АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нерелигиозность

Читайте также:
  1. Введение

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах.

Билет 24.Музыкальная культура Африки.

В африканской музыке различают два крупных пласта — музыка Северной Африки, представленная, прежде всего берберо-арабской музыкальной культурой, и музыка народов, живущих южнее Сахары.

А фриканская музыка не была зафиксирована графически, вплоть до недавнего времени. Она оставалась бесписьменной, что затрудняло её изучение. Своими корнями африканская музыка уходит в глубокую древность. Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, музыкальных инструментов (например, обнаруженное в гробнице в Саккаре наскальное изображение слепого арфиста, относящееся приблизительно к 18 веку до н. э.).
С проникновением в Африку, арабов и исламизацией африканских народов особое развитие получили различные виды религиозной музыки. Прежде всего, получила распространение речитация (скандированный речитатив) корана и адана (призыв к молитве), стали популярными некоторые арабские музыкальные инструменты, широко распространилась арабская классическая музыка, такие её жанры, как нуба (вокально-инструментальный), касыда, мувашшах (вокальный), таксим (инструментальный) и др.

В ряде стран Тропической Африки музыка представляет собой своеобразный сплав, в котором африканские элементы превалируют над арабскими. В свою очередь африканская музыкальная культура оказала влияние на арабскую. Так, у арабских народов появились музыкальные инструменты Тропической Африки, например, гонг.
С приходом на африканскую землю колонизаторов музыкальный арсенал народов Африки существенно расширился за счет европейских музыкальных инструментов. Саксофон, шестиструнная гитара, аккордеон изначально были доступны лишь музыкантам в больших городах Африки. Однако в наши дни все чаще их можно встретить и в руках музыкантов из сельской глубинки. Европейские инструменты постепенно завоевывают место и в самобытном африканском фольклоре, нередко в созвучии с традиционными африканскими инструментами.

 

Музыкальные инструменты.
Помимо использования разнообразных сложных голосовых техник, в африканской музыке используется обширный набор инструментов — многообразие ударных инструментов, а также струнные инструменты (наподобие арфы и скрипки) и разнообразные типы ксилофонов и духовых инструментов (вроде флейты и трубы).

Африканская популярная музыка, так же как и традиционная африканская музыка, очень разнообразна. Современные жанры популярной музыки основаны на скрещивании традиционной африканской музыки с западной популярной музыкой. Многие жанры популярной музыки, такие как блюз, джаз и румба, происходят от традиционной африканской музыки, привезенной в Америку африканскими рабами. Определенные черты этих жанров были использованы пионерами более новых жанров, таких как рок и ритм-н-блюз. В свою очередь, африканская популярная музыка позаимствовала определенные элементы (в особенности, инструменты и звукозаписывающая техника) у западной музыки.

С проникновением в Африку, арабов и исламизацией африканских народов. Особое развитие получили различные виды религиозной музыки, прежде всего речитация (скандированный речитатив) корана и адана (призыв к молитве), стали популярными некоторые арабские музыкальные инструменты, широко распространилась арабская классическая музыка, такие её жанры, как нуба (вокально-инструментальный), касыда, мувашшах (вокальный), таксим (инструментальный) и др. В ряде стран Тропической Африки музыка представляет собой своеобразный сплав, в котором африканские элементы превалируют над арабскими. В свою очередь африканская музыкальная культура оказала влияние на арабскую. Так, у арабских народов появились музыкальные инструменты Тропической Африки, в том числе гонг.

Билет 25.Влияние а фриканского искусства на развитие мирового искусства 20 ст.

Первое знакомство европейцев с африканским искусством, в частности с африканской скульптурой, началось в XII - XVII веках. Белые люди которые приезжали на чёрный континент интересовались главным образом двумя вещами - рабами и изделиями из слоновой кости. Что касается изделий из слоновой кости, то в этом очень преуспели скульпторы и художники из племени Бини (Бенин) и Ифе (Нигерия). Они изготавливали изделия из кости, дерева, керамики, которые потом продавались португальцам. В честь старинного искусства, которое производилось в Ифе, Нигерию даже одно время называли Чёрными Афинами. Так же, не менее известными были умельцы из Дагомеи, которые являясь искусными кузнецами, изготавливали статуи из металла и некоторые другие народы.

