лат. determinare - определять, ограничивать) - учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.

Детерминизм называют учением о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении) или явлениями природы (космологический детерминизм) или специально человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм.

27. Принцип развития. Низшее и высшее. Прогресс и регресс.

В диалектике развитие – превращение количественных изменений в качественные. Это скачкообразный переход от низшего к высшему. Поступательное движение, движение по спирали.

Принцип развития - наиболее широкий и фундаментальный принцип диалектики. Развитие - процесс, охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое. Движение - это изменение вообще, безотносительно к его направлению и результату. Развитие, если оставить пока в стороне его различные трактовки, понимается как возникновение качественно нового. Движение - более простое свойство материи, которое обнаруживается поэтому в любых актах изменений. Развитие - более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений, в массе частных изменений. Развитие включает в себя движение, движение - наиболее абстрактная сторона развития.

Принцип развития сформулирован Гегелем: все в мире развивается.

Низшее и высшее - две важнейшие категории развития. Взаимосвязи высшего и низшего сформулированы Гегелем в "Философии природы" и дополнены в более поздних работах (Орлов):

" развитие есть возникновение высшего из низшего (причём не из максимально, а из оптимально развитого низшего);

" высшее включает низшее и сохраняет его в качестве своей основы или фундамента, при этом обеспечиваются условия для максимального развития включённого низшего;

" включённое низшее подчиняется высшему;

" подавляющая часть низшего не включается в высшее, а образует среду, в которой функционирует высшее;

" образующееся высшее имеет уровневую, иерархическую структуру.

Количественно низшее в огромной степени превышает высшее.

Прогресс (от латинского движение вперёд) - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс - это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.

Понятию прогресса противоположно понятие регресс (от латинского возвращение), для него характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.

Парадокс развития.

Развитие - движение от простого к сложному. Сложное - простое + некое приращение сложности (что-то новое). Возникает вопрос: откуда приходит это приращение сложности? Если оно приходит из простого


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)