АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постнеклассическая научная рациональность (С-Ср-О)

Читайте также:
  1. III вид. Научная индукция
  2. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  3. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  4. БЫТИЕ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. ФИЛОСОФСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  5. В чем проявляется научная значимость сравнительного правоведения?
  6. Военно-научная деятельность подразделения в 60 – 80-х годах
  7. ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
  8. Глава 1. Научная картина мира
  9. Глава 4. Лекарства и научная медицина с точки зрения Йога-терапии
  10. Глава вторая. Толпа и ее иррациональность.
  11. Закон больших чисел и теория вероятностей - научная основа анализа статистических данных
  12. ЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия "рациональности науки", так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целевых действий и поведение человека. Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным "очеловечиванием". Поэтому постнеклассическая рациональность - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом.


58. Наука и техника.

Термин «техника» происходит от многозначного греческого слова techne (умение, искусство, профессия, хитрость, средство, прием) и унаследовало от него двойной смысл. Это, во-первых, всевозможные средства, инструменты человеческой деятельности. Технические средства, будучи, веществом природы, призваны быть продолжением естественно работающих органов человека. Как развитие органов связано с их специализацией, так и развитие техники идет по пути увеличения функциональности технических средств. Во-вторых, приемы и схемы этой деятельности (техника письма, ремесла, удара и т.д.), что часто именуется «технологиями».

История техники делится на несколько этапов: первый был ознаменован господством орудий ручного труда, второй - появлением машин, третий - использованием автоматов. Современная техника - продукт науки, которая играет ведущую роль по отношению к ней, что выражено в феномене научно-технической революции.

На развитие техники существенное влияние оказывает общество, которое в соответствии с насущными потребностями человека осуществляет «заказ» на определенный технический продукт или технологию для облегчения труда, для повышения комфортности жизни, для обеспечения здоровья и безопасности людей и т.д. В свою очередь техника также влияет на общество. Так, военная техника ХХ века, связанная с развитием оружия массового уничтожения, изменила характер и формы политики. Изобретение техники радио, кино, телевидения и пр. повлияли, например, на возникновение новых видов искусства, оказали воздействие на всю культуру человечества.

Философский смысл проблемы технического развития состоит в том, чтобы определить - как сказывается научно-технический прогресс на человеческом бытии, на характере личности и общественных отношениях. В ХХ в. философы - Хосе Ортега-и-Гассет, Льюис Мэмфорд, Мартин Хайдеггер и другие - заговорили об отчуждении техники от человека: о той огромной и загадочной власти, которую техника приобрела над ее творцом, об опасности, которую несет с собой научно-техническая экспансия для окружающей среды, и об угрозе самому существованию человечества. В настоящее время идея научно-технического прогресса как позитивного явления современности постепенно сменяется довольно критическим взглядом на деструктивную силу технической мощности человечества вне этических ограничений.


59. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

В обществе будущего знание превратится в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Богатство общества уже сейчас во многом определяется не столько материальными ресурсами, которыми это общество располагает, сколько размерами его «интеллектуального капитала». Страны, которые по инерции или вследствие разных исторических обстоятельств продолжают жить за счет эксплуатации своих природных ресурсов, рабочей силы и классического, «материального» капитала, обречены историей на экономическое, и вообще социальное, отставание. Распространенные в первой половине прошлого столетия пессимистические пророчества относительно заката западноевропейской цивилизации не оправдались. В конце века западный мир одержал несколько исторических побед и уверенно продвигается к новым рубежам - ему удалось достичь небывалой прежде социальной гармонии и экономического благополучия, началось и политическое объединение Старого Света. Западные страны, по сути, захватили контроль над мировыми природными ресурсами, а их интеллектуальный и промышленный потенциал растет быстро, как никогда. По-прежнему сохраняются и местами становятся глубже «линии разлома» между цивилизациями. Однако пример Японии, Тайваня и Южной Кореи показывает, что разность цивилизаций вполне преодолима. За последние полвека Восток стал гораздо больше похож на Запад, чем когда-либо прежде в мировой истории. Это касается, в первую очередь, экономической структуры восточных обществ. Человечество интегрируется. Оптимистические сценарии будущего предполагают, что эта интеграция будет продолжаться и завершится полной конвергенцией (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь), т.е. слиянием цивилизаций в одно органическое целое; пессимистические предсказывают, что процесс интеграции человечества прервет какая-либо техногенная катастрофа или что конкуренция цивилизаций со временем возобладает над общностью интересов человечества.


