АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административное устройство и родоплеменной состав

Читайте также:
  1. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  2. Автоматические средства пожаротушения. Устройство спринклерных и дренчерных систем пожаротушения.
  3. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
  4. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
  5. Административное деление России
  6. Административное деление украинских земель в составе империй. Социально-экономический уклад, начало кризиса феодально-крепостнической системы общественных отношений.
  7. Административное и государственное устройство
  8. Административное обжалование решений налоговых органов.
  9. Административное право, как отрасль права в системе Российского права.
  10. Административное право. Учебник
  11. Административное правонарушение, и его юридический состав.
  12. Административное судопроизводство

В административном отношении Хонгорай (по-русски «Кыргызская земля») подразделялся на четыре улу­са-княжества, возглавляемые кыргызскими князьями – бегами, и зависимые от них киштымские урочища. Кыргызские улусы состояли из кочевьев княжеских фамилий и аймаков (сеоков или родов) рядового населения.

На севере Кыргызс­кой земли в долине Июсов и Божьих озер (по-хакасски «Nbuwh rdk») располагался Алтысарскийулус. Название восходит к хакасскому слову «алтынзархы» – северный (букв. нижнесторонний). В русских документах алтысарцы именовались «ниж­ними кыргызами», т.к. обитали ниже остальных по течению Енисея.

В междуречье Белого и Черного Июсов располагался политический центр Кыргызской земли и находилась резиденция самых знатных князей. Поэтому алтысарцы имели второе название «Большие кыргызы». Вероятно, такое их обозначение являлось переводом с хакасского выражения «Улуo Хонгорай». Основанием для этого предположения служат ойратские документы, где для алтысарцев встречается наименование «Бага Хонгорой». Однако указанное название переводится с языка ойратов как «Малые Кыргызы». Несомненно, в данном случае в монгольских документах произошла ошибка, ибо название должно было бы звучать как «Ихе Хонгорой».

В метрополии Алтысарского улуса в долинах Июсов находились правящий род кыргыз, а также аймаки улусных людей, кыргызских татар. В долине Черного Июса кочевал аймак «хызыл» (по-русски кы­зыльская волость, кызыльцы). Имя сеока «хызыл» - красный - было связано с их антропологическим типом и возникло «из-за рыжих волос, котоpые будто бы были у их предков». Сеок тумат обитал в районе оз. Айран- кёль, местность которого до сих пор носит хакасское название «Тумат чазызы» - Туматская степь. Их охотничьи угодья располагались в верховьях р. Белого Июса в местности «Тумат сазы» - Туматское болото. В Хонгорае туматы появились после их разгрома Чингис-ханом. В ХIII в. они обитали по соседству с кыргызами за Восточными Саянами. На Саяно-Алтае этот этноним представлен среди телеутов, южных алтайцев, западных монголов и тувинцев.

Сеок «хамнар» по-русски именовался камларским родом или камларской волостью. Камларская волость располагалась при устье реки Урюп в долине верхнего Чулыма. Этноним «хамнар» - букв. шаманы, вероятно, имел социальное происхождение и обозначал род потомственных шаманов. Даже родовая тамга (знак собственности на скот) хамнаров имела форму шаманского бубна (тÿÿр танма).



Алтысарский аймак «ажыг» проживал в верхнем течении Чулыма в долине р. Сереж . В русских документах он именовался ачинской волостью или ачинским родом, а в официальных листах джунгарского хана - аймаком «ачик» или «эчик». Он признавался родственным сеокам ызыр и сагай. Если учесть, что последние отождествлялись с кыргызами, то, естественно, сеок ажыг будет иметь к ним прямое отношение.

Алтысарский сеок «шуш» кочевал по реке Береж, впадающей в р. Урюп.

В русских источниках они именуются щустами, шуйской волостью, шуйской землицей. Д. Мессершмидт считал этноним производным от названия р. Шуш, притока р. Урюп, где они первоначально обитали. На наш взгляд, этноним «шуш» вероятно имеет тотемное происхождение. В хакасском языке слово «шуш» обозначает утку-крохаль. Невестки этого сеока не имели права говорить слово «шуш» и в разговоре заменяли его термином «сыртат» (одна из пород уток). Членам этого сеока нельзя было убивать уток и лебедей. Кстати, среди алтысарского населения имелся также аймак «чырдат», вероятно родственный сеоку «шуш».

