АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АНАЛИЗА

Читайте также:
  1. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  2. SWOT-анализ в качестве универсального метода анализа.
  3. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  4. Абиотические факторы
  5. Абиотические факторы
  6. Абиотические факторы и приспособления к ним
  7. Автоматизированные методы анализа устной речи
  8. Аналитические возможности, задачи и основные направления анализа СНС
  9. Аналитические методы при принятии УР, основные аналитические процедуры, признаки классификации методов анализа, классификация по функциональному признаку.
  10. АНОТАЦИЯ к электронному учебнику «Основы системного анализа»
  11. Антропогенез: биологические и социальные предпосылки эволюции человека, факторы и этапы его эволюции; расы, пути их формирования.
  12. БАЛАНС КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕГО АНАЛИЗА

Обращают внимание прежде всего на размер рисунков («микрография», «макрография»), стабильность размеров рисунков («осцилляция», «расширение», «сжатие» «локальное сжатие» - уменьшение размеров рисунка на одно понятие). Расположение рисунков на листе бумаги может быть правильным (горизонтальным и вертикальным, слева направо, сверху вниз), «обратным». Общая упорядоченность композиции варьируется от «сверхупорядоченной» — подчеркнуто правильное расположение рисунков, соблюдение одинаковых расстояний между рисунками и размеров рисунка, до осциллирующей и «хаотической» — рисунки беспорядочно разбросаны на листе бумаги, значительно отличаются размерами, расстояния между ними колеблются от значительного до «наложения» одного рисунка на другой. Крайнее проявление «сверхупорядоченной» композиции – с малым размером рисунков, расположенных по краю листа – «краевое расположение», равномерным чаще слабым нажимом линии, картина может дополняться спонтанной нумерацией рисунков.

Нажим линии может колебаться отслабого, едва заметного, до сильного, рвущего бумагу, при этом подобные колебания могут быть в одном протоколе исследования, указывая на склонность испытуемого к импульсивным разрядам.

Упорядоченность композиции отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации эксперимента. Нарушения композиции в «пиктограмме» могут отражать как стойкие особенности характера, так и актуальное психическое состояние больного «атипичные гипоманиакальные синдромы». В последнем случае, при повторных исследованиях, после нормализации психического состояния нормализуются и графические характеристики «пиктограммы».

«Органический графический симптомокомплекс» - наклон фигуры более 5 градусов от вертикали, дрожащая, не совпадающая и пересекающаяся линия. Эти признаки обладают высокой специфичностью при органических поражениях головного мозга.

ПИКТОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИСПЫТУЕМЫХ.

 

Практически все испытуемые легко осмысливают инструкцию к методике, подчиняются ее требованиям. Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем интеллекта зачастую подвергают инструкцию сомнению, указывая на то, что метод говорит скорее «вообще о способностях человека». Лица с низкой нормой интеллекта испытывают, как правило, значительные трудности при выполнении «пиктограммы», однако метод в целом доступен и для них.

В приложении приводятся нормативные данные по важнейшим количественным показателям «пиктограммы», обработанные методом вариационной статистики, что позволяет судить о допустимом диапазоне колебаний показателей.

Внутри нормативной группы и, особенно при сопоставлении «основной» и дополнительных групп, выявляются существенные различия, которые зависят от уровня интеллектуального развития и особенностей личности испытуемых. При этом факторами, чувствительными к уровню интеллектуального развития, являются: умение выбрать рисунок для опосредования, каков бы он ни был, принадлежность образа к группе адекватных, наличие «удачных оригинальных» образов. Показателями интеллекта являются также степень выраженности стереотипии, наличие «сценоподобных» образов и их число, наконец, продуктивность опосредованного запоминания. Особенности мотивации также оказывают влияние на все эти показатели: повышение уровня мотивации (при высоком уровне интеллектуального развития) приводит к увеличению числа геометрических и метафорических символов, оригинальных образов, уменьшению выраженности стереотипии, а иногда к смещению стереотипизирующей установки. Может снизиться показатель адекватных образов, но показатель продуктивности запоминания остается высоким. Неспособность к планированию, неустойчивость характера, эгоцентризм, проявляются увеличением числа индивидуально значимых образов, где открыто проецируются желания и потребности, а иногда и асоциальные привычки испытуемых. Эти же факторы приводят к снижению показателя адекватных образов и, что существенно, к снижению продуктивности запоминания — здесь особенно много «приблизительных» воспроизведений. Напротив, неуверенность в себе, обсессивно-компульсивные проявления «обедняют» результаты исследования, лишая их элемента оригинальности, уменьшая количество эмоционально насыщенных метафорических символов, обеспечивают максимально высокий показатель адекватности и высокую продуктивность опосредованного запоминания.

Однако наиболее демонстративно особенности аффективности и характерологические черты проявляются в «особых феноменах», а также графических характеристиках «пиктограмм» здоровых испытуемых. Шоковые реакции, степень их выраженности, позволяет судить о характере эмоциональных реакций и контроле над ними, высказывания испытуемых могут указать на внутреннюю неуверенность, тревожно-депрессивную установку на исследование, могут позволить сделать вывод о типе реакции на фрустрацию. Употребление букв в ряде случаев указывает на негативистические тенденции. Степень стабильности графических характеристик варьирует в зависимости от скованности или свободного поведения испытуемых в ситуации эксперимента, а также отражает характерологические особенности. Однако при всей вариабельности данных внутри нормативной группы у нормативного протокола имеется ряд постоянных характеристик:

А.. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляющее большинство понятий выбора.

Б. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов — обычное явление в протоколах психически здоровых людей.

B. Высок показатель адекватности, обязательным является наличие, по крайней мере, двух или трех стандартных образов.

Г. Высокая продуктивность опосредованного запоминания.

Д. Для нормативных протоколов характерна бедность «особыми феноменами» — отказы и шоковые реакции немногочисленны, высказывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы образов «пиктограммы» встречаются редко и легко могут быть изменены при ретестировании.

Е. Стереотипия выражена за счет повторения изображений человека. Прямые персеверации отсутствуют.

Ж. Для протоколов психически здоровых людей характерна «оптимальная» упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся «пиктограмма» в подавляющем большинстве случаев уменьшается на одной стороне стандартного листа.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)