Вообще всё искусство этого континента можно разделить на две части: искусство Северной и Южной Африки. Южная Африка, в силу географических особенностей, была всегда обособленной и практически нетронутой другими культурами. Здесь процветала своя культура, которая практически не подвергалась внешним воздействиям и взрастила на этой почве какое-то особенное чувство стиля, которое впоследствии и удивляла всех, кто с ней знакомился. Северная же Африка является более цивилизованной. Художественные вкусы этой части мира были более-менее понятны и привычны населению остальной части земли.

Африканская скульптура в виде кости, литься и др., была настолько необычна, что любители искусства тут же ухватились за новое веяние. В то время это стало новой модой. Редкий дом богатого человека не украшало какое-нибудь изделие африканских художников. Однако, многие ещё в XIX веке называли изделия африканских мастеров грубыми и примитивными поделками, которые годятся разве только для украшения дома и не больше. Мода на скульптуру и живопись Африки прокатилась по всей Европе, очаровывая всех от мала до велика, от людей, которые мало понимали в искусстве до профессиональных художников. Эти изделия, несмотря на то, что в те времена Африку считали заселённой очень отсталыми людьми, являлись очень изысканными и выполненными с необычайной точностью и красотой. Фигуры, маски, изображения соплеменников, Богов, ритуалов, фантастических существ - всё это крайне популярно и в наше время. Странно было бы, если бы художники и скульпторы того времени не обратили на всё это великолепие своих взоров.

В искусстве Африки характерны удивительные метаморфозы над формой. В одном и том же изделии может сочетаться угловатость и сглаженность, реалистичная манера изображения вкупе с фантастическими, гротескными чертами. К примеру, фигура человека, практически в точности повторяющая каждое сухожилие, с большой явно преувеличенной головой. Так же традиционными для африканской живописи и скульптуры являются удлинённые лица, которые придают произведению определённый утончённый и стилизованный настрой. Естественно, что для художников, особо авангардистов, такие изображения являлись самым настоящим вдохновением.

Африканские традиции молниеносно отразились на всём искусстве Европы и мировой культуры. Художники XX века А.Дерен, А.Матисс, П.Пикассо и другие стали использовать некие черты присущие африканскому искусству в своём творчестве. В сильно модернизированном искусстве, посредством этих и многих других художников, всё же можно проследить влияние чёрного континента. Именно африканская культура, которая прошла через призму понятий европейских модернистов, подарила миру кубизм. Орнаменталистика, примитивные образы в необычной форме стали вдохновителями для многих экспрессионистов и других, тогда ещё экзотических, стилей живописи и скульптуры. Художники нашли в искусстве африканцев массу новых пластических идей, о которых раньше даже и не догадывались. Изображение глаз, голов, ушей, волос и т.д. - это настолько отличалось от привычных форм изображения, что невозможно было это не перенять. Даже, несмотря на то, что в Европе до XX века многие считали такое искусство примитивным, некоторые брали идеи африканского творчества и пытались его усовершенствовать, что говорит о том, что архаическое искусство всегда является базисным, вокруг которого строится всё остальное.

Стоит сказать и о том, что для многих людей всего мира африканская скульптура и живопись является чисто декоративным искусством. Тогда как для самих народов Африки это основная часть верований. Изображения Богов, существ, которые составляют основы миропонимания, значат гораздо больше для жителя этого южного континента, чем просто красивая вещь. Скульптуры и маски участвуют в проводящихся обрядах, магических действиях, элементах поклонения Богам. Каждый узор, невидимая для жителя других континентов мелочь, может означать нечто очень важное и нести большой поток информации. Это может быть знак принадлежности к тому или иному племени, информация о ритуале, символ защиты от дурного глаза, от влияний из потустороннего мира, может быть оберегом, амулетом и т.п. Скорее всего именно поэтому они несут мощный экспрессионизм (экспрессию). Предмет, который должен излучать силу, не может быть блеклым и невыразительным. Такой предмет должен поражать и нести в себе заряд, который может быть увиден даже при мимолётном взгляде.

Билет 26.Символика первобытного искусства и её связь с магией.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери.

И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось вначале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлениемвыразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики.

Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

Первобытная магия тесно связана с процессом труда, но связь эта весьма своеобразная. Магия представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) в тех случаях, когда у них отсутствует уверенность в возможности добиться этих результатов с помощью реальной практики. Английский этнограф Б. Малиновский удачно определил социально-психологическую почву магии, охарактеризовав ее как „колебания между надеждой и страхом». Предпринимая магический обряд, первобытные люди, с одной стороны, страшатся воздействия на их жизнь неведомых для них и неконтролируемых ими сил (например, исчезновения дичи в лесу, рыбы в реке или океане, внезапного массового заболевания сородичей, нападения врагов и т. п.), а с другой - надеются на то, что данный обряд предохранит их от бедствий и несчастий, которых они боятся. Отсюда ясно, что социальной основой первобытной магии является практическое бессилие людей, их зависимость от природных и социальных сил, которыми они не в состоянии овладеть и природы которых они не понимают. Следовательно, религия и магия как одна из ее форм представляют собой отражение и проявление несвободы людей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что эстетическое освоение мира порождено принципиально иной общественной потребностью, чем потребность в религии, в магии. Исторически существовавшая в силу особенностей общественного сознания той эпохи тесная связь между художественным творчеством и магическими ритуалами отнюдь не означает, что первобытное искусство возникло из магии. С марксистской точки зрения вообще нелепо ставить вопрос о возникновении одного элемента первобытной надстройки из другого элемента: каждый из этих элементов имеет свои специфические истоки в системе материальной жизнедеятельности первобытных людей.

Билет 27.Стоунхендж-миф или реальность.

Стоунхендж — это каменное мегалитическое сооружение в 130 км к юго-западу от Лондона. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных “лунок Обри”, названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца когда-то находилось ещё 5 отдельно стоящих трилитов, образующих подкову.Согласно преданиям к возведению мегалита приложил руку сам Мерлин, который принес камни из юго-западного Уэльса, славящегося скоплением священных источников. Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку.Однако ученые придерживаются иного мнения. Так, в эпоху Возрождения архитектор И. Джонс предположил, что Стоунхендж построили древние римляне. Средневековые научные умы полагали, что сооружение — дело рук швейцарцев или германцев. В XIX веке решили, что здесь находилось место силы друидов, благодаря которому они могли совершать серьезные ритуалы, объединив свои общинные силы с силами природы — считалось, что мегалит расположен на пересечении энергетических линий. Английский писатель и историк Том Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников, вершина каждого из которых указывала на следующий пункт. В наше время некоторые историки выдвигают теорию, гласящую, что Стоунхендж — гробница Боадицеи, некой языческой королевы. В любом случае все сходятся на наличии некоего глубинного смысла, которым древние зодчие наделяли свой труд. Ведь все-таки, очевидно, не зря в XVIII веке от мегалита аборигены откалывали кусочки и носили с собой в качестве амулета. В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен во втором тысячелетии до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей. Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 2300 и 1900 гг. до н.э. А недавние исследования этой территории показали, что люди жили здесь ещё в 7200 году до н.э., задолго до создания Стоунхенджа (до этого считалось, что раньше 3600 года здесь никого не было). Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил. что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен. которые находились более чем за 300 километров от места строительства! Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий. В конце 1994 года профессор Уэльского университета Дэвид Боуэн с помощью новейшего метода определил возраст Стоунхенджа. Оказалось, что он составляет 140 000 лет. Зачем же древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет… Известный астроном Фред Хойл. изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад!

В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, а еще одна — между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати. Особенностью всех древних мегалитов, является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуто большинство всех древних сооружений. Помимо этого, такие фундаменты практически не дают “усадки почвы”, которая неизбежно происходит при современном строительстве. Ученым пока не известно, кто и для чего воздвиг во времена каменного века эту грандиозную астрономическую обсерваторию. По этому поводу до сих пор кипят дискуссии и споры, которые вряд ли стихнут в ближайшее время — слишком уж колоритное сооружение является предметом этих дебатов. Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали просто колоссальными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре! И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, практически ничего не знаем о собственной истории… Большинство исследователей, рассматривая Стоунхендж, приводят его как доказательство блестящих астрономических познаний древних британцев. Не исключено, что для древних обитателей Британии и севера Франции мегалитические постройки типа Стоунхенджа были как астрономическими, так и ритуальными сооружениями. В них одновременно с изучением планет, звезд, восходов и заходов Солнца, производили захоронение умерших, о чем говорят многочисленные могильники и другие обрядовые места.

