АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Курсивные шрифты

Читайте также:
  1. X внедрить шрифты TrueType
  2. Рекурсивные функции
  3. Рекурсивные функции и процедуры
  4. Шрифты из группы контрастных
  5. Шрифты из группы рубленых

В декоративно-оформительской работе обычно используются курсивы, имеющие большее сходство со скорописью, чем с прямыми шрифтами.

В одном из таких курсивов толщина всех штрихов в буквах одинакова (рис.7 – пособие по каллиграфии). Другой вид курсива – контрастный – имеет штрихи различной толщины (рис.8 – пособие по каллиграфии).

Буквы курсива могут соединяться, подобно тому, как это делается в скорописи, а могут и не соединяться. Это зависит от рисунка шрифта.

В случае, когда в тексте соединительный ухудшает читаемость, его не проводят.

Красота курсивного шрифта определяется не только формой букв. Шрифт должен иметь равномерный наклон. В строке не допускают разрежения и сгущения штрихов. Буквы и пробелы делаются одинаковыми по ширине (на глаз).

Освоение шрифта ведут по разметке. Междустрочия для курсива делают достаточно широкими (не менее высоты строчных букв). Буквы сначала рисуют, потом закрашивают. Пишут обычно строчными буквами.

Если шрифт имеет одинаковую толщину линий, обводку краской делают стеклянной чертежной трубочкой, пером «рэдис», фломастером или плоской щетинной кистью.

Плоскую кисть приходится все время поворачивать, чтобы штрих оставался одинаковой ширины. Положение трубочки или пера выбирается таким, чтобы они оставляли при движении в любом направлении четкую, ровную линию одинаковой толщины (рис.9 – пособие по каллиграфии).

Четкость и красота линий зависят от количества краски на инструменте. Излишек ее дает утолщения линий и кляксы. Загрязнения внешней стороны трубочки и загрязнение пера тоже делают линию нечеткой, некрасивой. Недостаток краски приводит к утончению линии и рваным краям ее.

Перо перед работой полезно притереть на мелкой наждачной бумаге.

Курсив контрастный выполняется по-разному.

Можно по карандашному рисунку обводить контур пером, середину закрашивать пером или кистью. Можно всю работу выполнять острой кистью из мягкого волокна. Утолщение линий достигается не нажимом на кисть, а закраской внутри предварительно обведенного контура.

Плоскими плакатными перьями небольшого размера (до 5 мм шириной) и плоскими щетинными кистями с подрезанным волосом можно писать курсив по способу, показанному на рисунке.

При этом очень важно сохранять такое положение инструмента, чтобы соединительные штрихи везде получались тонкими.

Со временем, приобретя опыт, можно видоизменять курсив, но шрифт при этом должен сохранять стройность, единство в начертании букв. В нем не должно быть вычурности и надуманности.

Шрифт для трафаретов. Особенность шрифтов для трафаретов состоит в том, что при вырезании трафарета сохраняются перемычки, удерживающие внутренние контуры в рисунке буквы (например, в букве О) или усиливающие лист трафарета (например, в букве Н). Для выполнения трафарета, в основном, используется рубленый шрифт (рис.11 – пособие по каллиграфии).

Шрифтовые трафареты повышают качество работы, позволяют тиражировать надписи и выполнять их там, где кистью писать не удобно из-за стекания краски: на стенах, стендах и т.д.

Последнее время широко применяются пленочные шрифтовые трафареты. Чтобы изготовить такой трафарет фотоспососбом, алфавит монтируют или рисуют из букв, отпечатанных в газетах, журналах и т.д. Затем фотографируют и получают диапозитив необходимого размера.

Буквы в пленке диапозитива вырезают из твердой поверхности (стекло, оргстекло), часто затачивая нож и не забывая оставлять перемычки. Все уголки предварительно желательно наколоть иголкой.

При изготовлении трафарета на прозрачной пленке (например, лавсановой) алфавит рисуют на бумаге и подклеивают к пленке, которую прорезают по просвечивающему рисунку.

Трафаретят пастообразной краской с помощью тампона из поролона или краской темных цветов (по светлому фону) врастирку почти сухой кистью с длиной волоса около 1 см. Мягкая кисть не переносит на основу краску, жесткая – рвет трафарет. Поэтому подбор кисти решает успех дела.