Алтысарский аймак «ыгы» по -русски именовался игинским родом или егинской волостью. В начале ХУШ в. игинцы проживали по р.Чулым, от впадения р.Урюпа и до Ачинска. В долине Черного Июса и по Урюпу обитал аймак «бугу» или «пуга», называвшийся по-русски «бугасарский род» или «богасарская волость». Согласно легендам, сеок «пуга» - букв. бык - происходил от девушки, спасенной мифическим сивым быком. Окаменевший образ этого быка находился под г. Хызыл-хая в долине р.Черного Июса. Этноним «бугу» встречается среди названий родов камасинцев (бугасан) и тянь-шаньских кыргызов (бугулар).

Сеок «аргын» обитал по р. Кия в северных отрогах Кузнецкого Алатау. В русских документах он носил название курчиковского рода. Название его возникло от имени башлыка кийской волости ХУII в. Курчейки. В 1660-х годах «томской ясачной волости, с Кии, князца Курчейка с товарищи со всею кийскою волостью и иных полонянников ясачных татар» кыргызы под Том­ским городом поймали в полон и назад не отдали. В ойратских источниках он известен как аймак «аргун». Вполне возможно, что имя сеока связано с хакасским словом «аргын» - ненастоящий, не чистокровный и обозначало группу населения, вошедшую в состав хонгорцев. Этот этноним имел аналогии в названии казахского рода аргын. Можно предположить, что какая-то группа казахских аргынов вместе с телеутами (в курчиковском роде находился сеок теленгет) в ХУII в. продвинулись на север Хакасии.

‡агрузка...

Киштымские уро­чища алтысарских князей находились в долинах нижнего и среднего течения реки Чулым, рек Кия, Яя, Томь и север­ных отрогов Кузнецкого Алатау. К ним относились аймаки в долине Чулыма: чибу (чибинский род), белед или мелет (мелетская волость), хамый (кымыйская волость), эштек. Именем эштек тюрками назывались ряд северных народов – ханты, селькупы, башкиры, сибирские татары. В данном случае название эштек употреблялось хонгорцами по отношению к селькупам, жившим в низовьях Чулыма. В долинах р. Кия проживали киштымские аймаки: кярюк (корюковская волость), чой (чойская волость в верховьях Кии), хокдод (коудатская волость на реке Кия). По р. Яя кочевал аймак заджи (ячинская волость), в долине Томи обитал аймак тумзух (в ойратских документах – тунжук). Кроме того, среди Алтысарского улуса письменные источники упоминают следующие киштымские аймаки: буй, алабуй, алтан аил, шангшулак, сарук, заргун.

В центре Кыргызской земли находился Исарский улус. В русских документах встречаются следующие его названия: Джесарский, Десары, Есарский, Елисарский, Езерский. [Миллер. 2005. с.413.] Его название, вероятно, происходит от хакасского слова «иcсархы» (ичсархы) – внутренний. Кроме того, улус, видимо, носил хакасское название «Кичиг Хонгорай» - т. е. «Малые Кыргызы». Именно так - «Кичи Хонгорой» называли исарцев в джунгарских документах.

Исарский улус располагался в левобережных степях Енисея от устья р. Абакан на юге до р. Кача на севере. На западе он граничил с Алтысарским улусом, а на востоке с Тубинским. Княжеские кочевья исарцев находились в районе устья р. Ерба в долине Енисея.

Основное население улуса составляли кыр­гызские роды: кыргыз, кереит и ызыр (по-русски езерцы), и поэтому в русских документах он зачастую именовался Езерским или Кереитским. У членов сеока кыргыз родовым «ызыхом» (освящаемое шаманом животное, служившее оберегом скота и домашнего благополучия) был конь сивой масти. Сивый «ызых» считался небесным. Вероятно, кыргызы держали небесный «ызых» в знак того, что их верховная власть в долине Среднего Енисея представлялась дарованной небом. Сеок ызыр располагался в степях междуречья Июсов и Енисея. В ойратских документах его называли «сиир». Этноним «ызыр», по всей видимости, имел тотемное происхождение и вел свое название от хакасского слова «ызыр» (по-тувински «эзер») - «орел». Можно предположить, что хонгорский этноним «ызыр» восходит к одному из древнетюркских племен «сир», обитавшему в котловине Больших озер Монголии. [Малов. 1951. с. 65.]