60. Глобальные проблемы современности: причины обострения и пути решения.

Различные аспекты проблемы будущего человечества рассматриваются в рамках футурологии и социального прогнозирования. Сама идея будущего интересовала человека на протяжении всей истории его существования, чаще всего имея форму эсхатологического учения. Научное осмысление будущего и возникновение сценариев перспективы человечества возникает лишь к середине ХХ века, когда общество осознает губительный характер технического прогресса в области вооружения. Одновременно с угрозой ядерной войны и разработкой сценариев по ее недопущению в будущем, выявляется глобальная проблема демографического кризиса, т.е. перенаселения земли в результате увеличения средней продолжительности жизни людей и приростом популяции, которая влечет за собой другую глобальную проблему - нехватку природных ресурсов (пресной воды, продуктов питания, природной энергии) и, как следствие выхода из последней путем наращивания технологий - экологическую проблему. В конце 60-х гг. ХХ века создается международная общественная организация «Римский клуб», призванная обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей. Кроме того, во второй половине ХХ века начался очередной виток технологической революции, основанный на использовании электронно-вычислительных машин и информационных технологий. В экономически развитых стран мира идет интенсивный процесс интеллектуализации экономики. В наши дни рождается форма общества, которую уже нарекли «обществом знаний» (англ. knowledge society).

Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.
Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.
Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.
Следует отметить, что до сих пор в не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне "бума прогнозов" в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса.
Остановимся более подробно на сущности наиболее известных конкретных концепций. Представляют интерес близкие друг к другу теории так называемого "технологического оптимизма" и индустриализации, возникновение которых обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса в 60-е годы нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Р. Арон, Г. Кан и др.).
Предполагалось, что в дальнейшем развитии комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации общественного производства будет наблюдаться значительный рост валового национального продукта на душу населения. И в результате этого от "индустриального общества" окажется возможным переход к "постиндустриальному", в котором будет создано "общество изобилия". Непродолжительный период популярности идей "индустриализма" объяснялся прежде всего тем, что их идеологи игнорировали реальные тенденции социально-экономического развития человечества и сводили общественный прогресс только лишь к техническому развитию.
Подъем второй волны "технологического оптимизма" приходится на начало 80-х годов и связан с работами Г. Кана, в которых он предлагает модели новой "супериндустриальной" цивилизации и отстаивает теорию "неограниченного роста". Не получив широкого распространения, оба эти подхода сменяются обращением взглядов к новой категории "качество жизни", которая наряду с материальными его показателями включает и его духовные аспекты. И вот духовной-то стороне "качества жизни" и отдается предпочтение. Огромное значение придавалось в данных концепциях развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И здесь на первый план выдвигалась наука, религия, право, мораль.
Позиции сторонников "экологического пессимизма" были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная от концепции "нулевого роста", и далее в концепции "органического роста". Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие.
Безусловно, подобные проекты оптимального разрешения глобальных проблем содержат определенные конструктивные элементы. Но провозглашая соответствующие действительности лозунги, ставя перед собой довольно определенные цели, теории "качества жизни" остаются на позициях абстрактного гуманизма.
Поиск путей формирования нового "глобального мышления" довольно подробно рассматривается в одном из первых докладов Римскому клубу "Цели человечества" (Э. Ласло). Определенная эволюция взглядов заметна и в другом докладе "Нет пределов обучению" (Дж. Боткин и другие), где главное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с реформой системы обучения. Будучи не в состоянии предложить реальные средства выхода из глобального кризиса, данные теоретики останавливаются на анализе тех препятствий, которые мешают в действительности внедрению "новых форм" обучения. Сходные утопические призывы к изменению современного образа мышления высказываются и в некоторых других докладах Римскому клубу. В частности, они получили дальнейшее развитие в широко известных работах бывшего президента Римского клуба А. Печчеи "Человеческие качества" (1979) и "Сто страниц для будущего" (1981), где он отстаивает необходимость качественного изменения стиля и образа мышления.
Стремление решить глобальные проблемы современности, опираясь только на духовные преобразования в жизнедеятельности человечества, довольно четко и однозначно прослеживается и в разработках проблем религиозными идеологами. Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода "теологии природы", "экотеологии", "глобальные стратегии выживания" и т.д.
Религиозные идеологи в поисках путей решения глобальных проблем сосредоточивают внимание на борьбе за превосходство духа над материей. Признание превосходства духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. Научно-технических прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу и содержит в своем развитии опасность порабощения человека, его духовной сущности. Поэтому лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем. Имея схожие позиции в главном и основном, религиозные идеологи, конкретизируя общие тезисы, вырабатывают свои специфические проекты решения глобальных проблем.
Приоритеты религии, религиозной этики в деле решения глобальных проблем отстаивают и многие западные ученые, в той или иной степени занимающиеся разработкой вопросов вероучения церкви. Наиболее характерна в этом плане позиция Л. Уайта и А. Тойнби, которые считают, что для разрешения глобальных проблем достаточно вернуться к древним (пантеистическим) воззрениям.
В современных условиях особо активно разрабатываются глобальная проблематика теологами-экуменистами. Для них характерно активное сотрудничество с различными научными центрами, привлечение на свои конференции ученых экспертов из различных стран. Но используя последние данные естественных наук, новейшие методы исследования, опираясь на положения и выводы ученых при создании общей теории, теологи-экуменисты опять же вслед за всеми другими религиозными идеологами, уходят от разработки реальных путей преодоления этих проблем.
Несмотря на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди отечественных исследователей, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности возникновения общечеловеческих проблем. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технических прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человека, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой.
И здесь необходимо подчеркнуть, что наряду с социально-экономическим переустройством общества все большее значение приобретает формирование нового глобального сознания. Под влиянием научной мысли и труда стихийные формы взаимодействия человека с природой должны уступить место разумно организованным в соответствии с законами функционирования и развития биосферы. На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы. И этот переход на новую ступень развития, на новый уровень осмысления законов взаимодействия общества с природой В.И. Вернадский называет этапом формирования ноосферы. Формирование ноосферы – это длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления. А формирование нового глобального сознания – это одна из его важнейших составляющих.
Главной отличительной особенностью научного подхода к анализу путей разрешения глобальных проблем является то, что формирование ноосферы рассматривается в тесной связи с необходимостью разработки и практической реализации технико-технологических мероприятий, направленных на преодоление глобального кризиса.
И здесь огромную роль имеет развитие международного научно-технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей природной среды. Но первостепенное значение придается таким формам сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования.
Важное место в развитии международного сотрудничества имеет осуществление международных исследовательских проектов, связанных с глобальными проблемами современности, проводимые под эгидой ООН и ее специализированных учреждений.


61. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере и их актуальность.

В начале 20 века говорил, что воздействие человека на окр. Природу растет столь быстро, что не за горами время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окр.среды и общества сделаются неразрывными.биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты будет направляться силой разума. Биосфера 20 века превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Взрыв научного творчества. Предпосылки возникновения ноосферы: расслление человека по планете и победа над другими видами; развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечства информ.системы; открытие новых источников энергии (атомная); победа демократий и доступ к управлению масс; волечение людей в наку.


62. Социальное предвидение и его научные критерии.

Научный подход к анализу предвидения и прогнозирования предполагает выявление сущности и содержания прежде всего таких ключевых понятий: \"предвидения\", \"предсказания\", \"прогнозирование\", \"прошлое\", \"настоящее\", \"ма айбутне \"Для всех них родовым понятием е\" предсказанияайбутнє". Для всіх них родовим поняттям е "передбачення".

Предвидение - это форма активной деятельности сознания, которая дает человеку возможность знать или предполагать, что должно возникнуть, произойти По этой причине предсказания можно определить также как познание Майбах утнього на основе прошлого и настоящего Предсказание включает результат деятельности мышления и сам процесс мышления, приводит этот реат.

Специфика познания явлений, которые, возможно, существуют в настоящем, но еще не зарегистрированы, и явлений будущего фиксируется в понятии \"предсказания\"

Следует отметить, что когда речь идет о социальном предсказания, то понимается прежде всего познание будущего Для фиксирования этой специфики в обществоведении используется понятие \"прогнозирование\" \"Результат прогнозирования отражается понятием\" прогноз \"Прогнозирование - это философская категория для обозначения процесса получения знаний на основе специальных научных методов В отличие от н ього, понятие \"предвидения\" и \"предсказания\" могут касаться получения знаний о будущем не только на базе научных методов, но и на основании опыта, здравого смысла и т.д. Сегодня ученые высказывают мысль о возможности самостоятельной отрасли знаний (науки) под названием \"эвристикаї галузі знань (науки) під назвою "евристика".