Краска берется так, чтобы слегка окрасить волос кисти, и затем втирается через трафарет. Удобными кистями будут щетинные подходящего размера с естественным окончанием волос. Чтобы кисть не лохматилась, волос стягивают паяным жестяным хомутиком, который также припаивают к кисти. Большую роль играет количество краски на кисти. Излишек ведет к загрязнению трафарета и к размазыванию.

Перемычки на буквах перекрывают кистью жидкой краской или обычным способом по специальному трафарету.

Кроме трафаретов с перемычками, применяют поэлементные трафареты. Здесь буквы и цифры получают совмещением элементов. При использовании этих трафаретов буквы получаются сразу без перемычек, но для выполнения каждой из них трафарет приходится накладывать 1 – 2 раза (рис.12 – пособие по каллиграфии).

Резные (аппликативные) надписи. В оформительском деле можно использовать и вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пенно пласта и других материалов буквы. Такие буквы при необходимости можно окрасить или вырезать из цветного материала.

Надписи, выполненные из резных букв, выглядят четче, рельефнее рисованных.

Для выполнения резных букв их предварительно рисуют. Повторяющуюся в тексте букву рисуют только раз, вырезают, а затем пользуются ею как шаблоном.

В качестве шаблонов можно использовать буквы из полиграфических плакатов. Можно заготовить шаблоны на весь алфавит.

Буквы окрашиваются до или после вырезывания. Если заранее красить материал, то при вырезывании можно повредить окраску. Если красить после вырезывания, то картонные и бумажные буквы от окраски могут сильно покоробиться и их будет трудно укреплять на фон. Поэтому вопрос окраски решается в зависимости от сорта материала и краски.

Для прикрепления букв к основе используют сильный клей (казеиновый, столярный, «Момент» и др.) или гвоздики с мелкой шляпкой.

Буквы располагают на основе и только после того, как все вопросы размещения решены, начинают смазывать клеем и наклеивать. Наклеенные буквы следует плотно прижать, используя какой-либо груз: несколько книг, подшивку газет и т.д.

При прикреплении букв гвоздиками следует закрасить шляпки последних.

Очень красивы резные буквы из пенопласта. Они наклеиваются резиновым, столярным клеем, клеем БФ – 2 или «Момент». Сильно прижимать их во время сушки клея не нужно, так как можно сломать. Пользоваться клеем нужно по инструкции.

Окраска букв и цвет фона должны гармонично сочетаться.

Преобразование шрифтов. Разобранные выше варианты шрифтов называют основными. Эти варианты обладают хорошей графической формой и удобочитаемы.

Однако в практике оформительской работы возникает необходимость использовать большее количество шрифтов. Например, когда в короткой строке надо вместить длинный текст, приходится пользоваться узкими шрифтами; для выделений отдельных строк или слов применяются жирные шрифты. При работе с длинными текстами возникает необходимость разнообразить шрифты, чтобы избежать монотонности оформления.

Это можно выполнить, не изучая новых шрифтов, а лишь научившись преобразовывать уже известные нам шрифты, получая их новые варианты.

1. Наклонив буквенные знаки известных нам прямых шрифтов вправо, мы получим их курсивные варианты (рис. 13 – пособие по каллиграфии).

2. Изменяя ширину и высоту букв, получаем широкие и узкие (высокие) варианты (рис. 14 – пособие по каллиграфии).

3. Увеличив толщину штрихов, при неизменных размерах букв, получаем жирные варианты шрифтов.

4. Изменяя соотношения в толщине жирных и тонких штрихов, получаем шрифты с большей или меньшей степенью контраста.

5. Широкий рубленый шрифт путем утолщения всех вертикальных линий легко преобразуется в жирный («дубовый») вариант (рис. 15 – пособие по каллиграфии).

6. Если придать гротеску жирные засечки по принципу расположения их в контрастных шрифтах, то можно получить своеобразный рекламный шрифт.

Изученные шрифты можно превратить в декоративные. Для этого в графическое изображение буквы вводятся своеобразные декоративно-орнаментальные элементы, рисунок которых создается самим автором по какому-нибудь общему художественному принципу.

Находят применение в практике теневые и объемные шрифты. Для рисования таких шрифтов нужно обладать некоторым пространственным воображением, то есть представлять себе, как выглядела бы буква, если бы она была бы объемной (рис. 16, а, б – пособие по каллиграфии).

Овладев основами рисования шрифтов, можно переходить к созданию собственных (оригинальных) шрифтов и использовать их в оформлении наглядных средств (рис. 17, а, б – пособие по каллиграфии).