В хакасском историческом фольклоре этноним ызыр иногда употребляется вместо общего названия качинцев. Данные фольклора совпадают со сведениями Г.Ф. Миллера. Он сообщал: «Когда татарам приходится переводить на свой язык слово «качинцы», они говорят: «изыр-кичи» - т.е. ызырский человек. [Миллер. 2002. с.58.] Указанный факт подчеркивает преемственность этой этнической группы хакасов с езерцами. Другим крупным родом исарцев были кереиты. Они кочевали в районе устья Абакана. Во времена Чингис-хана они представляли могущественное племя, обитавшее по рекам Онон и Керулен в Монголии. Кереиты вступили в войну с Чингис-ханом и затем были им разгромлены. Побежденные кереиты стали рабами монгольского правителя, который расселил их по разным частям своих владений, в том числе и в стране кыргызов. Этноним «кереит», монгольский по происхождению, являлся тотемным названием и также, как ызыр, обозначал хищную птицу - «ворона».

Одним из крупных исарских сеоков был «хашха» (хашхалар аймак), имевшийся также среди качинцев (соответствовал официальному Шалошину роду). Возникновение этнонима хашха (букв. - белая полоса на лбу лошади), как утверждают легенды, было связано с мастью родового ызыха - рыжего коня с белой отметиной на лбу (хашха позырах ат). Этот освящаемый шаманами конь служил оберегом табунов данного сеока. По всей видимости, сеок хашха имел местные истоки, связанные с кыргызами. В джунгарских документах он, вероятно, именовался «бешаха». Одним из аргументов в пользу нашего предположения являются свидетельства шорского фольклора, где именем «хашха» называются мифические захватчики, приходившие из страны Хыргыс-Хоорай, т.е. Кыргызского Хонгорая (Хакасии). До сих пор среди хакасов имеются роды под названием «хашха кыргыз» (хасха хыргыс).

По всей видимости, на территории Исарского улуса кочевал аймак бурутов (gmhmn), оказавшийся в Хонгорае в ХУII в. Как сообщал А.В. Адрианов, буруты считались потомками монголов, пришедших со стороны Тувы и рассеявших кыргызов. В маньчжурских документах за 1702 г. есть упоминание о «российских бурутах», которых можно отождествить с енисейскими кыргызами Исарского улуса. Согласно хакасскому фольклору, прародиной сеока «пÿрÿт» являлась страна Торбет (т.е. дэрбэты Северо-Западной Монголии). Вероятно, этот сеок всё-таки был частью кыргызов, ибо джунгары применяли термин бурут для обозначения тянь-шаньских киргизов. На Алтае известны идентичные легенды о кыргызах и бурутах, а алтайский сеок бурут признается исследователями осколком енисейских кыргызов. Кроме того, среди племен Северо-Западной Монголии роды кыргыз бытовали наряду с родами бурутов. В 1757 г. Бурутская волость численностью в 292 человека, «вышла из Зенгории в Россию» и ее кочевники были расселены на Саяно-Алтае. Эти буруты кочевали около оз. Тускёль (современное название «Иссык-куль») и были подвластны Цаган Араптану. [ABПРИ.] Этноним «бурут» (бюрют), многими исследователями трактуется как «птичий» тотем и переводится как «беркуты». Представители рода бурут (gmhmn), рассеянные среди многих тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая (хакасов, алтайцев, телеутов, урянхай­цев, хотонов, торгоутов и дэрбэтов), относятся к потомкам какого-то древ­него центральноазиатского народа. Ныне сеок бурут (пÿрÿт) в Хонгорае представлен среди качинцев, сагайцев и кызыльцев.

По июсским степям Хонгорая проживал сеок «соххы» (сохулар аймак). По все видимости, в ойратских документах его называли «сууксук». В Качинской землице под Красноярском он составлял Кубанов род. Административный род был назван по имени предка (öбеке) Хубану. По хакасским преданиям, сеок соххы произошел от легендарных героев - девушки-богатырши Баян-хыс и основателя сеока пÿрÿт Ир тохчына. В таком случае, он должен иметь общие корни с кыргызами.