Предсказание по гносеологической природе близко к выдвижению гипотезы, но гипотеза - логическая форма знания, которая используется в процессе познания и в прошлом, и современного, и будущего, а предусмотренные ния всегда направлено на будущее или на еще пени доме статистик.

Ничего сверхъестественного в прогнозе нет, хотя это и знание о неизвестном и даже о несуществующем Предсказание как субъективный идеальный процесс имеет объективную основу, находится в закономерной связи мы ину * лого, настоящего и будущего Будущее коренится в современном в виде причины, порождает следствие как ряд возможностей Эти возможности при определенных условиях обязательно превращаются в действительность в виде конкретных количественных и структурных изменений в явлениях и процессах современного, которые неизбежно приводят к появлению нового качества в будущем, и т.д. и. ін.

Субъективная основа предсказания заключается в способности человеческого сознания к опережающего отражения реальности на основе выявления закономерных тенденций, направленных от прошлого через совре асне к будущему и подтверждаются практикой Осуществить ЦС опережающее отражение очень трудно, но часто теория и практика этого вимагають.

Осознание объективной и субъективной основ предсказания позволяет выделять его среди предсказаний религиозных мистиков, астрологов и гадалок, пророчества которых ошибочно относят к пре ения Там, где практика не достигла уверенной регулярности подтверждения фактов, а наука еще не может давать объяснения неизвестным событиям и явлениям, всегда есть место магии, пара нормальных подходов т.д. В связи с тем, что природа неисчерпаема, наука и практика должны всегда ограниченные возможности Итак, человечество часто будет сталкиваться с иррационально-мистическими, магическими и религиозными представлениями о с евіт.

В философии есть разные основания для классификации предсказаний зависимости от сфер человеческой деятельности и объекта познания различают экономическое, политическое, социальное, демографическое, экологическое и другие виды пе ередбачень.

По способу, глубиной и точностью предсказаний различают эмпирическое и научное предвидение

Эмпирическое предсказание основывается на повседневном опыте и интуиции, па непосредственных наблюдениях за повторением тех или иных событий в природе и обществе В первоначальной форме оно было уже в простых трудовых операциях первобытного человека Долгое время этот вид предсказания был единственным В современных условиях эмпирическое предусмотренным не потеряло значения, однако ведущую роль все больше приобретает научное предусмотренномння.

Научное предвидение осуществляется в рамках науки или С ее помощью и опирается на познание закономерностей текущих процессов Оно имеет высшее достоверность прогнозов В процессе научного предвидения в ослиджуються причины возникновения и условия наблюдения определенных явлений и событий, а также пути и средства достижения поставленной цели Научное предвидение является одной из сторон теоретического познанияня!

подчиняется его законам Специфика его в том, что оно масс четкую направленность во времени, т.е. связано с исследованием только будущего

Как соотносятся эмпирическое и научное предвидение? предметов и вещей, а в процессе научного предвидения прежде познается сущность будущих явлений и событий При эмпирического предсказания предмет или явление изучаются с целью выявления его конкретн их признаков, в научном предвидении объект исследуется как целостная структурра.

Если эмпирическое предсказания по природе всегда активное, то научное может быть активным или пассивным

Пассивным является научное предвидение, которое не предполагает вмешательства человека в исследуемый процесс Boнo касается объектов, на которые люди еще не научились влиять или эти их действия не влекут существенного вли См.у.

Научное предвидение в общественной жизни всегда активное, потому что одного познания недостаточно для покорения общественных сил закону Для этого прежде всего необходимы общественные действия

Теоретическими основами обоснования научного предвидения является положение диалектической философии о объективный и закономерный характер развития и познания мира Развитие в природе и обществе хо уваеться соответствии с объективными, т.е. независимых от воли и сознания людей, законов Закономерные связи - необходимые, существенные, устойчивые и такие, за которых повторяются отношения между предметами и я вищамы Однако их повторения следует понимать диалектическично.

абсолютной повторяемости не бывает, даже в одно время, в одной сфере человеческой деятельности и по более-менее одинаковых условиях события происходят по-разному Кроме того, не могут полностью повторяться в будущем тньому события и явления прошлого Причин здесь может быть множество и к тому же разнообразнымиих.

Законы развития природы и общества не только объективные, но и общие Всеобщность их не означает, что они оказываются везде одинаково В природе законы действуют стихийно, независимо от воли и желания чел дей, в обществе - только через деятельность людей На процессы общественной жизни во многом влияют не только объективные, но и субъективные факторы Мнения различных классов, слоев людей, партий и даже отдельных личностей оставляют свой отпечаток в исторических событиях Поэтому и результаты часто не такие, на которые люди розраховуютвують.