При создании оригинальных шрифтов следует избегать вычурности в их рисунке. Усложненные, необычные выкрутасы и росчерки не украшают, а портят шрифт. Красота шрифта заложена в самой конструкции буквы, в умении найти гармоничное сочетание ее частей и размеров.

Работая над шрифтами, и особенно декоративными, теневыми, оригинальными, нужно твердо помнить, что на художественные качества шрифта влияют следующие факторы:

1. Форма буквы.

Буква должна иметь характерные контуры, отличающие ее от других букв, и хорошо сочетаться в слове с другими буквами; этому требованию отвечает первый и не отвечает второй вариант буквы – К -на рисунке 18 – пособие по каллиграфии.

2. Пропорции шрифта (отношение ширины буквы к ее высоте).

Узкие и широкие шрифты читаются хуже нормальных и применяются обычно для шрифтовых выделений в тексте (акцентировок) или когда этого требует композиция пособия.

3. Жирность шрифта.

Очень жирные и очень светлые шрифты читаются труднее полужирных шрифтов: жирные шрифты теряют характерность рисунка, светлые – недостаточно ярки.

4. Наклон шрифта.

Курсивы динамичнее прямых шрифтов и применяются для выделений (акцентировок) «ударных» мест текста.

5. Наличие или отсутствие засечек.

Засечки делают шрифты более декоративными, однако неумелое их рисование может сделать шрифт неудобочитаемым.

6. Правильное чередование жирных и тонких штрихов в букве.

Ошибки в чередовании (рис. 18, буква – В – пособие по каллиграфии) нарушают ритм шрифта (равномерность насыщенности строки штрихами), создают зрительные пробелы в изображении слов.

7. Степень контрастности штрихов.

Она колеблется в разных шрифтах (от 1/8 до 1/2). Очень контрастные шрифты декоративнее полуконтрастных, но читаются хуже.

8. Форма и размер засечек и каплеобразных элементов букв.

Засечки и каплеобразные элементы во всех буквах одного шрифта должны быть одинаковы. Разными они могут быть только в различных шрифтах.

Красоту шрифта определяют не только удачный выбор перечисленных графических элементов в букве, но и единообразие шрифта в тексте: повторяющиеся буквы должны быть строго одинакового рисунка.

Художественно-изобразительные качества букв определяются и инструментом оформителя. Например, шрифт, написанный перьями, имеет четкий, графический контур; шрифт, написанный кистями, имеет менее четкий, живописный контур.

Правда, можно и кистью работать «под перо» и пером «под кисть», но это нецелесообразно.

Шрифт как изобразительное средство. Цель наглядных средств – донести до учащихся какое-либо содержание, будь то объявление, сообщение или иллюстрация к изучаемой теме.

Чтобы содержание было доходчивее, очень часто используют не только необходимую надпись, но и другие художественные средства, усиливающие воздействие надписи.

В хорошем изобразительно-текстовом плакате и надпись, и рисунок, и цвета подбираются и компонуются так, чтобы усилить художественно-эстетическое впечатление, которое плакат должен произвести, т.е. увеличить его выразительность.

Выразительность достигается умелым использованием основных художественных средств: выбором и трактовкой (толкованием) образов, композицией, цветом, использованием шрифта.

Для разных по содержанию наглядных средств используются различные художественные средства. Например, для наглядности на уроке математике более уместен рисунок, выполненный энергичными линиями, четким, простым шрифтом. А для иллюстрации устного народного творчества следует использовать изящный шрифт.

Чем совершеннее художественно-изобразительная сторона того или иного наглядного средства, тем больше внимания она привлекает. Поэтому, кроме выбора объекта изображения и его трактовки, очень большую роль играет композиция, т.е. размещение и размер изображения, цветовых пятен, шрифта.

В любой композиции важно, чтобы размер изображения гармонировал с листом, т.е. чтобы изображение не перегружало лист и не казалось мало, чтобы оно не «соскакивало» с листа и не «забивало» текста.

На рисунке 19 (пособие по каллиграфии) изображен политический изобразительно-текстовый агитплакат, созданный художником В.Н. Дени в 1939 году, когда все явственнее разгоралось пламя второй мировой войны. Через этот плакат художник обращается к нашему народу с призывом мобилизации воли и энергии перед грядущими боями.

Главенствует на плакате фигура молодого рабочего, представителя самого передового класса, на плечи которого легли основные трудности.