Среди исарских аймаков отмечались названия: зодо (чода хыргыс), хырым (хырым хыргыс), сарыг (сарыг хыргыс), тастар.

Киштымские урочища Исарского улуса располагались вниз по р. Енисей от устья Сыды до устья Ангары, захватывая бассейны pек Убей, Сисим, Мана, Кача и др. Среди киштымов Исарского улуса по реке Кача и реке Бузим находились аймаки: аара (аринская землица) и хааш (качинская землица). При сравнительном анализе этнонима «хааш» выясняется, что так назывались этнические подразделения оленеводов Восточных Саян. Например: «хааш» - один из основных сеоков тофаларов, «хааш» - тувинское название бурятских сойотов, «хааш» - дархатское название тувинцев-тоджинцев, «хара хааш» - тувинское название тофаларов и т.д. По всей видимости, этноним «хааш» связан с дотюркским миром Восточных Саян.

По Енисею в долине р. Кома находилась Бохтинская волость разделявшаяся на сеоки: кюр бокто, джирлук бокто, сюур бокто. В долинах р. Сыда, р. Дербино, р. Мана и р. Сисим кочевали аймаки киштымов: чарыннар (яринская волость), алуд (алытская волость), бюкюль (буклинская волость, буклу, бугульская волость), чилдег (илдорская волость), тииннер (тинская волость), частых (ястинская волость), хайдынг (кайдинов улус). [APAH]

Самый южный Алтырский улус располагался по левобережью р. Аба­кан от Уйбата до устья Таштыпа. Происхождение этого имени улуса до сих пор остается загад­кой. Алтырский улус был самым верхним, соглас­но течению р. Енисей. Поэтому их жителей в русских документах называли «Верхние кыргызы». Например, в 1660 г. русский посол С. Бабарыкин, отправленный «в Мунгалы» сообщал: « И июля в 12 день приехали в Верхние Кыргызы в Алтырскую землю на урочище на Уйбат реку к алтырскому князцу Баку с товарищи». [Сборник. 1879. с. 269.]

В связи с тем, что в Алтырском улусе значительное место занимал сеок «сагай», то соседние народы, как, например, алтайцы, применяли по отношению к нему название «Конгырай Сагай» - т.е. хонгорские сагаи. [Потанин. 1883. с. 10, 664.]

В пределах Алтырского улуса находились аймаки: кыргыз, сагай, чети бёри, табан, бельтыр, сарыглар, эчиг, иргит, сайын, хапхана, чыстар. Сагайская волость Кыргызской земли имела подразделения: июс - сагай (кочевавшие в верховьях Белого Июса) и том - сагай (кочевавшие в верховьях р. Томи). [Материалы. 1996. с. 346.] Этноним сагай (в монгольской форме «сагаит») известен среди кыргызов по письменным источникам, начиная с ХШ в.

К одному из древнейших этнонимов Саяно-Алтая относится наз­вание алтырского сеока «чети бёри» (xbnw пÿÿр) – букв. семь волков. В енисейских памятниках письменности УIII в. н.э. упоминается внутренняя борьба кыргызов с племенем «семи волков» и с их подразделениями - синим волком и черным волком. Хакасский фольклор утверждает, что сеок происходил от мальчика, вскормленного волчицей. Сеок «чети бёри» поклонялся родовой горе Хоорабас, находящейся в верховьях р.Ниня. Во времена Всемирного потопа члены его якобы спаслись на вершине Хоорабаса. Широкое распространение этнонима «чети бёри» (чедибер, чедигер) среди жителей Кузнецкого Алатау - шорцев, верхотомцев, изушерцев и телеутов свидетельствует об этнегенетических связях хонгорцев с ними.

Название алтырского сеока «эчиг» (ичеге) созвучно с именем средневековых чиков – родственного кыргызам народа, обитавшего во времена Кыргызского государства на территории Тувы по р. Кемчик.

