АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Удобочитаемость шрифта

Читайте также:
  1. Автоматическая замена шрифта
  2. Изменение параметров шрифта
  3. История латинского шрифта.
  4. Ритмический строй шрифта
  5. Робота з шрифтами

Удобочитаемость является одним из важ­нейших достоинств хорошего шрифта. Это не только общая оценка пригодности его формы, но и показатель красоты.

На удобочитаемость влияют следующие факторы: форма шрифтовых знаков (рисунок или тип шрифта, размер, пропорциональность отно­шения ширины знака к его высоте, ритм фор­мы, насыщенность, цвет); шрифтовая композиция (длина строки (над­писи) или ширина шрифтового поля (колон­ки), пробел вокруг строки или шрифтового поля, интервал между строками, шрифтовы­ми полями, форма-строк, шрифтового поля, ритм строки и композиции текста, цветовое решение); четкость шрифта (отношение цвета (тона) шрифта к цвету (тону) фона — носителя знаков, фактура, качество выполнения); ясность шрифта (узнаваемость знаков, их дифференцированность, оправданная простота форм, представление содержа­ния).

Необходимость соблюдения требования удобочитаемости вызвана психофизиологи­ческими особенностями человека, проявля­емыми в процессе чтения и осмысления текста. Удобочитаемостьспособствует психо­субъективному отношению к тексту, готов­ности к чтению, предопределяя привычки и ожидания зрителя. К сказанному следует добавить, что удобочитаемость зависит от сложности содержания, текстовой нагруженности, окружения, попадающего в поле зрения одновременно со шрифтом, а также сте­пени освещенности.

Перечисленные факторы выполнения ос­новного требования — удобочитаемости — являются общими и составляют основу про­фессиональной грамоты в области искусства шрифта.

Содержание и форма. Образность шрифта

На форму шрифта, его образность непосред­ственно влияет, как отмечалось выше, содер­жание текста. Единство формы буквы и со­держания письменного сообщения — второе основное после удобочитаемости требование.

На каком шрифте остановить свой выбор? Какой рисунок наилучшим образом будет со­ответствовать раскрытию содержания? Эти вопросы возникают перед каждым исполни­телем. Но сможет быстро и точно ответить на них, не прибегая к излишним поискам под­ходящего шрифта по каталогам, книгам и другим источникам, лишь тот художник, ко­торый владеет теорией шрифта, понимает специфику и общность эстетических требо­ваний, предъявляемых к нему. Готового ре­цепта нет. Имеющиеся под рукой трафареты не всегда могут подойти для заданной темы. Нельзя не учитывать и фактор морального старения шрифта. Время предъявляет свои требования к обновлению его ассортимента. Совершенство формы предполагает непре­рывное ее развитие. Шрифт как элемент ху­дожественного оформления должен и ре­шаться художественно, или быть, правильно подобранным, со своим творческим приемом построения композиции текста.



Буквен­ные знаки алфавита — это определенные элементы языка, знаковой системы, имею­щие материальную, чувственно восприни­маемую форму и служащие для обозначения отдельных звуков языка — фонем.

Зрительные образы фонем - графемы – исторически сложившиеся, общепринятые схемы букв, позволяющие безошибочно узнавать обозначаемые ими звуки. Обозначая какой-то звук, графемы могут различаться по форме, как например, графемы прописных и строчных букв (отсюда двухвариантный грамматический строй алфавита).

Формы графем, обладая определенной структурой, относительно устойчивы. Они изменяются во времени, хотя и крайне медленно.

Большему варьированию подвержены формы знаков, для которых графемы служат морфологической организацией, их наиболее устойчивой структурой.

Форму знаков заставляет изменяться содержание. Содержание – это то материальное основание, которое обуславливает изменение предмета благодаря взаимодействию различных сторон и свойств предмета, выполняемым этим предметом функциям.

Взаимодействие содержания и формы проходит ряд этапов. В начале развития предмета они соответствуют друг другу, но поскольку содержание отличается большей подвижностью и изменчивостью, а форме, наоборот, свойственна устойчивость, то на определенном этапе форма начинает сковывать содержание, мешать его дальнейшему развитию. Со временем это несоответствие все более обостряется и, в конце концов, приводит к сбрасыванию старой формы, замене ее новой. Анализ развития шрифта на основе материалистического понимания истории объясняет изменения в формах шрифта в зависимости от экономических, идеологических и культурных явлений общественной жизни. В историческом развитии шрифта наиболее ярко проступает диалектическая взаимосвязь его содержания и формы.

‡агрузка...

Возьмем для примера русский шрифт.

