АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕДАНИЯ О КАЗАКСКОМ ХАНЕ ТАУКЕ И БАТЫРЕ ЕГО АЛДЫЯРЕ

Читайте также:
  1. Глава 9. Предания о двадцати годах странствий
  2. Доц. А.Н.Таукелев 1 страница
  3. Доц. А.Н.Таукелев 10 страница
  4. Доц. А.Н.Таукелев 11 страница
  5. Доц. А.Н.Таукелев 12 страница
  6. Доц. А.Н.Таукелев 13 страница
  7. Доц. А.Н.Таукелев 14 страница
  8. Доц. А.Н.Таукелев 15 страница
  9. Доц. А.Н.Таукелев 16 страница
  10. Доц. А.Н.Таукелев 17 страница
  11. Доц. А.Н.Таукелев 18 страница
  12. Доц. А.Н.Таукелев 19 страница

 

 

(Записано в Лепсинском уезде со слов Даиржана Арапова, потомка Алдыяра в 7 колене).

 

1. Алдыяр был первым батыром Тауке-хана, в среде он сидел всегда рядом с ханом с правой стороны его. Батыр часто притеснял своих родственников и других, живших вблизи; однажды, выведенные из терпения (...) пожаловались хану на Алдыяра, хан об этом сказал Алдыяру. Через несколько дней хан сидел в юрте, окруженный массой народа, среди которых были жалобщики; явился Алдыяр и приветствовал хана, сел по обыкновению с правой стороны его. Вскоре показались 2—3 верблюда (что видно было из юрты) нагруженные «курт», «май» и т. д.; их вел человек Алдыяра; последний кликнул своему человеку: «Я ведь предназначил их не для публики, а для хана: веди верблюдов к юрте хана!» Хан предложил собравшимся сказать об обидах, нанесенных им Алдыяром; никто, однако, не осмелился сказать что-нибудь. Тогда Тауке сказал, что такому славному батыру как Алдыяр, не следует обижать свой народ, а жалобщикам сказал, что быть может, они преувеличивают сделанное Алдыяром, предложил обеим сторонам забыть старое, помириться, не допускать в дальнейшем таких поступков; наконец прибавил, что он все же дорожит Алдыяром, так как: «Если он возьмет кобылу, вернет взамен верблюдом».

Алдыяр был «джайши». Тауке несколько раз пытался покорить каракалпаков, но бдительная стража каракалпакского хана каждый раз успевала предупреждать хана и народ о приближении Тауке; последний возвращался ни с чем. Тауке приказал Алдыяру организовать нашествие на каракалпаков, разорить их и заполонить их хана. Алдыяр двинулся с отрядом; за 1 день до Каракаплакской границы он вызвал на небо дожди и туман и незаметно для стражи вторгся в Каракалпакские пределы, опустошил аулы, взял много пленных, скота и имущества и стал возвращаться назад. Одна пленница-каракалпачка в одном пленнике узнала своего хана, о чем стало известно одному казахскому батыру. Когда последний хотел убить хана, чтобы впоследствии показать, что именно он поймал хана, последний дал ему несколько золотых монет и попросил его тайно освободить. Батыр еще получил золотых монет и выпустил тайком хана. В тот же день о случившемся узнал Алдыяр, устроил погоню за ханом, которого поймал и живым доставил Тауке. Тауке-хан убил каракалпакского хана и выпил его кровь.

 

III.Для переговоров с казанским ханом к Алдыяру, как главному батыру казаков, прибыл сам калмыкский хонтайши (хан). Алдыяр и хонтайши пришли к заключению, что нужно обеим сторонам помириться и отказаться от враждебных нападений.

 

Алдыяр поехал к Тауке, изложил ему мнения хонтайши и его самого. Тауке не только не согласился, но решил поймать хонтайши и убить его. Напрасно Алдыяр ссылался на святость гостеприимства; Тауке остался непреклонен; тогда Алдыяр наотрез отказался выдать своего гостя, уехал от Тауке и стал готовиться к отпору нападения хана.

 

Тауке собрал войско и напал на аул Алдыяра; последний собрал родственников, и сражение произошло около аула Алдыяра. У Алдыяра был самый младший брат Майлан, храбрейший из батыров; Алдыяр постоянно твердил: «Майлан, ажалың әлде кайдан». С братьями Кудыяром, Избасаром, Майланом и другими родственниками Алдыяр сражался против Тауке с утра до вечера. В этот день суждено было пасть в бою молодому Майлану. Алдыяр отразил нападение Тауке, на другой день с почетом отправил калмакского хонтайши к себе на родину. В памяти потомства Алдыяра об этом сражении сохранился следующий стих:

 

Ұзын ағаш Төйкеде келді қалмақ,

Хан әуке басып барып басын алмак,

Келмегірдің калмағы қайдан келді,

Екі қазақ соғысып Майлан өлді.

«У Узун-Агаша и Тойке прибыл калмык

(хонтайши),

Хан Тауке решил совершить насилие (над

Алдыяром)

и отрубить голову (хонтайши);

 

Зачем прибыл проклятый калмык: два казака (Тауке, Алдыяр) сразились и умер Майлан».

 

Хонтайши, благополучно возвратившись к себе, вызвал к себе пленных казаков, спросил их, из каких они родов; затем он освободил пленных не только рода «с.адыр» (род Алдыяра), но и вообще найманов, затем освободил даже таких, которые только понаслышке знали Алдыяра.

Приведенные предания находятся в полном соответствии с историческими данными. Прежде всего, Алдыяр был действительно современником Тауке-хана, так как во время первого нашествия калмыков в 1723 году в ханствование Болата, сына Тауке, упоминается имя Алдыяра-Куат-батыра, спасшего в местности Теректы у р. Боролдай Чимкентского уезда 25 дневного мальчика Тасбулата, моего деда в 5 колене, другой сын Алдыяра— Кенжебай батыр в 1738 г. в Оренбурге принял присягу на подданство России (см. карт. «Степное положение»— список принявших подданство). Что Алдыяр был выдающимся батыром видно из того, что он попал в «уран» (боевой клич) своего рода садыр.

 

Старики каракалпаки низовьев Аму-дарьи до сих пор помнят предания, что их предков разорял Тауке казанский и убил их хана; вторым подтверждением нашествия Алдыяра служит то, что среди садыров есть выходцы из каракалпакских пленных (ерши). Интересно 3-е предание, характеризующее святость гостеприимства кочевых народов. Описанный эпизод имел место, вероятно, до 1698 года, когда Цван-Рабтан жаловался китайскому императору на нападения и неприязненные отношения Тауке-хана (Вельямин.-Зернов. Исследования — ч. 2, стр. 380, 381).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)