Например, в надписи памятника хану Могиляну, поставленному в УIII в., говорится: «Когда мне было двадцать шесть лет, народ чик с киргизами стали (мне) врагами. Перейдя через Кем (т.е. Енисей), я двинулся с войском против чиков, сразился при Орпене и разбил их войско». [Малов. 1959. с. 20.] В ХУII в. члены сеока кочевали в долине р. Аскиз, у подножия родовой горы Сахчах. Согласно преданиям, сеок «ичеге» сохранился в Хонгорае со времен всемирного потопа.

Бельтырский аймак Алтырского улуса известен по русским документам, начиная с 1635 г. Согласно легендам, предком бельтыров был Хан-Сурте. Вместе со всеми жителями долины р. Абакан он был захвачен монголами и угнан за Алтай. Его сын Хан-Сулу с группой людей - единомышленников бежал на Родину и спасся на горе «Хооргыс тасхыл» в устье р. Матур. Место укрытия, где спаслись бельтыры, стало их родовой горой, которой совершали жертвоприношения вплоть до Советского времени. Пашни бельтыров находились по р. Матур, а охотничьи угодья располага­лись в долине р. Хан-Тегир.

Хакасский исторический фольклор относит бельтыров к потомкам хонгорцев, уведенных монголами за Алтай и затем бежавших назад. Скитаясь на чужбине, они переженились с монголами и стали называться «хара моол пилnwhw» - метисы черных монголов. Со временем название «бельтыр» (gbknwh)- букв. метисы закрепилось за ними в качестве этнического имени.

Табанский аймак Алтырского улуса располагался в горах Западного Саяна по рекам Монок, Джебаш, Матур. В 1616-1617 гг. русский посол к Алтын-хану В.Тюменец сообщал: «А шли они из Кыргыз на Табынскую землю; а Табынская земля тoe же Кыргызские земли, только живут особе, а дань дают в Кыргызскую землю и к Алтыну-царю: кто к ним ни приедет, тому и ясак дают. А жи­вут они по лесам меж гор в ослонех, переходят, где кому место полюбится, а шубы носят оленьи и козьи, а кормятся зверем, бьют лоси и олени и козы; мясо едят, а в кожах делают платье. А угодий у них никаких нет, и хлеб не родится, и коров и овец нет, только одни лошади да олени. А сколько их всех, того сметить было им не мочно, потому что ехали мимо­ездом; а они живут по лесам, а, дорогою едучи, видели их по станам че­ловек с 300 и с 400. А леса и горы в Кыргызской земле камены, велики.

А шли они до тое Табынские земли от Кыргыз 8 дней сухим путем на лошадях, вьюки; речки были невеликие, бродовые, имян им не упомнят». [Материалы. 1959. с. 60] Прародиной табанов считались земли по р. Табанчул (т.е. Табанский ручей), в районе устья р. Матур, а охотничьими угодьями служили леса под названием «Табан тайга» в верховьях р. Абакан.

Представители сайынского аймака Алтырского улуса кочевали по реке Таштып и Тея. Частично они проживали по р. Ортон (волость Саинская) в долине Мрассу совместно с горной каргинской волостью. Их родовая гора Талбырт находилась в долине р. Таштып, рядом с современным с. Таштып. В ХУII в. они осели по р. Есь, в месте слияния Большой и Малой Еси. Среди хакасов они относились к небесному роду. До сих пор, если люди берут на счастье щепки дерева, разбитого молнией, то, согласно обычаю, произносят заклинание: «я дядя (по матери) сайынского человека, я племянник сайынского человека». Этноним «сайын» созвучен с термином «сойан» - т.е. тувинец. Представители сеока считались рожденными от матери-тувинки. Все эти данные свидетельствуют о сложном происхождении алтырских сайынов.

Название сеока «чыстар» (букв. черновые люди) чистарского аймака Алтырского улуса имеет общие корни с тубаларами Северного Алтая, которые именуют себя «йыштарами». Исторический фольклор хакасов утверждает, что предки чыстаров приплыли в берестяных лодках с верховьев р. Абакан. По всей видимости, ими оказалась группа тубаларов Северного Алтая, переселившаяся в Хонгорай в ХУII в.

Одним из прямых потомков кыргызов признается у хакасов сеок иргит, обитавший в верховьях Белого Июса и в истоках р.Уйбат на территории Алтырского улуса. Этноним иргит прослеживается среди южных алтайцев, тувинцев, дархатов и бурятских сойотов. Вероятно, этнический состав кыргызов Алтырского улуса включал в себя многие древние роды, которые составили основу и других народов Саяно-Алтая.

