АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные сущности

Читайте также:
  1. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  2. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  3. Антропогенез: биологические и социальные предпосылки эволюции человека, факторы и этапы его эволюции; расы, пути их формирования.
  4. Безработица: сущность, типы. Измерение уровня безработицы. Экономические и социальные последствия.
  5. Билет 10. Петр I. Характеристика внутренней политики. Экономическое развитие, социальные перемены, изменения в политической системе.
  6. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции
  7. Брак и семья как социальные институты общества
  8. В поисках сущности моды
  9. Ведущие медико-социальные проблемы здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи, амбулаторный и стационарный этапы.
  10. Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе
  11. ВЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОЦИАЛЬНЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ
  12. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные последствия

 

У социологии как особой науки есть свои особые предметы: это — «вещи», происходящие из социальной жизни и только из со­циальной жизни. Они — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей, дающих имя тому общему, которое мыслится ими как господствующее над ними Нечто, и, наконец, представляется им личностью, наделен­ной волей и способной действовать. Существование такого Нечто и в конечном счете социальной личности может быть затем распознано и признано также и людьми извне — как связанными между собой, так и не связанными, — а значит, и другими социальными формами; это признание, будучи взаимным, может создать новое, в сущности аналогичное Нечто и в конечном счете новую социальную личность, непосредственно данную ее создателям; но и это новое Нечто и новая социальная личность могут быть опять-таки распознаны и признаны извне и т. д. Способ существования этих социальных вещей или личностей не отличается от способа существования бо­гов, воображаемых, мыслимых и творимых связанными между со­бой людьми, — будь то в образе животных, в человеческом образе или в образе, сочетающем в себе черты животных и человека, — для того чтобы поклоняться им. Но есть и очевидная разница: боги, которым люди поклоняются, исчезают для них, когда люди пере­стают верить или уже не верят в их реальное существование; хотя и тогда они все еще являются предметами теоретического мышле­ния — исторического или социологического. Наоборот, социальные «сущности», как мы их назвали, не нуждаются в такой вере или грезе — при ясном познании их воображаемого содержания их можно мыслить и хотеть в качестве субъектов общего воления и действия. Правда, им, как богам, могут приписывать — что бывает не так уж и редко — сверхъестественную природу, называемую также метафизической, и в этом смысле фантастическое, мифоло­гическое мышление, к которому люди всегда были чрезвычайно склонны, всегда будет напоминать о себе и еще не раз смешает раз­ные выдумки или фантомы: социальные сущности и прежде всего коллективные личности величественны, могущественны, возвы­шенны — величественны, могущественны, возвышенны и боги; таким образом, им также присуще нечто божественное, они нахо­дятся под особым покровительством богов, тем более если какой-нибудь социальной сущности, как церкви, приписывается сверхъе­стественное происхождение. Если бога представляют в виде то могущественного и внушающего ужас, то милостивого и доброго владыки, — тогда он владыка и над государем, тогда он освящает, Удостоверяет и покрывает его, обосновывает как божественное его право, в особенности правовой порядок наследования, и тогда зем­ной владыка господствует на своем высоком посту божьей милос­тью и его почитают за бога. Все виды почитания, происходящие из естественных детских чувств почтения более слабого перед более сильным, даже если последнего ненавидят и испытывают к нему отвращение, тесно переплетаются друг с другом и с почитанием богов и находят в этом свое совершенное выражение, превращаясь в религию. Будучи послушными слугами богов, власть имущие яв­ляются посредниками и толкователями божественной воли и тем самым укрепляют собственную власть. Раз этим вымышленным вещам, которые пребывают не на облаках или Олимпе, а находят воплощение, скажем, в армейском или народном собрании, припи­сывается реальное существование, то уж оно обязательно будет связано с существованием богов, и вера в богов может поддержи­вать веру в республику подобно тому, как она непосредственно свя­зана с верой в церковь и почитанием сословия священников. Науч­ное критическое сознание снимает таинственный покров со всех этих фантасмагорий, оно приходит к выводу, что все эти вообража­емые миры содержат лишь человеческое мышление и человече­скую волю, что в их основе лежат надежды и страхи, потребности и нужды людей и что их возвышенные формообразования сравни­мы с великими поэтическими творениями искусства, которые дух создавал веками и тысячелетиями. Таким образом, познание воз­вращает нас к простой мысли и проблеме: что, почему и как хотят мыслящие люди? Простой и общий ответ гласит: они хотят добить­ся конкретной цели (Zweck) и изыскивают самое подходящее сред­ство, они стремятся к цели (Ziel) и ищут верный путь, который к ней ведет. В действительности это процесс, в зависимости от воз­раста по-разному происходящий в перипетиях практической жиз­ни, повседневного труда, ежедневных борений и споров, ведомый и облегчаемый любовью и усладой, страхом и надеждой, упражне­нием и привычкой, образцом и учением.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)