Все элементы этого плаката подчинены созданию обобщенного, предельно динамичного образа, образа-символа. Фигура рабочего решена в энергичных линиях, резко подчеркнуты черты лица, мышцы шеи, рук. Знамена художник превратил в пики, которыми как бы ощетинилась страна. Художественно выполненный шрифт, особенно буквы З, Щ, У, имеет резко «колючую» форму. Композиция плаката несимметрична, построена по диагонали. Направление, силуэты знамен, из которых вырастает фигура рабочего, динамичны, выражают волю и энергию.

Удачно найденным размером фигуры рабочего, знамен, заводских труб, шрифтов, винтовки, расположенной поперек направления, по которому развивается композиция, и ровными строками надписи художник «связывает» изображение с листом, зрительно удерживает его на плакате.

Качество текстового плаката или надписи целиком зависит от выбора шрифта, композиции и цвета. В таких работах шрифт является не только средством передачи смысла, но и художественным материалом (композиционным и изобразительным) и поэтому требования к шрифту, композиции и цвету возрастают.

На рисунке 20 (пособие по каллиграфии) приведен пример выразительно и красиво выполненной надписи (художник С.В Телингатер).

Чтобы отразить в надписи содержание событий, художник использует для первых двух строк современный, энергичный, с острыми засечками шрифт. Широкие и довольно широкие буквы в словах «Штурм Берлина» являются наиболее активной частью надписи, ее композиционным центром и вызывают ощущение устойчивости, мощи. Остальное выполнено мелко, курсивом под скоропись, что также соответствует содержанию надписи. Росчерки курсива обогащают и разнообразят вид, но не ухудшают читаемости.

Широкое междустрочие после слова «Берлина» разделяет надпись на смысловые части.

Высота и длина строк, жирность шрифтов, размеры междустрочий и полей создают гармоническое единство надписи и ее оптимальное сочетание с листом.

Опытные художники легко и свободно выполняют выразительные тексты. Так, например, на рисунке 21 (пособие по каллиграфии) напоминает о старине начертание букв. Такие буквы используются в фильмах о русской истории.

Начинающий или малоопытный оформитель, не обладающий навыками в работе над шрифтом, должен руководствоваться следующим.

Для технически грамотного, качественного оформления необходимо широко использовать выполненные профессиональными художниками рисунки из плакатов, журналов и т.д., наклеивая или перерисовывая их и дополняя текстом, какими-то элементами.

Простые элементы оформления: линейки, цветовые пятна – можно делать самим.

Для текста тщательно подбираются шрифт, размер букв, цвет и выбирается такое расположение, чтобы все было композиционно увязано в единое целое, гармонировало с изображением и выражало содержание.

Существует два вида размещения текста и другого материала: симметричное и асимметричное.

При симметричной композиции (рисунок 22, а - пособие по каллиграфии) середина каждой строки совпадает со средней вертикальной линией листа. Боковые отступы от краев листа (поля) каждой строки одинаковы. Иллюстрации тоже размещаются симметрично. Поэтому правая и левая половины листа имеют одинаковую зрительную тяжесть, одинаковую шрифтовую нагрузку.

Симметричная композиция производит впечатление уравновешенности, устойчивости, покоя.

Разновидностью симметричной композиции является блочная, при которой все строки имеют одинаковую длину (рисунок 22, б - пособие по каллиграфии).

Для выравнивания длины строк регулируют величину пробелов между словами и внутри слов. При блочной композиции допускаются переносы в словах, хотя вообще следует избегать переносов: они затрудняют чтение.

В блочной композиции необходимы абзацные отступы для первой строки и для каждой новой по смыслу, содержанию. Выделение прописных букв обязательно.

Блочная композиция удобна при написании длинных текстов буквами небольшого размера.

При асимметричной композиции (рисунок 22, в - пособие по каллиграфии) строки и иллюстрации не связаны с осью симметрии листа, что создает ощущение неуравновешенности, движения, беспокойства. Симметричную композицию применяют в большинстве текстов спокойного монументального характера. Асимметричную композицию используют в тех случаях, когда содержание текста должно вызвать непосредственную эмоцию, и для выделения отдельных частей общей композиции.

Большую роль в эмоциональном воздействии играет характер строки.

Ровная, четкая строка как бы подчеркивает серьезность, важность содержания. Изломанная, восходящая или нисходящая, сужающаяся или расширяющаяся строка выражает неустойчивость, легкость или тревогу и затрудняет чтение.