Заимствованное унциальное письмо Византии, по-своему осмысленное и интерпретированное в виде древнерусского устава, в течение нескольких столетий отвечало требованиям господствующей церковной и государственной идеологии, пока потребности частной, торговой и деловой переписки не привели к появлению новых, более простых и в определенном смысле демократичных форм письменности – полуустава, а затем и скорописи. Древнерусское письмо, позднее перейдя в книгопечатные формы, просуществовало как государственный шрифт до петровских времен. Став камнем преткновения в делах нового устройства государства, устаревший шрифт был отвергнут и заменен новым, гражданским. Как церковнославянский он дожил до Великого Октября и с отделением церкви от государства окончательно утратил былое идеологическое значение.

Печатные шрифты русского ампира (классицистические антиквы) вытеснили шрифты предшествующего стиля. На смену антикве развития капитализма России принесло новые типы шрифтов (преимущественно через торговую рекламу), а также крайне потребительское к ним отношение. Жесткая конкуренция заставляла искать все новые и новые формы, наводняя рынок декадентскими шрифтами стиля модерн.

Новое, социалистическое общество, проведя реформу языка и алфавита, создало необходимые условия для обновления шрифтов, формы которых наиболее точно соответствовали духу и стилю времени. Процесс это долговременный и касается многих проблем, начиная с совершенствования графематического строя алфавита и кончая идеологической и эстетической выразительностью шрифтовой формы.

Рассмотренный пример представляет собой мировоззренческую сторону взаимодействия содержания и формы шрифта, основанную на отношениях человека и используемым им знакам.

С течением времени первоначальное зна­чение формы может меняться и в переосмы­сленном виде, как бы пропущенном сквозь сознание современного человека, служить новой идее. Так, например, модификации древнерусского и петровского шрифтов не­редко встречаются в наши дни в прикладном искусстве для обозначения национального и исторического. Шрифт русского класси­цизма составляет основу большой группы современных шрифтов типа новой антиквы, некоторые сецессионные шрифты начала XX века используются для выражения вре­мени революционных событий в России, их образ сохраняют фирменные заголовки «Правды», «Известий», они вновь обрели по­пулярность в современном плакате, рекламе.

По признанию многих теоретиков (в том числе и западных), молодое революционное искусство Страны Советов оказало сущест­венное влияние на эстетические основы ис­кусства нашего столетия. Новые конструк­тивные идеи касались непосредственно и области шрифта. То, что во всем мире теперь отдано предпочтение многочисленным фор­мам гротеска, в определенной мере следствие новаторских поисков в искусстве и архитек­туре первых лет Советской власти.

Различия в выразительности шрифта за­ставляют художника задуматься при выборе, модификации или создании нужных форм. Форма шрифта не пассивно следует за содер­жанием, она, так же как и само искусство шрифта, обладает относительной самостоя­тельностью и оказывает воздействие на со­держание. В зависимости от отношения к форме шрифта художника (равно как и зри­теля) она может способствовать развитию предмета или, наоборот, тормозить его.

В историческом аспекте процесс взаимо­влияния содержания и формы в шрифте предстает весьма наглядно. В современной практике при разработке шрифтовой формы важно, учитывая взаимосвязь ее с содержа­нием, отчетливо сознавать функциональное значение как самих буквенных знаков, вхо­дящих в определенную систему (тип шриф­та, гарнитура), так и текстов (шрифтовые композиции).

Выполняя одновременно утилитарную и эстетическую функции, шрифт имеет: пред­метное значение (обозначаемые объекты: буквенным знаком — звук речи, комбинацией знаков — слова и предложения) и экс­прессивно-смысловое значение (чувства, передаваемые зримыми образами этих объек­тов человеческой речи).

На предметном уровне шрифт не пред­ставляет загадок для всякого грамотного че­ловека. Об экспрессивно-смысловом значе­нии читатель чаще не задумывается, но для художника шрифта это значение играет пер­востепенную роль.

Эстетическое чувство человека редко его обманывает. Зритель, не вдаваясь в тонкости искусства шрифта, всегда отличит красивое от некрасивого, наглядное от неприглядного. С духовным ростом общества восприятие и оценка зрителем содержания, заключенного в форме шрифта, расширяются и углубляют­ся, повышаются эстетические требования.

Искусство же в лице художника пред­ставляет социальную потребность человека в абсолютном проявлении своих творческих сил и способностей, и в силу этого оно всегда должно быть немножко впереди не только современного ему зрителя, читателя, но и своего времени.

