АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 5. ЕВРОПЕЙСКО-ХРИСТИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Читайте также:
  1. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  2. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  3. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  4. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  5. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  6. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры 6 страница
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 7 страница
  9. Ботанические и биологические особенности культуры
  10. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
  11. В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
  12. В сфере физической Культуры и спорта

СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ

1. Периодизация европейско-христианской культуры.

2. Истоки европейско-христианской культуры.

3. Идеал человека: от античности к средневековью и новому времени.

4. Восприятие пространства в европейско-христианском типе ментальности.

5. Отношение к труду в европейско-христианской культуре.

6. Восприятие времени в европейско-христианском типе ментальности.

7. Особенности социальной организации и государственности Запада.

8. Нравственные ценности европейско-христианской культуры.

9. Отношение к сверхъестественному в европейско-христианской культуре.

10. Отношение к знанию: от античности к средневековью и Новому времени.

11. Отношение к жизни и смерти: от античности к средневековью и Новому времени.

12. Что понимается в современной культурологии под Западом и западной культурой? Какую эволюцию прошли понятия Запада и Востока?

13. Периодизация европейско-христианской культуры.

14. Античность как предыстория западно-европейской культуры.

15. Особенности ментальности средневекового Запада.

16. Модернизация в европейско-христианской культуре.

СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

17. Трехфункциональность и трехфункциональное расчленение средневекового общества.

Какое место отводится в нем крестьянскому труду? Уступает ли крестьянский труд воинской активности рыцарства и проповеднической деятельности монашества и духовенства?

18. В античности труд не считался добродетелью и неотъемлемым атрибутом жизни: человек был homo politikus по преимуществу.

Как средневековой культуре удалось изменить эту установку?

19. Можно ли согласиться с французским историком культуры Ле Гоффом, считающим, что в средние века отсутствует единое представление о времени и можно говорить о множественности времен как реальности средневекового сознания?

20. Как совмещались в сознании средневекового человека "идеал евангелической бедности" и стремление овладеть богатством?

21. В источниках средневековой культуры обычный способ описания величины владения феодала заключается в указании дохода, который с него можно получить, либо числа плугов, необходимых для его возделывания.

Почему в средневековой Европе господствует неточность, приблизительность пространственных мер?

22. Как Вы понимаете фразу:

“время сакральное, время, монополизированное церковью, оттесняется временем мирским, временем труда и досуга, временем "купцов", по выражению Жака Ле Гоффа?

23. На этапе раннефеодального общества церковь в необходимости трудиться видела следствие первородного греха.

Чем это обернулось для культуры?

Вошла ли библейская концепция труда-наказания в эпоху христианского Средневековья?

24. Монашеские ордена способствовали сдвигу в отношении к труду, ибо жизнь в них, труд в них убеждал в этической оценке пользы труда, он способствовал самообузданию, самовоспитанию. Труд - разновидность аскезы - таков идеал раннего средневекового общества.

Что ему противостояло?

25. Средневековье получило наряду с античным и христианским наследием наследие варварское.

Как Вы можете охарактеризовать этот исток европейской культуры?

26. XII-XIII вв. характеризуются как века "арифметической ментальности".

Расшифруйте эту фразу.

27. В XII-XIII вв. в европейском средневековье произошли перемены в системе ориентаций, ценностей. Их образно назвали "с небес на землю".

Как Вы это понимаете?

28. Переход от язычества к христианству сопровождался существенной перестройкой всей структуры временных представлений в средневековой Европе.

Докажите это.

29. Один из культурологов Г. Ф. Сунягин, анализируя сдвиг в европейской ментальности, подчеркивает значение трех предметов быта: зеркала, часов, стекла для эпохи Возрождения.

Прокомментируйте эти открытия.

30. Как Вы понимаете эллинизацию традиционной римской религии. Можно ли установить соответствие между божествами в Риме и персонажами олимпийского пантеона? Продолжите:

Юпитер - Зевс, Юнона - Г...., Минерва - А...., Марс - А...с.

31. Можно ли с точки зрения ментальности расшифровать строение, архитектонику готического собора?

32. Вагант - средневековый маргинал.

Расшифруйте эту фразу.

33. Как Вы думаете: чем был карнавал для средневекового человека?

34. Лапта, борьба, хоккей, футбол - все эти игры возникли в так называемую "мрачную эпоху средневековья."

Как это объяснить?

35. Почему книгопечатание в средневековой Европе вело к десакрализации духовной жизни?

36. Можно ли сказать, что средневековые люди ощущали, чувствовали все гораздо сильнее, чем современные люди?

37. Сознание средневекового человека "антитехнично".

Чем это можно объяснить?

38. Как Вы можете доказать алчную страсть к жизни, земным радостям в средневековой культуре?

39. Почему в средневековой живописи лица детей имеют взрослое выражение?

40. Как Вы думаете: какие изобретения способствовали закату европейского рыцарства?

41. Какую символическую нагрузку несли в средневековой культуре цифры 3, 4, 7, 12?

42. Как объяснить особый темный (мрачный) колорит средневековой живописи?

43. Почему современных историков культуры приводит в ужас система мер в средневековой Европе?

44. Как Вы понимаете фразу: авторитеты управляли духовной жизнью средневековья?

45. Что означает в средневековой символике цифра 4? Почему она священна?

46. Почему средневековые врачи назначали очень часто при головной боли настои с использованием грецкого ореха? Как это объяснить с точки зрения ментальности?

47. Особенность вероучения всех протестантов: личные отношения с богом.