Кстати, древние британцы называли Стоунхендж “Пляской Великанов”. В других источниках даётся немного другое название — "Хоровод Великанов". При первом же взгляде на это гигантское сооружение их логика становится абсолютно понятна).

Билет 28.Влиние Африканской музыкальной культуры на создание новых направлений в развитии музыкальной культуры. Джаз.

Африканская музыка повлияла на ряд музыкальных традиций в Новом Свете, в Европе и на других континентах. Важно отметить, что африканское влияние на джаз, регги, ритм и блюз, хип-хоп, рэп и другие популярные музыкальные формы, которые существуют в Америке, Азии, Европе и на других континентах уже давно записано в историю современной музыкальной картины мира. Свойственная латиноамериканской музыке полиритмия значительно обогатила джаз, повлияла на фразировку, а также на технику игры на ударных инструментах у некоторых исполнителей (Арт Блеки, Макс Роуч). В 50-е гг. афро-кубинские ритмы использовались в биг бэндах, в частности в оркестре Стена Кентона. Афро-кубинский джаз. оказал также влияние на творчество таких аранжировщиков, как Джордж Рассел, Чико О'Фаррил и Гил Фуллер. Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. (Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.)

Билет 29.Мистецтво індіанців Північної Америки.

Мистецтво індіанців північно-західного узбережжя розвивалося по двох напрямках: різьблення по дереву, кістки, рогу і сланцю і живопису по дереву і шкірі. Це визначало також і характер орнаментики тканих виробів. Різьбленням покривалися тотемні стовпи, надгробні пам'ятники, блюда, ложки, скриньки, маски, шоломи і забрала воїнів, обрядові жезли. Іноді різьблені фігури розфарбовувалися, але зазвичай живопис наносилася на гладкі поверхні: на стіни будинків, на ящики, човни, поля обрядових капелюхів. Зображення тварин, птахів н людей становлять головний зміст мистецтва. У різьблених фігурах вони більш реалістичні, ніж в живописі, а в орнаменті тканих виробів піддалися найбільшою стилізації. Для зображення кожного я ^ івотного існувала певна система символів його характерних рис. В індіанському мистецтві яскраво відбилися тотемістичних уявлення.

Ремесла вважалися спадкової привілеєм певних сімей. Мистецтво вичинки шкіри якої робили одяг, передавалося у спадок по жіночій лінії. Свіжу шкуру бізона розтягували на землі хутром в низ. За допомогою скребків з рогу лося, з лезом з заліза або каменя, жінки очищали поверхню від міздрі. Якщо шкура призначалася для виготовлення одягу, знімався хутро. Потім шкуру вимочували у воді або закопували у вологу землю. Після цього її пом'якшували маслом або мастили оброблювану поверхню мозком бізона. Далі зі шкури знімали залишки міздрі і підвішували над димом з метою прокоптить. Копчені шкури набували коричневий відтінок. Мистецтво численних племен, що знаходилися на стадії первісно-общинного ладу, було тісно пов'язане з побутом і матеріальним виробництвом; воно відобразило спостереження мисливців, рибалок і хліборобів, втілив їх міфологічні уявлення і багатство орнаментального фантазії.

Різноманітні типи індіанських жител: навіси, заслони, куполоподібні курені (вігвами лісових мисливців Канади), конічні намети (типи індіанців Великих рівнин Канади і США) з жердин, критих гілками, листям, циновками, шкурами і т. д.; глиняні або кам'яні хатини в гірських районах Південної Америки; общинні житла - дощаті будинки на північному заході Північної Америки; криті корою каркасні "довгі будинки" в районі Великих озер; кам'яні або сирцеві будинки-селища (пуебло) на південно-заході Північної Америки.