Законы общественной жизни имеют статичный характер Они раскрываются через массу явлений на протяжении определенного времени, и по этой причине свидетельствуют лишь об основном направлении, тенденцию развития общества Динамические и законы, действующие в природе, оказываются небольшими отклонениями в каждом конкретном случае Знание объективных законов и делает возможным предсказание в природе и обществтві.

Специфика действия объективных законов в природе и обществе предопределяет различие характера предвидения в этих сферах реальности Предвидение в природе осуществляется точнее, чем в общественной жизни Вели икий русский ученый ДИ Менделеев на основании открытого им периодического закона химических элементов предсказал существование и даже ряд свойств некоторых элементов (галлия, германия, скандия и др.), которые были открыты позже В общественной жизни предсказания не может быть таким точным, оно способно установить лишь основные тенденции тех или иных процессеоцесів.

Наряду с законами важным средством научного предвидения есть категории философии Например \"категории причины и следствия указывают на органическую связь и временную последовательность событий и явлений: причина завж жди опережает следствие, а следствие наступает после причины причинно-следственная связь выражает также необходимость осуществления событий Если есть причина, то при определенных условиях следствие наступит обязательно Итак для предсказания любой якогo явления необходимо знать причины, его породжуютують.

В процессе предсказания решается много различных по масштабу и сложности проблем Логическую структуру научного предвидения можно представить так:

• определение проблемы предсказания;

• прогнозирование (выдвижение прогнозов относительно решения конкретных задач в рамках общей проблемы предсказания);

• составление плана прогностической деятельности на основе прогнозов;

• обоснование истинности, достоверности прогнозов и подтверждения их практикой, насколько это возможно

Следовательно, прогнозирование решает узкие задачи научно-теоретического и практического характера, чем предсказания Прогнозирование является составной научного предвидения Его цель заключается в определении перспективных х, возможных данных о возможных направления и тенденции развития явления, которое интересует исследователька.

По времени опережения прогнозы делятся на краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (10 лет) и долгосрочные (более 10 лет) Диапазон опережение зависит от многих факторов: выходной их данных, методологических основ и характера методики, степени сложности процесса, анализируется, и т др. Чем больше срок опережение, тем ценнее прочих равных условиях будет прогноноз.

Результат прогноза может включать ожидаемое явление или полностью, или частично Это называют полнотой прогнозирования, согласно которой прогнозы разделяют на частные и общие, проблемные и комплексные

В процессе прогнозирования используют различные методы их можно объединить в несколько основных групп

Экстраполяционные методы опираются на эмпирически зафиксированы законы, есть объективные, устойчивые явления, повторяющиеся Эмпирическое знание не может быть добыто и, конечно, использовано для реализации прог гностических выводов без наличия определенной теории или ее фрагментев.

С позиции прогнозирования использования любого теоретического закона возможно лишь при условии выяснения обстоятельств, сопровождающих его реализацию, т.е. при наличии набора эмпирических данных Обьсктивпо с различие между теоретическим и эмпирическим знанием, что дает возможность использовать его как критерий классификации методов прогнозированияя.

Широко в прогнозировании применяется интуиция В этом виде научной деятельности она проявляется как способность человека мысленно охватить существующее еще до получения результатов его исследования

простым методом прогнозирования является экстраполяция, основанная на интуитивной уверенности в том, что направление, тенденции развития будут постоянными, неизменными на период прогнозирования, но необходимо учи аховуваты, что экстраполяция настолько отражает устойчивость и повторяемость явлений и процессов, насколько ее элементы содержатся в содержании других методов прогнозирования.

В основе методов моделирования и аналог ^ лежит как эмпирическое, так и теоретическое знание Модель - это, как правило, или какой-то фрагмент теории, или определенный, достаточно изученный объект Отношение аналогии (под дибности) между оригиналом и моделью устанавливаются с помощью гипотезы, которая имеет определенную вероятностьть.

