АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные идеи философии XYII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж.Локк, Г.Лейбниц)

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. II. Принципы средневековой философии.
  9. II.12. Панорама философии ХХ века
  10. III. Материалистическое направление в русской философии
  11. III. Предмет, метод и функции философии.
  12. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Развивается капитализм, промышленность, наука. Наука выступает средством покорения природы. Известно выражение Ф.Бэкона «Знание – сила». Развивается материализм. Выступали с принципом суверенности разума (независимости разума от веры), критиковали религиозные предрассудки.

На первый план выдвигаются проблемы научного познания. Дело в том, что в реальной жизни разум «затуманен». Бэкон говорит об идолах (трудностях) познания. Чтобы проникнуть в сущность явлений, важно найти истинный научный метод.

Итак, развиваются 2 основные гносеологические программы:

1. эмпиризм (эмпирио – опыт). Представители Бэкон (1561-1626), Гоббс (1588-1679), Локк 1632-1704) считают, что важнее эмпирические методы – наблюдение, эксперимент. Локк: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах». Разум, теоретические методы важны, но без опыта, опирающегося на органы чувств, они ничто. С эмпиризмом тесно связан сформулированный Бэконом индуктивный метод – от частного к общему. Также этот метод близок рассуждению Локка о том, что человек рождается как «чистая доска», и только потом жизнь пишет на ней свои письмена. Разум отражает мир.

Это материалистическая линия.

2.другой метод – рационализм. Развивается Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой. Декарт рассуждает так: опыт может приводить к заблуждениям, чувства нас часто обманывают, чтобы в них разобраться, нужен разум. В разумеот рожденияесть ясные идеи. Прежде всего, ясно, что «человек мыслит» (Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую»). По правилам дедукции мы от общего идем к частному с помощью разума. Ощущения дают знания, но основа истинного метода – в уме.

На самом деле эмпирические и теоретические методы, эксперимент и теория должны дополнять друг друга.

Галилей (1564-1642). Развил метод мысленного экспериментирования с использованием математики.

Итак, в целом, в этот период торжествует рационализм и анализ, механистичность и метафизичность. В это время закладываются основы современной науки как экспериментальной науки.

Вместе с тем, в Англии 18 века развивается агностицизм: Беркли, Юм. Они субъективные идеалисты. Считают, что наука невозможна. (Беркли: «мир есть комплекс моих ощущений». Юм: «я знаю свои ощущения, есть ли что-нибудь за ними, я не знаю».

Сомнения Д.Юма в возможностях научного познания материальных явлений не остались незамеченными в философии XVIII века. Немецкий философ И.Кант начал развивать их дальше.

В отношении общества философам 17-18 веков был характерен идеализм. Они верили в силу разума, считали, что именно разум – основа жизни общества и прогресса.

Гоббс (1588-1679)считал, что все люди от рождения равны и свободны. Чтобы свобода не привела к «войне всех против всех», необходимо договориться и отдать часть своих прав на свободу (свободу самоуправления) в пользу государства. В итоге, государство создается в результате общественного договора (это происходит в процессе выборов). Есть государство и есть гражданское общество. Сторонниками идеи происхождения государства в результате общественного договора были также Руссо, Локк и др.

(Англичане 1688 г. Называют годом «славной революции), когда аристократия и третье сословье сумели договориться и создать двухпалатный парламент, состоящий из палаты лордов и из палаты общин. А во Франции аристократия не пошла на уступки буржуазии и в итоге во Франции – республика. Республиканцев вдохновляла идея Локка о том, что если государство, выбранное народом, плохо выполняет свои управленческие функции, то народ может потребовать его замены).

Важной и для сегодняшнего дня является идея Локка (1632-1704) о естественных неотчуждаемых правах человека: право на жизнь, здоровье, свободу и собственность.

Эта идея была развита в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции 1789 г., а «Декларации независимости США» в 1776 г. (отделение от Британии), во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г.

Надо сказать, что в понимании общества имел место не только идеализм, но и материализм, который носил механистический, метафизический характер. Это видно в концепции географического детерминизма Ш.Монтескье (1689-1755). Он выступал (как и Локк?) также за разделение властей в государстве (без этого не может быть правового государства).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)