Как эта особенность повлияла на формирование ментальности нового типа в Европе?

48. Союзы вассалов, рыцарские объединения и ордена, монастырские братии и католический клир, городские коммуны, гильдии купцов и ремесленные цехи - как с ними связан средневековый человек?

49. Почему в раннее средневековье смех не имел права на существование?

Когда произошла его легитимизация в средневековой культуре?

50. О чем говорит везде встречающееся в средневековой Европе изображение "Пляски смерти"?

С какой особенностью культуры средневековья это связано?

51. В "Апокалипсисе" утверждается, что высота стен священного Иерусалима была 144 локтя, т. е. 12´12.

Как Вы думаете, почему?

52. "Священник, рыцарь и крестьянин должны быть товарищами."

В какой культуре могло возникнуть подобное утверждение? Как Вы это понимаете?

53. "Культура, лишенная религиозного измерения, не является подлинной, ибо исчезает христианское понимание жизни."

В какую культурно-историческую эпоху могло быть принято данное понимание культуры и почему?

54. В начальный период средневековья восприятие времени было подчинено идее вечности.

Как происходила историзацияэтого восприятия?

Как происходил отказ от ориентации на миф и предание? Как формируется новое "темпоральное ощущение"?

55. При передаче земельного владения от одного средневекового владельца к другому в качестве символов выступали ветви деревьев, куски дерна, горсть земли, боевое оружие.

Говорит ли сам этот ритуал о своеобразии европейской ментальности?

56. Скандинавы эпохи викингов поразили воображение археологов обилием кладов с драгоценными металлами, монетами. Из источников ясно, что их зарывали навечно.

Как объяснить этот факт с точки зрения ментальности традиционного европейского общества?

57. Символом вселенной в средневековье был собор. Порталы соборов и церквей - небесные врата, сами эти величественные здания - дом Божий.

Как Вы можете расшифровать другие детали храма?

58. Какие Вы знаете формы средневековой словесности, которые были адресованы широким слоям населения?

("Нравоучительные" примеры: видения потустороннего мира, проповеди).

Продолжите ряд.

59. Отношение к природе, характеризовавшееся непосредственно включенностью в нее человека, отсутствием дистанции между ним и естественной средой, циклическое восприятие времени, подчиненного природным ритмам; идея полной аналогии Вселенной-макрокосма и человека-микрокосма.

Для какой культуры свойственны эти черты мировосприятия?

60. В IV-III вв. греки достигли величайших высот в развитии математики (Эвдокс, Эвклид, Архимед, Аполлоний Пергский), астрономии (Эвдокс, Аристарх, Гиппарх), механики (Архимед).

Можно ли продолжить ряд этих дисциплин?

61. Какие суждения характерны для средневекового Запада, а какие - для Запада эпохи Возрождения:

- человек - царь всех животных,

- одна только добродетель делает душу счастливой,

- совершенная полнота благ делает человека счастливым,

- стать несчастным можно только через порок своей души,

- насколько благородство влечет душу к небу, настолько же тянут ее вниз бремя плоти и земные приманки,

- человек - творец самого себя,

- человек - венец творения?

62. Без каких достижений культур Востока становление западноевропейской культуры оказалось бы невозможным?

63. Почему Запад, отставая от Китая на 10 столетий в морском конструировании, на 11 - в изобретении компаса, стал господином моря и морским путем пришел к господству над миром?

64. Какие важнейшие особенности западноевропейской культуры в равной степени проявляются в западной математике, живописи, музыке, хозяйственной жизни?

65. Какие достижения западноевропейской культуры преобразили лицо планеты за последние три века?

66. Известный востоковед Л. С. Васильев отмечает, что в общественной жизни древних греков произошла уникальная в истории культуры мутация, впоследствии определившая особенности социального устройства и государственности Запада.

О каком событии и каких его последствиях идет речь?

67. Музеи, формы погребения, часы, археология, личные дневники, - какая общая особенность западноевропейской культуры пронизывает все эти явления?

68. Выберите из нижеприведенного перечня ключевые слова для характеристики отношения к труду и богатству капиталистического Запада:

расточительность,

безделье,

протестантизм,

оценка труда как призвания,

богатство, вложенное в труд,

бережливость,

дух наживы.

Ответ поясните.

69. Согласны ли вы с утверждением К. Каутского: "Христос и апостолы..... изображаются как нищенствующие уличные проповедники. О труде нет ни одного слова во всех Евангелиях"?

70. Какую роль сыграли особенности отношения к труду древних римлян в падении Римской империи?

71. Представьте спор, в котором одна сторона утверждает, что христианство настроено на предпринимательство, другая - противоположное.

Найдут ли спорящие стороны подтверждения в Библии?

72. Анализируя современную ситуацию в развитии России, многие мыслители приходят к выводу, что российский национальный дух не готов к экономике западного типа, так как православие никогда не приветствовало упорный труд ради увеличения богатства.

Что можно возразить, сославшись на историю развития западной культуры?

74. Можно ли согласиться с утверждением историка культуры М. С. Корелина о том, что вся римская культура, в особенности художественная, была в значительной степени подражательной.

75. В христианстве наметились две основные тенденции понимания человека:

1) человек - существо земное и божественное, в нем соединены две эти ипостаси, он - существо телесно-духовное;

2) человек есть только земное, греховное существо.

Какая тенденция характерна для православия?

76. "Искусство находится под покровительством двух дьяволов - страсти и вожделения - Бахуса и Венеры."

В какую эпоху могло возникнуть подобное утверждение?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)