Алтырский сеок «хапхана» или «хахпына» разделялся на два подазделения : «таг хахпыназы» - горных хахпына (т.е. рожденный от гор), и «суг хахпыназы» - речных хахпына (т.е. рожденный от рек). Согласно мифическим представлениям, хакасы считали себя «рожденными от духов гор и рек» и имели якобы родство с ними. Родовой горой сеока хапхына считалась гора Ызых -таг в верховьях р. Арбаты. Она считается пер­воначальной обителью сеока и является родовой святыней. Судя по историческим преданиям, их предки переселились в монгольское время из Тувы. Имеются все основания считать род «хапхына» потомками народа «капканас» (камканас), который еще в ХIII в. н. э. населял истоки р. Енисей в Восточных Саянах.

Два аймака «сарыгларов» обитали в долине Абакана в районе устья р. Таштып и в долине Кемчика. Родовой горой сарыгларов является скала Чалбарт (по-русски Чалпан), расположенная у современного города Абазы. Вполне возможно, что этноним «сарыглар» – букв. желтые, свидетельствует о светлом антропологическом типе их предков. Тувинский род сарыглар, расположенный в долине р.Кемчика, по р.Ак-суг, хакасами признается за своих родственников, оказавшихся за пределами Хонгорая в результате проведения границы по Кяхтинскому миру.

В Саянских горах кочевали орчуки (урчюки), кучюнгуты (кучугуты) и кезегеты, принадлежавших Алтырскому улусу. Их потомки сохранились среди сагайцев, сеоки которых носят названия «кедегес» и «кёчингес». Большая часть кучюнгутов переселилась в Туву на р. Алаш, где их потомки ныне известны под именем кужугетов. Кроме того, бывшие кыргызские киштымы «орчуки» сейчас являются частью тувинцев, принадлежащих к роду ооржак.

Киштымскими землями Алтырского улуса считались таежные массивы Кузнецкого Ала­тау и Северного Алтая до Телецкого озера. В бассейне реки Бия и в горных урочищах Северного Алтая к алтырским киштымам относились аймаки: кештем, йоту, тогасба, тонгул, хубанду, чалканду, хомдош, тескес, кузен, йыштар. В верховьях р. Томи обитали тюльберы. В состав тюльберов входили следующие аймаки: том (верхотомская волость), аба (абинская волость), орчак, тёлёш, ойгор, кереш, баян (баянская волость). В долинах р. Мрассу и р. Кондомы обитали бирюсы (gmhmc). В их состав входили следующие аймаки: шор (шорская волость), кеджин (кечинская волость), туран (туранская волость), зэте бёри (четыбурский род), хобый (кивинская волость), хызыл хая (кызылгаев род), харга (два аймака – речные каргинцы и горные каргинцы), челей (челейский род), халар (каларский род), хый (кийский род), тайаш (таяшский род), хобан и др. [Материалы. 1996. с. 326.]

В результате многовековой экспансии кыргызов на Северном Алтае и в Кузнецкой черни потомки кештемов, бирюсов и тюльберов, ныне называемые шорцами, кумандинцами, челканцами и тубаларами, говорят все на языках, которые относятся к хакасской подгруппе тюркских языков. Наличие среди тубаларов сеока «кештимдер» (т.е. киштымы), подтверждает их бывшее киштымское положение по отношению к кыргызам.

Четвертый улус Хонгорая – Тубинский, охватывал все степное правобережье Енисея от Саян до р. Сыда, а также правобережные степи Абакана. Центр его находился в долине р.Упса (по-хакасски «Mgcm»), названной русскими затем Тубою по ведущему роду тубинцев. Другой крупный аймак Тубинского улуса «модар» (моторцы) кочевал в предгорьях Саян по Тубе. Несмотря на некоторые этнические различия модары и тубинцы счи­тались с кыргызами «одни люди и род, и племя». В связи с тем, что модары занимали одно из лидирующих мест, то по-хакасски этот улус назывался «Хонгорай Модар» - т.е. хонгорские (кыргызские) модары. В джунгарских документах он также назывался «Хонгорой Модур». [РГАДА]