Наряду с выбором шрифта и способа размещения строчек очень важно правильно определить высоту букв в словах. Самое важное, требующее смыслового выделения, акцента, пишется крупно.

Чередование строк с различной высотой букв разнообразит шрифтовую плоскость, уничтожает ощущение монотонности, скучности. Однако разнообразие не должно превращаться в пестроту. Следует использовать не более трех-четырех размеров шрифта.

Рубленные полужирные шрифты вызывают у человека ощущение устойчивости, уверенности, покоя. Они отлично читаются с больших расстояний и поэтому используются чаще, чем другие шрифты.

Жирные шрифты вызывают чувство тяжести, давления, силы и применяются для выделения значительных мест.

Когда нужно выразить особую легкость, атмосферу приподнятого начала, применяют контрастные шрифты. Особенно хороши в этом случае округлые изящные буквы академического шрифта.

Там, где нужно подчеркнуть движение, порыв, беспокойство, используют курсивы. Однако злоупотреблять курсивами нельзя, так как в длинных текстах они плохо читаются.

Эмоциональное воздействие шрифта усиливает правильно выбранный цвет букв и фона. Чистые красно-оранжевые цвета вызывают ощущение праздничной приподнятости, торжественности или, наоборот, тревожной опасности, драматизма (все зависит от эмоционально-смыслового контекста данного содержания).

Особенно ярко, красиво, пламенно выглядят красно-оранжевые и желтые цвета на глубоких, темных красках фона.

Сине-зеленые цвета вызывают ощущение покоя.

На белом фоне хорошо смотрятся почти все цвета, кроме желтого.

При выборе краски для шрифта и фона всегда следует соблюдать осторожность в целях избежания возможного цветового диссонанса. Цветовая несовместимость, например, голубого шрифта и зеленого фона приведет лишь к отрицательному эмоциональному воздействию наглядного средства.

Большую эстетическую роль играет также заполненность листа текстом. При узких полях и междустрочиях и крупных шрифтах плакат производит тревожное, давящее впечатление. Широкие поля и междустрочия как бы вносят в плоскость листа «воздух», облегчают восприятие изображения, делают его гармоничным.

Удачными можно считать междустрочия от ½ до полной высоты шрифта.

Поля на листе (как правило) должны быть шире междустрочий. Пространство, ограниченное полями, называют рабочим.

Для легкого, быстрого восприятия текста необходимо учитывать расстояние, с которого он будет читаться. Текст нужно писать достаточно крупно, удобочитаемым шрифтом.

Для определения минимальной высоты буквы расстояние от плаката до зрителя делят на 250. Например, с расстояния 5 м легко читаются буквы высотой 2 см и более.

Буквы в строках должны стоять прямо и не валиться ни вправо, ни влево. Наконец, текст должен быть написан ровно (ритмично), то есть так, чтобы промежутки между буквами в словах всюду казались одинаковыми. В русском алфавите есть симметричные (закрытые) буквы: П, Н, И и так далее и буквы несимметричные: открытые вправо (Б, Г, Е, К, Р, С, Ц, Щ, Ь), открытые влево (Д, З, Л, Ч, Э, Я) и открытые в обе стороны (А, У, Т, Х, Ф). Поэтому соблюдение между буквами одного неизменного расстояния нарушит ритмичность текста, его зрительную равномерность и приведет к скоплению букв в одних частях слова и к широким интервалам в других. Это затруднит чтение. Для того чтобы текст был написан ритмично и красиво, нужно учитывать рисунок рядом стоящих букв и регулировать промежутки между ними.

Просвет между буквами, у которых соседствуют вертикальные штрихи, например при комбинациях букв ЛЕ, ЛЮ, ЧН, ИК и др., должен быть самым крупным и всюду одинаковой ширины. Само собой разумеется, что все вертикальные части букв должны быть строго вертикальны.

При сочетании букв, открытых навстречу друг другу, необходимо их сближение настолько, чтобы просвет между ними казался таким же, как и просвет между закрытыми буквами. То же самое относится и к сочетанию закрытых букв с открытыми (рисунок 23 - пособие по каллиграфии).

Просвет между буквами должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить восприятие каждой буквы; соседние буквы не должны зрительно сливаться. Обычно междубуквенный просвет делают равным 1/3 ширины буквы. Однако он может изменяться в некоторых пределах, пока это не ухудшает чтение текста.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)