Різьба по дереву, особливо багата на північно-західному узбережжі Північної Америки (поліхромні тотемні і намогильні стовпи з переплетенням реальних і фантастичних зображень), зустрічається і в ряду південноамериканських племен. Широко були поширені плетіння, ткацтво, вишивка, виготовлення прикрас з пір'я, керамічної і дерев'яного начиння і фігурок. У розписах відомі і фантастичні зображення, і багатий геометричний орнамент, і військові та мисливські сцени (малюнки індіанців Великих рівнин на типи, бубнах, щитах, шкурах бізонів). Самобутнє мистецтво індіанців у ряді країн (США, Канада, Уругвай, Аргентина тощо) практично згасло; в інших країнах (Мексика, Болівія, Гватемала, Перу, Еквадор та ін) воно стало основою народного мистецтва колоніального періоду і нового часу.

Билет 30.Архітектура Доколумбової Америки.

Мистецтво доколумбової Америки дістало найповнішого вираження в монументальній архітектурі, яка розвивалася на території сучасної Мексики і в Центральній Америці. Архітектура обох цих областей мала багато спільних рис, зумовлених схожістю економічних, соціальних і релігійних інститутів, подібністю природних умов.

Архітектура і містобудування давньої Америки характеризуються стійкістю типів, уповільненою еволюцією композиційних, декоративних і технічних прийомів. Провідним типом були культові комплекси, які включають ступінчастіпіраміди з храмом або вівтарем на верхньому майданчику, храм, палацові споруди для жерців і знаті, палаци для свят, «стадіони» для ритуальної спортивної гри, «обсерваторії» для астрономічних спостережень, а також різноманітніінженерні й оборонні споруди. Будівлі ставилися на штучних земляних платформах, складалися з сирцевої цегли(адобів), різних видів каменю, з використанням примітивного бетону і різного декоративного облицювання. Кам'яна кладка велася на глиняному розчині або по-сухому, з застосуванням шипів і металевих кріплень. Камінь оброблявся кам'яними або бронзовими знаряддями і транспортувався без допомоги коліс. Перекриття у вигляді фальш-склепіння (з поступовим напуском рядів кам'яної кладки) або дерев'яні забезпечували створення дуже обмежених внутрішніх просторів порівняно з зовнішньою масою споруди і товщиною стін. Часто будівля ділилася на два вузьких приміщення поздовжньою стіною, іноді застосовувалися квадратні або круглі стовпи і навіть атланти — стовпи у вигляді статуй воїнів. У композиції використовувалися прості геометричні форми, статичні, симетричні рішення. Традиційним було широке застосування орнаментики, скульптури і живопису. Планування комплексів і міст мало регулярний характер, орієнтувалися, звичайно, за сторонами світу. Великі міста мали мощені вулиці, зовнішній [водопровід], оборонні споруди.

На території Мексики серед давніх культур важливе значення мала теотіуаканська «культура пірамід». У священному місті Теотіуакані, спланованому з урахуванням математичних та астрономічних знань, знаходилися ступінчасті Піраміда Сонця і Піраміда Місяця,«Храм Кецалькоатля», декорований головами пернатих змій.

Найбільшою популярністю користується архітектура майя, яка в класичний період створила на території сучасних Мексики, Гондурасу,Гватемали величні ансамблі Паленке, Тікаль, Копан та інші. В архітектурі майя особливого значення набувають внутрішні простори, афасади і внутрішні стіни прикрашаються розписами, алебастровими рельєфами і рельєфними ієрогліфічними текстами.

У Південній Америці архітектура розвивалася вздовж вузької прибережної смуги на заході і в районі Центральних Анд. Тут вона відзначалася увагою до утилітарної сторони забудови і поширенням інженерних споруд: мощених доріг,мостів, фортець, дамб, водоймищ, каналів, гаваней, акведуків. Кам'яна кладка з полігональних (в ранніх спорудах) і горизонтальних блоків гігантської величини, пізніше з тесаного каменю правильної форми була доведена в гірських районах до віртуозності; у кладці використовувалися бронзові скріплювальні елементи. Широко застосовувалася сирцева цегла. Покрівля робилася з очерету і соломи. Рельєфи і розписи в обробці використовувалися менше, ніж на території Мексики. Найважливіші будівлі прикрашалися фризами із золотих пластин. Архітектура Південної Америки відзначалася грандіозністю масштабів, простотою великих форм і деталей, суворістю вигляду. Її основними центрами були Чан-Чан, Пачакамак, Тіауанако, Куско (столиця імперії інків); важливу роль відігравали міста-фортеці Парамонга,Мачу-Пікчу, Саксауаман та ін.