В состав Тубинского улуса входили следующие аймаки: кыргыз, туба, модар, ордыт, байгудуг (байкотовский), чода, богоджи (бугачев род, обитавший по р. Шуш), сыйлар (сыйской, живший по р.Сыда) экся (акса, ексеев), коллер (колев улус, кочевавший по р.Туба), чарджа (яржинский или аршинский род, обитавший по р.Кебеж.), харанас (карнасхамов, харнацкий, карнажской улус), чонмай и др. [АВПРИ]

Группа кыргызов Тубинского улуса Карма Коянов с товарищами, спасаясь от Алтын-хана, перекочевали на территорию Канской землицы и образовали в 1669 г. тубинский род в составе качинцев. В дальнейшем этот административный род существовал среди Качинской землицы, а в ХIХ в. в Качинской степной думе.

Этноним «туба» известен на Саяно-Алтае со времен Кыргызского государства. Например, в IХ в.н.э. в Восточных Саянах со стороны оз. Косогол кочевало три тюркских аймака: дубо, милигэ и эчжи. «Хягасы [т.е. кыргызы – В.Б.] ловят их и употребляют в работу». [Бичурин. 1950. с. 354.] По всей видимости, в уже в те времена жители Восточных Саян считались кыргызскими киштымами.

Модары кочевали по реке Упсе «с вершины и до устья ее, и на оной реке преж сего кочевали деды и отцы их». В вершинах р. Туба проживали «каменные модары». Они еще по-русски именовались койбаловской волостью по имени их лучшего князца Койбала. После угона населения Хонгорая в 1703 г. в Джунгарию модары оказались рассеянными среди многих племен Саяно-Алтая. На Алтае и в северо-западной Монголии и ныне находятся роды «модор» и «мудар».

Сеок «ордыт» восходит к части монгольского племени меркит или мекрит, которых именовали также «урдутами». Во времена Чингис-хана меркиты обитали по южным склонам Восточных Саян. Это племя имело многочисленное и сильное войско. Так как ордыты были мятежным аймаком и много раз воевали с Чингис-ханом, то он постановил, чтобы никого из них не оставляли в живых и всех убивали. Уцелевшие от монгольского побоища ордыты были приняты кыргызами в свою страну.

Тубинский сеок «чода» кочевал в долине р. Ус. Этноним чода (чооду, чогду, юты, зод) широко представлен среди народов Саяно-Алтая. Он относится к одной из древних, вероятно, дотюркских родоплеменных групп, ставшей субстратом южносибирских этносов. Вполне возможно, что исторические корни сеока чода тянутся к оленеводам Восточных Саян. До сих пор буряты называют тофаларов «зугдэ», а с другой стороны, тофалары и даже степные тувинцы словом «чооты» (чооду) именуют тувинцев -тоджинцев.

Тубинский аймак «пайгудуг» обитал по р.Упсе (т.е. р.Тубе). Созвучие этнонимов байкотовцев (пайгудуг) и котовцев (ходыг) кетоязычных Яринской и Канской землиц - серьезный аргумент в пользу их кетского происхождения. По всей видимости, в данном названии присутствует формант «дуг», «дыг», который восходит к кетскому «денг» - люди. Небольшая часть котовцев переселилась за Саяны в Тоджу и составила сеок «ходыг» среди тувинцев. Вероятно, тюркизация байкотовцев произошла давно, ибо уже в ХУII в. они именовались в русских документах не иначе, как «байкотовские татары».

К киштымским урочищам Тубинского улуса относились горно-таежные территории Восточных Саян. По р. Мана проживали следующие аймаки: харгал (по-русски «кургунов»), шалбу (по-русски «яргашин»), бугулма (по-русски «мунтуков»), мингату (по-русски «мунгатков»), угю (по-русски «угумаков»). В бассейне реки Кан кочевали аймаки киштымов: хойга (по-русски «куйгин»), байга (по-русски «байгин»), таха модар (по-русски «тагин»), эргун (по-русски «ургунов, иргунов, ургунская волость ), хангин модар (по-русски татаров). В 1639 г. в русских документах отмечалось: «А у кыргызского ж де князца у Ченея-Мергена у одного, в Байгинской землице, по Кану де по реке с 500 киштымов ясачных людей. А живут де те ясачные люди в юртах, кочуют на оленях, а дают де они государю с себя на Красной Яр малой ясак». [АВПРИ; Долгих. 1960. с.240.]

