АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СКАЗАНИЕ ОБ ИОСИФЕ

Читайте также:
  1. Книжное дело при патр. Иосифе
  2. Легенда о Барсынхылыу и её сыне Мухамате, пожалуй, первое сказание об истории деревни. Были и другие. Реальные.
  3. Лекция 11. Предсказание геометрической формы молекул. Метод Гиллеспи
  4. ПРЕДСКАЗАНИЕ
  5. Предсказание целенаправленного человеческого поведения.
  6. СКАЗАНИЕ О 1812 ГОДЕ
  7. СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ. XI ВЕК.
  8. СКАЗАНИЕ О НОЕ
  9. Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном (XIII в., апокриф)
  10. Сказание о том, как сотворил Бог Адама
  11. Сказание о трех

 

Сказание об Иосифе (Быт. 37:2 - 50:26) представляет собой одну из

прекраснейших новелл в мировой литературе. Оно во многих отношениях

отличается от вышеупомянутых повествований. Если последние складывались на

. основе различных традиций множества племен и лишь после редактирования

стали представлять нечто целостное, то пространный рассказ об Иосифе

отличается не только своей формой, но и тем, что первоначальная запись его

неоднократно перерабатывалась и дополнялась.

Иосиф был любимцем своего отца Иакова, чему завидовали и за что

ненавидели его братья. Их неприязнь росла и росла по мере того, как Иосиф

рассказывал им свои сны: то он видел, как снопы братьев поклонились его

снопу, когда они вязали их в поле, то как солнце, луна и одиннадцать звезд

поклонялись ему. "И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать

над нами? Неужели будешь владеть нами?" (Быт. 37:8).

Однажды отец послал Иосифа к братьям, которые отправились пасти скот,

чтобы узнать, здоровы ли они. Братья сказали друг другу: "Вот, идет

сновидец; пойдем теперь, и убьем его... и увидим, что будет из его снов"

(Быт.

37:19 - 20). Но по совету Рувима, который хотел спасти жизнь брата,

его бросили в ров (первый вариант) или же по совету Иуды продали купцам

(второй вариант). А отцу они сказали, что на Иосифа напали дикие звери и

съели его. В качестве доказательства они представили Иакову одежду Иосифа,

выпачканную кровью заколотого козленка.

Купцы отвезли Иосифа в Египет, где продали его одному из царедворцев

фараона - Потифару. Жене Потифара приглянулся пригожий Иосиф, который,

однако, остался верен своему господину, не ответив на ее притязания и тем

самым вызвав гнев жены Потифара. Ей удалось отомстить Иосифу, обвинив его

перед мужем в посягательстве на свою честь. Потифар бросил Иосифа в темницу

(этот эпизод из жизни Иосифа повторяет ситуацию из египетского мифа, в

котором рассказывается о безупречном Бате и кокетливой жене его брата

Анупу).

В темнице Иосиф разгадал сны виночерпия и хлебода-ря фараона: одному

сон обещал освобождение, а другому - смертную казнь. Так оно и случилось.

Однажды приснился сон и самому фараону, который не смогли разгадать все

волхвы и мудрецы Египта. Фараон по совету виночерпия призвал Иосифа и

рассказал ему свой сон. Сначала из Нила вышли семь хороших и тучных коров,

затем семь худых и тощих коров, тощие коровы съели тучных. В другом сне

фараон видел, как семь хороших и тучных колосьев были поглощены семью

тощими и иссушенными колосьями. Иосиф сказал фараону, что семь тучных коров

и семь тучных колосьев означают семь лет изобилия в Египте, а семь тощих

коров и семь тощих колосьев - семь лет голода. Иосиф предложил фараону

наполнить закрома в течение семи лет изобилия, чтобы пережить семь лет

голода.

Фараону понравилось толкование снов, он наградил Иосифа, дал ему

высокие полномочия и поручил собирать часть урожая и хранить в закромах.

Когда наступил голод, Иосиф открыл закрома и смог продавать пшеницу даже

жителям соседних стран. Люди платили за хлеб серебряной монетой, продавали

свои земли и скот, а потом и самих себя. "И досталась земля фараону. И

народ сделал он (Иосиф) рабами от одного конца Египта до другого" (Быт.

47:20 - 21).