Вражає своїм багатством Коріканча (храм Сонця) — найважливіше святилище інків, яке складалося з ансамблю кам'яних будівель, оточених стіною. У головному приміщенні храму містився вівтар, розташований проти дверей так, щоб золота фігура божества і золоті пластини на стінах виблискували у промінні ранкового сонця. Поруч з храмом розташовувалися святилища Місяця, грому, зірок, райдуги-веселки. До нього примикали приміщення для жерців, слуг і так званий Золотий сад із золотими і срібними зображеннями рослин, птахів, тварин і людей. Майстерно будували індіанці і висячі мости, сплетені з ліан, які через сторіччя наштовхнулиархітекторів на ідею використати анологічні металеві конструкції.

Билет 31.Образотворче мистецтво Доколумбової Америки.Загальність і різноманітність.

Давнє мистецтво індіанців відображає світ як активну взаємодію двох начал: життя і смерті. Мистецтво розписної і фігурної кераміки, глиняної скульптури, кам'яних статуй і наскельних розписів відображало стихію первісних, казково-фантастичних образів, які зливалися з релігійною символікою і суворою суттю людського буття.

У статуетках, а також у фігурних і розписних посудинах відтворювалися людські типи у всьому їх різноманітті, включаючи побутові, комічні і патологічні мотиви; зображенням тварин також надавалася яскрава життєва виразність.

Мистецтво індіанських народів розвивалося нерівномірно. Нерідко пришельці витісняли носіїв більш високої художньої культури. Так, на території Мексики найдавнішим було мистецтво ольмеків (I тисячоліття до н.е.), чиї похоронні маски і величезні кам'яні голови (до 13 тонн) вражають свободою пластики, характерністю передачі етнічного типу і людяністю. Протягом приблизно двох з половиною тисячоліть процвітало найбагатше мистецтво майя, що створило життєво виразні твори дрібної пластики, вражаючий за декоративною фантазією орнамент, розвинені і складні композиції історико-побутового і ритуального значення, в ювелірних за майстерністю виконання кам'яних рельєфах. Мистецтво ацтеків відрізнялося керамікою, виробами з коштовних каменів і металів, узорним ткацтвом, виробами з пір'я, монументальна творчість була пройнята релігійними ідеями.

Билет 32.Мистецтво тольтеків,тонаків.

Тольте́ки — індіанський народ доколумбової доби. Тольтеки створили цивілізацію, яка розквітла в долині Мехіко між 10 і 12-им ст. н. е. Культурні надбання та вірування тольтеків мали величезний вплив на інші цивілізації Месоамерики. Суспільство тольтеків було досить войовничим, його очолювали воїни-аристократи. Культ воїнів відобразився в скульптурах тольтеків, які дійшли до нашого часу. Тольтеки швидко поширили свій вплив на території сучасної Мексики,Гватемали й півострова Юкатан. В 10 ст. н. е. військові загони тольтеків підкорили окремі групи майя в Юкатані і в гірській Гватемалі, де знаходилися великі міста-держави майя — Чичен-Іца, Ушмаль, Майяпан, Кумаркаах, Ішимче та ін. Існує думка, що тольтеки злилися з деякими центрами культури майя такими як Чичен-іца і виробили власну нову культуру тольтек-майя. Тольтеки також допомагали поширювати вплив культури майя в долині Мехіко, а саме їх релігійних вірувань, мистецтва, філософії.

До часу іспанського завоювання (16 ст.) тольтеки стали легендарним народом; їм приписувалися всі культурні досягнення минулого. Культура тольтеків мала значний вплив на формування культури ацтеків. Зокрема тольтекам приписують появу культа Кетцалькоатля, «Верховної Пернатої Змії», яку запозичили і якій пізніше поклонялись ацтеки. За тольтецькою легендою, Кетцалькоатль був творцем людства, воїн-бог, якого вигнали із столиці тольтеків Тули, але який у майбутньому повернеться зі славою. Це запозичення в культурі ацтеків мало трагічні наслідки: прибуття іспанських завойовників у 16 ст. ацтеки прийняли за повернення Кетцалькоатля. З культури тольтеків також була запозичена гра в м'яч, де практикувалося принесення в жертву гравців команди, що програла. Для тольтеків ця гра мала переважно релігійне значення і відзначала перемогу героїв-богів над богами смерті.

