АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «моральная статистика», задачи статистики

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Понятие и значение охраны труда
  3. I. Понятие общества.
  4. I. Ситуационные задачи и тестовые задания.
  5. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Понятие социального действования
  8. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  9. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  10. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  11. VI. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики

В статистическом словаре (1989 г, с.276) даётся следующее определение моральной статистики: «Моральная статистика – раздел социальной статистики, изучающий явления и процессы в общественной жизни и его отдельных социальных группах, характеризующий моральный облик человека и общества в целом…Важнейшую часть раздела составляют показатели, характеризующие негативные явления в обществе: преступность, гражданские и административные правонарушения, нарушения… законности, а также такие опасные социальные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания».

Понятие «моральная статистика» относится к наименее разработанным в концептуальном и методическом отношениях в социальной статистике. Такое положение связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас, как и в мировой практике, проблемы моральной статистики сужены до правовой статистики, хотя последняя выступает лишь как один из разделов моральной статистики. Во-вторых, и правовая статистика оказалась в особом положении из-за многолетней строжайшей засекреченности в нашей стране таких данных. Это обстоятельство крайне ограничивало доступ к материалам, основная статистическая работа велась в рамках ведомственного учёта. Своеобразная изоляция от широкого круга учёных и от органов государственной статистики затормаживала и развитие методики, и интеграцию, взаимоувязку данных правовой статистики с материалами отраслевых статистик, т.е. затруднялось комплексное рассмотрение вопросов.

В начале XIX в. проведены первые исследования по моральной статистике в России, но систематический централизованный сбор и публикация статистических материалов сложились лишь к 70-м гг..XIX в. В советской России в 20-е гг. ХХ в. этому направлению уделялось серьёзное внимание органами ЦСУ. Уже в 1918 г. в составе ЦСУ был образован отдел моральной статистики, позднее переименованный в отдел социальных аномалий. В журнале "Ве­стник статистики" публиковались статьи и статистические материалы по уголовным делам, самоубийствам, проституции, алкоголизму, детской беспризорности и др. Научные изыскания в области мо­ральной статистики, осуществлявшиеся высококвалифицированны­ми профессиональными статистиками, отличались глубиной и раз­носторонностью, проникновением в специфику причин и условий различных социальных аномалий.

В 20-е гг. понятие "моральная статистика" еще не сложилось. Наиболее спорным был вопрос о том, каков круг явлений и процес­сов, которые должна отражать моральная статистика. При наиболее расширенном ее толковании к ней относили сбор сведений не только по уголовным делам, проституции, алкоголизму, наркомании, разводам, внебрачным рождениям, но и по вероисповеданию, об­разованию, издательскому делу и искусству. Целью моральной статистики считалось изучение доступных массовому наблюдению действий, событий и последствий, позволяющих делать выводы о состоянии нравственности людей. Вместе с тем отмечалась условность критериев разделения понятий "морально" и "аморально", так как у разных народов и социальных групп, в разных исторических условиях они были различными.

Вопрос о соответствии понятия "моральная статистика" ее реальному содержанию активно обсуждался в 20-е гг., он не утратил своей актуальности и ныне.

Моральная статистика, как уже отмечалось, имеет широкую область охвата: можно статистическими методами изучать любовь, дружбу и т. д. Построить, например, ряды распределения предста­вителей разных половозрастных, социальных групп по числу дру­зей, выявить, у кого их больше, какова дисперсия дружеских связей по группам, значимы ли межгрупповые различия.

Однако предмет исследования моральной статистики, как прави­ло, смещен в направлении социальной патологии. Такое положе­ние легко объяснить: наибольшую практическую значимость и опас­ность представляют именно проявления социальной патологии.

Позитивные показатели моральной статистики характеризуют количество положительных поступков в разных сферах - трудовой, семейно-бытовой, защиты Родины и др. Проводятся группировки лиц, имеющих особые заслуги перед обществом (например, дважды, трижды Герои труда и т. д.), награжденных орденами, знаками от­личия, отмеченных званиями, премиями и др. К позитивным пока­зателям относятся данные о благотворительности, спонсорстве. Это направление в отечественной статистике только начинает форми­роваться. В дореволюционной России благотворительность получи­ла широкое распространение со второй половины XIX в. Обязатель­ная отчетность благотворительных заведений поступала не в Центральный статистический комитет (ЦСК), а в Министерство внутрен­них дел, контролирующее негосударственные заведения, созданные на частные и общественные пожертвования. Осенью 1897 г. был учрежден Городской благотворительный совет при Московском го­родском общественном управлении, который во многом способство­вал развитию благотворительности. Учитывалась сословная принад­лежность жертвователей: дворянство, купечество, духовенство и пр. Благотворительная помощь следует евангельской формуле: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил. Меня посетил".

В статистике московских благотворительных учреждений выде­лялись девять групп: благотворительная часть городского управле­ния, сословные учреждения (заведения, принадлежавшие Москов­скому купеческому обществу и др.), учреждения ведомства импе­ратрицы Марии, учреждения духовного ведомства, благотворитель­ные учреждения национальные и иноверческие, учреждения частных благотворителей, учреждения различных министерств (народного просвещения, военного, путей сообщения). Каждая из этих групп обладала к концу XIX в. значительным благотворительным капита­лом (от 1 до 7 млн. руб.) и помимо этого - пожертвованными зда­ниями с имуществом стоимостью от 1 до 5 млн. руб. Примерно треть московских благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым, другая треть - на помощь детям, а оставшаяся часть -на медицинскую помощь. В статистических данных указывалась сословная принадлежность призреваемых (мещане, лица военного звания, купеческого звания и т. д.). В зависимости от типа благо­творительного заведения, на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатное жилье, пища, одежда, необходимые для жизни предметы и иногда небольшие денежные пособия.

Задачи моральной статистики на первый взгляд более далеки по сравнению с другими отраслями статистики от экономических проблем. Они непосредственно сосредоточены на характеристике личности и ее поведения в различных сферах жизни. Вместе с тем конечный результат влияния определенных идеалов, систем ценно­стей, поступков людей на социально-экономические процессы мо­жет оказаться чрезвычайно значимым. Известно, что одни и те же формы политической организации общества, одни и те же техно­логии производства, культурные ценности могут по-разному реали­зовываться на практике в зависимости от личностных качеств на­селения: от общепринятых нравственных ценностей, уровня куль­туры, традиций и обычаев, меры усвоения гуманных принципов, человеческих контактов и т. д. Сильны и обратные связи - изме­нившиеся условия жизни могут резко преобразовать поведение людей и их взгляды.

Обязательным направлением моральной статистики выступает рассмотрение дифференциации показателей по территории, по различным категориям населения - демографическим, социальным, экономическим, этническим. Как и в любой отрасли статистики, в моральной статистике большое внимание уделяется динамике -изучению тенденций за прошлые годы и оценке перспектив на будущее. Здесь исследуются распространенность, интенсивность и степень устойчивости проявлений нравственно-психологических свойств личности и общества; изучаются факторы и мотивы реаль­ного поведения и установок населения.

Моральные качества обнаруживаются в межличностных контак­тах, во взаимодействии личности с отдельными социальными ин­ститутами, взаимоотношениях общностей людей (территориальных, этнических, политических, государственных), в отношениях лично­сти и групп людей к материально-вещной среде, к природе.

Моральная статистика обращает внимание и на устойчивость явлений - возникают ли они эпизодически или существуют посто­янно, стабильны или подвержены колебаниям.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)