АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ХРИСТИАНСТВО И ЭЛЛИНИЗМ

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. Глава 17. Буддизм и христианство
  3. Греческая историография эпохи эллинизма
  4. Греческая историография эпохи эллинизма – с. 59-63
  5. Источники эпохи эллинизма
  6. Классический период и эллинизм
  7. Переоценка ценностей, проделанная христианством
  8. Православное христианство
  9. Психологические воззрения в эпоху эллинизма
  10. Раннее христианство (до IV в.)
  11. Тема 4. Христианство
  12. Философия эпохи эллинизма

 

Когда христианство переступило границы Палестины, в Римской империи

распространились восточные культы, ставшие очень популярными. Восточные

культы начали завоевывать западные земли и смешиваться с местными культами

уже во времена Александра Македонского. Во время римских завоеваний эти

тенденции усилились и достигли своего апогея во II в. н. э.

Наиболее популярными были древние восточные боги, которые олицетворяли

смену времен года. Как все в природе после плодородного периода весны и

лета увядает и умирает осенью и зимой, так и древние боги возрождались,

царили, страдали и умирали, чтобы снова - повторив извечный цикл - родиться

для новой жизни.

Культы умирающих и воскресающих богов, появляющихся в человеческом

обличий, по мере развития классового общества наполнялись социальным

содержанием. В них в известной мере находили отражение мечты и желания

угнетенных, униженных: быть может, если боги страдали и умирали, а потом

воскресали, люди тоже однажды воскреснут для лучшей жизни, оставив

страдания в жизни сегодняшней.

Учитывая общественные отношения в Римской империи в начале нашего

летосчисления и в последующее время, когда политическая раздробленность и

шаткость сменились стабилизацией и даже укреплением рабовладельческого

общества (принципат Августа, военная диктатура империи), нельзя удивляться

тому, что те слои, которые ждали падения Рима, освобождения из-под его

власти, потеряли реальную надежду. Теперь они видели возможность лучшей

жизни с помощью потусторонних сил, тех умирающих и воскресающих богов,

которых они почитали как будущих освободителей. В результате усиливавшегося

гнета жажда спасения и освобождения достигла в низших слоях общества

Римской империи (особенно в провинциях) таких небывалых размеров, что с

этим фактом пришлось считаться даже императорам, пытавшимся использовать

сложившуюся ситуацию в своих интересах. Они присваивали себе божественные

регалии и объявляли себя спасителями рода человеческого. Но угнетенные

массы, в религиозной форме выражавшие пассивный протест против своих

угнетателей, называли императоров "лжеспасителями" и ожидали прихода

"истинного" мессии, который своей божественной силой уничтожит империю.

На такой почве возросли и распространились эллинистические

культы-мистерии, связавшие мифы об умирающих и воскресающих богах с

надеждой на спасение. В мистериях разыгрывались сюжеты из жизни богов,

сопровождаемые множеством сложнейших ритуалов. Неотделимой частью

культов-мистерий являлось посвящение, связанное во всех случаях со

священной трапезой, которая символизировала единение с богом.

В египетском мифе об Осирисе и Исиде рассказывается о том, как злой

Сет убивает своего брата Осириса, жена которого Исида и ее непорочно

зачатый сын Гор побеждают Сета и воскрешают Осириса. В конце октября

устраивались шествия - "поиски" Осириса. Вершиной празднества являлось

нахождение фигурки бога. Затем следовали ритуальное омовение и

десятидневный пост, а также священная трапеза, в ходе которой происходило

"общение" посвященных с богиней.

Большими празднествами сопровождалось и воскресение Аттиса; праздник

этого умирающего и воскресающего фригийского бога отмечался 25 марта. К

нему готовились в полном трауре, строго постились, чтобы затем выразить

радость за пиршественным столом.

Элевсинские мистерии были связаны с именем дочери Деметры

Персефоны-Коры, которая якобы была похищена Аидом. В честь возвратившейся

на землю богини устраивались торжественные шествия, затем следовал ритуал

посвящения. Центральным элементом посвящения было вкушение святого напитка

(кикеон), что символизировало "сочетание с богиней". Можно назвать также

культ персидского бога солнца Митры. Согласно мифу, Митра родился 25

декабря. Его день рождения отмечался ежегодно. Посвященным приходилось

проходить семь ступеней испытания ("семь врат жизни"): ритуальное омовение,

участие в священной трапезе и т. д.

Знакомство христиан с эллинистическими культами-мистериями происходило

в период отхода от синагоги. По времени это совпало с идеологическим

кризисом, связанным с тем, что столь ожидаемый конец света так и не

наступал.