К тубинским киштымам относились некоторые аймаки Засаянского края, такие как: мады, точи, сояны. В 1625 г. кыргызы в ответ на набег Алтын-хана «собрався ходили на алтыновых людей сами и алтыновых людей Точинскую землицу погромили». В середине ХУ11 в. Точинская землица (т.е.Тоджа на территории Тувы) относилась к числу киштымских урочищ Хонгорая. Например, в 1644 г. из Красноярска посылались сборщики ясака в Точи и Сояны для сбора албана «в кыргызской в Точинской и Соянских волостях». [Материалы. 1974. с. 187, 232.] Тубинский улус широко распространял свою власть над народами Восточных Саян. Вероятно поэтому этноним «туба» приняли для себя и тофалары, и тубалары, и тувинцы.

Некоторые родовые этнонимы среди кыргызских улусов могли совпадать с этнонимами родов киштымских урочищ. Так, например, модары были не только ведущим аймаком в Тубинском улусе, но и родами в камасинской и канской землицах.

Анализируя данные хонгорской этнонимики, можно отметить ее общность со многими родами тюрков Саяно-Алтая, что подтверждает в целом наследственность этноса с предшествующими историческими образованиями и его широкие историко-культурные связи.

Административные улусы Хонгорая представляли из себя подразделения единого государствого союза и поэтому носили названия: Улуг Хонгорай, Кичиг Хонгорай, Хонгорай Модар, Хонгорай Сагай, которые по-русски соответственно звучали как: Большие Кыргызы, Малые Кыргызы, Кыргызские Модары, Кыргызские Сагаи. Три левобережных улуса дополнительно носили географические определения (нижний, вер­хний, внутренний), что является показателем территориально-экономичес­ких связей Хонгорая. Вполне возможно, что подобное административное деление существовало ещё во времена Кыргызского государства, ибо в IX в. правление «хягасского владетеля» осуществлялось при помощи трех мини­стров - бегов, а в XIII в. во главе кыргызов стояли три эмира.

Земля Хонгорая не была поделена между родами, а степь представляла собой общий выгон для cкота всех хакасских номадов. В пределах своего ведомства или аймака каждый скотовод имел право занимать любое место для кочевья и пастбищ, если оно не занято другим. Общинное отношение к земле отразилось в пословице: «у земли и воды нет рабов». Также говорят и в отношении умершего, ибо ему все равно, где его похоронят. Подобная установка бытовала у многих кочевников Центральной Азии. В ХУII веке калмыки при общении с Русским государством утверждали, что «у них де степь велика», а «земли де и воды божьи», и поэтому они могут кочевать в разных урочищах. [Колесник. 2003. с. 106.]

Жители улусов Хонгорая и киштымских урочищ представляли одно сообщество. Красноярские казаки отмечали: «а которые подгородние татаровя качинцы, и аринцы, и ястинцы кочуют под Красноярским острогом, и в приход воинских людей от тех подгородних татар добра ждать нечего, потому что они кыргызам и тубинцам в роду и в племени, и сами у них женятся и дочерей своих за них выдают, и мысль у них с ними одна, и в воинское время верить им потому ж нечем». [ДАИ. С. 384.]

После образования этнополитического союза Хонгорай различные по происхождения роды и племена стали осознавать себя единым народом. Несомненно, к Хонгорайской эпохе относятся передвижения из Тувы в долину Абакана древнетюркских племен капканасов (хапхына) и чиков (эчик).

Согласно историческим преданиям хакасов, они относят себя к древнему народу «хоорай». Указанный этноним применялся не только в качестве самоназвания кыргызов, но и как самоназвание их киштымов. В таком случае, в широком смысле, и кыргызы, и киштымы составляли еди­ный народ Хонгорая, этноним которого взаимосвязан с обозначением их степной родины в долине Среднего Енисея. В составе хонгорского общества кыргызы представляли элитарную этническую группу, управлявшую Хонгораем.

Вопрос 25


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)