АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика деятельности

Читайте также:
  1. I. Институционализация рекламной и PR-деятельности.
  2. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  3. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  4. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  5. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  6. III.2. Преступление: общая характеристика
  7. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  8. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  9. VI. Общая задача чистого разума
  10. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  11. XV. 1. Загальна характеристика електрохімічних процесів
  12. А) Статическая вольт-амперная характеристика

 

Деятельность – это форма целенаправленной психосоциальной активности человека, общим результатом которой является конструктивное преобразование окружающего мира и самого деятеля.

Достаточно просто оглянуться вокруг, чтобы убедиться: окружающий нас мир – это действительность, вызванная жизнедеятельностью людей. Огромные мегаполисы и крошечные деревеньки, многоэтажные дома и роскошные особняки, летящий в небе самолет и плавно катящиеся по улице троллейбусы, ручка, которой пишутся эти строки, и компьютер, с помощью которого набирается этот текст, да и сама бумага, и книга, созданная в результате усилий многих людей – все это человеческая деятельность. Даже сам акт чтения вами, уважаемый студент, вникания в смысл этих слов, – все это тоже человеческая деятельность – деятельность, в результате которой воспроизводится человеческий тип жизни. Тип существования, в котором люди воспроизводят свою психологию, свою культуру, свой образ бытия.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются следующие.

Во-первых, все виды человеческой деятельности социально детерминированы, т.е. вызваны к жизни потребностями людей как членов человеческого сообщества. Иными словами, деятельность есть общественный продукт. Ее результаты становятся достоянием тем большего количества людей, чем они значимы и востребованы.

Во-вторых, человеческая деятельность существует как объективная деятельность по отношению к людям. Вновь и вновь меняющиеся поколения людей, осваивая созданные до них способы бытия именно благодаря тому, что продолжают деятельность прошлых поколений.

В-третьих, человеческая деятельность как бы «отбирает» для себя людей, наиболее пригодных для той или иной ее разновидности. Так, одним людям легко даются системные построения, проектирование, аналитика, и из них получаются отличные экономисты, инженеры, конструкторы. Другим легко дается тот или иной вид искусства, и они «встраиваются» в театральную деятельность, в деятельность живописную или певческую. Это явление именуется «профессиональным тропизмом»; т.е. влечением к определенным разновидностям деятельности.

В-четвертых, человеческая деятельность обладает огромным побудительным потенциалом, т.к. формируемый в процессе деятельности образ цели (желаемый результат), сам процесс осуществления и потребность, удовлетворяя которую человек приступает к деятельности, образует настолько мощные силовое поле, что, начав деятельность, человек не может ее прекратить, пока не добьется намеченной цели. Если же в силу каких-либо причин, деятельность прервалась, человек испытывает при этом значительный дискомфорт (стресс, фрустрацию). И это настолько типично, что явления «непрерываемого действия» описывается в психологии как одно из патопсихологических переживаний.

Значение деятельности для человека в отдельности и для человечества в целом настолько велико, что все обучение новых поколений посвящено, в сущности, овладению ими требуемыми для жизни деятельностями. А человечество, именно благодаря своей деятельности, ее продуктности и продуктивности, было названо великим русским ученым В.И. Вернадским отдельной геологической силой планеты - такой же, как океан, воздушные массы и различные виды биосферы.

Таким образом, деятельность является синтезом сознательного и психического. Это – одновременно и психосоциальное явление, и научная категория, т.е. предельно широкое научное понятие, объем и содержание которого в психологии имеет четко очерченные границы. Рассмотрим психологическое содержание деятельности.

 

16.2. Психологическое содержание деятельности

 

Психологическое содержание деятельности описывается следующей последовательностью понятий: потребность, мотив, цель, орудие, инструменты, способ действия, степень самостоятельности и значимость результата.

Потребность – это нужда, переживаемая человеком как жизненная необходимость. Без удовлетворения которой не может существовать либо организм, либо социальное Я; т.е. личность. Организмические потребностями называются биологическими или витальными («био» - жизнь по-гречески, «вита» - жизнь по-латыни), а потребности личности бывают психологические, социокультурные и духовные (аксиологические). Биологические потребности – это потребность в еде, во сне, в питье, в сексе, в материнском поведении. Социокультурные потребности – это воспитанные потребности в социальной безопасности, в самоуважении и уважении других, в соблюдении социальных норм, обычаев и ритуалов. Духовные потребности (ценностные) – это потребности в переживании высоких чувств, относящихся к праксической, эстетической, этической, интеллектуальной религиозной деятельности.

Потребности сами по себе не инициируют деятельность человека. Они активизируют желания, хотения, намерения, однако непосредственным импульсом к деятельности выступает эмоциональное проявление потребности, осознаваемое как интерес. Интерес порождает такое потребностное состояние, которое вызывает импульс, побуждение к действию, как только уровень возбуждения мозговых центров, отвечающих за активацию мозга (это гипоталамус, центры удовольствия или боли и др.) достигает такого уровня, при котором активируются требуемые для данной деятельности психические процессы и состояния.

Как уже подчеркивалось, самой по себе потребности недостаточно для побуждения к деятельности и, тем более, для объяснения всего ее разнообразия, особенно если учесть, что здоровый человек активен всегда. Что же еще выступает побуждением к действию, тем более, когда деятельность носит длительный целенаправленный характер?

