АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шесть дней

Читайте также:
  1. Верно ли, что шесть голов не хуже двенадцати?
  2. Двадцать шесть
  3. Ее месте появились и зарегистрировались в Парламенте шесть
  4. Тема 14. Концепция «Шесть сигм»
  5. ТЕОРИЯ ЦВЕТА. ШЕСТЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ. СКОРОСТЬ СВЕТА
  6. ТИПЫ ВИДИМЫХ ФОТОНОВ. ШЕСТЬ ЦВЕТОВ, А НЕ СЕМЬ В ОСНОВЕ ВСЕЛЕННОЙ
  7. Шесть парадигм взаимодействия между людьми
  8. Шесть препятствий на пути к успеху
  9. Шесть стадий

§366. - "Глава I. - 1. В начале сотворил Бог небо и землю. - 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. - 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. - 4. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. - 5. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью: и стало так. - 8. И назвал Бог твердь небом, (и увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй.
9. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша). - 10. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями: и увидел Бог, что это хорошо. - 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию её), дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его по роду его на земле. И стало так. - 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его, на земле. И увидел Бог, что это хорошо. - 13. И был вечер, и было утро: день третий.
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов. - 15. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. - 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; - 17. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, - 18. И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. - 19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20. И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной (и стало так). - 21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу перистую по роду её: и увидел Бог, что это хорошо. - 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. - 23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. - 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их: и увидел Бог, что это хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. - 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. - 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землёю), и над всяким животным, пресмыкающимся на земле. - 29. И сказал Бог: вот, Я дам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. - 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду), пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. - 31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.
Глава II.- 1. Так совершены небо и земля и всё воинство их. - 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. - 3. И благословил Бог седьмый день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. - 4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, - 5. И всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; - 6. но пар поднимался с земли, и орошал всё лице земли. - 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою."
§367. После объяснения происхождения и созидания Вселенной, заключающихся в предыдущих главах нашей книги и согласных с данными науки, для матерьяльной стороны, и Спиритизма, для стороны духовной, было бы полезно вникнуть в текст "Книги Бытия" Моисея, чтобы всякий мог делать сравнения и судить на основании точных данных. Несколько дополнительных пояснений будут достаточны для того, чтобы осветить те части, которые нуждаются в особых разъяснениях.
§368. В некоторых пунктах, конечно, "Книга Бытия" замечательно согласуется с научной доктриной; но было бы заблуждением думать, что достаточно заменить шесть дней творения, состоящих из двадцати четырёх часов каждый, шестью неограниченными периодами, чтобы получить полную аналогию; не меньшим заблуждением было бы думать, что за исключением нескольких слов аллегорического смысла, "Книга Бытия" и наука шаг за шагом следуют одна за другой.
§369. Заметим прежде всего, как это было уже сказано (гл.VI, §168), что число шести геологических периодов произвольно, так как насчитывается более двадцати пяти весьма характерных формаций. Это число отмечает лишь самые важнейшие фазы; оно было принято в принципе лишь для того, чтобы возможно ближе подойти к библейскому тексту, в ту эпоху, - кстати, не очень отдалённую, - когда считали долгом контролировать науку библейскими текстами. Вот почему авторы большей части космогонических теорий силились примирить их со священным текстом, чтобы скорее быть принятыми. Когда наука оперлась на экспериментальную методу, она почувствовала себя сильней и эмансипировалась; теперь уже наука контролирует "Библию", а не наоборот.
С другой стороны, геология, точкой отправления которой служит гранитная (архейская) формация, не включает в число своих периодов примитивного состояния Земли. Она не занималась также Солнцем, Луной и звёздами, ни Вселенной в её совокупности, что подлежит астрономии. Чтобы войти в рамки "Книги Бытия", надо прибавить первый период, обнимающий собою тот порядок явлений, который можно было бы назвать периодом космическим.
Кроме того, потопный период не всеми геологами рассматривается как особый период, а скорее как факт переходный, кратковременный, который почти даже не изменил и климатического состояния земного шара и не отметил новой фазы в растительном и животном царствах, так как за немногими исключениями те же периоды находятся до и после потопа. И так можно, не удаляясь от истины, не принимать его в расчёт.
§370. Следующая сравнительная таблица, в которой изложены в кратких словах явления, характеризующие каждый из шести периодов, даёт возможность охватить всё целое и судить об отношениях и различиях, которые существуют между ними и библейской "Книгой Бытия".

"Книга Бытия": 1-й день. Небо и земля. Свет.
Наука: I. Период космический, или астрономический. Скопление всемирной космической материи в одной точке пространства в туманное пятно, давшее начало через сгущение материи в различных пунктах звёздам, Солнцу, Земле, Луне и всем планетам. - Примитивное флюидическое и раскалённое состояние Земли. - Необъятная атмосфера, пропитанная парами всех вод и веществ, способных улетучиваться.