Модельные методы прогнозирования характеризуются большим разнообразием форм Среди них выделяют два основных метода моделирования социальных процессов:

1) модельный эксперимент, основанный на анализе опыта развития ограниченной социальной системы;

2) информационное (компьютерное) моделирование

Историческая аналогия как метод масс ограниченное применение к предвидению будущего

Логические методы прогнозирования также крайне разнообразны Основными из них является определение теоретически возможных пределов развития социальных систем и сценариев будущего

Прогнозирование, основанное на мнениях экспертов, или экспертная оценка перспектив реального исторического развития, предусматривает использование нескольких групп методов К ним, как правило, относятся:

1) индивидуальное интуитивное прогнозирования;

2) консенсус (группа вырабатывает общую позицию по конкретному вопросу о будущем);

3) \"мозговая атака\", или брейнсторминг (используется и как средство решения проблем, и как метод прогнозирования, особенно когда необходимо рассмотреть все возможные ситуации в будущем);

4) метод Дельфи, основанной на последовательном опросе экспертов, во время которого каждый из них знакомят с мнениями других экспертов В результате проведения цикла опросов определяется подавляющее ду УМКа.

Последняя группа методов широко используется в прогнозировании, им уделяют большое внимание исследователи

Выделяют также типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические и меры Если, например, поисковый исследовательский прогноз опирается на объективные возможности, то нормативный - па п потребности, стремления, ценностные ориентации субъекта.

Аналитические прогнозы, которые получают с помощью методов логического прогнозирования, характеризуются высокой достоверностью и дают представление о системную картину будущего в ее необходимых и существенных свя \"связях прогнозироваться может развитие не только какой-либо отрасли народного хозяйства, вида деятельности или науки, но и всего мира в связи с этим представляют интерес методологические основы предупреждающего о прогноза проектной группы Массачусетского технологического института во главе с доктором Д Медоуззом.

Сегодня, по мнению Д Медоуза, тревогу и страх вызывают следующие основные тенденции мирового развития, как повышенные темпы индустриализации, быстрое увеличение населения, непоправимое истощение ресурсов, обр ростання количества регионов, где люди имеют недостаточное питание, ухудшение состояния окружающей средыя.

Есть мнение, что рост производства опережает рост населения Вывод этот основывается на гипотезе, согласно которой растущая промышленная продукция равномерно распределяется среди всего населения Зе емли самом деле, большая часть мирового роста промышленной продукции приходится па развитые страны, в которых темпы роста населения всегда низкие Расчеты показывают, что в процессе экономического понятен зования увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами (треть населения мира страдает от недоедания) И хотя общий объем сельскохозяйственного производства в мире растет, производство продук тов питания на одного человека в развивающихся странах, едва сохраняется на современном, достаточно низком уровне Возможность повышения их производства зависит от наличия невозобновляемых ресурсов В современных темнел использования природных ресурсов и дальнейшего повышения их абсолютное большинство невозобновляемых ресурсов станет крайне дорогой через сто Роки років.

Основной вывод группы Д Медоуза таков: при сохранении современных темпов экономического и демографического развития в XXI в наступят истощение природных ресурсов, массовая гибель людей от голода, загрязнения днення окружающей среды и т др. Для предотвращения этого необходимо принять меры по ограничению роста населения и дальнейшего развития индустриализации в мировом масштабе К этим выводам можно по-разному ста виться, но, несомненно, над ними стоит задуматьсяитися.

Итак, анализ научного творчества и предвидения свидетельствует об их глубоко индивидуальную и социальную природу; большое значение в их реализации должны профессионализм и талант исследователей, их моральные качества и интуиция, случайности время творчество и предсказания не является таинственными явлениями Приближается разгадка механизма интуиции и случайных факторов Процесс научного познания на уровне индивидов интуиты ный и дискурсивный, в нем сливаются необходимость со случайностью, случайность оказывается доминирующей для \"запуска механизма\" интуиции, вероятный результат дополняется следующей дискурсивность На уровне общества и культуры в целом в этом процессе доминирует необходимость, которая подчиняет случайность Деятельная и социальная природа познания обеспечивают его рациональный характер и закономерный р азвитие согласно логике изменений объективного мирєктивного світу.

Научную творчество в определенных пределах можно направлять ЦС касается как условий выявления индивидуальных способностей исследователя, так и условий социокультурного характера, социально-экономических, политических и общ гальнокультурних предпосылок, которые также подвергаются определенному регулированию Не умаляя роли интуиции и случайности в научном творчестве, ученые ориентируются прежде всего на рациональные способы исследования действующие относительно автономно от той же интуиции, способны давать значительные научные результаты благодаря своей автономии и одновременно подводят процесс познания интуитивным прыжкиів.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)