В книге «Эстетика искусства шрифта» известный немецкий художник шрифта Аль­берт Капр пишет: «Искусство шрифта — это в первую очередь искусство пропорции. Напряженность и гармония, симметрия и асим­метрия, ритм формы и контрформы, единство индивидуального и всеобщего - при ра­боте над шрифтом приходится учитывать множество противоположностей». По гипо­тезе А. Капра, «... законы орнамента, играю­щие в шрифте доминирующую роль, отража­ют в общей форме основные законы природы, прежде всего диалектики. Эти выработанные в процессе практической деятельности ак­сиомы в полной мере относятся и к эстетиче­ской оценке. Лишь при соблюдении законов формы возникает впечатление прекрасного». Любое произведение изобразительного искусства требует многообразия в единстве и единства в многообразии, единого настрое­ния, создаваемого многочисленными оттен­ками, цельности композиции, состоящей из многих деталей, то есть проявления основно­го закона диалектики — закона единства противоположностей.

Единство стиля в шрифте. На выбор формы шрифта существенное влияние оказывает стиль – фактор, определяемый содержанием информации и авторским замыслом.

Стиль в искусстве шрифта нашего времени – слагаемое многих качеств и характеризуется такими основополагающими признаками, как гуманизм, идейность, демократичность, современность, историзм и дидактичность.

Художнику необходимо помнить: результат его работы должен быть полезен и служить общественному взаимопониманию. А это значит, что шрифт должен быть ясным и понятным. Главное его назначение – верно передавать содержание, выражаться целенаправленно и по возможности немногословно. Современность стиля заключается вовсе не в новейшей моде. Для шрифта это – пересечение прошлого и будущего. Из истории развития шрифта видно, что классические его формы выработались путем диалектического отрицания старого с сохранением самого ценного из всех пройденных ступеней, что служило исходным пунктом для дальнейшего развития, но только уже на другом качественном уровне. Построение и использование в современной практике шрифта на классической основе, сохранение и развитие эстетических традиций с позиции демократического искусства – политическая и духовная обязанность каждого исполнителя. В этом заключается понятие историзма как признака современного стиля.

Дидактичность – признак, имеющий воспитательное значение. Не секрет, что художник, вкладывая в работу свои ощущения, личную оценку, эстетический вкус, таким образом формируя себя, формирует зрителя. Заинтересованный зритель пассивным быть не может, и потому, давая оценку труду художника на уровне своих представлений о предмете, принимает или не принимает его. Отношение художника к такой оценке должно быть однозначным: только достигнутая цель оправдывает труд в художественно-оформительской работе. Безупречность стиля – гарантия идейного и эстетического воздействия на сознание масс. Это не исключает, а скорее, доказывает факт существования бесконечно многообразных творческих направлений, индивидуальных стилей, то есть манер письма, авторских почерков, в основе которых лежат общие принципы.

Перечисленные признаки стиля являются всеобщими для искусства наглядной агитации и пропаганды. Вместе с тем они выражают закон существования и развития такой отдельной части искусства, какой является шрифт, для которого эти признаки конкретно-всеобщи. Единичные признаки в шрифте фиксируют его качественную определенность, индивидуальность, своеобразие и пр.

Сплав конкретно-всеобщих и единичных признаков есть то особенное в шрифте, что можно назвать единством стиля. В нем слиты воедино индивидуальные черты со всеобщими признаками.

Такой единичный признак, как качественная определенность, выражается в типе шрифта или типизированных основных группах. Например, гуманистическая антиква или группа шрифтов типа гуманистической антиквы; классицистическая антиква или группа шрифтов типа классицистической антиквы; рубленый (гротеск) или группа рубленых (гротесковых) шрифтов и т.д.

Этот единичный признак (как и последующие_ неполно входит в особенное, то есть в стиль. Поэтому нельзя сме­шивать понятия тип шрифта и стиль, что не­редко встречается в обиходной, разговорной речи (в книге «Шрифт и шрифтовой пла­кат»* был применен как обиходный термин «стилевое единство» в примере предпочти­тельного сохранения единства типа шриф­тов, применяемых в одном каком-то произве­дении, например в плакате).

Под индивидуальностью шрифта следует понимать рисунок или гарнитуру, разрабо­танную авторам или коллективом авторов. Например, шрифт Лазурского, гарнитура Банниковская, Бодони, журнальная рубле­ная и др. Сюда можно отнести множество безымянных оригинальных шрифтов, испол­няемых художниками-оформителями.

Своеобразие шрифта выявляется при сравнении его с другим шрифтом. Причем, помимо формальных признаков, в сравнении их обнаруживаются различные эстетические ассоциации. Так, рубленый шрифт может нам казаться слишком рациональным, аскетичным, излишне конструктивным по срав­нению с гуманистической антиквой. Сама же гуманистическая антиква по сравнению с классицистической более строга и монумен­тальна и т. д. В зависимости от темы, «иллю­стрируемой» шрифтом, ему можно придать ту или иную эмоциональную окраску: от спокойного до динамичного, от строгого, мо­нументального до веселого, декоративного, от романтического до сатирического. Этим перечень возможных ассоциаций, разумеется, не ограничивается.