Поскольку христиане перенесли миссионерскую деятельность на

эллинистические общины (первая греческая община была создана в I в. в

Антиохии), это, естественно, повлекло за собой необходимость

приспосабливаться к потребностям и обычаям язычников, хорошо знакомых с

культами-мистериями. Данное обстоятельство отражено в посланиях,

приписываемых Павлу, в них часто встречается слово "мистерия" (тайна).

Здесь речь идет уже о таинствах христианских. В Послании к римлянам Павел

называет свое учение "откровением тайны" (14:24), в Первом послании к

коринфянам упоминает "премудрость... тайную" (2:7), "домостроителей тайн

божиих" (4:1). В этом же послании, говоря о преображении, отмечает: "Говорю

вам тайну" (15:51).

"Запаздывание" прихода мессии и наступления конца света в какой-то

мере уменьшило значение и притягательную силу эсхатологической проповеди.

Открытый вызов власти и аскетический, полный мистического экстаза образ

жизни казались ненужными. Становилось очевидным, что желания не могут быть

осуществлены в той форме, как они выражены, например, в Откровении. В то же

время таинственные обещания культов-мистерий умирающих и воскресающих

богов, возможность спасения для посвященных как бы указывали путь для

дальнейшего развития христианства.

Под влиянием культов-мистерий ожидаемый земной спаситель - мессия -

постепенно принимает отдельные черты разных богов. Некоторые элементы

христианского богослужения также заимствованы из культов-мистерий, в

частности причащение, когда хлеб и вино "превращаются" в тело и кровь

Христову. Множество параллелей можно провести между "обстоятельствами"

рождения восточных богов и историей рождения Христа.

Однако мы не можем считать христианство культом-мистерией, хотя многие

раннехристианские писатели называют его именно так (например, Климент

Александрийский или Ориген). Но все же стоит отметить, что в христианстве

нашли отражение ритуалы, праздники, верования, связанные с культом

умирающих и воскресающих богов, которые своими страданиями и смертью

призваны спасти людей.

Христианские общины росли, их приверженцы приспосабливались к

окружающей обстановке, социальный состав верующих постепенно изменялся.

Учение о царстве божьем, открытом лишь для бедных и угнетенных, требовало

пересмотра. Христиане должны были отказаться от этого учения не только

потому, что оно вызывало нарекания власти, но и отпугивало от общин тех

зажиточных верующих, в финансовой поддержке которых нуждались христиане для

широкой миссионерской и филантропической деятельности.

Христианам пришлось приспосабливать свое вероучение как для

угнетателей, так и для угнетенных. Их религия по-прежнему должна была

выражать протест нижайших слоев общества против существующих порядков и в

то же время поддерживать существующий строй в соответствии с ожиданиями

рабовладельцев. Наиболее наглядно этот процесс выражается в отношении

христиан к рабовладению. Они считали, что рабы и рабовладельцы равны перед

богом, что раб должен смириться со своей судьбой, не восставать против

рабовладельцев, а служить им не за страх, а за совесть (1 Кор. 7:20).

Двойственность проявлялась и по отношению к власти. Теперь христиане

считали ее данной от бога, но выступали против культа императора, то есть

сохраняли оппозицию по отношению к угнетателям. Стремление примириться с

властью вызывало недовольство большинства христиан, то есть именно тех

народных масс, в среде которых зародилось христианство. Это осуждалось и

эбионитами, которые выступали против союзничества с языческими правящими

кругами.

Против компромисса выступили и гностики, стремившиеся к согласованию

различных дохристианских представлений и христианской идеи спасения души.

Они проповедовали учение о совершенном божестве и духовном мире (дуализм),

где все зло относилось к материальному миру, обществу, государству.

Спасение означало для гностиков освобождение от греховной материи, что

выражалось и в отрицании существующих порядков. В конце I - начале II в.

появилось множество течений гностицизма, каждое со своим учением. Они были

солидарны лишь в одном: в отрицании тесной связи христианства с

существующим обществом, примирения с властью.

В середине I в. возникло движение монтанистов (сто-роники Монтана).

Ведя аскетический образ жизни и проповедуя мученичество, они не только

протестовали против существующего строя, но и хотели приблизить конец

света, веря в то, что он вот-вот должен наступить.

В процессе борьбы с находящимися в меньшинстве общинами, стремившимися

сохранить традиции ранних христиан, постепенно укреплялись направления,

склонные приспосабливать религию к целям правящих классов. В результате

этой борьбы родилась церковь, вместо ранних демократических общин появилась

государственная церковная организация.

Возникновение церкви позволило объединить учения разных общин, взяв за

основу направление, возглавляемое апостолом Павлом, которое оказалось

победителем в Длительной борьбе и которое стремилось к компромиссу с

властью, полностью порвав с иудаизмом. В процессе становления христианства

создавались канонические новозаветные писания.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)