"Книга Бытия": 2-й день. Небесная твердь. - Отделение вод, находящихся над твердью, от тех, которые под твердью.
Наука: II. Первичный период. Отвердевание поверхности земного шара через охлаждение. - Образование гранитных наслоений. Атмосфера сгущённая и раскалённая, непроницаемая для солнечных лучей. - Постепенное сгущение воды и плотных материй, улетученных в воздух. - Отсутствие какой бы то ни было органической жизни.

"Книга Бытия": 3-й день. Воды, находящиеся под твердью, собираются вместе; появляется суша. - Земля и моря. - Растения.
Наука: III. Переходный период. Воды покрывают всю поверхность земного шара. - Первый слой водных осадков. - Атмосфера жаркая и сырая. - Солнечные лучи начинают прорезать туманную атмосферу. - Первые организованные существа самого зачаточного строения. - Лишаи, мхи, папоротники, плавуны, растения травянистые. Колоссальная растительность. Первые морские животные: зоофиты, полипы, ракообразные. - Каменноугольные пласты.

"Книга Бытия": 4-й день. Солнце, луна и звёзды.
Наука: IV. Вторичный период. Слегка бугроватая поверхность земли; воды неглубокие и болотистые. Температура менее раскалённая; атмосфера более чистая. Значительные толщи известняков на дне морей. Менее колоссальная растительность. - Новые породы; деревянистые растения; первые деревья. - Рыбы; большие водяные пресмыкающиеся и амфибии.

"Книга Бытия": 5-й день. Рыбы и птицы.
Наука: V. Третичный период. Сильное поднятие суши; образование континентов. Собрание вод в низких местах; образование морей. - Очищенная атмосфера; температура, приближающаяся к современной. - Гигантские наземные животные. Растения и животные современные. Птицы.

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
"Книга Бытия": 6-й день. Животные. - Человек.
Наука: VI. Период послепотопный, или современный. Наносная земля. - Растения и животные современные. - Человек.