Жители Ханаана также страдали от голода. Иаков отправил своих сыновей

в Египет за пшеницей, оставив дома лишь самого младшего - Вениамина. Прибыв

в Египет, братья поклонились до земли Иосифу, так как не узнали его. Иосиф

же узнал своих братьев, но не подал вида, весьма сурово разговаривал с

ними, расспросил о семье и земле, а затем обвинил их в соглядатайстве и

бросил в темницу, где продержал три дня. Затем он оставил Симеона в

качестве заложника, а остальных отпустил домой, с тем чтобы они привели с

собой младшего брата Вениамина, о котором они упомянули, чтобы убедиться в

их честности и невиновности. Братья, не подозревая, что Иосиф понимает их,

говорили о своем грехе, о том, как жестоко они обошлись с братом. Иосиф был

так тронут, что пролил слезу.

Братья вернулись домой и рассказали отцу о случившемся, Иаков ни за

что не хотел отпускать Вениамина в Египет. Он повторял: "Не пойдет сын мой

с вами, потому что брат его умер, и он один остался: если случится с ним

несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью

во гроб" (Быт. 42:38). Но голод вынудил Иакова вновь послать сыновей в

Египет, а вместе с ними ушел и Вениамин, за сохранность которого поручился

Рувим.

Иосиф радушно принял братьев, угостил их, а затем спросил о здоровье

Иакова: "Здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?"

(Быт. 43:27).

Угостив братьев, Иосиф наполнил их мешки пшеницей, а в мешок Вениамина

положил серебряную чашу. Не успели еще они отъехать, как Иосиф послал

своего человека обыскать братьев. Чаша нашлась в мешке Вениамина. Полные

смятения, братья снова предстали перед очами Иосифа.

Иосиф приказал отпустить их, за исключением виновного Вениамина,

который становился его рабом. Иуда начал умолять отпустить Вениамина,

предлагая себя в рабы: "Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и

не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его, то он, увидев,

что нет отрока, умрет" (Быт. 44:30 - 31). Иосиф не смог сдержать своих

чувств. Рыдая, он открылся братьям. "Я Иосиф, жив ли еще отец мой?" (Быт.

45:3). Братья обнялись и заплакали.

Слух о случившемся дошел до фараона. Он разрешил Иосифу отправить в

Ханаан караван и перевезти всю семью в Египет. Иосиф одарил братьев

богатыми подарками и отправил их за отцом. Вернувшись домой, они рассказали

о случившемся: "Иосиф (сын твой) жив и теперь владычествует над всею землею

Египетскою". Вначале он не поверил им, а потом воскликнул: "Довольно, еще

жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру" (Быт. 45:28).

Со всей семьей и домочадцами Иаков отправился в Египет. Иосиф вышел им

навстречу в Гешем. Отец пал на шею сына и сказал: "Умру я теперь, увидев

лицо твое, ибо ты еще жив" (Быт. 46:30). Фараон дал разрешение Иакову

поселиться в окрестностях Гешема, в дельте Нила, богатой пастбищами. Иаков

прожил в Египте семнадцать лет. Когда ему пришло время умереть, он призвал

Иосифа и приказал ему поклясться, что он не похоронит его в Египте, а

перенесет прах в Ханаан, в гробницу предков. Когда Иаков умер, Иосиф

забальзамировал прах отца и добился у фараона разрешения похоронить отца в

родной земле, как тот завещал ему.

Иосифу было 120 лет, когда он умер. И хотя Иосиф был похоронен в

Египте, он завещал потомкам при первой же возможности перенести его прах в

Ханаан.

Рассматривая это сказание, стоит обратить внимание на то, сколь важную

роль отводят авторы Библии фигуре Иосифа. Это объясняется тем, что по

традиции два племени, которые стали ядром израильского племенного союза,

считали Иосифа своим праотцем - племя Манассии и племя Ефрема.

Запись повествования об Иосифе датируется концом правления царя

Соломона (период обострения противоречий между племенем Ефрема и племенем

Иуды) или же годами раскола страны (929 г. до н. э.), когда Ефрем стал

главой на севере, а Иуда - на юге страны. Более поздние обработки были

использованы для того, чтобы объяснить, почему евреи оказались в Египте, то

есть отразить родословную южных племен, а также выдающуюся роль Иуды

(помимо старшего брата Рувима в истории Иосифа подчеркивается

значительность фигуры Иуды).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)