Особенное в искусстве шрифта, выражаю­щееся в современности стиля, есть не что иное, как всеобщее, реализованное в единич­ном, закон единства с реальными условиями и формами его осуществления. Так, шрифт во всей своей индивидуальности обнаружи­вает всеобщее, выражает достигнутый совре­менный уровень, выступая как особенное. Познание искусства шрифта, восходя от еди­ничного ко всеобщему и лишь затем к особен­ному, воссоздает предмет во всем его много­образии и богатстве формальных и содержа­тельных связей.

Четкость, ясность, простота графических форм.Соблюдение этих требований объясняется особенностями человеческого зрения в процессе чтения охватывать глазом одновременно группу букв или даже слов, скоростью опознания букв, осмысления слов, т.е. скоростью чтения.

Четкость определяется контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона. Надо помнить, что контраст буквы с фоном зависит не только от цвета, но и от характера поверхности (рельефной, шероховатой, гладкой, полированной или зеркальной) (Схема -Показатели влияния на четкость шрифта).

Ясность шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их графики и активно влияет на удобочитаемость.

Удобочитаемость это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен легко и без искажений передавать содержание текста.

Рассмотрим условия обеспечения удобочитаемости.

I. Индивидуальность графем каждой буквы (Рис. 49).

Как видим на рисунке средние графемы букв О, Н, К хорошо отличаются друг от друга. Крайняя левая фигура сразу даже не читается как буква, правые «К» стали схожи с «Н», хуже опознаются, а на некотором удалении от зрителя почти теряют различие с «Н».

Таким образом, говоря о простоте графических форм букв, следует помнить, что не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они не будут легкочитаемыми. Только те формы, которые сочетают простоту с дифференцированностью (т.е. с максимальным различием в графике букв), могут удовлетворить первое условие удобочитаемости.

 

Шрифт Фон Показатели
черный зеленый красный синий белый черный желтый белый белый белый красный желтый белый белый белый синий белый черный красный зеленый черный желтый   ЛУЧШЕ
зеленый красный красный зеленый ХУЖЕ

 

Схема – Показатели влияния на четкость шрифта

II. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (Рис. 50).

К этому следует добавить, что еще многие факторы, такие как характер засечек, концевых элементов шрифта, левый наклон букв или слишком сильный наклон вправо (желателен наклон не более 75-80о к линии строки), ширина шрифтового поля (длина строки), композиция, прочие графические компоненты информации, оказывают непосредственное влияние на удобочитаемость.

Перечисленные условия являются общими, однако каждый конкретный случай требует осознанного подчинения общим требованиям, с тем чтобы не обеднить поиск выразительных возможностей шрифта, например в шрифте, имеющем выделительное значение, в заголовках стендов, названиях стенгазет, выставок и в ряде других случаев, где требуется эмоционально окрашенное шрифтовое решение.

III. Оптимальность межбуквенных пробелов (Рис. 51-52).

Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешает восприятию букв. На данном рисунке представлен пример современного решения шрифта с максимально сближенным расположением букв. Для короткой надписи, например заголовка, такой прием может быть пригоден, т.к. придает строке острохарактерность. Но нецелесообразно применять его в тексте.

IV. Пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте (Рис. 53).

Это соотношение в различных шрифтах неодинаково:

- в среднем принято для узкого – 1:2;

- для нормального – 4:5;

- для широкого – 1:1.

V. Контрастность основных и вспомогательных штрихов (Рис. 54).

Рубленый шрифт с равной толщиной штрихов выглядит пестрым из-за зрительно бóльшей толщины горизонтальных и наклонных штрихов.

Умеренный контраст антиквы обеспечивает хорошую читаемость.

Сильный контраст в коротких надписях не мешает удобочитаемости, в длинных же текстах может вызывать некоторое утомление зрения.

В отдельных случаях, например в трафаретном варианте, вспомогательные штрихи вообще могут быть опущены без ущерба для удобочитаемости.

VI. Размер шрифта, определяемый форматом объекта носителя шрифта, а также расстояние между носителями шрифта и зрителем.

3. Ритмический строй шрифта. Решение образности шрифта через связь рисунка букв с содержанием текста. Цвет как средство художественной выразительности шрифта. Целостность и композиционная слаженность шрифтового построения – 8+4 часа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.012 сек.)