§371. Первое следствие, вытекающее из вышеприведённой сравнительной таблицы, есть то, что творение каждого из шести дней не соответствует в строгой степени, как думают многие, каждому из шести геологических периодов. Наиболее замечательное совпадение заключается в последовательности органических существ и появлении человека последним; это факт очень важный.
Также есть совпадение, хотя и не в цифровом порядке периодов, но по самому существу дела в том месте, где говорится, что в третий день "воды под твердью собрались в одно место и появилась суша". Это выражение того, что произошло в третичном периоде, когда плотная кора, приподнимаясь, открыла континенты и вытесненные сушей воды составили моря. Тогда только и появились сухопутные животные, согласно геологии и согласно Моисею.
§372. Когда Моисей говорит, что Творение было кончено в шесть дней, разумел ли он дни в двадцать четыре часа каждый или же он понимал это слово в смысле периода, продолжительности? Первое предположение вероятнее, если сослаться на самый текст, прежде всего потому, что таков собственный смысл еврейского слова yom, в переводе - "день"; потом подробное обозначение вечера и утра, ограничивающее каждый из шести дней, даёт право предполагать, что он хотел сказать о дне обыкновенном. На этот счёт не остаётся сомнения, когда он говорит в стихе 5: "Он назвал свет днём, а тьму ночью; и был вечер и было утро, день первый". Это очевидно относится только ко дню в двадцать четыре часа, разделённому светом и тьмой. Смысл ещё точнее, когда он говорит в ст. 17 о солнце, луне и звёздах: "И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро, день четвёртый."
К тому же всё в творении было чудесно, а если стать на путь чудес, то легко можно поверить, что Земля сотворена в шесть раз взятые двадцать четыре часа, особенно при незнании первейших законов Природы. Это верование совершенно разделялось всеми культурными народами до того момента, когда геология с фактами в руках пришла показать его невозможность.
§373. Один из тех пунктов "Книги Бытия", который наиболее подвергся критике, это сотворение солнца после света. Его пытались объяснить на основании данных самой геологии, говоря, что в первое время своего образования земная атмосфера была отягчена густыми и непрозрачными парами, не позволявшими видеть Солнца, которое в те времена не существовало для Земли. Это рассуждение было бы допустимо, если бы в ту эпоху были жители, могущие судить о присутствии или отсутствии Солнца; но, по словам самого Моисея, тогда не было ничего, кроме растений, которые однако не могли бы расти и размножаться без влияния солнечного жара.
Очевидно есть анахронизм в порядке творения Солнца, означенном Моисеем; но, намеренно или нет, он не ошибся, сказав, что свет предшествовал Солнцу.
Солнце не есть начало всемирного света, а только концентрация в одном пункте светового элемента, иначе говоря, флюидов, которые в известных случаях приобретают световые свойства. Эти флюиды, как причина, необходимо должны были предшествовать Солнцу, которое есть только следствие. Для того света, который оно распространяет, Солнце есть причина, но по отношению к тому, который оно получило, оно есть следствие.
Свечка, зажжённая в тёмной комнате, есть маленькое солнце. Что сделали для того, чтобы зажечь свечку? Развив осветительные свойства световых флюидов, сосредоточили их в одной точке; свеча есть причина распространённого в комнате света, но если бы световое начало не существовало прежде свечи, она не могла бы быть зажжена.
То же самое и с Солнцем. Заблуждение состоит в ложном понятии, в котором долго пребывали, что вся Вселенная началась одновременно с Землёй; потому и не понимали, что Солнце могло быть создано после света. Теперь известно, что прежде нашего Солнца и нашей Земли существовали миллионы солнц и земель, и, следовательно, пользовались светом. Итак, утверждение Моисея, в принципе, правильно; оно неверно в том, что создаёт Землю прежде Солнца; Земля, подчинённая Солнцу в своём движении, должна бы быть созданной после него. Этого-то и не мог знать Моисей, так как ему неизвестен был закон тяготения.
Та же мысль встречается в "Книге Бытия" древних персов. В первой главе "Зендавесты" Ормузд, повествуя о происхождении мира, говорит: "Я создал свет, который засветил солнце, луну и звёзды." Здесь форма несомненно яснее и научнее, чем у Моисея и не нуждается в комментариях.
§374. Очевидно, Моисей разделял самые примитивные космогонические верования. Как и его современники, он верил в плотность небесного свода и в небесные водные вместилища. Эта мысль выражена без аллегории и двусмысленности в следующем месте (стих 6 и след.): "Бог сказал: "Да будет твердь небесная посреди воды, да разделит она одни воды от других." Бог сотворил твердь небесную, и она отделила воды над твердью от тех, которые были под твердью." (Гл.V, Системы древнего и современного мира, §§143, 144, 145.)
Старинное верование заставило рассматривать воду, как первоначальный производящий элемент; так же Моисей не говорит ничего о создании вод, которые, казалось, уже существовали. "Тьма покрывала бездну", т.е. глубину пространства, которое воображение смутно представляло себе заполненным водами и во тьме, бывшей до создания света; вот почему Моисей говорит: "Дух Божий носился над водами." Если, как думали, земля была сотворена среди вод, то надо было её отделить; таким образом предположили, что Бог сотворил небесную твердь или плотный свод, который отделил небесные воды от земных.
Чтобы понять некоторые части "Книги Бытия", необходимо перенестись на точку зрения космогонических идей того времени, которых она служит отражением.
§375. Со времён успехов физики и астрономии подобная доктрина не может быть поддержана.1 Тем не менее Моисей приписывает эти слова Самому Богу; а так как они явно означают неверный факт, что-нибудь одно из двух: или Бог ошибся в повествовании, которое Моисей приписывает Ему, или это повествование не есть откровение Божие. Так как нельзя принять первого предположения, то следует заключить, что Моисей выражал свои собственные мысли. (Гл.I, §3.)
§376. Моисей ближе к правде, когда говорит, что Бог сотворил человека из земли.2 Наука показывает нам в самом деле (гл.X), что тело человека состоит из элементов, взятых из неорганической материи, иначе говоря, из земли.
Жена, созданная из ребра Адама, есть аллегория, пустая повидимому, если её понимать буквально, но глубокая по смыслу. Она имеет целью показать, что природа женщины и мужчины одинакова, что она, следовательно, равная ему перед Богом, а не особенное творение, созданное для порабощения. Вышедший из его собственного тела образ равенства поражает гораздо более, чем из той же земли; он говорит человеку, что жена равна ему, а не раба, что он должен любить её, как часть самого себя.
§377. Для некультурных умов, не имеющих никакого понятия о важнейших законах, умов, неспособных охватить целое и понять бесконечность, это чудесное и моментальное творение имело что-то фантастическое, поражающее воображение. Картина Вселенной, в несколько дней вызванной из ничего, одним актом творческой воли, была для них знаком величайшего могущества Божия. В самом деле, может ли быть более высокое и поэтическое изображение могущества, как эти слова: "Бог сказал: да будет свет! И стал свет." Бог, создающий Вселенную медленным и постепенным выполнением законов Природы, показался бы им менее великим и могущественным; им надо было что-нибудь чудесное, выходящее из обыкновенных путей, иначе они сказали бы, что Бог не искуснее людей. Они остались бы холодны и равнодушны к теории сотворения мира научной и подтверждённой доказательствами.
Не станем же отбрасывать "Книгу Бытия"; станем, напротив, изучать её, как изучают историю детства народов. Это эпопея, богатая аллегориями, скрытый смысл которых надо искать, которые надо комментировать и объяснять при свете разума и науки. Выставляя всю её поэтическую красоту, все её поучения, скрытые под завесой образных форм, надо напрямик объяснять её заблуждения в интересах самой религии. Её ещё больше будут почитать, когда эти заблуждения не будут предписываться вере, как истины, и Бог предстанет в ещё большем величии и могуществе, когда имя Его не будут примешивать к вымыслам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)