Пам'ятки архітектури й скульптури тольтеків, що збереглися, вражають монументальністю і суворою величчю. Ступінчаста піраміда в Тольяні була прикрашена рельєфами (воїни, орли, ягуари), а дах храму вгорі підтримувався 4-ма масивними кам'яними фігурами воїнів. У мистецтві тольтеків переважали військові теми, зокрема збереглися величезні скульптури воїнів-атлантів, вирізьблені у вигляді кам'яних колон. Поширені також були фігури змій і червоного ягуара Чак-мул.

Билет 33.Мистецтво ацтеків.

Ацте́ки — найбільший народ американських індіанців Мексики, що прийшов у центральну частину країни з півночі в 12 столітті.

До XV віці ацтеки підкорили все народи Центральної Америки і безсоромно грабували їх як не глянь, зокрема і з погляду багатств культури. Вони запозичували монументальні скульптурні форми у майя і тольтеков, та на відміну від нього звертали особливу увагу на індивідуальний образ персонажів, що помітно з прикладу статуй бога Кетцалькоатля, витесаних із червоного каменю - порфіру. Мужественные вояки та будівельники величезних міст України з палацами, храмами, садами, каналами, ацтеки були і хорошими митцями і ремісниками, які робили надзвичайної вроди речі навіть у такого дивного матеріалу, як пташині пера. У 1519 р. при першій висадки іспанців, імператор Монтесума, намагаючись зав'язати із нею торговельні стосунки, подарував Эрнандо Кортесу дивовижні корони і щити із пір'їн.

Церемониальный ніж, мистецтво чиму,прибл. 1000-1400 рр., золото і срібло, інкрустація бірюзою. Музей золота Перу, Ліма.

Ацтеки запозичили в тольтеков як техніку й художню форму, а й богів. Так Кетцалькоатль, бог рослинності і повернення весни, став у ацтеків богом жерців, релігійної думки і мистецтва.

У мистецтві ацтеків нерідко зустрічалися зображення воїнів у "вбранні орла чи ягуара, рідше змії. Серед найвидатніших пам'яток - теракотові постаті воинов-орлов площею людський зростання з Головного храму у Мехіко. У творах хроністів згадуються якісь об'єднання воинов-орлов, куди входили представники аристократичних ацтекских сімей. Можливо, саме вони й носили на грудях подібні золоті дзвіночки. Сьогодні відома лише одне така підвіска. Унікальність эрмитажного пам'ятника й у тому, щодо нас дійшло лише незначну кількість золотих речей Мексики: обробляти метали у цьому регіоні навчилися незадовго до приходу конкістадорів, а головне, безліч виробів із золота було відправлено іспанцями в переплавляння.

Ацтеки створили великий корпус усній літератури, представленої жанрами епічної, гимнической та ліричної поезії, релігійних пісень, драмою, легендами і сказаннями. По тону і тематиці ця література ще дуже різноманітна і варіює від оспівування військової доблесті і подвигів предків до споглядання і міркувань про сутності життя і призначення людини. Поетичні вправи і диспути постійно практикувалися серед знаті.

Ацтеки виявили себе, немов майстерні будівельники, скульптори, різьбярі по каменю, гончарі, ювеліри, ткачі. В особливій пошані користувалося мистецтво виготовлення виробів із яскравих пір'їн тропічних птахів. Перьями прикрашали щити воїнів, одягу, штандарти, головні убори. Ювеліри працювали по золоту, жадеиту, гірському кришталеві і бірюзі, проявляючи надзвичайне майстерність у створенні мозаїк і орнаментів.

Билет 34.Мистецтво Майя.

Мистецтво майя не може бути відокремлене від мистецтва Мезоамерики. Воно не народилося і не розвивалося ізольовано від зовнішнього світу. Майяськімистецтво - це частина мезоамериканської культури, і як таке воно виражає загальні концепції, що існували в тій же чи іншій формі в інших народів.

Але мистецтво майя має свої характерні риси і легко відокремити від мистецтва інших народів Мезоамерики.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)