Такой важнейшей побудительной причиной выступает мотив. Мотив – это совокупность, сочетание потребностей, соображений, влечений и намерений, приобретающих вид ценностного предпочтения, склоняющего человека к определенным действиям и активизирующим эти действия столько, сколько надо для достижения желаемого результата (цели). При этом цель обычно выступает в двух основных формах: как образ желаемого результата, который мотивирует его достижение и как способ осуществления деятельности, при котором мотивирует человека сам процесс деятельности. Так бывает, например, в игре или когда человек настолько увлекается самим осуществлением задуманного, что удовольствие от процесса выступает самостоятельным ценностным предпочтением.

В этом отношении в ощущении деятельности выделяют два состояния: целевое и парацелевое. Если вы хотите узнать, в каком состоянии находитесь в данный момент, просто задайте себе вопрос: „Хочу ли я, чтобы данная деятельность завершилась, как только цель будет достигнута?“ Если ответ „да“ – вас мотивирует представление о результате. Если ответ „нет“, вас мотивирует сам процесс, т.е. удовольствие от него.

В этом случае большое значение приобретает способ действия, т.е. стиль деятельности. Способ деятельности сам может иметь мотивообразующий характер. Например, для целевого состояния характерен серьезный мотивационный стиль: составление плана, прогнозирование результата, контроль за совпадением намеченного и достигнутого. Для парацелевого состояния характерен игривый мотивационный стиль: получение удовольствия от занятия, от спонтанности в данном процессе. Способ действия может отличатся эстетическими и этическими параметрами: быть честным или нечестным, красивым или безобразным и т.п.

Никакая деятельность невозможна без применения орудий, т.е. средств ее осуществления. Выработка орудий и овладение ими вообще есть важнейшее условие становления человеческой деятельности и человека вместе с ней. Орудие – это предмет, которым человек опосредствует свою деятельность. Простейшими орудиями в истории становления были палка, камень, с помощью которых древние люди высекали огонь, защищали себя и т.п. Как только орудие усовершенствуется настолько, что начинает нести в себе логику осуществления деятельности, оно получает статус инструмента. Инструмент – это специализированное орудие, предназначенное для выполнения определенных действий. Например, ложка, гаечный ключ, лопата, топор и т.д. Чем сложнее логика деятельности, воплощенная в инструменте, тем сложнее его устройство, но специализация инструмента нерушима. Компьютер бесконечно сложнее отвертки, но им невозможно отвернуть винт.

Мастерство осуществления деятельности предполагает прежде всего овладение способами действий и инструментарием. Пока человек не умеет пользоваться соответствующими инструментами, т.е. пока он дилетант, он может использовать даже очень сложные инструменты только как простейшие орудия. Например, рояль – как подставку для книг, компьютер – как пресс при склеивании картона и т.п.

Чрезвычайно важной психологической характеристикой деятельности является степень самостоятельности самого деятеля. Если деятель сам ставит цели деятельности, движим не внешними, а внутренними побуждениями и мастерски владеет способами действий и инструментарием, он является субъектом деятельности, т.е. ее автором. Если же человек осуществляет деятельность по замыслу и под руководством других людей, то даже при условии мастерского владения способами действий и инструментами, он выступает не как субъект деятельности, не как автор, а как исполнитель, т.е. агент. Можно считать, что в таком случае один человек выступает орудием или инструментом в деятельности других людей.

Так часто происходит в искусстве, где исполнительская деятельность попросту выделяется в качестве самостоятельного мастерства. Например, композитор написал пьесу для фортепиано, а специально подготовленные музыканты-исполнители ее исполняют.

В сложных видах деятельности, например, в творческой (созидательной, креативной) деятельности, в итоге которой человек создает продукт, имеющий безусловно важную социальную и духовную ценность – в поэзии, музыке, математике, живописи и др., у человека в процессе осуществления деятельности возникает особое психическое состояние – вдохновение. Это своеобразный экстаз творчества, необычность и интенсивность которого вызывает у деятеля чрезвычайно интересную иллюзию самовосприятия: человеку кажется, что он выступает не творцом, а лишь инструментом в руках подлинного творца, которым может быть Бог, язык (если это поэт), музыка (если это композитор) и т.д. Эти иллюзии самовосприятия творческих людей, по-видимому, выполняют важную функцию – освобождают творца от избытка субъективизма и позволяют полнее и глубже погрузиться в логику самого творчества.

Если в итоге деятельности человек-творец создает исключительные по значимости продукты (идеи, научные открытия, художественные полотна и другие произведения искусства, совершенные технические инструменты и т.п.), эти вершины человеческой деятельности становятся достоянием последующих поколений людей, выполняя роль эталонов, образцов, на которые равняются вновь появляющиеся на Земле люди. Так осуществляется культурное развитие человечества. Вместе с тем, для каждого из нас огромное значение могут иметь и наши собственные достижения: красивые любительские снимки, построенный собственными руками и прилаженный к дереву скворечник, выращенное дерево, рисунок нашего ребенка, красиво убранное жилище и т.д. Все это – результат нашего творческого самовыражения. А, значит, нашего способа постижения мира и утверждения себя в мире. Деятельность, таким образом, есть важнейшая психосоциальная функция человека, важнейшее предназначение человека в мире.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)